Конспект урока по русскому языку на тему "Форма слова. Окончание" 2 класс, УМК "ПНШ"
план-конспект урока по русскому языку
Цели деятельности учителя: ввести понятие «форма слова»; учить сравнивать формы одного и того же слова, научить выделять окончания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_na_temu_forma_slova._okonchanie_2_klass.docx | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 14.09.18 г. Школа: № 95 Класс: 2-8 Кабинет: № 203 | Учитель: Сорокина Г.Ю. Студент: 43 группы Занкина Наталья Методист: Кондратьева И.И. |
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема «Форма слова. Окончание.»
Цели деятельности учителя: ввести понятие «форма слова»; учить сравнивать формы одного и того же слова, научить выделять окончания.
Планируемые результаты
Предметные:
- Уметь выделять окончание.
- Уметь сравнивать формы одного и того же слова.
Личностные:
- Учиться формировать собственное мнение.
- Учиться уважительно относиться к мнению одноклассников.
- Формировать способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм; учиться взаимодействовать в парах, группе.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: УМК «ПНШ» Н.А. Чуракова, 2 класс, 1 часть, презентация, раздаточный материал
Челябинск, 2018
Этапы урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
1. Этап самоопределения к деятельности Словесный – слово учителя | 1 мин. | - Здравствуйте, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением. Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? - Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. | Л: самоопределение | |
2.Актуализация знаний и мотивация Словесный - беседа | 4 мин. | - Итак ребята, давайте вспомним, о чем вы говорили на предыдущих уроках. - Какие слова называют главными в предложении? - Какие слова называют неглавными? - Почему слова в предложении могут стоять в разном порядке? - Давайте мы в этом убедимся. Прочитайте предложение, которые вы видите на экране. Мы вчера были в театре - Я буду задавать вопросы, а вы будете на него отвечать. - Кто вчера был в театре? - Когда мы были в театре? - Где мы были вчера? - Слова поменялись? А что изменилось? - Итак ребята, сегодня мы с вами посмотрим какими ещё способом может меняться смысл предложения. | - Главными словами в предложении называют основу. (подлежащее, сказуемое и тд.) - Неглавными словами называют второстепенные члены предложения. - С помощью порядка слов уточняется смысл предложения. Нет. Изменился порядок слов. | К: обосновывают высказанное суждение, слушают друг друга, строят речевые высказывания. |
3.Постановка учебной задачи Словесный - беседа | 5 мин. | - Ребята, перед вами на слайде два предложения. (предложения на сайде) (Ела кошка колбасу. Ела кошку колбаса) - Открываем тетради, записываем число, классная работа. А теперь записываем эти два предложения. - В них разный смысл? - Чем они отличаются? Докажите. (подчеркивают главные слова) - В этих предложениях разный порядок слов? - Значит с помощью чего смысл изменился? - Почему же в предложениях разный смысл? - Чем различаются слова в предложениях? - Итак, тема нашего урока «Форма слова. Окончание.». - Какие цели вы поставите себе на этот урок? | - Да. - Они отличаются главными словами. - В этих предложениях одинаковый порядок слов. - Они различаются разной формой слов. - Научиться сравнивать формы одного и того же слова и научиться выделять окончание. | Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей К: формулирование и аргументация своего мнения; умение четко выражать свои мысли Р: целеполагание. |
4.Открытие нового знания Словесный – беседа | 8 мин. | - Ребята, откройте учебник на странице 23 и найдите две схемы
- Давайте рассмотрим схемы предложений. Какая схема к какому предложению относится? - Сравним пары слов кошка-кошку, колбаса-колбасу. Чем эти слова отличаются друг от друга? - Правильно, это формы одного слова, но они отличаются окончанием. - Какое слово из двух в предложениях является главным – первое или второе? - Правильно, ребята. А теперь запишите к себе в тетрадь обе пары слов. Затем подчеркните ту часть слов, которой различаются слова в парах. Которая меняется. - Ребята, как вы думаете как называется эта часть слова? - Правильно ребята. Изменяемая часть слова - это его окончание (термин на слайде) - Значит формы слова образуется при помощи окончания. - Итак, какие два способа изменения смысла предложения мы знаем? | Высказывают предположения - Они отличаются окончанием. - Первое Кошка-кошку Колбаса-колбасу - Изменяемая часть слова называется окончанием.
| |
Физминутка | 2 мин. | Ребята, вы, наверное, устали. Давайте встанем и разомнемся. (видео) | ||
5.Первичное закрепление во внешней речи Практический – работа с учебником | 5 мин. | - Теперь ребята откройте учебники на странице 24 и рассмотрите рисунок. На этой картинке найдите формочки с песком. - Ребята, во всех этих формочках один и тот же речной песок, но в разной посуде он принимает разную форму. - У слов тоже бывают разные формы. Одно и тоже слово (например, колбаса) может меняться по числам (колбаса, колбасы) и по команде вопросов (например: колбаса – нет колбасы. Ем колбасу). Это будут разные формы одного и того же слова колбаса. | Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей. | |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой Практический - вставление пропусков | 5 мин. | - Сейчас вы поработаете в парах. У вас на столах лежат карточки с заданием. Ваша задача изменить форму слова ЛИСА и выделить окончание. На это задание у вас есть 3 минуты. Измените форму слова ЛИСА хвост … увидел … подкрался к… охотился за … рассказ о … - Итак, время вышло. Возьмите в руки простой карандаш и проверьте свою работу с эталоном. (ответы на слайде) - Если ваш ответ не совпал с образцом поставьте «-». - А если совпал поставьте «+». - Итак ребята, делаем вывод. Что такое формы слова?/ Как называется изменение формы слова? | лисы лису лисе лисой лисе - Это изменение одного и того же слова. | Р: коррекция. |
7.Включение в систему знаний Словесный – беседа Практический – работа с предложениями | 7 мин. | - Итак ребята, сегодня на уроке вы узнали, что бывают разные формы одного и того же слова. - Посмотрите на экран и прочитайте предложения. В них пропущены слова, ваша задача вставить их. Делаем устно. 1. Роса – утра краса. 2. Без ….. и трава не растёт. 3. Земля пьёт воду, а трава …….. 4. Утром лес …… умывается. -Что изменилось в слове РОСА? Роса, без росы, росу, росой - Верно ребята, вы совершенно правы. - А как называется изменение слова роса? | 1. Роса – утра краса. 2. Без росы и трава не растёт. 3. Земля пьёт воду, а трава росу. 4. Утром лес росой умывается. - В слове роса изменилось окончание. - Изменение формы слова. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Л: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей. |
8.Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный - беседа | 2 мин. | - Итак ребята, какую цель мы ставили в начале урока? - Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Ваша задача дома придумать и записать предложения, соответствующие схемам на странице 23. - Давайте повторим, что же такое окончание? - А что такое формы слова? | - Научиться сравнивать формы одного и того же слова и научиться выделять окончание. - Окончание – это изменяемая часть слова. - Формы слова – это изменения слова. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: структурирование знаний (общеучеб.). Р: оценка- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку "Работа основы слова", 3 класс.(учебник Репкина)
План-конспект урока по русскому языку 3 класса по теме "Работа основы слова"(учебник Репкина)...
Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...
конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...
Конспект урока по русскому языку "Правила переноса слов" 1 класс
Тип урока: открытие нового знания....
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...
Конспект урока по русскому языку "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" (2 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.» Цели деятельности учителя:-Формирование первоначального представлени...