Синонимы
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Подвести к понятию «слова-синонимы»; создать условия для формирования умения подбирать синонимы к предложенным словам, находить синонимы в тексте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinonimy.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цели: подвести к понятию «слова-синонимы»; создать условия для
формирования умения подбирать синонимы к предложенным словам, находить синонимы в тексте.
Задачи: формировать умение правильно и эффективно употреблять
синонимы в устной и письменной речи; закреплять умение различать омонимы и многозначные слова; стимулировать речевую и мыслительную деятельность учащихся; развивать чувство языка на основе работы с синонимами; воспитывать интерес к русскому языку; создавать условия для положительной мотивации к учебной деятельности.
Формируемые УУД
Личностные: осознание алгоритма учебного действия.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.
Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте.
Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.
Оборудование: словарь синонимов, задания для тестовой
работы, портрет О.Н.Трубачева.
Учитель:
Проведено: 08.10.2018
Методист: __________ /И.Д.Игонина/
Волгоград
Ход урока
- Организационный момент.
— Сегодня на уроке русского языка предстоит серьезная и непростая работа. Мы с вами окунемся в удивительный мир слов. Перед началом работы проверим свое настроение и постараемся создать положительное отношение к предстоящей работе.
- Повторение изученного материала. Актуализация знаний.
Проведем разминку «Мозговой штурм»:
1. Какая гласная всегда стоит под ударением?
2. Как цаплю превратить в каплю?
2. Что такое грамматическая основа предложения?
3. Из чего состоит предложение?
4. Какими могут быть слова по своему значению? Как они называются?
Проведем словарную работу:
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз).
- Составьте со словом предложение. Запишите, подчеркните основу предложения.
3. Постановка учебной задачи.
К доске вызывается ученик. Просим его улыбнуться.
— Какое у него выражение лица? Запишите по одному слову.
— Как же так получилось, что выражение лица одно, а слов — много?
(Потому что эти слова близки по смыслу).
- Итак, определим тему урока.
— Какие же задачи поставим перед собой?
- Решение учебной задачи.
Предлагаю два текста (на доске).
— Поработайте в парах над вопросами: «Чем отличаются тексты? Какой текст
интереснее и почему?»
«С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки».
«С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки».
- Выпишите только те слова, которыми эти тексты различаются. Измените, если нужно, форму слова так, чтобы слова отвечали на вопрос (кто?).
Малыши, дети, детвора.
- Допишите слово, которое чаще всего употребляется во втором тексте. Ребята.
- Что вы можете сказать об этих словах? (Слова близкие по значению.)
- Где встречаются слова, близкие по смыслу? А для чего они нужны?
- Теперь надо узнать, как они называются.
Синонимы — от греческого «одноименный». Как назвать ряды слов-синонимов, которые мы записывали? (Синонимические ряды.)
— Русский язык очень богат синонимами, многозначными словами.
Существуют целые словари таких слов. Представляю вам «Словарь синонимов».
- Откройте учебники (стр.40), прочитайте рубрики “Тайны языка”, “Путешествие в прошлое”.
- О чём вы узнали? Как называется тема урока? (Синонимы.)
5. Наблюдение за значением слов-синонимов с опорой на рисунки. Работа в группах.
- Прочитайте задание. Упр. № 1, стр. 40.
- Рассмотрите рисунки. Подберите к каждому рисунку подписи, используйте слова-синонимы. Что объединяет эти слова и чем они различаются?
6. Физминутка.
7. Наблюдение за значением слов-синонимов при сочетании с другими словами. Самостоятельная письменная работа.
Упр. № 2, стр. 41.
- Как называются слова, записанные в скобках? Что значит изменить форму слова?
8. Выполнение задания в тестовой форме.
1. Отметь галочкой, как лучше всего назвать учеников 2-3 классов.
дети
ребята
малыши
2. Отметь галочкой синоним к слову друг.
ученик
сосед
приятель
3. Отметь галочкой синоним к слову одежда.
пальто
наряд
ткань
4. Отметь галочкой синоним к слову дом.
здание
театр
кухня
Проверка.
9. Игра «Найди синонимы».
К заданным словам нужно подобрать синонимы.
огонь | пламя |
задира | забияка, драчун |
смелый | храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный |
друг | приятель, товарищ |
прыгать | скакать |
алфавит | азбука |
бросать | кидать |
10. Подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как вы думаете, для чего вам нужно изучать эту тему?
11. Домашнее задание: правило (стр. 40-41).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина "Разнородные синонимы"
Дополнительный материал к урокам русского языка или внеклассным мероприятиям по предмету по теме "Род имён существительных"....
Урок "Синонимы и антонимы".
Расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений....
Система упражнений по работе с синонимами
Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....
Урок по русскому языку «Слова со сходными значениями. Синонимы.» 2 класс (ПНШ)
Урок с презентацией по русскому языку. Программа "Перспективная Начальная Школа".Цели урока:Познакомить детей с синонимами, показать их роль и значение в нашей речи; формировать умение находить ...
Использование различных методов и приемов в работе над синонимами при формировании связной устной речи учащихся"
Использовать различные методы и приемы...
Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",
Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к выполнению...
Проект по русскому языку "Синонимы и антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов"
Проект урокам по русскому языку для 2 класса...