Методика работы над блоком "Правописания безударных гласных в морфемах".
учебно-методический материал по русскому языку (2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Методика работы над блоком «Безударные гласные в разных морфемах слова»
(из опыта работы учителя начальных классов Низовцевой Г.М.)
Основная цель использования «блока» - грамотное написание слова в разных морфемах с осознанным применением алгоритма действий, доведенных до навыка.
Освоение учащимися этого блока предполагает:
- умение быстро находить морфемы слова;
- знание правила написания каждой морфемы и умение действовать по определенному алгоритму.
Введение блока в работу начинается в 1-ом классе с подачи учащимся на
основе эмпирического обобщения теоретических знаний по теме «Состав слова». Учащиеся знакомятся с морфемной структурой слова и системой его грамматических значений. Общий принцип написания орфограмм конкретизируется по отношению к морфеме: окончанию, корню, приставке, суффиксу. На этом этапе ставятся орфографические задачи, которые должен решить школьник:
- найти орфограмму;
- определить, в какой морфеме орфограмма;
- выбрать нужный алгоритм;
- выполнить действие по алгоритму.
Поэтапное изучение «блока» начинается в 1-ом классе с изучения орфограмм
корня, т.е. правописания безударной гласной (проверяемой и непроверяемой).
Работа завершается орфографическим самоконтролем в виде:
- разноуровневых срезовых работ;
- словарных диктантов с грамматическим заданием;
- контрольного диктанта;
- творческой работы.
Эта работа продолжается во 2 – 3 классах. Происходит углубление и обога-
щение знаний по проблеме на более сложном содержательном материале, продол-
жается изучение новых орфограмм:
- правописание гласных «О», «Е» в сложных словах;
- правописание приставок (неизменяемых и изменяемых пре-при, без-бес);
- правописание суффиксов (неизменяемых и изменяемых ИК–ЕК, ИЦ - ЕЦ);
- безударные окончания имен существительных.
В 4-ом классе умение решать орфографические задачи доводится до навыка
с одновременным изучением новых орфограмм:
- безударные окончания прилагательных;
- безударные окончания глаголов.
Первые шаги в орфографической работе связаны с обучением первоклассни-
ков двум видам чтения: с наблюдением звуков и букв не только в направлении от буквы к звуку, но и непременно в обратном порядке, т.е. от звука к букве и наконец с тренировкой с орфографическом проговаривании при списывании и проверке
написанного. Еще до изучения состава слова на самой начальной ступени обучения дети учатся различать сильные и слабые позиции фонем (для них -звуков) и понимать всеобщий закон письма.
1.
Понимание инструкции по нахождению сильной позиции позволяет вскрыть
связи между отдельными правилами, выявить их системность, открыть детям, что
орфография – «не свалка разнохарактерных правил, а исторически сложившееся единство».
Работа над орфограммой
1. Дается слово «к росинке». Дети знают, что работу над словом в русском языке надо начинать с нахождения гласного звука в сильной позиции. В этом слове ударный слог (ин) – это сильная позиция, какой гласный звук слышится, такой же буквой обозначаем на письме.
2. Далее определяем «ошибкоопасные» места, т.е. определяем. в какой
морфеме находится орфограмма (безударная гласная в корне слова, безударное окончание) «к росинке».
а) безударная гласная в корне слова:
выбираем алгоритм решения орфографической задачи, т.к. в корне слова в
безударном положении слышится звук [а ], есть выбор букв А, О, подбираем слово, в котором нужный звук находится в сильной позиции, путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов (к росинке – росы).
б) безударное окончание:
чтобы правильно написать безударное окончание, надо определить часть речи
(что? росинка) – это существительное, значит определяем склонение ( 1скл.),
падеж (Д. п.) и вспоминаем падежное окончание «Е» или приводим контрольное слово данного склонения с окончанием в сильной позиции.
Система предполагает 3 этапа.
- 1 этап. Уровень – слово.
- 2 этап. Уровень – предложение.
- 3 этап. Уровень – текст.
Система упражнений, направленная на формирование грамотного письма:
- Уровень – слова
Задание 1.
На начальном этапе в целях повышения эмоционального восприятия и выработки умения находить морфемы в слове вводится цветовая гамма для условных значков морфем:
синий красный зелёный жёлтый
Даётся группа слов: побежал, в деревне, радость, в которых учащиеся должны обозначить соответствующим значком морфемы, ошибкоопасные места в
слове побежал, в деревне, радость. Работа идёт медленно, безоценочно, детей не тороплю.
Задание 2.
Докажите правильность написания слова.
Дается слово синенькая (юбочка).
Учащиеся находят гласный звук в сильной позиции и гласные звуки в слабых позициях, доказывают обозначение звуков буквами, опираясь на знания написания
2.
морфем.
Слабая позиция в суффиксе, действуем по алгоритму: нет суффикса иньк, а есть
суффикс еньк.
Слабая позиция в окончании:
а) определяем часть речи юбочка (какая?) синенькая – эта имя прилагательное;
б) действуем по алгоритму: какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном;
обозначаем соответствующими значками синенькая.
Задание 3.
Вставьте пропущенные буквы.
Даются слова с пропущенным буквами в слабых позициях зайч...к, п…бег и с выделенными морфемами. Учащиеся должны дать характеристику орфограммы с указанием на часть слова, в которой она находится.
а) зайчик
орфограмма суффикса – в слове зайчик пишется суффикс ик, т.к. можно сказать зайчики. Гласный не выпадает, пишется суффикс ик.
б) побег
орфограмма приставки – в слове побег пишется приставка по, т.к. нет приставки (па).
Задание 4.
Дети включаются в поисковую деятельность по нахождению слов с заданной слабой позицией, например: из группы слов найдите слова со слабой позицией в корне слова и в окончании:
- громовой
- зверинец
- о повязке
- дикари
Задание 5
а) Наиболее действенное и одновременно наиболее сложное из упражнений, воспитывающих орфографическую зоркость, является письмо с пропусками (письмо с «дыркой»), где ребёнок воспринимает слово на первых этапах зрительно, а далее на «слух», ставит точку, обозначая ею, «ошибкоопасное» место, т.е. слабую позицию (в…ч…рок, п…б…жал, пр…красн… утро, п…года.
б) Одной из разновидностей данного письма является запись букв слабых позиций со слухового восприятия слов, например: учитель диктует слово переночевали, дети записывают в тетрадь только буквы е е о е и.
Задание 6.
В целях развития коммуникативности образовательного процесса, преодоления тревожности при письме, для выработки умения видеть слабую
3.
позицию проводится задание типа «Спрашивай - отвечаю».
Учащиеся, записывая слово под диктовку, при возникшем сомнении в написании морфемы, сиюминутно спрашивают у своих товарищей, как надо писать. Ребёнок, к которому обратились за помощью, называют морфему, выбирает алгоритм действия и указывает на выбор букв. Упражнение очень эффективно и в плане воспитания: сначала каждому хочется спросить, а потом каждому хочется, чтобы спросили его.
Задание 7.
В целях отработки всеобщего способа решения орфографических задач вводится задание по нахождению ошибки в слове с использованием игрового момента «Почему плачет слово?» зокотилось (солнце). Дети находят ошибки
в слабых позициях, доказывают правильность написания, возвращают слову улыбку закатилось (солнце).
Задание 8.
Запишите цифрой количество орфограмм в слове объяснил. Это задание дается на заключительном этапе работы и на скорость.
объяснил - 3 орфограммы: 1) безударная гласная в приставке;
2) безударная гласная в корне.
Игра «Ловушки» дерево - 3 орфограммы
сквозистый - 1 орфограмма
побежал - 2 орфограммы
Задание 9.
Запишите условные обозначения морфем слабых позиций.
плодовая маленькая дошёл
Наряду с приведенными видами работ включаются задания традиционного плана:
- комментированное письмо;
- словарные диктанты с решением орфографических задач;
- выделение орфограмм в словах;
- тестирование.
II. Уровень – Предложение
Метель заметает заячьи следы.
В начале дети продолжают работу на уровне слова и приступают к анализу только одного слова, например: метель. Но я приучаю детей видеть, находить сразу
2 или несколько слов с одинаковой орфограммой, например: метель, заметает, следы. Здесь дети прежде всего обобщают, затем приступают к анализу и синтезу, т.е. к выбору алгоритма объяснению своих действий.
4
метель, заячьи
Дети обобщают слова по теме. Через сравнение приступают к анализу и синтезу данных орфограмм.
III. Уровень – Текст
- Работа с текстом на зрительной основе.
Ставлю проблему «Объясни написание слов»
- Комментированное письмо.
- Списывание с грамматическим заданием.
- Выборочные диктанты.
- Свободные диктанты.
- Контрольные диктанты.
- Творческие работы:
- сочинение по картине; по серии картинок;
- сочинение- миниатюра;
- сочинение-описание;
- сочинение на свободную тему «Мой сон», «Моя мечта» и т.п.;
- сочинение сказки по образцу «Городок в Табакерке»;
- сочинение загадок, четверостиш по заданной теме (смотри приложение).
В классе дети с разным запасом знаний, с разным потенциалом, но каждый
из них должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет
посильное для него задание. Для этого я применяю поуровневое (дифференцированное) обучение. Задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью трудности, т.е. учащиеся шли разными путями.
Дифференцированные задания применяю на разных этапах обучения:
- введение в тему;
- формирование и закрепление навыка грамотного письма;
- контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся;
- творческие работы.
- Введение в тему «Орфография»
На этом этапе введения в тему дифференцированные задания отличаются количественным отношением предлагаемых заданий.
Задание 1
2 уровень (сильные) | 1 уровень (остальные) |
покраснели | краснота |
запоздалый | поредел |
проливной | загляденье |
реденький | |
тяжело |
Задание 2 (на уровне предложения)
2 уровень (сильные) | 1 уровень (остальные) |
Составь из перечисленных слов предложение, изменив окончания слов. | Измени окончания в словах так, чтобы восстановить смысл предложения. |
а) в, березовая, грачи, роща, жил | а) Я рублю топор дровами. Я рубл… топор… дров… . |
б) забрался, на, однажды, крыша, кот | б) Митю ела каша. Мит… ел… каш… . |
- На этапе формирования и закрепления навыка дифференцированные
задания даются на 3 уровня и отличаются не только в количественном отношении,
но и в содержании фактического языкового материала.
- На уровне слова.
|
|
|
Вставь пропущенные буквы | Вставь пропущенные буквы и выдели морфемы | Исправь ошибки, выдели морфемы |
дожд…к | фонар…к | |
п…ходка | д..лекий | |
з…н…сти | ч..рнила | |
зв…рек | п..см…трите | |
з…л…тые | т…ш…на | |
н…л…тел | ||
…тбр..сил | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме "Безударные гласные в корне слова" 3 класс
В проверочной работе представлено пять заданий по теме "Безударные гласные в корне слова". Задания направленны на проверку и закрепление знаний по теме....
Проверочная работа по теме "Безударные гласные в корне слова" 3 класс
В проверочной работе представлено пять заданий по теме "Безударные гласные в корне слова". Задания направленны на проверку и закрепление знаний по теме....
СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ПРАВОПИСАНИЕМ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА
В этой работе даются рекомендации по приёмам работы над безударной гласной....
Части речи, звуки, работа над ошибками "Безударные гласные"
Дана памятка для работы с частями речи, звуки, работа над ошибками "Безударные гласные"...
Работа над правописанием безударных гласных в корне слова. (Методические рекомендации и упражнения из опыта работы учителя начальных классов)
Как научить детей писать грамотно? Как объяснить одно из самых сложных правил русского языка так, чтобы всем детям было понятно? Как развить орфографическую зоркость? Эти вопросы задает себе каж...
Проверочная работа по теме: «Безударные гласные в корне слова»
Проверочная работа по теме: «Безударные гласные в корне слова»...
Виды работ над орфограммой "Безударная гласная"
Безударная гласная - тррудная тема для начальной школы. Использование материала помогает повысить грамотность обучающихся....