Конспект урока обучения грамоте по теме : Звук [ ч ]. Буквы Ч ч .1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Сячинова Наталья Валерьевна

Цели урока:

  1. Познакомить детей с новым звуком и новой буквой.
  2. Учить выделять на слух в словах  звук [ч].
  3. Продолжить развитие навыка чтения.
  4. Работать над выразительностью речи.
  5. Развивать речь и мыслительные процессы младших школьников: сравнение, анализ, обобщение.

Воспитывать внимание к слову, прививать любовь к русским пословицам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Буква Ч 1 класс45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте.

1 класс.

УМК «Планета знаний»

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1  

                        г. Данкова        

Сячинова Н. В.

2013-2014 уч. год.

Тема урока: « Звук [ч]. Буквы Ч,ч.»

     Цели урока:

  1. Познакомить детей с новым звуком и новой буквой.
  2. Учить выделять на слух в словах  звук [ч].
  3. Продолжить развитие навыка чтения.
  4. Работать над выразительностью речи.
  5. Развивать речь и мыслительные процессы младших школьников: сравнение, анализ, обобщение.
  6. Воспитывать внимание к слову, прививать любовь к русским пословицам.

                                                        Ход урока.

I.Организационный момент.

- Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

И книжки, и тетрадки

И мысли – все в порядке.

- Улыбнитесь друг другу и гостям. Протяните ладошки знаний. Произнесем волшебную фразу: « Я хочу много знать!»

- Вспомним правила, которые помогут нам получить новые знания. ( дети отвечают)

II. Формулирование темы и цели урока.

1.Речевая разминка.

ЧА – ЧА-ЧА – горит в комнате свеча.

ЧУ- ЧУ –ЧУ – молоточком я стучу.

ОЧ- ОЧ- ОЧ – наступила ночь.

- Какой новый звук мы произнесли в чистоговорке ? (ч)

2. Подбор слов, противоположных по значению Выделение звука (ч)

- Подберите к каждому названному мной слову противоположное по смыслу, найдите в них общее и попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Белый ( Черный)

Грязный ( Чистый)

Редко ( Часто)

- Что общего было во всех названных вами словах?

- Догадайтесь, с каким звуком мы сегодня встретимся? Сформулируйте тему урока. Какая цель нашего урока? ( познакомимся со звуком (ч) и буквой Ч, которая его обозначает, будем учиться отличать этот звук и букву от других звуков и букв, читать слова с новой буквой)

III. Знакомство с новым звуком.

1. Наблюдение за звуковой схемой.

( звучит фонограмма « Чебурашка»)

- Сегодня в нашем уроке хочет принять участие один сказочный герой, имя его спряталось в этой схеме: ( схема к слову Чебурашка)

- Кто это?

-Почему вы считаете, что это именно Чебурашка?

- Сколько слогов в слове? Какой слог ударный? Сколько звуков?

- Из какой сказки пришел к нам Чебурашка?

( учитель показывает книгу Э. Успенского)

- Произнесите слово Чебурашка, выделяя в нем первый звук.

- Назовите выделенный звук.

- Произнесите его .

- Что можете сказать об этом звуке? Докажите , что он согласный.

- Что слышим при произношении этого звука? ( Шум)

- Сделайте вывод : звонкий или глухой звук.

- Я сейчас произнесу слова. Определите, какой звук идет за [ч] и каким является [ч] – твердым или мягким?

-ЧТО, ГРАЧ ( Ничто не дает [ч] мягкую команду, а он звучит мягко)

-Вспомните слова, в которых [ч] звучал бы твердо.

- Сделайте вывод: [ч] всегда мягкий.

- Покажите мне квадратик, с помощью которого мы будем обозначать этот звук.

- Отгадайте загадку:

Был белый дом,

Чудесный дом,

Но что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало ЧУДО,-

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое.

- Как называют в загадке ципленка? (чудо)

- Почему?

- Как связано это слово с темой урока?

2. Работа в паре

-Составьте схему этого слова , поработайте в парах.

-Проверьте себя . Сверьте со схемой на доске.

- У кого так? У кого по другому?

- Сколько слогов?

 - Какой слог ударный?

- Назовите первый слог?

- Нет ли в нем ошибке, ведь буква у дает твердую команду?

-Давайте вернемся к нашим героям. Они тоже строили дом. Вспомните его, попробуйте нарисовать словесную картину. При описании попробуйте использовать слова с новым звуком. Кто услышит звук [ч], поднимайте зеленый светофорчик.

-Молодцы. В гости к нам пришли друзья, угадайте, кто? Гостей угощали чаем, молоком или какао? Чай пили из чашек или из стаканов? Догадайтесь, чем Чебурашка мог угостить своих гостей? Что подарили друзья: настенные часы или посуду?

-Какой звук мы все время слышим? Охарактеризуйте его.

4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-После застолья гости решили украсить палисадник, посадив туда самые разные деревья. Давайте им поможем. Я буду перечислять названия деревьев.

Если в названии есть [ч], то покажите , как гости копали ямки, если звука нет, то выполняйте наклоны в стороны.

Вишня, слива, черемуха, яблоня, чинара, тополь, черешня, осина, береза.

5. Знакомство с новой буквой.

- На письме [ч] обозначается буквой «ча». Она похожа на цифру 4. Давайте в воздухе напечатаем эту букву. В каком по цвету домике она будет жить?

6.Чтение слогов и слов с новой буквой.

- Гости ушли. Они подарили нашим героям необычные часы, которые помогут нам прочитать слоги с новой буквой. А самые внимательные сумеют прочитать и слова.

-Прочитайте слоги с мягким  ( твердым) согласным звуком.

( Чтение слогов- слияний, а потом и слов с буквой ч)

-Кто заметил, что среди прочитанных слов было название одного известного российского города? Как оно написано?

(часы,чучело,мячи,дача,учу,хочу,Сочи,холода)

  1. Работа над текстом.

7.1Подготовка к чтению.

- Ребята, раньше подаренные настенные часы, были в квартире других сказочных героев. Кто они, догадайтесь, послушав небольшой фрагмент из сказки. ( Звучит запись.)

- Кто же это? ( Герои истории Н.Носова.)

- Этот отрывок нам предстоит сейчас прочитать. Давайте подготовимся к чтению, прочитаем слова на доске. Прочитайте клички собак.

-Как они написаны?

-Прочитайте слова, состоящие из 4 слогов.

(Бобик, Барбос,ходят, говорится, начинают бить, дерутся)

7.2 Самостоятельное чтение текста.

     ( Индивидуальная работа с Титовым Артемом.)

7.3 Беседа по содержанию.

- Какой предмет привлек внимание друзей?

- Сумел ли Барбос объяснить Бобику, что такое часы? А почему?

- Какие слова удивили и напугали Бобика?

- Когда так говорят?

- Собаки не знали, что в русском языке слова могут употребляться и в прямом, и в переносном значениях.

7.3 Выразительное чтение текста по ролям.

- Что представляет из себя этот текст?

-Какие герои потребуются нам, чтобы прочитать его по ролям?

  • Выборочное чтение.

- Прочитайте слова автора.

-Найдите вопросительные предложения. Как их надо прочитать?

- Кто заметил восклицательное предложение?

- Найдите предложение, в котором встретились 3 точки.

Здесь герой задумался, поэтому голосом надо сделать паузу.

  • Чтение текста по ролям.
  1. Работа над многозначностью слов.

-Послушайте стихотворение и назовите слова, использованные в переносном значении.

Говорят: « Часы стоят».

Говорят: « Часы спешат».

Говорят: « Часы идут,

Но немного отстают».

Мы смотрели с Мишкой вместе,

Но часы стоят на месте.

- Рассмотрите рисунки. О каких предметах можно сказать, что они идут?

- О каких предметах можно сказать, что они ползут?

-О каких предметах можно сказать, что они плывут?

- когда эти слова используются в прямом смысле? А когда в переносном?

9.Работа с пословицей.

- Чебурашка очень доволен работой с вами. На прощание он обращает ваше внимание на русскую пословицу.

- Прочитайте ее. О чем она? Чему она нас учит?

10. Итог урока.

- Что понравилось на сегодняшнем уроке?

- Что нового запомнили?

-Дома, пожалуйста, прочитав наш текст еще раз, подготовьтесь разыграть сценку в классе, но без книги.

(Учитель отмечает отличившихся ребят.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте по теме "Звук ч, буквы Ч, ч"

Урок обучения грамоте, знакомство с новым звуком и буквами. Проводился в рамках конкурса педагогического мастерства "Учитель года"....

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Конспект урока обучения грамоте по теме: Звук [а]. Буквы А, а.

Конспект комплексного применения знаний и умений по теме :"Звук а. Буквы Аа. Урок построен в соответствии с ФГОС. На уроке формируется умение выделять звук а из речи, соотносить звук и его букву,...

Конспект урока обучения грамоте на тему "Звуки [р] [р’], буквы Р,р." 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звуки [р] [р’], буквы Р,р." 1 класс...

Конспект урока обучение грамоте по теме «Звуки р, р\',, буквы Р, р» 1 класс. УМК «Школа России»

Урок открытия нового знания составлен в соответствие с требованиями ФГОС....

Конспект урока обучение грамоте по теме: «Звук {к, к} и буква Кк», 1 класс, УМК "Перспектива"

   Цели деятельности учителя:создание условий для ознакомления учащих с согласным  звуком [к, к ] и буквой Кк.Планируемые результаты       Предметные:...