Конспект урока обучения грамоте на тему "Звуки [р] [р’], буквы Р,р." 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Сыскова Дарья Александровна

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звуки [р] [р’], буквы Р,р." 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rri.docx985.08 КБ

Предварительный просмотр:

 

Класс: 1

ФИО учителя: Устьянцева Д.А

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Тема урока: Звуки [р] [р’], буквы Р,р.

Цели деятельности учителя:

  • закрепление умения произносить согласные звуки [р], [р'], различать буквы Р,р ;
  • закрепление умения осознанно читать слова, ставить там, где надо логическое ударение.

Планируемые результаты:

   Предметные:

  • знать различия произношения звуков [р], [р'];
  • уметь правильно ставить ударение;
  • уметь определять графический образ букв.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок закрепления

Оборудование: программа: «ПНШ»; учебник: Агаркова Н.Г., Азбука. 1 класс (1 часть), раздаточный материал, презентация.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

2 мин

Здравствуйте ребята!

Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Меня зовут Дарья Александровна.

Чтобы хорошо учиться,

С ленью нам не по пути,

К знаниям будем мы идти.

Ребята, настраиваемся на продуктивную работу.

Приветствие учителя

Слушать учителя

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

 

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя

Наглядный: презентация

4 мин

У Олесика всегда

С буквой “эр” была беда.

Скажет “рак”-

Выходит “лак”

Вместо “рожь”-

Выходит… (ложь).

-Какой звук стал нашим другом на прошлом уроке?

-Что о звуке вы можете рассказать?

-Назовите твердый и мягкий звук?

-Какой буквой обозначается эти звуки.  

Слушать учителя

-На прошлом уроке, нашим другом стал звук [р]

-Эти звуки бывают согласным, твердым и мягким.

-Звуки [р], [р‘]

-Обозначаются буквой «эр»

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Р: целеполагание

3.

Постановка учебной задачи

Словесный: слово учителя

Наглядный:

презентация

Словесный: учебный диалог 

Наглядный: презентация

5 мин

-Верно, сегодня мы с вами будем продолжать изучать, звуки [р], [р‘]

-Что могут обозначать эти звуки?  

-Хорошо посмотрите на слайд. Что вы видите?

Рад                                   Ряд

-Есть ли в этих схемах различия?  

-Давайте прочитаем эти слова.

-По звучанию мы уже можем определить, какой из этих звуков мягкий, а какой твердый.

-Ребята, а что обозначается слово рад?

-А ряд?

-Верно, какой вывод мы можем сказать, разбирая эти слова?

Давайте с вами проведем речевую разминку. Итак, первый раз я говорю, вы слушаете. Второй раз вместе со мной.


Ра-ра-ра, ра-ра-ра

На дворе у нас гора.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру

Собирайте детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры

Покатаемся с горы.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра

Очень рада детвора.

-Теперь давайте все вместе, ваша задача проговорить звук р очень четко.

-О каком звуке пойдет речь на сегодняшнем уроке?  

-Хорошо, кокой буквой обозначаются эти звуки?  

-Верно, тема нашего урока, звуки [р],[р‘], буква Р,р. Большая и малая.

-Какие мы с вами задачи поставим на урок?

Слушать учителя

-Один твердый, другой мягкий.

-Схемы слов.

-Да, в одном случае звук [р]-твердый. А во втором случае мягким. [р‘].

-Рад, ряд.

-Рад, это когда человек радуется.

-Например первый ряд, второй, третий.

-Что слова различны не только по звуку [р], но и по значению слова.

Слушать  учителя

- Ра-ра-ра, ра-ра-ра

На дворе у нас гора.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру

Собирайте детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры

Покатаемся с горы.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра

Очень рада детвора.

 -О букве «эр»

-[р],[р‘]

-«эр»

-Мы продолжим знакомство с буквой, поупражняемся в чтении слогов и слов.

Р: планирование;

Лог: анализировать объекты с целью выделения признаков; выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Р: целеполагание

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный: слово учителя

Практический: чтение учащихся

Физминутка

5 мин

-Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите?

-Как вы думаете, как так получилось, что имя Арина, превратилось в Рину.

-Какие буквы убрали или добавили?

- И что произошло с буквой «эр»? Какая она стала?

-Верно, а что произошло с буквой, «а»?

-Правильно, буква «эр» у нас превратилась в заглавную, а буква «а» исчезла.

-Верно, а сейчас давайте немного отдохнем. Ваша задача повторять за Чудариками.

 -Имена. Арина-Рина.

-С помощью букв.

- Убрали букву А.

-Заглавная.

-Буква, «а» исчезла.

Смотреть видеофрагмент

Выполнять физминутку

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их, доказывать;

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их

5.

Первичное закрепление

Словесный: слово учителя

Практический: упражнение

Наглядный: презентация

Словесный: беседа

5 мин

-Открываем страницу 34, на ней вы видите слова, ваша задача состоит в том, чтобы сначала послушать как их прочту я, затем повторить за мной. Готовы?

-Ру-ру-лон-рулОн

-Все вместе. Ру-ру-лон-рулОн.

-Ра-ра-ма-ра-мы-рамЫ.

-Все вместе. -Ра-ра-ма-ра-мы-рамЫ.

-Ра-ра-на-рАна-рАнил.

-Все вместе. -Ра-ра-на-рАна-рАнил.

-Ра-у-ра-урА-Ира.

-Все вместе. -Ра-у-ра-урА-Ира.

-Ри-Ма-ри-на-МарИна.

-Все вместе. -Ри-Ма-ри-на-МарИна.

-Ли-ма-ли-на-малИна.

Все вместе. -Ли-ма-ли-на-малИна.

-Ры-ры-л-ры-ли-рылИ.

Все вместе. -Ры-ры-л-ры-ли-рылИ.

-Ры-ры-ла-на-рыл-нарЫла.

-Все вместе. -Ры-ры-ла-на-рыл-нарЫла.

-Ру-ру-лил-рулИл

-Все вместе. -Ру-ру-лил-рулИл

-Ир-мир-э-мир-эмИр

-Все вместе. -Ир-мир-э-мир-эмИр

-Все вместе. -Все вместе. -Ир-мир-э-мир-эмИр

-Ребята, вы знаете что такой эмир?

-Эмир-это титул правителя в странах Востока.

-Где мы можем его увидеть?

-Молодцы, посмотрите, пожалуйста, на слайд. На слайде вы видите не большую информацию про героев на картинки.

-Что вы видите на первой картинки?

-Хорошо, а чем мама моет девочку? Что у нее в руках.

-Что вы видите на второй картинки?

-А чем он руки моет?

-Верно, давайте назовем маму Ариной, а девочку Алиной. Мальчика-Романом.

-Сейчас я вам ее предложения про наших героев, ваша задача слушать внимательно и соотносить все слова с картинками.

-У Арины мыло.

Арина умыла Алины.

Роман намылил…

-Что мог намылить Роман?

-Как вы это узнали?

-Правильно, а сейчас прочтем все вместе. Со всеми логическими ударениями. Я читаю строку вы повторяете за мной.

-У АрИны мыло.

-АрИна умЫла АлИны.

-РомАн намылил руки.

-Молодцы.

Слушать учителя

-Да

- Ру-ру-лон-рулОн.

-Ра-ра-ма-ра-мы-рамЫ.

-Ра-ра-на-рАна-рАнил

-Ра-у-ра-урА-Ира.

-Ри-Ма-ри-на-МарИна.

-Ли-ма-ли-на-малИна.

-Ры-ры-л-ры-ли-рылИ.

-Ры-ры-ла-на-рыл-нарЫла.

-Ру-ру-лил-рулИл

-Ир-мир-э-мир-эмИр

-Все вместе. -Ир-мир-э-мир-эмИр

-Нет.

-На картинки в учебники.

Слушать учителя

-Что мама моет дочку.

-Мама моет девочку мылом.

-Мальчик моет руки.

-Мылом.

-Роман, намылил руки.

-Мы посмотрели на картинку.

-У АрИны мыло.

-АрИна умЫла АлИны.

-РомАн намылил руки.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли;

Лог: доказательство

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: упражнение

Словесный: слово учителя

Физминутка

5 мин

-Ребята, на ваших столах лежат листочки, как называется то, что нарисовано в рамке?

С какого звука начинается это слово?

-Названия, каких картинок внизу начинаются с того же звука? Отметьте их крестиком.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/563040/Image1981.jpg

Ребята, сравните, пожалуйста, ваш вариант с моим.

– Оцените свою работу по следующей шкале:

“+” – справился;

“? ” – сомневался;

“-” -не справился.

-А сейчас давайте с вами немного отдохнем.  

На двери весит замок-

Кто его открыть бы смог?

(Быстро сведениям пальцы в замок)

Потянули….

(Тянем кисти в стороны)

Покрутили

(Волнообразные движения)

Постучали...

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)

И открыли!

Слушать учителя

-Ручка

-Со звука [р]

Выполнять задание

Сравнивать выполненное задание

Выполнять физминутку

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли;

Лог: доказательство;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

7.

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: беседа

Наглядный: презентация  

5 мин

-Открываем учебник на странице 34.

-Сейчас я вам прочитаю слоги и слова с данными слогами. Ваша задача прослушать внимательно и на каждый слог, придумать свои слова.

-Ра-мра-мор-мрАмор. Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение?

-Верно, придумайте слово со слог ра.

-Ри-Ри-на-РИна.  Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение?
-Верно, придумайте слово со слог ри.

-Ри-А-ри-на-АрИна. Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение?

-Верно, придумайте слово со слог ри в середине либо в конце слова.

Ри-И-ри-на-ИрИна. Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение?

Ро-Ро-ман-РомАн. Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение?

-Верно, придумайте слово со слог ро.

-Ли-лил-ли-ла-лилА. Сколько слогов в первом и вот втором слове? На какой слог падает ударение?

-Верно, придумайте слово со слог ли.

-Ла-на-ли-ла-налилА. Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение?

-Верно, придумайте слово со слог ла.

-Ры-на-ры-ла-нарылА. Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение?

-Верно, придумайте слово со слог ры.

-На-на-лим-налИм. Сколько слогов в этом слове? На какой слог падает ударение?

-Верно, придумайте слово со слог на.

-Ребята, на ваших столах лежат листочки, прочитайте про себя.  

-Сейчас ваша задача состоит в том, чтобы у кого все слова с мягким звуком [р‘] встали в правый угол. У кого все слова с твёрдым звуком [р] в левый угол.

-Давайте проверим, левый угол, прочитайте слова, которые у вас были в карточка.

-Верно, давайте проверим правый угол, прочитайте свои слава.

Слушать учителя

-В слове 2 слога, ударение падает на 1 слог.

-Рама, жара, радуга.

- В слове 2 слога, ударение падает на 1 слог.

- Рис, рисунок

-В слове 3 слога, ударение падает на 2 слог.

-Абрикос,перила.

-В слове 3 слога, ударение падает на 2 слог.

- В слове 2 слога, ударение падает на 1 слог.

-Ромашка, роза

-В первом слове1 слог. Во втором 2 слога. Ударение во втором слове падает на 2 слог.  

-Лимон, листопад

-В слове 3 слога, ударение падает на 3 слог.

-Лама, лавина

 -В слове 3 слога, ударение падает на 3 слог.

-Рысь,рыба

- В слове 2 слога, ударение падает на 2 слог.

-Наташа, нарисовать.

Слушать учителя.

Выполнять инструкцию

-Рак, рама, Рома, робот, рука, руда, рыбак, рынок, тара, пара, кора, фара, дорога, ворона, шар.

-Река, репа, рисунок, ритм, рюкзак,

моряк, зарядка, Марина, резинка, рис, мир, море, фонари,ряженка, рябина.

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их;

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли;

Лог: доказательство;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам;

Лог: выстраивать гипотезы и обосновывать их

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

4 мин

-Итак, подведем итоге нашей работы на уроке.

-Над какой темой мы работали?

-Что нового вы сегодня узнали?

-Ребята, на ваших партах лежат ладошки, ваша задача разукрасить ее.

Черный цвет-мне было не интересно, скучно. Синий цвет- я нечего нового для себя не узнал.
Зеленый – мне все понравилось, мне было интересно.

-Мы работали над темой: «звуки [р] [р’], буквы Р,р».

-Узнали где в определенных словах с буквой эр ставится ударение, также потренировались в произношении звуков [р] [р’],

Выполнять инструкцию

Р: давать оценку;

П: анализировать способы и условия действия, контролировать и давать оценку процесса и результатов деятельности

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте по теме "Звук ч, буквы Ч, ч"

Урок обучения грамоте, знакомство с новым звуком и буквами. Проводился в рамках конкурса педагогического мастерства "Учитель года"....

Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Конспект   урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....

Конспект урока обучения грамоте "Согласные звуки [д ], [д, ] Буквы Д, д"

Конспект урока обучения грамоте "Согласные звуки [д ], [д, ]  Буквы Д, д"...

Конспект урока обучения грамоте по теме : Звук [ ч ]. Буквы Ч ч .1 класс

Цели урока:Познакомить детей с новым звуком и новой буквой.Учить выделять на слух в словах  звук [ч].Продолжить развитие навыка чтения.Работать над выразительностью речи.Развивать речь и мыслител...

Конспект урока обучения грамоте. Тема «Звуки [р], [р’]. Буквы «Р р» 1 класс. УМК Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [р], [р’], с печатными буквами Р р; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результаты:Предметные: зна...

Конспект урока обучения грамоте: "Звуки [д][д*] и буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д т в слогах и словах." ( УМК " Школа России" , 1 класс)

Тема: Звуки [д][д*] и буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д т  в слогах и словах.Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках [д] [д*], о букве Дд, развитие умений сопоставлять ...

Конспект урока обучения грамоте: «Согласные звуки [п], [п,]. Буква П, п», 2 класс, УМК: «Школа России»

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирования представлений о согласных звуках [п], [п,] и букве П, п; совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной бук...