Части речи, звуки, работа над ошибками "Безударные гласные"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Дана памятка для работы с частями речи, звуки, работа над ошибками "Безударные гласные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chasti_rechi.doc | 47 КБ |
kak_proverit_bezudarnye_glasnye.doc | 29.5 КБ |
zvuki.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
1. ВОПРОСЫ: кто? что?
2. Называет предмет.
3. Имеет постоянные признаки: одушевленное – неодушевленное (кто? что?), собственное – нарицательное, род (женский, мужской, средний), склонение (1 ж. р. и м. р. с окончанием –а-, -я-, 2 м.р. и с.р., 3 ж.р. без окончания ).
непостоянные признаки: число (мн.ч и ед.ч.), падеж.
4. СКЛОНЯЕТСЯ (изменяется по падежам)
И.п (есть) кто? что?
Р.п (нет) кого? чего?
Д.п (рад) кому? чему?
В.п (вижу) кого? что?
Т.п (доволен) кем? чем?
П.п (думаю) о ком? о чем?
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
1. ВОПРОСЫ: какой? какая? какие? какое?
2. Называет признак предмета.
3. Зависит от имени существительного (род, число, падеж определяется по имени существительному).
4. Имеет постоянные признаки: качественное (обозначают признаки предметов, имеет степень сравнения, можно образовать краткую форму, подобрать антонимы), относительное (обозначают материал, из которого сделан предмет),
притяжательное (признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному),
непостоянные признаки: род, число, падеж.
ГЛАГОЛ
1. ВОПРОСЫ: что делает? что делать? что будет делать?
2. Называет действие предмета и его состояние, процесс (прыгает, зеленеет, радуется).
3. Имеет постоянные признаки: вид (совершенный, несовершенный), спряжение (1,2).
непостоянные признаки: наклонение (изъявительное, условное, повелительное), время (настоящее, будущее, прошедшее), лицо (1,2,3) число, род.
4. Спрягаются (изменяется по лицам) только глаголы настоящего и будущего времени.
Ед.ч. мн.ч
1 лицо я мы
2 лицо ты вы
3 лицо он они
НАРЕЧИЕ
1. ВОПРОСЫ: Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Когда? В какой мере? В какой степени? В какой мере? Какое?
2. Обозначает признак действия, признак другого признака, признак предмета.
3. Наречие не изменяется.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.
1. ВОПРОСЫ: Сколько? Какой? Какая? Какие?
2. Называет количество предметов (сколько?) – количественные числительные, порядок предмета при счете (какой? какая? какие? какое?) – порядковые числительные.
3. Имена числительные бывают:
- простые (из корня, корня и суффикса) три,
тринадцать
- сложные (из двух корней) пятьдесят
- составные (из нескольких слов) двадцать один
I. МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СЛОВ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.
ЧАСТЬ РЕЧИ | Ь ПИШЕТСЯ | Ь НЕ ПИШЕТСЯ |
ИМЯ СУЩ. | Ж.р. 3скл.: Дочь, ночь, тень | 1.м.р.: плащ, меч 2.р.п., мн.ч.: (нет) туч, рощ |
ИМЯ ПРИЛАГ. | --------- | В кратких именах прилагательных: Хорош, пахуч, свеж |
ГЛАГОЛ | 1.Неопред.форма: беречь, стеречь 2. 2 лицо ед.ч.: приедешь, ругаешься 3. в повел.накл.: съешь, назначь | --------------- |
НАРЕЧИЕ | ВСЕГДА | ИСКЛЮЧЕНИЯ: Уж, замуж, невтерпеж |
II. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ.
1. 2 спряжение:
все глаголы на –ить– кроме: брить, стелить
7 глаголов на –еть– ненавидеть, смотреть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, видеть
4 глагола на –ать– слышать, гнать, держать, дышать
1 спряжение:
Все остальные глаголы.
2. Как выбрать букву для обозначения гласного звука?
Поставь глагол в неопределенную форму, определи вид. Посмотри на что оканчивается (-ить-, -еть-, ать- т.д.). Вспомни слова – исключения (помни о родственных словах: слышать – услышать, гнать – пригнать). Определи спряжение. Если 1 спряжение, то пиши – е – (3 лицо, мн.ч -ут-, -ют-), 2 спряжение – и – (3 лицо, мн.ч. -ат-, -ят-)
III. ПРАВОПИСАНИЕ -ТСЯ-, -ТЬСЯ-.
Задай к глаголу вопрос. Если в вопросе есть ь знак, то пиши его, если нет – то не пиши.
IV. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛОВ.
1. -ЫВА-, -ИВА-, -ОВА-, ЕВА-.
Поставь глагол в форму 1 лица ед.ч., если нет изменений суффикса, то пиши -ыва-, ива-
если превращается в суффикс -у-, -ю-, то пиши -ова-,-ева-
1 лицо, наст., буд., времени | Инфинитив(формы прош. времени) |
-у-, -ю- | -ова-(ть),-ева-(ть) |
-ыва-, -ива- | -ыва-(ть), -ива-(ть) |
(выращивать – выращиваю, забрасывать - забрасываю)
(горевать – горюю, бинтовать - бинтую).
2. Как выбрать букву для обозначения гласного звука?
Если глагол стоит в прошедшем времени, то поставь его в начальную форму, посмотри на суффикс в основе. Напиши этот суффикс в прошедшем времени.
V. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ.
1. С приставками на-,за-, в- пишется – о. С приставками из- (ис-), до-, с- пишется –а. Можно проверять словом «окно» с предлогом: налево (на окно).
2. Без приставок пиши –о или –е.(крепко, певуче)
VI. О, Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц.
Часть речи | В корне | В суффиксе | В окончании |
Имя сущ. | Можно подобрать родственное слово с гласной е. то пиши ё. Если нет то - о. Если сомневаешься - посмотри в словаре (шепот– шептать, шофер) | Под ударением о, без ударения е (ключом, сердцем, грушей) | |
Наречие. | Как у имен существитель-ных. | Под ударением о, без ударения е (горячо, певуче) | |
Глагол. | Как у имен существитель-ных. | Всегда под ударением ё (бережёшь) |
Предварительный просмотр:
КАК ПРОВЕРИТЬ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.
1. УЗНАЙ ЧАСТЬ РЕЧИ.
2. РАЗБЕРИ СЛОВО ПО СОСТАВУ.
- ОКОНЧАНИЕ (ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА)
КАК НАЙТИ ОКОНЧАНИЕ | ||
ГЛАГОЛ | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ |
1. УЗНАЙ ВРЕМЯ. - ЕСЛИ НАСТОЯЩЕЕ ИЛИ БУДУЩЕЕ, ПРОСПРЯГАЙ (ИЗМЕНИ ПО ЛИЦАМ). - ЕСЛИ ПРОШЕДШЕЕ – ИЗМЕНИ ПО РОДАМ (М.Р., Ж.Р., СР.Р.) И ЧИСЛАМ. | ПРОСКЛОНЯЙ (ИЗМЕНИ ПО ПАДЕЖАМ) И ПО РОДАМ | ПРОСКЛОНЯЙ (ИЗМЕНИ ПО ПАДЕЖАМ) |
ОРФОГРАММА В ОКОНЧАНИИ | ||
1. НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ. ПОСТАВЬ В НЕОПРЕДЕЛЕННУЮ ФОРМУ. все глаголы на –ить– кроме: брить, стелить 7 глаголов на –еть– ненавидеть, смотреть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, видеть 4 глагола на –ать– слышать, гнать, держать, дышать ОТНОСЯТСЯ КО 2 спряжение. Все остальные глаголы 1 спряжения. 2. ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ИЗМЕНИ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ. | 1. ПРОВЕРЬ ВОПРОСОМ (КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Т.Д.). | 1. ОПРЕДЕЛИ СКЛОНЕНИЕ - 1 СКЛОНЕНИЕ Ж.. и М . РОД С ОКОНЧАНИЕМ – А, - Я (ОНА, ОН) - 2 СКЛОНЕНИЕ М. РОД (ОН) БЕЗ ОКОНЧАНИЯ И СР.РОД (ОНО) - 3 СКЛОНЕНИЕ Ж. РОД (ОНА), БЕЗ ОКОНЧАНИЯ. 2. ЗАМЕНИ СЛОВОМ: 1.СКЛ. ЗЕМЛЯ 2.СКЛ. ОКНО 3.СКЛ. РОЖЬ (СТЕПЬ) |
- ОСНОВУ (У ГЛАГОЛА –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ В ОСНОВУ НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ)
- КОРЕНЬ (ПОДБЕРИ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА)
ЕСЛИ ОРФОГРАММА В КОРНЕ: ПОСТАВЬ В СИЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ ИЛИ ПОСМОТРИ В СЛОВАРЕ.
- СУФФИКС И ПРИСТАВКУ (ВСПОМНИ НАПИСАНИЕ СУФФИКСОВ И ПРИСТАВОК)
Если глагол стоит в прошедшем времени, то поставь его в начальную форму, посмотри на суффикс в основе. Напиши этот суффикс в прошедшем времени.
Предварительный просмотр:
ЗВУКИ
ГЛАСНЫЕ
СОГЛАСНЫЕ
УДАРНЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ
ЗВОНКИЕ - ГЛУХИЕ ТВЕРДЫЕ - МЯГКИЕ
ПАРНЫЕ НЕПАРНЫЕ ПАРНЫЕ НЕПАРНЫЕ
ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ: 6 [а] [о] [у] [э] [и] [ы]
БУКВ: 10 а я о ё у ю э е и ы
ПАРНЫЕ ПО ГЛУХОСТИ - ЗВОНКОСТИ: [б] [г] [д] [з] [ж] [в]
[п] [к] [т] [с] [ш] [ф]
НЕПАРНЫЕ ПО ГЛУХОСТИ - ЗВОНКОСТИ: [м] [л] [р] [й] [н] [ц] [х] [ч’] [щ’]
ВСЕГДА ТВЕРДЫЕ: [ж] [ц] [ш]
ВСЕГДА МЯГКИЕ: [ч’] [щ’]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочные работы по русскому языку по теме "Звуки и буквы" и "Части речи. Глагол" 2 класс
Проверочные работы в форме теста направлена на проверку изученных орфограмм в теме "Звуки и буквы" и знаний по теме "Глагол" за 2 класс....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс. УМК "Школа России"...
Части речи. Проверочная работа. 4 класс
Работа была дана после изучения темы "Части речи" в 4-ом классе по программе "Школа России"...
Проверочная работа по теме "Повторение. Звуки и буквы. Части речи"
Проверочная работа по теме "Повторение. Звуки и буквы. Части речи" составлена в двух вариантах (УМК "Начальная школа 21 века" )...
презентация к уроку русского языка Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
«Части речи» словарная работа
laquo;Части речи»...
«Части речи» словарная работа
laquo;Части речи»...