Конспект урока русского языка для 2 класса "Слова-синонимы"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
В этом конспекте я знакомлю детей со словами-синонимами, развиваю речь уч-ся,обогащаю их словарный запас, формирую умения составлять предложения и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_slova-sinonimy.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по УМК «Школа 21 век»
Русский язык 2 класс
Учитель начальных классов Н. А. Бирюлева
Тема урока: «Слова – синонимы».
Цели и задачи: - познакомить детей со словами – синонимами;
- развивать речь учащихся;
- обогащать словарный запас;
- формировать умение составлять предложения;
- воспитывать чувство любви к родному языку и родной природе на материале художественных произведений;
- воспитывать бережное отношение к природе.
- Организационное начало урока.
У нас в классе сегодня гости. Поздоровайтесь. Давайте настроимся на работу, улыбнемся друг другу.
На уроке русского языка мы продолжим красиво писать, будем думать, рассуждать, повторим изученный материал и познакомимся с новыми очень интересными словами.
- Чистописание.
синонимы (обертывание буквы)
Внимание на доску. Скажите, какое слово я написала. (синонимы)
На уроках чтения у нас встречались такие слова. Кто знает, что такое синонимы?
(Синонимы – это …)
(В руках учителя карточка, на которой написано: СИНОНИМЫ)
- Прочитайте ещё раз это слово про себя. Назовите 1-ый, 2-ой …слоги.
- Назовите ударный слог.
- А теперь давайте вслух, по слогам прочитаем это слово.
Тема нашего урока: «Слова – синонимы» (карточка крепится на доске)
- Взяли ручки с зеленой пастой. Перед тем, как вы напишите это слово, скажите, на что надо обратить внимание при выполнении задания. ( На высоту букв, на расстояние между элементами и между буквами, на верхнее и нижнее соединения)
- Напишите слово четко, ровно, без помарок.
- Объяснение нового материала.
1. Перед тем, как говорить о новых очень интересных словах, попрощаемся со старыми нашими знакомыми словами – близнецами.
(На доске картинки с изображением ключей. Учитель читает стихотворение)
Потеряла Алёнушка ключ,
На опушке искала – не видно.
Вдруг журчащий увидела ключ.
Да не этот ей нужен, как видно.
Много разных есть ключей:
Ключ родник среди камней,
Ключ скрипичный завитой,
И обычный ключ дверной.
- О чём это стихотворение? О каких ключах говорится в стихотворении?
(Ключ дверной для запирания и отпирания замка.
Ключ скрипичный – знак в начале нотной строки.
Ключ, вытекающий из земли.
Можно спросить, какие ещё значения имеет слово «ключ»?)
- Как же называются слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение? (Омонимы)
(Оставляем на доске картинку с изображением родника)
- Как же по-другому можно назвать ключ, где реки берут свое начало, место, где можно напиться человеку или животному? (Родник, источник)
Скажи «родник» -
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
- Разные слова «ключ» , «родник» называют одно и то же: водный источник, который течет из глубины земли.
- Как называются слова, которые имеют одинаковое лексическое значение, но произносятся по-разному. (Слова-синонимы)
(На доске открывается запись: Р…ДНИК И…ТОЧНИК КЛЮЧ)
- Напишите на следующую строчку слова, вставьте пропущенные буквы.
- Проверим! Какое слово лишнее? Почему? (Ключ, т.к. нет правила на безударную гласную)
- Давайте определим, в какой части слова находится безударная гласная в двух других словах, и объясним их написание?
(Родник – безударная гласная в корне слова, словарное слово;
источник – безударная гласная в приставке, глухая с глухой, безударная гласная в суффиксе)
- С точки зрения фонетики, что объединяет все эти слова.
(Количество букв и звуков совпадает)
- С точки зрения морфологии, что объединяет все эти слова?
(Это имена существительные мужского рода, стоят в единственном числе, неодушевлённые, нарицательные)
- Значит, слова-синонимы могут обозначать предметы, являться именами существительными. С одним из этих слов придумайте словосочетание.
(Источник в лесу…)
- Напишите словосочетание на следующую строчку, крестиком укажите главное слово.
2. Запишите слова в два столбика. В первый столбик слова с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением; во второй – слова с безударной гласной, которую можно проверить ударением.
Слова: громадный, пахучий, забавный, большой, дозорный, ароматный, сторожевой, забавный, смешной, морозный, холодный.
(В тетради у детей:
Громадный пахучий
забавный большой
дозорный сторожевой ( -ив- -ев- повтор)
ароматный смешной
морозный холодный
В словах выделены приставки и корни)
- Проверим! Прочитайте слова, которые вы записали в первый столбик. Назовите безударную гласную, определите, в какой части слова она находится.
-Как называются слова, безударную гласную в которых мы проверить не можем? (словарные)
- Прочитайте слова второго столбика. Назовите безударную гласную. Определите, в какой части слова она находится, подберите проверочное слово. (Проверка)
- Обратите внимание на словообразование.
Какое слово лишнее? (Большой)
Почему?
(Все остальные слова образованы суффиксальным способом)
- А теперь к словам левого столбика подберите близкие по смыслу слова из правого столбика. Возьмите простой карандаш и соедините два слова стрелочкой.
(Выполняют работу)
- Как называются слова близкие или одинаковые по значению, но разные по написанию.
(Слова – синонимы)
- Какой части речи эти слова?
(Имена прилагательные)
- Значит, слова-синонимы могут обозначать признак предмета и являться именами прилагательными.
- Прочитайте пары слов. Дополните каждую пару. Давайте синонимы к словам морозный, холодный запишем в тетрадь.
(В тетради и на доске появляется запись: студеный, ледяной, мерзлый, суровый…
Можно написать слова в порядке возрастания признака.)
- Придумайте предложение со словосочетанием, которое мы написали и одним из прилагательных.
(На доске и в тетрадях дети пишут предложение и разбирают его.
Предложение: В лесу из глубины земли бьёт холодный источник. В словах выделены орфограммы – безударные гласные, обозначены части слова, в которых находятся эти орфограммы; подчеркнута грамматическая основа, обозначены части речи)
- Каким близким по значению словом можно заменить слово «холодный»? (студеный)
Прочитайте новое предложение.
3. А сейчас внимание на доску. (На доске запись)
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой,
Бьёт из камней родник студеный.
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами,
Стеклом расплавленным бежит.
( И.Бунин)
- Прочитайте про себя то, что написано на доске. Приготовьтесь прочитать вслух.
- Что вы прочитали? (Текст)
Докажите. (…)
- Всё ли в тексте понятно?
Вода чистая, прозрачная, похожа на расплавленное стекло. Как вы понимаете это предложение? (…)
- Подберите синоним к слову «хрустальная» (Прозрачная)
- Какова тема текста? О чем говорится в тексте? (В тексте говорится о роднике)
Как можно озаглавить этот текст? (Родник)
И.Бунин так и озаглавил стихотворение - «Родник».
- Каждый текст имеет идею – главную мысль, ради которой создаётся произведение. Какая идея этого текста?
(Бунин показал нам движение родниковой воды….)
- Какие слова использовал для этого? (слова-синонимы)
Прочитайте этот текст ещё раз вслух. Найдите в нем слова-синонимы, слова, передающие движение воды.
(На доске появляются карточки со словами: БЬЁТ, КИПИТ, ИГРАЕТ, СПЕШИТ, КРУТИТСЯ, БЕЖИТ).
-Какой частью речи являются эти слова-синонимы? ( Глаголами)
Значит, слова-синонимы могут быть не только именами существительными, именами прилагательными, но и глаголами.
- С новой строчки, с большой буквы напишем слова-синонимы из текста и продолжим синонимический ряд.
«Бьёт из камней» - как по-другому можно сказать?
(Течет, струится, льётся, хлещет)
- Какое из этих слов больше подходит к нашему стихотворению? (Хлещет)
Аналогично:
Кипит – бурлит, клокочет
Играет – резвится
Спешит – торопится
Крутится – вращается, кружится
Бежит – мчится, несется
- Какой характер должен иметь родник, чтобы совершать такие действия?
( Бурный, импульсивный, беспокойный, бушующий, шумный, задорный)
Родник – это символ России, сердце нашей родины.
- Как вы думаете, зачем человеку необходимо знать, как можно больше слов-синонимов?
3. Закрепление.
- Вспомните, о чем мы говорили сегодня на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Какие слова называют синонимами?
4. Организационный конец урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....
План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"
конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...