Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Беглые гласные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Клым Евгения Владимировна

Материал содержит подробную разработку урока русского языка ( с презентацией ) по теме:" Беглые гласные (чередование с нулём звука). Понятие о непозиционном чередовании." ( по учебнику С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

С. Есенин Заметает пурга Белый путь. Хочет в белых сн [и] гах Потонуть. Вет [и] р резвый уснул На пути; Ни проехать в л[и]су, Ни пройти.

Слайд 5

Домашнее задание : п равило стр. 153, р.т. упр. №7



Предварительный просмотр:

                                             МКОУ СОШ №2

Технологическая карта

урока русского языка

во 2 классе на тему

« Беглые гласные (чередование с нулём звука). Понятие о непозиционном       чередовании звуков. Беглый [е]. Проверка этой орфограммы по специальному правилу.»

(По учебнику С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко)

                                                                                      Разработала и провела    учитель начальных классов

 Клым Евгения Владимировна

                                              Кимовск  2018 год

 Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: создать условия для успешного усвоения нового материала, развития универсальных учебных действий обучающихся.

Задачи урока:

  1. Познавательный аспект:

-способствовать формированию понятий «непозиционное чередование», «беглый гласный»;

             - создать условия для успешного самостоятельного составления обучающимися модели и выведения специального правила о чередовании гласного с нулём звука;

- создать ситуацию для применения обучающимися полученных знаний.

       2.  Развивающий аспект:

           -способствовать развитию орфографической зоркости;

            -способствовать развитию устной речи обучающихся;

          - способствовать развитию памяти, мышления обучающихся;

          - создать условия для развития наблюдательности;

            - содействовать развитию осознания обучающимися ценности изучаемого  предмета;

      3. Воспитательный аспект:

            - способствовать воспитанию познавательной активности;

           - способствовать воспитанию культуры речи и поведения;

           - способствовать формированию позитивных межличностных отношений, работая в парах.

Личностные УУД

   - понимание значения знаний для человека , принятий этих знаний, желание больше знать;

           - выражение положительного отношения к познанию;

           - считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре.

Познавательные УУД:

           - выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания;

          - воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

         - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

         - оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений;

        - корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок;

        - осуществлять итоговый контроль.

Коммуникативные УУД:

        - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

       - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

      - оформлять диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

1.Орг момент. Мотивация.

2.Минута чистописания. Словарная работа.

3.Рефлексия знаний. Ситуация успеха.

4.Проблемная ситуация.

5.Физкультминутка

6.Решение поставленной задачи. Работа в парах.

7.Закрепление. Работа по учебнику.

8.Постановка задачи на следующий урок.

9.Итог. Выставление оценок.

10.Домашнее задание.

Вот и прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Все друг к другу повернулись,

Все друг другу улыбнулись.

А теперь все тихо сели

И на парты посмотрели:

Всё готово?

Всё в порядке:

Книга, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

-Теперь, когда вы готовы к работе, открываем тетради и записываем число.

-Знает каждый ученик,

 Эта буква как турник-

 Перекладина, две ножки.

 Есть в словах «птенец»

 И «плошки»…..

 А ещё «пенал», «панно»

 Начинается с него.

-Какие звуки обозначает эта буква на письме?

-Из каких элементов состоит строчная буква п?

Письмо буквы п, соединений па. пи, пя.

-Назовите слова, которые начинаются с этой буквы.

-Вы слышали слово пурга? Что это такое?

Пурга-это снежная буря с сильным ветром.

-Подберите слова-синонимы. (вьюга, метель, буран)

 -Вот как об этом явлении природы написал С. Есенин:

Заметает пурга

Белый путь.

Хочет в белых сн[и]гах

Потонуть.

Вет[и]р резвый уснул

На пути;

Ни проехать в л[и]су,

 Ни пройти.

-Как вам эти строки? Не правда ли, это стихотворение такое певучее и таинственное?

- В нём есть слова с выделенными звуками. Что это за звуки? Почему они выделены?

-Давайте запишем эти слова правильно, что для этого нужно сделать?

Чтобы не ошибиться, обратитесь к модели закона русского языка.

-Во всех ли словах удалось заполнить пропуски?

Удалось ли найти проверку к слову ветер?

-Какие слова вы подбирали?

-Там, где должен быть сильный звук для проверки слабого гласного, его нет вовсе. Он выпал, убежал. Такой звук называется беглым. А выпадение звука- это чередование с нулём звука.

Зависит ли это чередование от позиции? Это непозиционное чередование.

Значит сильную позицию для этого звука найти нельзя, но нам надо определиться какую букву писать. Давайте обратимся к книге.

На слайде страница из сказки А.С.Пушкина «О царе Солтане»

«..Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет….»

-Значит беглый гласный звук обозначается буквой е.

 Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

-Посоветуйтесь и попробуйте вывести правило и обозначить его на модели.

Проверка. Модели на доску.

-Пользуясь своей моделью, расскажите, как проверять слова с беглой согласной.

-Проверьте себя по учебнику с. 137.

Упр.119, с.138

(по заданию, у доски с объяснением)

-Какие буквы спорят и какую букву выберешь для беглого гласного в слове лок-ть?

-Ответ на этот вопрос мы узнаем на следующем уроке.

-А на какой вопрос мы ответили сегодня?

-Что на уроке понравилось больше всего?

-Кого хочется похвалить и за что?

- Я бы похвалила……и поставлю следующие отметки……

Правило с.137, р.т. упр 7.

Дети проверяют готовность к уроку.

-Это буква П.

Дети называют слова.

-Метель, вьюга, буран.

Дети делятся своими впечатлениями.

-Это звуки слабой позиции.

Дети самостоятельно записывают слова, подбирая проверочные.

-Нет проверочного слова с сильной позицией для слова ветер.

Нет ветра, ветры

- Нет.

-Беглый звук обозначен буквой е.

Дети работают в группах.

Каждая группа защищает свою модель и выводит правило.

Запись на доске:

Дятел – нет дятла, и т.д.

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".

В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема: «Безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые)».

Урок выстроен  в соответствии с программой "Перспектива".На урок отводится 4 часа - это второй час темы....

Технологическая карта урока. Русский язык 2 класс. Тема «Безударные гласные в корне слова».

Технологическая карта урока.   Русский язык 2 класс.  Тема «Безударные гласные в корне слова»....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударной гласной в корне слова" - 3 класс

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствовать умение видеть орфограмму, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова, про...

Технологическая карта урока русского языка «Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости-мягкости согласных» (УМК «Школа XXI века», 1 класс)

Цель урока: совершенствование умения обозначать гласные звуки указывающие на твёрдость и мягкость согласного буквами.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: понятия о гласных «звуках» ...