Закрепление правописания сложных слов. Урок-игра. 2 класс.
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Методическая разработка по русскому языку. Мастер-класс "Играем со словами". Тема урока "Закрепление правописания сложных слов"

Цель урока: создать условия для закрепления темы «Употребление в речи и правописание сложных слов».

Задачи: закрепить понятие сложных слов, правописание сложных слов; учить детей действовать по алгоритму; воспитывать интерес к изучению русского языка; Формировать умения учащихся работать коллективно и индивидуально.

Урок проводится в виде урока-игры «В поисках Кая». К разработке урока прикрепляю дидактический материал.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakreplenie_pravopisaniya_slozhnyh_slov.docx26.07 КБ
Файл otsenochnyy_list.docx14.01 КБ
Файл butony_roz.docx72.91 КБ
Файл zerkalo_tseloe.docx695.11 КБ
Файл zerkalo.docx710.58 КБ
Файл klyuchi_-_5_sht.docx59.59 КБ
Файл klyuchi_-_5_shtuk.docx75.06 КБ
Файл klyuchi.docx60.79 КБ
Файл razgadayte_krossvord.docx1.48 МБ
Файл spishi_tekst.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по русскому языку

Мастер-класс "Играем со словами"

Тема урока: "Закрепление правописания сложных слов"

Ход занятия:

  1. Вступительное слово.

Педагогические игры

Значение игры на уроках трудно переоценить. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6.  Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.

Коммуникативные УУД:

1. Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. При такой форме работы:

- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность 
учащихся;

- возрастает сплоченность класса;

- ученик более точно оценивает свои возможности;

- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе, ответственность, такт и т.д.

- формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.

Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. 

Логические УУД формируются через анализ объектов с целью выделения признаков.

Одним из видов анализа служит орфографический разбор, т.е. обнаружение орфограмм, их определение и комментирование, указания способа проверки.

Через анализ объектов выполняется выборочное списывание и задания на вычленение слов с определёнными признаками из группы слов, предложения или текста.

Личностные результаты

1.  Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

2.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

         Игра может являться методом и средством активизации познавательной деятельности учащихся.

Если игру рассматривать как метод обучения, то это урок-игра, если как средство обучения, то это дидактические игры.

На сегодняшнем уроке вам предлагается побыть в роли учеников.

Урок составлен для 2 класса по теме: «Употребление в речи и правописание сложных слов». Это урок закрепления.

Цель урока: создать условия для закрепления темы «Употребление в речи и правописание сложных слов».

Задачи: закрепить понятие сложных слов, правописание сложных слов; учить детей действовать по алгоритму; воспитывать интерес к изучению русского языка; Формировать умения учащихся работать коллективно и индивидуально.

Урок проводится в виде урока-игры «В поисках Кая».

На уроке будут использованы следующие дидактические игры:

- «Не ошибись»

- «Будь внимателен»

- «Выбери дорогу»

- «Собери слова»

- «Открой замки»

- «Подбери слова»

II.               Урок-игра.

А сформулировать тему урока нам поможет следующее задание:

- В каждом слове подчеркнуть букву, являющуюся в нём орфограммой и из этих букв составить слово, которое приведёт нас к теме урока:

Суп, чугун, лестница,земля, ландыш, пенал, каска, плот, улов, шина, лесной.

Путешествие – передвижение пешком и на разных видах транспорта для отдыха и знакомства с новой местностью.

Что необычного в этом слове? Вот и мы совершим путешествие в сказку, страну сложных слов.

Д-2 (С),   В-5 (Н),   А-2 (Е),   Б-5 (Ж),   В-5 (Н),   Д-5 (А),   Б-4 (Я),  

А-4 (К),   Е-3 (О),   Д-1 (Р),   Е-3 (О),   Ж-1 (Л),   А-2 (Е),   А-1 (В),   Д-5 (А)

Игра «В поисках Кая»

Слайд

- Чтобы расколдовать Кая, Герде нужно собрать зеркало. За каждое правильно выполненное задание  вы получите осколок зеркала. (Эти вопросы задаются с целью вспомнить содержание сказки и создать мотивацию.)

Игра 1.

              - Кого первого на пути встретила Герда? (старушку-цветочницу)

Слайд 6:

             - Какие цветы спрятала старушка? Зачем?

             Чтобы помочь Герде в поисках Кая, мы должны с вами оживить куст роз. А для этого вспомните:

Какие слова называются сложными?

Как нужно действовать, чтобы правильно написать букву соединительной гласной  

в сложных словах?

Найти корни

Вы справились с первым заданием, получите осколок зеркала.

Игра 2.

              - Куда в поисках Кая отправиться Герда? (во дворец принцессы)

Слайд

             Герда попадает во дворец принцессы, но покинуть его она сможет, если вы на иллюстрации найдете как можно больше сложных слов. (Цель задания: активизация знаний учащихся о правописании сложных слов, употребление в речи сложных слов)

              Запишите слова, которые нашли, выделите корень, подчеркните соединительную гласную.

              - Когда пишется соединительная гласная –о-, -е-?

              Вы заработали второй осколок.

Игра 3.

              Герда получила в подарок от принцессы карету, но сможет ли она доехать до Кая?

             - Кто ей помешает? (маленькая разбойница)

            Рассказ Герды так растрогал разбойницу, что она не только отпустила Герду, но и дала ей помощника.

Слайд

           - Кого в помощь получила Герда?

  - В какую страну должен отвезти олень Герду? (в Лапландию)

Из интернета я узнала, что Лапландия - сложное слово. Состоит из двух корней. (Лаппи- название северного района Финляндии, ланд- страна)

Разбойница дала Герде карту, на которой несколько дорог. Олень может бежать только по тем дорогам, на которых расположены таблички сложных слов с соединительной гласной -е-

(Цель задания: совершенствовать навык написания сложных слов и выбор соединительной гласной)

- Какую дорогу выбрали?

- Почему не подходят другие дороги?

Запишите правильный маршрут, выделите корень, подчеркните соединительную гласную.

Получите 3 осколок.

Игра 4.

Олень доставил Герду к старухе-финке. Прежде, чем ответить Герде на вопрос: «Не знает ли она, где Кай?», старуха долго читала свои письмена.

Какие слова встретились в письменах, вы узнаете, сложив лото. (Цель задания: продолжить формирование умения образовывать сложные слова)

Слайд

Можно предложить детям записать полученные слова, выделить орфограмму (или записать только слова, обозначающие одушевленные существительные, выделить орфограмму)

Получите следующий осколок.

В письменах финка увидела ответ на вопрос Герды. Кай находится в замке Снежной королевы.

Игра 5.

Чтобы попасть в замок Герде необходимо подобрать к замкам ключи.

Слайд 7.

- По какому принципу следует подбирать ключи? (на ключах должны быть написаны слова, из которых можно составить сложное слово) (Цель задания: вспомнить понятие сложных и однокоренных слов)

Получите осколок.

Игра 6.

Попав в замок, Герда увидела Кая. Чтобы собрать зеркало ей не хватает одного осколка.

Слайд 8.

- Кто похитил Кая? (Снежная королева)

Выделите корень в слове Снежная. Подберите сложные слова с корнем –снеж-/-снег-. (Цель задания: проверить умение правильно писать сложные слова, активизировать словарный запас детей)

Последний осколок мы получили. Соберите зеркало. На зеркале написано слово.

- Что поможет прочитать слово? (зеркало)

- Почему именно это слово помогло расколдовать Кая? (оно волшебное)

- Какие еще волшебные слова вы знаете?

III.           Рефлексия.

- Мне бы хотелось услышать ваше мнение о такой форме проведения урока.

- Какой фрагмент урока показался наиболее значимым?

Теоретические вопросы

Картинка со спрятанными словами

Задание с ключами

Задание с бутонами роз

Музыкальное задание

Текст

Синквейн



Предварительный просмотр:

Оценочный лист «Сложные слова».

Ф.И._____________________________________________

Критерии

1

2

3

4

5

6

7

Знаю, какие слова называют сложными

Умею находить в сложных словах орфограммы корня

Умею определять сложные слова в устной речи

Умею образовывать сложные слова от двух основ

Умею писать соединительную гласную в сложных словах

Умею разбирать сложные слова по составу

Выбери и подчеркни нужный вариант:

Я могу / сомневаюсь / не могу / определить, являются ли слова сложными

Я могу / сомневаюсь / не могу /выделять корни в сложных словах



Предварительный просмотр:

Как поэтапно нарисовать розу карандашом? .  Поиск; Картинки; Карты; Play; YouTube; Новости; Почта.Как поэтапно нарисовать розу карандашом? .  Поиск; Картинки; Карты; Play; YouTube; Новости; Почта.Как поэтапно нарисовать розу карандашом? .  Поиск; Картинки; Карты; Play; YouTube; Новости; Почта.Как поэтапно нарисовать розу карандашом? .  Поиск; Картинки; Карты; Play; YouTube; Новости; Почта.Как поэтапно нарисовать розу карандашом? .  Поиск; Картинки; Карты; Play; YouTube; Новости; Почта.Как поэтапно нарисовать розу карандашом? .  Поиск; Картинки; Карты; Play; YouTube; Новости; Почта.Как поэтапно нарисовать розу карандашом? .  Поиск; Картинки; Карты; Play; YouTube; Новости; Почта.Как поэтапно нарисовать розу карандашом? .  Поиск; Картинки; Карты; Play; YouTube; Новости; Почта.Как поэтапно нарисовать розу карандашом? .  Поиск; Картинки; Карты; Play; YouTube; Новости; Почта.Как поэтапно нарисовать розу карандашом? .  Поиск; Картинки; Карты; Play; YouTube; Новости; Почта.Как поэтапно нарисовать розу карандашом? .  Поиск; Картинки; Карты; Play; YouTube; Новости; Почта.Как поэтапно нарисовать розу карандашом? .  Поиск; Картинки; Карты; Play; YouTube; Новости; Почта.



Предварительный просмотр:

http://www.offer.org.ua/data/Upload/935f8bc2b1a7cd549cf49989821dfded.jpg



Предварительный просмотр:

http://www.offer.org.ua/data/Upload/935f8bc2b1a7cd549cf49989821dfded.jpg



Предварительный просмотр:

http://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.png



Предварительный просмотр:

http://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.png



Предварительный просмотр:

http://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.pnghttp://4vector.com/i/free-vector-cl-key_100186_Cl_Key.png


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Спиши текст, вставив пропущенные буквы. Выпиши сложное слово в начальной форме. Разбери его по составу.

   Спозаранок скачут птицы

   По заснеженным в…твям –

   Желтогрудые с…ницы

   Прил…тели в гости к нам.

   (Ю. С…ницын)

Спиши текст, вставив пропущенные буквы. Выпиши сложное слово в начальной форме. Разбери его по составу.

   Пришла в…сна! В…сна-красна

   С з…лёной травкой у окна.

   Повесила с…рёжки

   Берёзе-белоножке.

   (Е. Трутнева)

По оврагам, по обрывам,

Через пальцы ивняка

Льётся тихо и пугливо

Желтолистая река.

 

Школьный дом одноэтажный

Улыбается окном.

Грач по нивам бродит важно,

Словно сельский агроном.

(М. Исаковский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление пройденного материала. Математика урок-игра 3 класс

Одна из важнейших задач современной школы-воспитание любви к Родине и уважения кеё защитникам. Я стараюсь использовать воспитательные моменты на всех уроках, даже на математике. Чтобы высокие слова о ...

Конспект интегрированного урока для учащихся 4-ых классов по коррекции дизорфографии с использованием ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Интегрированный урок  по теме "Правописание сложных слов" проводится в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?"  Тема игры "Великие люди России". И...

Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

Урок русского языка в 3 классе по теме:«Правописание сложных слов»

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.Форма урока: урок – викторина.Цель урока: расширять знания о составе слова.Задачи урока:1. Формировать умение...

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Урок русского языка .Корень слова.Правописание сложных слов.

Урок  поможет создать условия для формирования представления о сложных словах, их образовании и написании, для отра-ботки умений выделять корни сложных слов, выполнять разбор слов по составу, нах...