Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Части речи.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Побережнюк Елена Валерьевна

Обобщающий урок.Собирается воедино информация о частях речи. Поможет в этом составление схемы.

“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки.  Также и в нашей схеме. Схема будет представлять собой в буквальном смысле рыбий скелет.   В «голове» этого скелета обозначен основной объект исследования. На верхних косточках будут выписываться те или иные части рассматриваемой проблемы, а на нижних – возможные источники, раскрывающие ее суть.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка  с использованием технологии  развития критического мышления -  метод  «Фишбоун» (Д. Баланка).

Побережнюк Елена Валерьевна учитель начальных классов

ЧОУ – СОШ «Новый путь» г. Армавир Краснодарский край

Нередко в  объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И  ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при поиске их решения. Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее составляющие. Поможет в этом составление схемы.

“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки.  Также и в нашей схеме. Схема будет представлять собой в буквальном смысле рыбий скелет.   В «голове» этого скелета обозначен основной объект исследования. На верхних косточках будут выписываться те или иные части рассматриваемой проблемы, а на нижних – возможные источники, раскрывающие ее суть.

Данный метод  хорошо использовать на обобщающих уроках, когда надо собрать полученную информацию воедино.

2 класс. Тема: Части речи.

Цели урока:

  • обобщить представления учащихся о частях реи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;
  • научить детей различать части речи, классифицировать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия по группам;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Задачи урока:

  • формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
  • развивать мышление, воображение,  память,  связную речь;
  • воспитывать чувство взаимопомощи при работе в паре;
  • реализовывать творческие способности школьников.

Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:

  • овладение навыками сравнения, по результатам  наблюдения формулировать выводы  в соответствии с целями и задачами;
  • формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • развитие навыков сотрудничества;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Предполагаемые предметные результаты:

  • развитие орфографической зоркости, переключаемости внимания, оперативной памяти;
  • уточнение  представлений об особенностях имени существительного, прилагательного и глагола;
  •  формирование организованности, усидчивости, ответственности.

Оборудование: презентация PowerPoint (Приложение 1), индивидуальные карточки (Приложение 2), карточки для работы в парах (Приложение 3), карточки для проверочной работы (Приложение 4).

План урока.

  1. Вызов. Актуализация знаний(10 мин.)
  2. Осмысление содержания  (20 мин.)
  • Наблюдение.
  • Работа со схемой.
  • Вывод.
  1. Проверочная работа (5 – 7 мин.)
  2. Рефлексия (3 – 4 мин.)

Ход урока.

  1. Вызов.

 - Ребята, прочитайте стихотворения  на слайде (Слайд № 2).

- Предположите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?  (О частях речи)

 - У каждого из вас карточки, которые нужно  заполнить. (Приложение 2)

Работа с текстом: выборочный диктант. Учитель читает предложения, а школьники выписывают слова в три колонки: 1) имена существительные; 2) имена прилагательные; 3) глаголы.

Данное задание может выполняться индивидуально, в парах, в группах.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ      

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ        

              ГЛАГОЛЫ

 

 

 

Ива.

    По берегам лесных малых рек и старым канавам растёт зелёная ива. Кто не знает этого слабого лёгкого дерева?

   Ранней весной цветёт нежная ива. Золотистую пыльцу с жёлтых пуховиков собирают пчёлы. В ивовых кустах весною живут и поют голосистые соловьи.

   Из ивовых тонких сучьев делают дети дудки – свирели.

   Из гибких прутьев ивы умелые люди плетут большие корзины.

- А что знаете вы по этой теме нашего урока? Какие бывают части речи? (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

  1. Осмысление содержания:

Этап обобщения изученного. Работа  в паре с карточками  (Приложение 3). Ребята в ходе обсуждения  заполняют карточку.

Действия учителя

Действия учащихся

Изображения на доске

1.Наблюдение над разновидностью частей речи.

- Назовите части речи, которые вы знаете?

- Как определить часть речи?

Предположения детей: задать к слову вопрос, узнать, что слово обозначает: предмет, признак или действие.

См. презентацию

Слайд № 2.

2. Оформление схемы

Постановка проблемного вопроса.

В какие группы можно распределить разные слова?

Составим и заполним следующую схему о разновидностях частей речи. Схема наша очень похожа на скелет рыбы.

В голове рыбы запишем проблему, которую мы будем решать на уроке.

Оформление схемы:

- Как определить часть речи? (голова).

См. презентацию

Слайд  № 3.

Слайд  № 4.

Слайд № 5.

Решение поставленной проблемы

На какие три  группы можно разделить всё многообразие слов, которые мы изучали?

Напишем название этих групп на верхних косточках.

 - Какие слова относятся к именам существительным?

Кто догадался, как проверить, что данное слово - существительное?

 

Запишем это на соответствующей нижней косточке.

Приведите примеры.

- Какие слова относятся к именам прилагательным?

Приведите примеры.

А есть такие слова, которые обозначают действия предметов. Как поступить в этом случае? К какой группе отнести эти слова?

Приведите примеры.

Физкультминутка.  

Игра на внимание:  «Не ошибись».

Учитель поочередно называет  слова: существительные, прилагательные, глаголы

( гараж, машина, ехать, ловкий…). Дети на каждое слово выполняют определённые упражнения:

  • существительное – прыжок вверх;
  • прилагательное – руки в стороны;
  • глагол – приседание.

Слова называются всё быстрее и в разном порядке.

- Имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Оформление схемы:

верхние кости

 - Имена существительные отвечают на вопросы КТО? и ЧТО? и обозначают предмет.

Оформление схемы:

нижние косточки -

запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров (слов – имён существительных).

Ученик, машина, собака…

- Имена прилагательные отвечают на вопросы КАКОЙ?  КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? и обозначают признак предмета.

Оформление схемы:

нижние косточки -

запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров (слов – имён прилагательных).

Красивый, умный, большой, маленький…

 

 - Действие обозначают глаголы. Они отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

Бегать, прыгать, думать…

Слайд  № 6.

Слайд  № 7.

См.презентацию

Слайд № 8.

Слайд № 9.

Слайды № 10, 11.

3.Вывод

 -Ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Как определить часть речи?

 - На какие группы мы разделили  части речи?

 - Какой вывод сделаем?

 - Запишем вывод в хвосте рыбы.

У каждой пары учеников карточка с изображением рыбьего скелета будет заполнена (Приложение 3)

 - Ребята, а какую роль в русском языке выполняют части речи?

 Имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Чтобы определить, какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.

См.презентацию

Слайд  № 12.

  1. Проверочная работа с учётом индивидуально-дифференцированного подхода (Приложение 4).

Карточка 1 для детей с повышенной мотивацией в обучении.

Карточка 2 для учеников со средним уровнем.

Карточка 3 для школьников, которым требуется направляющая помощь.

  1. Рефлексия:

Анализ полученной информации.

- Сегодня я узнал (а)…

 - Было интересно…

 - Было трудно….

 - Теперь я могу…

Самооценка работы в паре:        

Вся работа полностью выполнена мною

Я ничего не сделал (не сделала)

Рекомендации учителю по результатам анализа наиболее распространенных ошибок.

1. При составлении схемы дети зачастую путаются в определении частей проблемы и признаков. Но чем чаще учитель использует на уроках методы развития критического мышления, а именно “Fish bone”, тем меньше затруднений возникает у школьников.

2.В проверочной работе важно точно определить индивидуальные возможности каждого ученика и подобрать необходимую карточку.

Карточка 1 для детей с повышенной мотивацией в обучении.

Карточка 2 для учеников со средним уровнем.

Карточка 3 для школьников, которым требуется направляющая помощь.

Причём учителю нужно учесть уровень подготовки учеников по данной теме.

3. При оценивании учеников учитывать умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ      

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ        

              ГЛАГОЛЫ

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку. Использование технологии критического мышления

3 класс. Русский язык. Тема. Изложение. Цель: формирование умения  определять тему текста, устанавливать связь заголовка с темой текста, развитие восприятия,  мышления Ход урока. 1.Орган...

Урок – КВН по русскому языку в 4 классе Тема: «Части речи» (обобщение по теме)

                   Цели: сформировать навыки учебной деятельности, интерес к более глубокому изучению предмета, развивать логическое  мышл...

Урок – КВН по русскому языку в 4 классе Тема: «Части речи» (обобщение по теме)

Цели: сформировать навыки учебной деятельности, интерес к более глубокому изучению предмета, развивать логическое  мышление, речь,  творческие способности учащихся, расширять кругозор,...

Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Какие бывают растения.

Нередко в  объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И  ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при по...

Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Части речи.

Нередко в  объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И  ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при по...

«Урок русского языка с использованием технологий развития критического мышления – метод «Фишбоун» (под именем Ишикавы (Исикавы)».

Введение             Урок русского языка с использованием технологий развития критического мышления – метод «Фишбоун» (под...