Этап урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой: Организация урока | 1-2 мин | Здравствуйте, ребята! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! Откройте тетради, положите их правильно с наклоном, запишите число, сегодня у нас 17 апреля, и классная работа. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.
Записывают в тетради. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Р: саморегуляция |
II. Актуализация знаний и мотивация Каллиграфическое упражнение. Проблемная ситуация. | 4-5 мин. | Работа над каллиграфией. Нья, лья, дъя, бъя.
Запишите слова и найдите лишнее слово, объясни почему? Подъем, разъяснение, объедки, друзья, подъезд.
-Какую роль выполняют ь и ъ в данных записях?
Исходя из написанных слов сформулируйте тему урока.
| Записывают в тетрадь. | Л.: связывать успехи с усилиями и трудолюбием. |
III.Постановка учебной задачи Частично-поисковый | 4-5 мин. | -Ребята посмотрите на слайд, прочитайте тему урока. - Какую цель мы поставим? - а какую вы цель поставите лично для себя? Самую маленькую цель на нашем уроке.
-Ребята, давайте составим план нашего урока. | -Написание разделительных ь и ъ. работа с орфоэпическим и обратным словарем. - Определять самостоятельно местонахождение в слове разделительных знаков. Находить информацию в орфоэпическом и обратном словарях, анализировать ее содержание. 1.минутка чистописания 2.опредеение темы и целей урока. 3. выполнение упражнения с помощью орфоэпического словаря 4. выполнение упражнений с помощью обратного словаря. 5.работа в рабочей тетради(самостоятельно работать) 6.итог урока. 7. домашнее задание. | Р: целеполагание П: планирование своих действий в соответствии с поставленными задачами Р: принятие и сохранение учебной задачи |
IV.Открытие нового знания Репродуктивный Работа со словарём. | 7-8 мин. | -Откройте учебники на стр. 110, упр.118. -Откройте словарь «произнеси правильно» на стр.151. Еще этот словарь называется орфоэпическим.
1.Читайте подряд все слова на букву в. Найдите и запишите слова с разделительным знаком. В нем есть приставка? - Какой там пишется знак: ь или ъ? - В какой части слова он находится? - Где он находиться: в корне или после приставки перед корнем?
2. Читайте список слов на букву к. найдите слово с разделительным знаком. Выпишите его. -Есть ли в этом слове приставка? -Где находится разделительный знак? -Какой это знак?
3. Какой вывод можно сделать о написании разделительного ь? | Открывают задание.
-нет
-ь. -вьюга; ь находится в корне.
-компьютер
-нет -в корне -ь
- разделительный мягкий знак пишется в корне слов, после согласных перед гласными е,ё, ю, я, и. | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р: принятие и сохранение учебной задачи
|
V.Первичное закрепление во внешней речи Практический: языковой анализ и синтез Работа с упражнением у доски и в тетради. Метод аналогии | 4-5 мин.. | Упр. 119 на стр.111. Откройте обратный словарь на букву д, стр.140. Можешь сразу определить группу слов с приставками? Приставки выделены голубым цветом. - Среди этой группы слов с корнем –езд- найдите слова с разделительным знаком. Сколько таких слов вы нашли? - Запишите слова с ъ в столбик. Оставшиеся слова без ъ запишите столбиком рядом. -Можно ли сказать, что все эти слова с приставками? -Почему же часть из них пишется с разделительным ъ, а часть без него? -сравните приставки из левого и правого столбиков. -На какие буквы заканчиваются приставки из левого столбика: это буквы гласных или согласных звуков? - На какие буквы заканчиваются приставки из правого столбика?
Продолжите высказывания ( на слайде) 1.Разделительный ъ пишется сразу после приставки… 2. разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, я, ю и показывает…
|
- 5 слов.
Объезд, въезд, подъезд, съезд, отъезд. | Приезд, поезд, проезд, выезд. |
-можно
-разделительный ъ пишется только после приставок, оканчивающихся на букву согласного, перед буквами е,ё,ю,я. - Приставки из левого столбика заканчиваются на согласный, а приставки из правого столбика заканчиваются на гласный
- оканчивающейся на согласную букву, перед корнем.
- что после следуют буквы, обозначающие звуки [й’э], [й ’о], [й’ а], [й’ у] | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Практический. Выполнение задание в рабочей тетради. | 4-5 мин. | Откройте рабочие тетради на стр.54, упр.72. Прочитайте задание. Выполните упражнение самостоятельно.
Проверка (сверка с образцом). | Взаимопроверка. (закладка 2.8) Слова в которых ь показывает мягкость согласного: дверь, соль, боль, изгородь, ель. Слова в которых ь- разделительный: дверью, солью, болью, изгородью, елью, вещью. Слова, в которых ь показывает, что слово женского рода: ночь, вещь. | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
|
VII.Включение в систему знаний Практическая: Запись словарных слов. | 7-8мин. | Ребята давайте мы с вами вернемся к записанным словам в ваших тетрадках. И сейчас когда мы разобрались мы с вами можем объяснить почему там пишутся ь и ъ. Подъем, разъяснение, объедки, друзья, подъезд. Молодцы ребята! Ребята посмотрите на слайд. У меня сломалась клавиатура. Скажите какие клавиши не работают? То-то рада, то-то рада Вся звериная семя, прославляют, поздравляют Удалого воробя. Напишите слова правильно!
| В слове подъем, пишется ъ, потому приставка оканчивается на согласную букву. В слове друзья, пишется ь, потому что он находится в корне слова, после согласного и перед гласной буквой я.
Семья, воробья. | Р: осмысляют учебный материал; планируют свои действия К: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности |
VIII. Рефлексия деятельности | 2-3 мин. | Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы цели? Хорошо! Запишите домашнее задание. В уч. Стр.112, упр.120. Посмотрите, на экран, вы видите пьедестал. По ним вы должны оценить то, как вы лично работали на уроке: 3 место – было трудно на уроке усвоить материал и выполнить задание 2 место – хорошо поработал, но не все получилось 1 место – на отлично поработал, все получилось. Поднимите руки те, кто был сегодня на первом месте. Кто на втором, на третьем. Ребята, вы молодцы! Спасибо вам за урок! | Отвечают на вопросы. Проводят рефлексию. | П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности |