Конспект урока обучения грамоте по теме : Звук [ ч ]. Буквы Ч ч .1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Цели урока:
- Познакомить детей с новым звуком и новой буквой.
- Учить выделять на слух в словах звук [ч].
- Продолжить развитие навыка чтения.
- Работать над выразительностью речи.
- Развивать речь и мыслительные процессы младших школьников: сравнение, анализ, обобщение.
Воспитывать внимание к слову, прививать любовь к русским пословицам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Буква Ч 1 класс | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте.
1 класс.
УМК «Планета знаний»
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1
г. Данкова
Сячинова Н. В.
2013-2014 уч. год.
Тема урока: « Звук [ч]. Буквы Ч,ч.»
Цели урока:
- Познакомить детей с новым звуком и новой буквой.
- Учить выделять на слух в словах звук [ч].
- Продолжить развитие навыка чтения.
- Работать над выразительностью речи.
- Развивать речь и мыслительные процессы младших школьников: сравнение, анализ, обобщение.
- Воспитывать внимание к слову, прививать любовь к русским пословицам.
Ход урока.
I.Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
И книжки, и тетрадки
И мысли – все в порядке.
- Улыбнитесь друг другу и гостям. Протяните ладошки знаний. Произнесем волшебную фразу: « Я хочу много знать!»
- Вспомним правила, которые помогут нам получить новые знания. ( дети отвечают)
II. Формулирование темы и цели урока.
1.Речевая разминка.
ЧА – ЧА-ЧА – горит в комнате свеча.
ЧУ- ЧУ –ЧУ – молоточком я стучу.
ОЧ- ОЧ- ОЧ – наступила ночь.
- Какой новый звук мы произнесли в чистоговорке ? (ч)
2. Подбор слов, противоположных по значению Выделение звука (ч)
- Подберите к каждому названному мной слову противоположное по смыслу, найдите в них общее и попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Белый ( Черный)
Грязный ( Чистый)
Редко ( Часто)
- Что общего было во всех названных вами словах?
- Догадайтесь, с каким звуком мы сегодня встретимся? Сформулируйте тему урока. Какая цель нашего урока? ( познакомимся со звуком (ч) и буквой Ч, которая его обозначает, будем учиться отличать этот звук и букву от других звуков и букв, читать слова с новой буквой)
III. Знакомство с новым звуком.
1. Наблюдение за звуковой схемой.
( звучит фонограмма « Чебурашка»)
- Сегодня в нашем уроке хочет принять участие один сказочный герой, имя его спряталось в этой схеме: ( схема к слову Чебурашка)
- Кто это?
-Почему вы считаете, что это именно Чебурашка?
- Сколько слогов в слове? Какой слог ударный? Сколько звуков?
- Из какой сказки пришел к нам Чебурашка?
( учитель показывает книгу Э. Успенского)
- Произнесите слово Чебурашка, выделяя в нем первый звук.
- Назовите выделенный звук.
- Произнесите его .
- Что можете сказать об этом звуке? Докажите , что он согласный.
- Что слышим при произношении этого звука? ( Шум)
- Сделайте вывод : звонкий или глухой звук.
- Я сейчас произнесу слова. Определите, какой звук идет за [ч] и каким является [ч] – твердым или мягким?
-ЧТО, ГРАЧ ( Ничто не дает [ч] мягкую команду, а он звучит мягко)
-Вспомните слова, в которых [ч] звучал бы твердо.
- Сделайте вывод: [ч] всегда мягкий.
- Покажите мне квадратик, с помощью которого мы будем обозначать этот звук.
- Отгадайте загадку:
Был белый дом,
Чудесный дом,
Но что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало ЧУДО,-
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
- Как называют в загадке ципленка? (чудо)
- Почему?
- Как связано это слово с темой урока?
2. Работа в паре
-Составьте схему этого слова , поработайте в парах.
-Проверьте себя . Сверьте со схемой на доске.
- У кого так? У кого по другому?
- Сколько слогов?
- Какой слог ударный?
- Назовите первый слог?
- Нет ли в нем ошибке, ведь буква у дает твердую команду?
-Давайте вернемся к нашим героям. Они тоже строили дом. Вспомните его, попробуйте нарисовать словесную картину. При описании попробуйте использовать слова с новым звуком. Кто услышит звук [ч], поднимайте зеленый светофорчик.
-Молодцы. В гости к нам пришли друзья, угадайте, кто? Гостей угощали чаем, молоком или какао? Чай пили из чашек или из стаканов? Догадайтесь, чем Чебурашка мог угостить своих гостей? Что подарили друзья: настенные часы или посуду?
-Какой звук мы все время слышим? Охарактеризуйте его.
4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-После застолья гости решили украсить палисадник, посадив туда самые разные деревья. Давайте им поможем. Я буду перечислять названия деревьев.
Если в названии есть [ч], то покажите , как гости копали ямки, если звука нет, то выполняйте наклоны в стороны.
Вишня, слива, черемуха, яблоня, чинара, тополь, черешня, осина, береза.
5. Знакомство с новой буквой.
- На письме [ч] обозначается буквой «ча». Она похожа на цифру 4. Давайте в воздухе напечатаем эту букву. В каком по цвету домике она будет жить?
6.Чтение слогов и слов с новой буквой.
- Гости ушли. Они подарили нашим героям необычные часы, которые помогут нам прочитать слоги с новой буквой. А самые внимательные сумеют прочитать и слова.
-Прочитайте слоги с мягким ( твердым) согласным звуком.
( Чтение слогов- слияний, а потом и слов с буквой ч)
-Кто заметил, что среди прочитанных слов было название одного известного российского города? Как оно написано?
(часы,чучело,мячи,дача,учу,хочу,Сочи,холода)
- Работа над текстом.
7.1Подготовка к чтению.
- Ребята, раньше подаренные настенные часы, были в квартире других сказочных героев. Кто они, догадайтесь, послушав небольшой фрагмент из сказки. ( Звучит запись.)
- Кто же это? ( Герои истории Н.Носова.)
- Этот отрывок нам предстоит сейчас прочитать. Давайте подготовимся к чтению, прочитаем слова на доске. Прочитайте клички собак.
-Как они написаны?
-Прочитайте слова, состоящие из 4 слогов.
(Бобик, Барбос,ходят, говорится, начинают бить, дерутся)
7.2 Самостоятельное чтение текста.
( Индивидуальная работа с Титовым Артемом.)
7.3 Беседа по содержанию.
- Какой предмет привлек внимание друзей?
- Сумел ли Барбос объяснить Бобику, что такое часы? А почему?
- Какие слова удивили и напугали Бобика?
- Когда так говорят?
- Собаки не знали, что в русском языке слова могут употребляться и в прямом, и в переносном значениях.
7.3 Выразительное чтение текста по ролям.
- Что представляет из себя этот текст?
-Какие герои потребуются нам, чтобы прочитать его по ролям?
- Выборочное чтение.
- Прочитайте слова автора.
-Найдите вопросительные предложения. Как их надо прочитать?
- Кто заметил восклицательное предложение?
- Найдите предложение, в котором встретились 3 точки.
Здесь герой задумался, поэтому голосом надо сделать паузу.
- Чтение текста по ролям.
- Работа над многозначностью слов.
-Послушайте стихотворение и назовите слова, использованные в переносном значении.
Говорят: « Часы стоят».
Говорят: « Часы спешат».
Говорят: « Часы идут,
Но немного отстают».
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но часы стоят на месте.
- Рассмотрите рисунки. О каких предметах можно сказать, что они идут?
- О каких предметах можно сказать, что они ползут?
-О каких предметах можно сказать, что они плывут?
- когда эти слова используются в прямом смысле? А когда в переносном?
9.Работа с пословицей.
- Чебурашка очень доволен работой с вами. На прощание он обращает ваше внимание на русскую пословицу.
- Прочитайте ее. О чем она? Чему она нас учит?
10. Итог урока.
- Что понравилось на сегодняшнем уроке?
- Что нового запомнили?
-Дома, пожалуйста, прочитав наш текст еще раз, подготовьтесь разыграть сценку в классе, но без книги.
(Учитель отмечает отличившихся ребят.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте по теме "Звук ч, буквы Ч, ч"
Урок обучения грамоте, знакомство с новым звуком и буквами. Проводился в рамках конкурса педагогического мастерства "Учитель года"....
конспект урока обучения грамоте по теме: "Звуки [д], [д\'] и буква д". 1 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Конспект урока обучения грамоте по программе "Школа 2100"....
Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...
Конспект урока обучения грамоте по теме: Звук [а]. Буквы А, а.
Конспект комплексного применения знаний и умений по теме :"Звук а. Буквы Аа. Урок построен в соответствии с ФГОС. На уроке формируется умение выделять звук а из речи, соотносить звук и его букву,...
Конспект урока обучения грамоте на тему "Звуки [р] [р’], буквы Р,р." 1 класс
Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звуки [р] [р’], буквы Р,р." 1 класс...
Конспект урока обучение грамоте по теме «Звуки р, р\',, буквы Р, р» 1 класс. УМК «Школа России»
Урок открытия нового знания составлен в соответствие с требованиями ФГОС....
Конспект урока обучение грамоте по теме: «Звук {к, к} и буква Кк», 1 класс, УМК "Перспектива"
Цели деятельности учителя:создание условий для ознакомления учащих с согласным звуком [к, к ] и буквой Кк.Планируемые результаты Предметные:...