I Организация класса на работу
II Подготовка к восприятию картины
III
Первичное восприятие картины
IV
Анализ первичного восприятия картины
V
Языковая подготовка
VI
Создание письменного высказыва -
ния
| а) Приветствие
- Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть!
Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи.
б) Слово-инструктаж
- Проверьте свои рабочие места. Нам на уроке понадобятся: ручка, простой карандаш, репродукция картины, тетрадь для творческих работ и черновик.
в) Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы с вами пишем сочинение.
- Что такое сочинение?
- Мы напишем сегодня сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег».
- Что такое сочинение по картине?
- Чем оно отличается от других видов сочинения?
г) Сообщение типа текста, жанра, стиля текста.
- Текст нашего сочинения – описание.
- Что такое текст-описание?
-Давайте вспомним его схему
а) Рассказ о художнике картины
Аркадий Александрович Пластов – русский художник, мастер пейзажа и портрета.
Он родился в простой деревенской семье. В его роду были художники, в основном иконописцы, да и сам маленький Аркадий получил начальное образование в духовной семинарии – специальное учебное заведение, которое готовило служителей церкви.
Приехав в Москву, осваивал живописное мастерство в художественном училище.
Особое место занимает А.А.Пластов среди русских художников: он показал в своих работах красоту русской природы и деревни, простых сельских людей-труженников. Большую часть своей жизни Художник жил в деревне, ему тоже приходилось растить хлеб, работать на сенокосе, общаясь с простыми деревенскими жителями. Но в тяжёлой деревенской жизни были и праздники, многие из которых художник изобразил на своих полотнах.
Много работ он посвящает подвигам русских людей во время Великой Отечественной войны. В этих работах художник показал всю свою любовь к Родине и ненависть к её захватчикам.
Всё творчество художника проникнуто подлинными, настоящими чувствами, носят правдивый и откровенный характер.
б) Подготовка к восприятию картины.
- Прочитайте на доске два слова: первый и последний. - Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова?
- С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый?
- Каким вы представляете первый снег?
- Каким вы его видели?
Какие чувства он у вас вызывает?
в) Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях.
- Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”.
А вот отрывок из стихотворения И.А.Бунина “Первый снег”:
…Зимним холодом пахнуло, На поля и на леса. Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На пруды, на сад пустынный, Первым снегом понесло.
- Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.
- Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?
- Как говорит Бунин о том, что снег идет?
Как вы понимаете это выражение?
Подберите синонимы к слову понесло.
а) Рассматривание картины.
Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.
а) Эмоционально-оценочная беседа по содержанию картины.
- К какому жанру изобразительного искусства относится эта картина?
- Какое время года изобразил художник?
- Почему вы догадались, что это именно начало зимы?
- Какое время суток изображено?
Как вы догадались?
- Кого изобразил художник на переднем плане?
- Опишите их внешний вид.
- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей?
Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?
б) Работа со словарем настроений.
- Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.
радость
| восторг
| волнение
| удивление
| восхищение
| беспокойство
| испуг
| грусть
| интерес
|
- Почему их удивляет первый снег?
- Что еще показывает художник на переднем плане?
- Есть ли здесь есть еще один герой?
- А что она переживает?
- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы.
- В чем это проявляется?
в) Выявление изобразительных средств картины.
- Обратите внимание на фон картины.
- Какой он, темный или светлый?
- А какой цвет здесь главный и почему?
- Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево?
- Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано?
г) Речевая и лексическая подготовка
- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:
снег
| дети
| земля
| ворона
| небо
| береза
|
- Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.
снег
| Как стеклянный дождь
| Укрыл землю
|
| Очень к лицу земле
| Порошил
|
| Как чистые капли воды
| Щекотал лицо
|
| Белая скатерть полей
| Кружился
|
| Лебяжий пух земли
| Порхал
|
| Робкий и тихий
| Танцевал
|
| Пушистый и мохнатый
| Опускался большими хлопьями
|
Робкий – снег падал на землю несмело, тихо, боязливо, с опаской.
Порхал – перелетать с места на место как птицы.
Стеклянный дождь – капельки воды, замерзая, превращаются в снежинки.
К лицу земле – земля украсила себя первым снегом, стало бело и чисто, после осенней погоды.
Белая скатерть полей – снег сравнивают со скатертью или покрывалом, укрывшим поля.
- Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.
- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина?
- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? - - Выберите лучший вариант, из предложенных концовок на доске.
а) Структурно-композиционное составление плана
- Исходя из схемы текста-описания, сколько может быть в нашем сочинении частей?
План:
- Первый день зимы.
- Радостные дети.
- Цвет и настроение картины.
- Мое отношение к картине.
б) Орфографическая работа
- Ребята, какие слова требуют особого внимания при их записи? Давайте их обозначим, выделим орфограммы и составим словосочетания.
- Зима – зимний (снежная зима);
- Снег – много снег;
- Радостные – радость (радостные дети);
- Картина – словарное слово (цвет картины);
- Робкий – робок (робкий человек);
- Земле – земли (дальние земли);
- Пушистый – ши пиши с –и (пушистый снег);
- Стеклянный – стёкла (стеклянный шар);
- Берёза - словарное слово (белая берёза)
- Ворона - словарное слово (на ветке сидит ворона)
в) Пунктуационная работа
- Давайте с вами вспомним правила записи предложений и текста.
- Составьте предложения по предложенной схеме:
1) O и O. (С неба падал робкий и тихий снег.)
2) , а . (В воздухе кружил пушистый снег, а дети смотрели на него, не отрывая глаз.)
г) Текстовая работа
- Что будет говориться в первой, второй, третье, четвёртой частях?
- Послушайте, какое сочинение получилось у меня.
Раннее утро. В комнате необыкновенно светло. Дети проснулись и увидели, что за окном все белым-бело. Оказывается, ночью выпал первый снег. Он покрыл тонким слоем и дома, и заборы, и землю.
Радостные и счастливые брат и сестра выбежали на крыльцо. Мальчик надел валенки, шапку-ушанку, шубу и собрался погулять. Он давно с нетерпением ожидал прихода зимы. Сестра же выбежала в платье, успела накинуть на голову только платок. На ее лице радостная улыбка. Она подняла голову и долго любовалась пушистым и мохнатым снегом, устилающим землю. Береза, вчера еще голая и прозрачная, сейчас стояла пушистая и красивая. Ворона спокойно и важно шагает по снегу. Она ищет себе корм. Как волшебно изменилась природа от первого снега!
Главный цвет картины розовый. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, праздник первого снега.
Мне картина понравилась. Художник сумел передать радость детей, их настроение и впечатления. У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувства радости при виде первого снега.
а) Написание учащимися сочинения в черновике б) Проверка написанного
в) Запись сочинения в тетрадь
г) Самопроверка сочинений.
|
Схема:
Общее
впечатление
д д д
Вывод
- Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука.
-Радости восхищения
Эпитет (стеклянный дождь)
Олицетворение (Земля, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал и т.д.)
- Снегом понесло
- Закружило, замело, засыпало, запорошило.
- Пейзаж
- Начало зимы.
-Нет сугробов, местами еще видна голая земля.
- Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.
- Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.
- Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.
-Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.
- Восторг, удивление, радость
- Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.
- Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.
- В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.
- Ворона.
-Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.
- Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.
- В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.
- Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев.
- Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.
- Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение.
- Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.
- Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.
-Три части и добавим четвёрную, о нашем личном впечатлении, о картине.
1. Начало предложения пишется с заглавной буквы.
2. В конце предложения ставятся знаки препинания (. ? !)
3. Каждая новая часть сочинения пишется с нового абзаца (красная строка, отступ в начале строки).
Рассказ текста по частям.
|
Так же ученики подбирают характеристики ко всем остальным опорным словам, не повторяя одни и те же слова, подбирать разные слова, но подходящие по смыслу, точные.
Варианты концовок
1) -У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.
2) - Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.
3) Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.
Выделение орфограмм, производится согласно орфографическому правилу
|