Синонимы
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Подвести  к понятию «слова-синонимы»; создать условия для формирования умения подбирать синонимы к предложенным словам, находить синонимы в тексте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinonimy.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: 

Тип урока:   урок формирования новых знаний.

Цели: подвести  к понятию «слова-синонимы»; создать условия для

формирования умения подбирать синонимы к предложенным словам, находить синонимы в тексте.
Задачи:  формировать умение правильно и эффективно употреблять

синонимы в устной и письменной речи;  закреплять умение различать омонимы и многозначные слова;  стимулировать речевую и мыслительную деятельность учащихся; развивать чувство языка на основе работы с синонимами;    воспитывать интерес к русскому языку; создавать условия для положительной мотивации к учебной деятельности.  

Формируемые УУД

Личностные:  осознание алгоритма учебного действия.

Регулятивные:  умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.  

Познавательные:  освоение умения находить синонимы в тексте.

Коммуникативные:  формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.

Оборудование: словарь синонимов, задания для тестовой  

                                              работы, портрет О.Н.Трубачева.

 Учитель:   

 

 Проведено:   08.10.2018

   Методист: __________  /И.Д.Игонина/

                             

 Волгоград

Ход урока

  1. Организационный момент.

— Сегодня на уроке русского языка  предстоит серьезная и непростая работа.  Мы с вами окунемся в удивительный мир  слов. Перед началом работы проверим свое настроение и постараемся создать положительное отношение к предстоящей работе.

 

  1. Повторение изученного материала. Актуализация знаний.

Проведем разминку «Мозговой штурм»:

1. Какая гласная всегда стоит под ударением?

2. Как цаплю превратить в каплю?

2. Что такое грамматическая основа предложения?

3. Из чего состоит предложение?

4. Какими могут быть слова по своему значению? Как они называются?

Проведем словарную работу:

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз).

 - Составьте со словом предложение. Запишите,  подчеркните основу предложения.

3. Постановка учебной задачи.

К доске вызывается ученик. Просим его улыбнуться.

— Какое у него выражение лица? Запишите по одному слову.

— Как же так получилось, что выражение лица одно, а слов — много?

(Потому что эти слова  близки по смыслу).

- Итак, определим тему урока.

— Какие же задачи поставим перед собой?

 

  1. Решение учебной задачи.

Предлагаю два текста (на доске).

— Поработайте в парах над вопросами: «Чем отличаются тексты? Какой текст

интереснее и почему?»

«С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки».

«С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки».

- Выпишите только те слова, которыми эти тексты различаются. Измените, если нужно, форму слова так, чтобы слова отвечали на вопрос (кто?).

Малыши, дети, детвора.

- Допишите слово, которое чаще всего употребляется во втором тексте.   Ребята.

- Что вы можете сказать об этих словах? (Слова близкие по значению.)

- Где встречаются слова, близкие по смыслу?  А для чего они нужны?

- Теперь надо узнать, как они называются.

Синонимы — от греческого «одноименный». Как назвать ряды слов-синонимов, которые мы записывали? (Синонимические ряды.)

— Русский язык очень богат синонимами, многозначными словами.

Существуют целые словари таких слов. Представляю вам «Словарь синонимов».

- Откройте учебники (стр.40), прочитайте рубрики “Тайны языка”, “Путешествие в прошлое”.

- О чём вы узнали? Как называется тема урока? (Синонимы.)

5. Наблюдение за значением слов-синонимов с опорой на рисунки. Работа в группах.

- Прочитайте задание. Упр. № 1, стр. 40.

- Рассмотрите    рисунки. Подберите к каждому рисунку подписи, используйте слова-синонимы. Что объединяет эти слова и чем они различаются?  

 6.  Физминутка.  

7.  Наблюдение за значением слов-синонимов при сочетании с другими словами. Самостоятельная письменная работа.

Упр. № 2, стр. 41.

- Как называются слова, записанные в скобках? Что значит изменить форму слова?

 8. Выполнение задания в тестовой форме.

1. Отметь галочкой, как лучше всего назвать учеников 2-3 классов.

дети
ребята
малыши

2. Отметь галочкой синоним к слову друг.

ученик
сосед
приятель

3. Отметь галочкой синоним к слову одежда.

пальто
наряд
ткань

4. Отметь галочкой синоним к слову дом.

здание
театр
кухня

Проверка.

9. Игра «Найди синонимы».  

 К заданным словам  нужно подобрать синонимы.  

огонь  

пламя

задира

забияка, драчун

смелый

храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный

друг

приятель, товарищ

прыгать

скакать

алфавит      

азбука

бросать  

 кидать

10. Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Как вы думаете, для чего вам нужно изучать эту тему?

11. Домашнее  задание: правило (стр. 40-41).

 

            

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Разнородные синонимы"

Дополнительный материал к урокам русского языка или внеклассным мероприятиям по предмету по теме "Род имён существительных"....

Урок "Синонимы и антонимы".

Расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений....

Система упражнений по работе с синонимами

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....

Урок по русскому языку «Слова со сходными значениями. Синонимы.» 2 класс (ПНШ)

Урок с презентацией по русскому языку. Программа "Перспективная Начальная Школа".Цели урока:Познакомить детей с синонимами, показать их роль  и значение в нашей речи; формировать умение находить ...

Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",

Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к  выполнению...