Закрепление правописания сложных слов. Урок-игра. 2 класс.
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Методическая разработка по русскому языку. Мастер-класс "Играем со словами". Тема урока "Закрепление правописания сложных слов"
Цель урока: создать условия для закрепления темы «Употребление в речи и правописание сложных слов».
Задачи: закрепить понятие сложных слов, правописание сложных слов; учить детей действовать по алгоритму; воспитывать интерес к изучению русского языка; Формировать умения учащихся работать коллективно и индивидуально.
Урок проводится в виде урока-игры «В поисках Кая». К разработке урока прикрепляю дидактический материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakreplenie_pravopisaniya_slozhnyh_slov.docx | 26.07 КБ |
otsenochnyy_list.docx | 14.01 КБ |
butony_roz.docx | 72.91 КБ |
zerkalo_tseloe.docx | 695.11 КБ |
zerkalo.docx | 710.58 КБ |
klyuchi_-_5_sht.docx | 59.59 КБ |
klyuchi_-_5_shtuk.docx | 75.06 КБ |
klyuchi.docx | 60.79 КБ |
razgadayte_krossvord.docx | 1.48 МБ |
spishi_tekst.docx | 16.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по русскому языку
Мастер-класс "Играем со словами"
Тема урока: "Закрепление правописания сложных слов"
Ход занятия:
- Вступительное слово.
Педагогические игры
Значение игры на уроках трудно переоценить. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
Коммуникативные УУД:
1. Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. При такой форме работы:
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность
учащихся;
- возрастает сплоченность класса;
- ученик более точно оценивает свои возможности;
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе, ответственность, такт и т.д.
- формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.
Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Логические УУД формируются через анализ объектов с целью выделения признаков.
Одним из видов анализа служит орфографический разбор, т.е. обнаружение орфограмм, их определение и комментирование, указания способа проверки.
Через анализ объектов выполняется выборочное списывание и задания на вычленение слов с определёнными признаками из группы слов, предложения или текста.
Личностные результаты
1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
2.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Игра может являться методом и средством активизации познавательной деятельности учащихся.
Если игру рассматривать как метод обучения, то это урок-игра, если как средство обучения, то это дидактические игры.
На сегодняшнем уроке вам предлагается побыть в роли учеников.
Урок составлен для 2 класса по теме: «Употребление в речи и правописание сложных слов». Это урок закрепления.
Цель урока: создать условия для закрепления темы «Употребление в речи и правописание сложных слов».
Задачи: закрепить понятие сложных слов, правописание сложных слов; учить детей действовать по алгоритму; воспитывать интерес к изучению русского языка; Формировать умения учащихся работать коллективно и индивидуально.
Урок проводится в виде урока-игры «В поисках Кая».
На уроке будут использованы следующие дидактические игры:
- «Не ошибись»
- «Будь внимателен»
- «Выбери дорогу»
- «Собери слова»
- «Открой замки»
- «Подбери слова»
II. Урок-игра.
А сформулировать тему урока нам поможет следующее задание:
- В каждом слове подчеркнуть букву, являющуюся в нём орфограммой и из этих букв составить слово, которое приведёт нас к теме урока:
Суп, чугун, лестница,земля, ландыш, пенал, каска, плот, улов, шина, лесной.
Путешествие – передвижение пешком и на разных видах транспорта для отдыха и знакомства с новой местностью.
Что необычного в этом слове? Вот и мы совершим путешествие в сказку, страну сложных слов.
Д-2 (С), В-5 (Н), А-2 (Е), Б-5 (Ж), В-5 (Н), Д-5 (А), Б-4 (Я),
А-4 (К), Е-3 (О), Д-1 (Р), Е-3 (О), Ж-1 (Л), А-2 (Е), А-1 (В), Д-5 (А)
Игра «В поисках Кая»
Слайд
- Чтобы расколдовать Кая, Герде нужно собрать зеркало. За каждое правильно выполненное задание вы получите осколок зеркала. (Эти вопросы задаются с целью вспомнить содержание сказки и создать мотивацию.)
Игра 1.
- Кого первого на пути встретила Герда? (старушку-цветочницу)
Слайд 6:
- Какие цветы спрятала старушка? Зачем?
Чтобы помочь Герде в поисках Кая, мы должны с вами оживить куст роз. А для этого вспомните:
Какие слова называются сложными?
Как нужно действовать, чтобы правильно написать букву соединительной гласной
в сложных словах?
Найти корни
Вы справились с первым заданием, получите осколок зеркала.
Игра 2.
- Куда в поисках Кая отправиться Герда? (во дворец принцессы)
Слайд
Герда попадает во дворец принцессы, но покинуть его она сможет, если вы на иллюстрации найдете как можно больше сложных слов. (Цель задания: активизация знаний учащихся о правописании сложных слов, употребление в речи сложных слов)
Запишите слова, которые нашли, выделите корень, подчеркните соединительную гласную.
- Когда пишется соединительная гласная –о-, -е-?
Вы заработали второй осколок.
Игра 3.
Герда получила в подарок от принцессы карету, но сможет ли она доехать до Кая?
- Кто ей помешает? (маленькая разбойница)
Рассказ Герды так растрогал разбойницу, что она не только отпустила Герду, но и дала ей помощника.
Слайд
- Кого в помощь получила Герда?
- В какую страну должен отвезти олень Герду? (в Лапландию)
Из интернета я узнала, что Лапландия - сложное слово. Состоит из двух корней. (Лаппи- название северного района Финляндии, ланд- страна)
Разбойница дала Герде карту, на которой несколько дорог. Олень может бежать только по тем дорогам, на которых расположены таблички сложных слов с соединительной гласной -е-
(Цель задания: совершенствовать навык написания сложных слов и выбор соединительной гласной)
- Какую дорогу выбрали?
- Почему не подходят другие дороги?
Запишите правильный маршрут, выделите корень, подчеркните соединительную гласную.
Получите 3 осколок.
Игра 4.
Олень доставил Герду к старухе-финке. Прежде, чем ответить Герде на вопрос: «Не знает ли она, где Кай?», старуха долго читала свои письмена.
Какие слова встретились в письменах, вы узнаете, сложив лото. (Цель задания: продолжить формирование умения образовывать сложные слова)
Слайд
Можно предложить детям записать полученные слова, выделить орфограмму (или записать только слова, обозначающие одушевленные существительные, выделить орфограмму)
Получите следующий осколок.
В письменах финка увидела ответ на вопрос Герды. Кай находится в замке Снежной королевы.
Игра 5.
Чтобы попасть в замок Герде необходимо подобрать к замкам ключи.
Слайд 7.
- По какому принципу следует подбирать ключи? (на ключах должны быть написаны слова, из которых можно составить сложное слово) (Цель задания: вспомнить понятие сложных и однокоренных слов)
Получите осколок.
Игра 6.
Попав в замок, Герда увидела Кая. Чтобы собрать зеркало ей не хватает одного осколка.
Слайд 8.
- Кто похитил Кая? (Снежная королева)
Выделите корень в слове Снежная. Подберите сложные слова с корнем –снеж-/-снег-. (Цель задания: проверить умение правильно писать сложные слова, активизировать словарный запас детей)
Последний осколок мы получили. Соберите зеркало. На зеркале написано слово.
- Что поможет прочитать слово? (зеркало)
- Почему именно это слово помогло расколдовать Кая? (оно волшебное)
- Какие еще волшебные слова вы знаете?
III. Рефлексия.
- Мне бы хотелось услышать ваше мнение о такой форме проведения урока.
- Какой фрагмент урока показался наиболее значимым?
Теоретические вопросы
Картинка со спрятанными словами
Задание с ключами
Задание с бутонами роз
Музыкальное задание
Текст
Синквейн
Предварительный просмотр:
Оценочный лист «Сложные слова».
Ф.И._____________________________________________
Критерии | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Знаю, какие слова называют сложными | |||||||
Умею находить в сложных словах орфограммы корня | |||||||
Умею определять сложные слова в устной речи | |||||||
Умею образовывать сложные слова от двух основ | |||||||
Умею писать соединительную гласную в сложных словах | |||||||
Умею разбирать сложные слова по составу | |||||||
Выбери и подчеркни нужный вариант: Я могу / сомневаюсь / не могу / определить, являются ли слова сложными Я могу / сомневаюсь / не могу /выделять корни в сложных словах |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Спиши текст, вставив пропущенные буквы. Выпиши сложное слово в начальной форме. Разбери его по составу.
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным в…твям –
Желтогрудые с…ницы
Прил…тели в гости к нам.
(Ю. С…ницын)
Спиши текст, вставив пропущенные буквы. Выпиши сложное слово в начальной форме. Разбери его по составу.
Пришла в…сна! В…сна-красна
С з…лёной травкой у окна.
Повесила с…рёжки
Берёзе-белоножке.
(Е. Трутнева)
По оврагам, по обрывам,
Через пальцы ивняка
Льётся тихо и пугливо
Желтолистая река.
Школьный дом одноэтажный
Улыбается окном.
Грач по нивам бродит важно,
Словно сельский агроном.
(М. Исаковский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закрепление пройденного материала. Математика урок-игра 3 класс
Одна из важнейших задач современной школы-воспитание любви к Родине и уважения кеё защитникам. Я стараюсь использовать воспитательные моменты на всех уроках, даже на математике. Чтобы высокие слова о ...
Конспект интегрированного урока для учащихся 4-ых классов по коррекции дизорфографии с использованием ЭОР по теме «Правописание сложных слов»
Интегрированный урок по теме "Правописание сложных слов" проводится в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?" Тема игры "Великие люди России". И...
Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»
Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...
Урок русского языка в 3 классе по теме:«Правописание сложных слов»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.Форма урока: урок – викторина.Цель урока: расширять знания о составе слова.Задачи урока:1. Формировать умение...
Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ
Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....
Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ
Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....
Урок русского языка .Корень слова.Правописание сложных слов.
Урок поможет создать условия для формирования представления о сложных словах, их образовании и написании, для отра-ботки умений выделять корни сложных слов, выполнять разбор слов по составу, нах...