1-е склонение имён существительных. Написание сочинения по картине А. А. Пластова «Первый снег».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Елена Николаевна Кондрацкая

Задачи:

• учить определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению;

• учить различать ударные и безударные падежные окончания имён существительных 1-го склонения;

• развивать умение составлять описательный текст по картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty.docx44.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: 1-е склонение имён существительных. Написание сочинения по картине А. А. Пластова «Первый снег».

Тип: повторение изученного материала.

Задачи:

• учить определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению;

• учить различать ударные и безударные падежные окончания имён существительных 1-го склонения;

• развивать умение составлять описательный текст по картине.

Планируемые результаты

Предметные:

• определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению;

• сопоставлять ударные и безударные падежные окончания имён существительных 1-го склонения;

• составлять описательный текст по картине.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• делать выводы на основе наблюдения и сравнения;

• проверять правильность сделанного вывода — соотносить с информацией в учебнике;

• вносить коррективы или дополнения в сделанный вывод;

• рассматривать картину, выделять и анализировать детали.

Личностные:

• осознавать потребность в выражении эмоций, чувств и настроения при рассматривании картины.

Межпредметные связи: чтение (работа по картине).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает проверить, правильно ли выполнили задание учащиеся, которым нужно было выписать имена существительные 1-го склонения.

Дядя, тётя, дедушка, бабушка, Света, Коля, мама, отец, сестра, брат.

• Просит просклонять слово сестра, назвать окончания.

• Читают слова. Определяют правильность выполнения задания, опираясь на знание признаков имён существительных 1-го склонения. Находят слова, которые выписаны ошибочно. Доказывают своё мнение.

• Изменяют данное слово по падежам, называют окончания.

Мотивация познавательной деятельности

• Задаёт проблемный вопрос: Одинаково ли пишутся ударные и безударные окончания имён существительных 1-го склонения?

• Предлагает прочитать тему на с. 91 в учебнике, сформулировать учебную задачу.

• Высказывают предположения.

• Находят название темы. Ставят учебную задачу — определить, одинаково ли пишутся ударные и безударные окончания имён существительных 1-го склонения.

Организация познавательной деятельности

• Предлагает ознакомиться с падежными окончаниями имён существительных 1-го склонения по таблице, представленной в упр. 158 в учебнике.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 159 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной работы учащихся по заданию к упр. 160 в учебнике.

• Создаёт условия для творческой деятельности учащихся по заданию к упр. 161 в учебнике.

• Предлагает прочитать название картины — «Первый снег» — и сказать, какие чувства вызывает это событие; предположить, какие чувства могла бы вызвать картина с названием «Последний снег». В чём различие?

• Вовлекает учащихся в беседу по содержанию картины. Просит определить, какое время года изобразил художник, какое время суток.

• Предлагает рассмотреть персонажей, изображённых на переднем плане, обратить внимание на их внешний вид, выражение лиц.

• Обращает внимание на другие предметы, изображённые на переднем плане,— берёзу, ворону.

• Нацеливает на выявление изобразительных средств картины (фон, главный цвет).

• Предлагает выбрать опорные слова, которые являются главными для описания картины, подобрать к ним эпитеты, сравнения, слова, которые характеризуют их действия.

• Организует работу по составлению плана сочинения. Предлагает обсудить варианты начала и конца текста.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по составлению, написанию и редактированию текста сочинения.

• Знакомит с домашним заданием — упр. 127 в рабочей тетради.

• Знакомятся с информацией, представленной в таблице. Сравнивают, есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имён существительных 1-го склонения. Находят падежи, в которых окончания существительных пишутся одинаково. Делают вывод о написании ударных и безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. Соотносят сделанный вывод с выводом в учебнике на с. 91. При необходимости корректируют или вносят дополнения.

• Читают задание. Склоняют имена существительные. Проводят самопроверку — соотносят написание безударных окончаний с таблицей на с. 91.

• Читают задание. Планируют действия. Выполняют задание. Проводят самопроверку и самооценку, сверяясь с таблицей на с. 91 в учебнике. Обобщают сведения о написании ударных и безударных окончаний имён существительных 1-го склонения.

• Знакомятся с заданием к упр. 161 в учебнике.

• Находят и рассматривают репродукцию картины. Читают название. Делятся впечатлениями, возникшими ассоциациями.

• Говорят о том, что на картине изображено начало зимы, потому что нет сугробов, местами голая земля. Определяют, что изображено раннее утро, так как видно, что снег выпал ночью, когда дети спали, а сейчас они, неодетые, второпях выскочили на улицу.

• Описывают одежду детей, отмечают детали, которые показывают, что дети очень торопились увидеть первый снег. Он вызывает у них радость, восторг, интерес, ощущение праздника.

• Рассуждают о том, что не только люди, но и берёза, и ворона тоже рады первому снегу, они его ждали не меньше детей, ведь теперь земля будет укрыта белым снежным ковром, настанет тишина и покой.

• Рассматривают и говорят о том, что в картине преобладают тёплые, светлые тона, главный цвет — розовый. Он помогает ощутить красоту природы, свежесть, настроение праздника.

• Выделяют опорные слова: снег, земля, небо, дети, ворона, берёза. Отбирают материал для написания текста. Обсуждают с одноклассниками.

• Составляют план. Предлагают варианты для начала текста: Я смотрю на картину А. А. Пластова «Первый снег»...; Передо мной картина А. А. Пластова «Первый снег»...; для конца текста: У меня возникает ощущение радости, счастья, когда я смотрю на эту картину...; Я благодарен художнику за то, что ещё раз смог пережить чувство радости при виде первого снега... и др.

• Составляют устный вариант текста. Пересказывают. Вносят изменения. Записывают текст. Проводят самопроверку.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения.

Подведение итогов

• Предлагает обсудить значимость изучения темы урока, личные достижения учащихся.

• Приводят доказательства важности изучения темы. Называют, какие результаты, полученные на уроке, могут считать своими достижениями.

Дополнительный материал: репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», портрет художника, музыкальное сопровождение.

Диагностика достижения планируемых результатов: проверить текст после редактирования.

Дополнительные творческие задания: составить рассказ о дне, когда увидели первый снег.

Урок 26. Е.А. Баратынский. Стихи

Цели: ознакомить с жизнью и творчеством Е.А. Баратынского; учить видеть прекрасное с помощью поэзии; воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к ней; развивать, речь, память, воображение.

Ход урока

I.        Организационный момент

II.        Проверка домашнего задания

Чтение стихов Фета наизусть.

III.        Работа над пословицами

—        Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

Весной оглобля за ночь травой обрастет. (ОГЛОБЛЯ — в упряжи: одна из двух круглых длинных жердей, укрепленных на передней оси повозки и соединяющихся с дугой.)

Весной что рекой прольет — капли не видно, осенью ситом просеет — хоть ведром черпай. Зима не лето — в шубу одета.

Идет Варюха — береги нос да ухо. (ВАРЮХА — народное название зимы.)

IV.        Ознакомление с жизнью и творчеством поэта
1. Рассказ учителя о поэте.

—        Сегодня мы с вами будем читать стихи, посвященные этим
временам года. А написал их Евгений Абрамович Бара
тынский.

(Дети рассматривают его портрет.)

Баратынский Евгений Абрамович родился 2 марта 1800 г. в имении Мара Тамбовской губернии. Сын отставного генерал-лейтенанта из ближайшего окружения императора Павла I и бывшей фрейлины императрицы Марии Федоровны. Мальчика отдали в Пажеский корпус, откуда его через несколько лет исключили за дурное поведение (причиной стали романтические проказы против школьных воспитателей, закончившиеся серьезным проступком). В 1819 г. Баратынский поступил рядовым в лейб-гвардии Егерский полк.

Он часто бывал в Петербурге, где познакомился с молодыми поэтами А.А. Дельвигом, В.К. Кюхельбекером, А.С. Пушкиным. Скоро он стал известен как мастер элегий, в которых ему удалось удивительно самобытно и свежо передать собственные душевные порывы, напряженные раздумья. Оценка, данная Баратынскому Пушкиным: «...оригинален, ибо мыслит», выражает главное отличие этого поэта.

В 1825 г. Баратынский получил чин прапорщика, а через год вышел в отставку и поселился в Москве. После женитьбы (1826 г.) он обрел семейное счастье.

В 1843 г. вместе с семьей Баратынский отправился в длительное путешествие по Европе. 11 июля 1844 г. он умер в Неаполе от приступа лихорадки. Через год его похоронили в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

V.        Физкультминутка

VI.        Работа над стихотворением «Весна, весна!»

  1. Самостоятельное чтение стихотворения.
  2. Словарно-лексическая работа.

  • Поясните слова: древа (деревья), обнажены (голые), ветхий (старый), незримый (невидимый).
  • Подберите синонимы к словам: шумный (грохочущий, гремучий), торжествующий (победоносный, радостный).
  • Подберите антонимы к этим же словам: шумный (тихий), торжествующий (грустный, скорбный).
  • Подберите синонимы к словам лазурь (синева), взревев (крикнув).
  • Назовите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.

3.        Беседа о содержании стихотворения.

  • Какие чувства переполняют поэта? Почему?
  • Как будете читать стихотворение? Подготовьте выразительное чтение.

4.        Выразительное чтение стихотворения.

VII.        Работа над стихотворением «Где сладкий шепот...»

  1. Жужжащее чтение.
  2. Словарно-лексическая работа.

  • Подберите синонимы к словам: ропот {недовольство), бушует (неистовствует, бесчинствует).
  • Подберите антонимы к словам: немеет {оживает), кроет (срывает).

3.        Беседа о содержании стихотворения.

  • Какие изменения произошли в природе? Обратите внимание на подчеркнутые слова. Как они помогают поэту сравнить зиму и лето?
  • Каким настроением проникнуто произведение?
  • Приготовьте выразительное чтение.

4.        Выразительное чтение стихотворения.

VIII.        Итог урока

—        Что нового узнали на уроке? Чему научились?

Домашнее задание: найдите другие стихи поэта и приготовьте выразительное чтение, иллюстрации к нему.

Тема:. У ЧЕРНОГО МОРЯ

Цели:

1. Сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

2. Познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.

3. Учить работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой.

4. Совершенствовать речь, умение наблюдать.

О б о р у д о в а н и е: карта «Природные зоны России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира субтропической зоны; гербарий.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Сегодня нас ждет... теплая морская вода. Мы будем исследовать Черноморское побережье Кавказа. Побываем на берегу Черного моря!

II. Проверка знаний и умений.

Учитель проводит  ф р о н т а л ь н ы й   о п р о с:

– Где в нашей стране имеются пустыни?

– Каковы условия жизни организмов в этой природной зоне?

– Назовите растения и животных, которые встречаются в пустыне.

– Как растения и животные приспособлены к условиям жизни в пустыне?

– Чем занимается население в полупустынях и пустынях?

– Как деятельность людей влияет на природу пустынь?

– Как нужно охранять природу в этой  зоне?

По выбору учителя несколько учащихся выполняют индивидуальную работу на карточках.

№ 1. Найдите лишний объект:

а) верблюжья колючка, тюльпан, саксаул;

б) верблюд, медведь, лось;

в) тополь, береза, саксаул;

г) змея, тушканчик, белка;

д) ящерица, черепаха, бархан.

№ 2. Укажите природную зону для каждой цепи питания:

а) ягель  олень  волк ( … );

б) зерно  суслик  орел ( … );

в) голубика  лемминг  белая сова ( … );

г) колосняк  мышь-песчанка  песчаный удавчик ( … ).

№ 3. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

В пустыне … (жаркое) продолжительное лето. Ветер носит холмы песка, которые называются … (барханами). Растения пустыни невысокие с … (длинными) корнями. Животные пустыни чаще ведут … (ночной) образ жизни. В пустыне встречаются животные, которые кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи, – … (сайгаки). А забавное животное ... (тушканчик)передвигается прыжками.

III. Работа над новой темой.

Учитель. Сегодня у нас с вами заключительное путешествие по природным зонам России. Это Черноморское побережье Кавказа – одна из самых замечательных и своеобразных, можно сказать уникальных, зон.

Запись на доске и в тетрадях: «Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона».

Учитель. Покажите на карте субтропическую зону. Что рассказывает нам карта?

Ученики. Эта природная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье Черного моря: между Кавказскими горами и Черным морем.

Учитель. В каком тепловом поясе расположена субтропическая зона?

Ученики. В умеренном поясе, но ближе к Северному тропику, значит, солнечные лучи падают прямо и земля получает больше тепла.

Учитель. Высокие горы ограждают узкую полоску Черноморского побережья Кавказа от холодных ветров с севера. Солнце поднимается здесь высоко над горизонтом. Даже зимой лучи его так сильно нагревают поверхность земли, что температура воздуха остается выше нуля. В то время, когда на севере свирепствуют морозы, бушуют метели, в здешних садах цветут розы.

Большое влияние на погоду Черноморского побережья оказывает море.

- зимой оно обогревает, а летом умеряет жару. С поверхности моря испаряется много воды. Водяной пар поднимается вверх и переносится ветрами на склоны гор. Здесь он охлаждается и превращается в мощные облака, из которых выпадают обильные осадки. Тепло и влага создают благоприятные условия для развития пышной растительности. Здесь растут вечнозеленые растения.

А что же обозначает слово «субтропики», если в переводе с латинского приставка «суб» значит «под»?

Ученики. Значит, субтропики – это территория под тропиками.

Учитель. Точнее, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее России, а здесь, на Черноморском побережье, – лишь маленький кусочек.

Итак, мы должны выяснить, каковы отличительные особенности растительного мира субтропиков.

Учитель предлагает прочитать статью на с. 130 учебника и ответить на вопрос:

-Каков растительный мир на побережье Черного моря, каких животных можно здесь встретить?

Ученики. Благоприятные условия – тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями. Это дуб, бук, каштан.

Бук достигает высоты 25–40 метров. Его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды – орехи, но их нельзя есть. Бук живет до 500 лет.

Каштан – дерево-долгожитель – может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 метров. Листья продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи – употребляют в пищу.

Очень много растений, привезенных из разных стран:  кипарисы, магнолии, пальмы.

На Черноморском побережье растет много фруктовых растений: инжир, персики, грецкие орехи.

Ученики. Животный мир Черноморского побережья богат и разнообразен. В лесах обитают медведи, кабаны, барсы и шакалы. Цикады питаются соком растений. Хищный богомол питается мелкими насекомыми. Много ящериц и змей. Эти животные обитают на суше.

Встречаются животные, которые добывают себе пищу в море. Это птицы – чайки, бакланы.

Удивительны морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины.

Морские коньки – это рыбки с головой, похожей на голову Конька-горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет конек на бурую водоросль – и сам станет бурым, сядет на зеленую – позеленеет.

Морская игла – это тоненькая и длинная рыбка.

А дельфины – это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого и больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

http://tak-to-ent.net/images/112okrmir4kl/3.png

игра:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура, замри!

Учитель. Черноморское побережье – российская здравница. Солнечные лучи, морская прохлада, вечнозеленая растительность, радующая глаз, теплые ласковые волны, набегающие на берег, привлекают тысячи людей в эти края. Здесь построены санатории, дома отдыха. Но люди, приезжающие сюда отдыхать, не всегда относятся к природе бережно.

Учитель предлагает учащимся прочитать статью «Человек у моря» на с. 131–133 учебника и ответить на вопрос: «Каковы экологические проблемы субтропической зоны?»

Ученики. Сточные воды и мусор попадают в море и загрязняют его. Люди, приехавшие отдыхать, ловят насекомых на память и ломают ветки растений.

Учитель. Какие меры необходимо принять для решения экологических проблем этой природной зоны?

Ученики. Создан Сочинский национальный парк для сохранения уникальной природы. В Красную книгу России занесены растения этих мест (иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный) и животные (жужелица кавказская, черноморская афалина).

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель. Наше путешествие подходит к концу. Что вы расскажете друзьям о субтропиках России?

Учащиеся  высказывают свое мнение.

Учитель. Каков растительный мир субтропиков?

Учащиеся дают ответы и заполняют схему:

V. Итог урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 134 учебника.

Домашнее задание.

С. 126–134. Ответы на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2, 3.

ВЕК

Цели: познакомить учащихся с новой единицей времени – веком; совершенствовать навыки решения задач и примеров.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Заполните таблицу в задании 286 (вынести на доску).

Цена

60

90

15

Количество

4

5

6

7

Стоимость

420

560

90

Перед заполнением таблицы дети должны вспомнить и объяснить, как можно узнать цену (количество, стоимость), если известны две другие величины.

2. Поставьте вместо звездочек знаки действий так, чтобы получилось верное равенство:

50 000 ? 1 000 ? 100 = 5 000

70 000 ? 100 ? 1 000 = 7 000

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы с вами знакомимся  с самой крупной единицей измерения времени – веком. 1 век равен 100 годам. Веками измеряются длительные периоды в истории городов, стран, жизнь некоторых деревьев и животных. Откройте учебник на с. 55 и выполните задание 280. Рассмотрите там чертеж. Найдите заданные точки на числовом луче.

Дети находят нужные точки. После этого для закрепления выполняют устно задания 281, 282, 283, 284.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Работа над пройденным материалом.

Для самостоятельной работы учащимся можно предложить задания.

1. Перевести (запись на доске).

3 км 60 дм = … м            21 ц 50 кг = … кг            7 000 ц = … т

7 км 100 см = … м          32 ц = … кг                     6 200 = … ц

2 км 6 000 мм = … м       15 000 кг = … т               8 т 200 кг = … ц

2. Решить задание 287.

V. Итоги урока.

Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке?

Дети. Мы познакомились еще с одной единицей времени – веком, узнали, что 1 век – это 100 лет.

Учитель. Что повторяли на уроке?

Дети. Мы повторили отношения между величинами: цена, количество, стоимость; переводили единицы длины и массы, решали примеры.

Домашнее задание: задание 285; тетрадь № 1, с. 37, № 83–86.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег"

Урок развития речи, используется по всем УМК....

Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе.Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег".

Цели:Формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине. Учить правильному построению предложений. Развивать речь, обогащать словарь учащихся. Развивать орфографическую зоркость....

Фрагмент урока по развитию речи. Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Первый снег».

Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А.Пластова, учить...

Презентация к уроку по русскому языку в 4 классе "Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег".

Тема: Сочинение по картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег»Тип урока: Урок развития речи.Цель: Формирование  умений и навыков писать сочинение по картинеЗадачи:формировать умение соз...

Сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег". 4-й класс

Урок и презентация(образец сочинения)...

Сочинение по картине А.А. Пластова "Первый снег" на уроке русского языка в 4-м классе

Цели:1) учить детей осмысливать содержание картины;2) совершенствовать умение подбирать необходимые для описания слова;3) учить соотносить художественный текст и художественные средства картины...