Разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме "Мягкий знак в глагольных формах"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
На уроке формируются навыки правописания в глагольных формах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4kl._russ.yaz_._myagkiy_posle_shipyashchih_v_glagolah.docx | 46.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык. 4 класс
Тема: Мягкий знак в глагольных формах.
Тип: урок-блок , изучение нового материала.
Цель:
- создать условия для формирования умения писать мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица, ед.числа и глаголах на тся-ться;
- отрабатывать навык правописания мягкого знака на конце слова после шипящих в именах существительных, именах прилагательных краткой формы.
- развитие общеучебных интеллектуальных умений учащихся, таких как анализ, синтез, абстракция и обобщение.
- формировать орфографическую зоркость в правописании личных окончаний глаголов;
- воспитывать чувство толерантности при работе в группах.
Планируемые результаты образования:
- Предметные: учиться находить и правильно писать в словах орфограмму – букву ь в глаголах после шипящих, и глаголах на тся, ться; отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм
- Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
- Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, принимать и сохранять учебную задачу; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; применение правил написания мягкого знака после шипящих в глаголах;
- Регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму; коррекция –вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; контроль и самоконтроль –различать способ и результат действия; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, учебном процессе.
- Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества –реализовывать в процессе групповой работы правила совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать выводы; владеть монологической и диалогической формами речи; соблюдать нормы речевого этикета.
- Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; развивают умение аргументировать свою точку зрения; контролируют и оценивают выполненную работу; расширяют учебно-познавательные интересы; стремятся к улучшению результатов учебных действий; понимают и осознают необходимость выполнения школьных требований.
Оборудование: ИД; учебник «Русский язык» 4 кл., 1часть, автор – С.В. Иванов, М. «Вентана –Граф» 2011; рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 4кл., №1, автор – М.И. Кузнецова, М. «Вентана-Граф», 2011; карточки для работы.
Формы работы на уроке:
- работа в группах;
- работа в парах;
- самостоятельная работа;
- самопроверка;
- взаимопроверка;
- самоанализ;
- анализ;
- контроль результата
Ход урока.
1.Формирование положительного психологического настроя на предстоящую работу.
- Мы начинаем урок русского языка. Хочется, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать:
Сл.№1.“Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
Научился применять,
Задания теперь легко мне выполнять”.
- На протяжении всего урока, вы сами себя будите оценивать по 5-ти бальной шкале, и записывать баллы в маршрутный лист. Максимальное количество баллов – 40 баллов.
- В конце урока мы подсчитаем баллы и каждый получит отметку за урок.
Сл.№2 -Пусть девизом нашего урока станут слова: «Постараюсь все понять, буду грамотно писать».
2. Минутка чистописания.
Сл.3.- Прочитайте слова и определите, что их объединяет.
В.р.б.и, т.традь, п.л.то, учит.л. , св.ркат., к.рабл., .гон., .л.бом, р.шат. , як.р. . (на слайде)
(Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной.)
(Все слова пишутся с мягким знаком.)
- На какие группы можно разделить слова? ( Слова альбом, воробьи, корабль, огонь, пальто, тетрадь, учитель, якорь - это имена существительные, слова сверкать, решать- глагол.)
- На какие группы можно разделить имена существительные? ( мужского, женского, среднего рода)
- Что можно сказать про слова воробьи? ( стоит во множественном числе)
- Цепочку буквосочетаний для чистописания вы составите самостоятельно. Расположите слова в алфавитном порядке, затем, используя первую букву каждого слова, запишите цепочку из первых букв и буквы ь.
Аь, вь, кь, оь, пь, рь, сь, ть, уь, яь.
- Запишите соединения.
Сл.3.- Проверьте .
- Каких соединений нельзя увидеть в словах? (аь, оь, уь, яь)
- Почему? (ь стоит после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, я, и. – разделительный и после согласных – показатель мягкости)
- Спишите слова, располагая их в алфавитном порядке.
( альбом, воробьи, корабль, пальто, решать, сверкать, тетрадь, учитель, якорь)
Сл.№3 - Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего соседа.
- Кто допустил ошибки, исправьте зеленой ручкой. (правильно записанные слова на слайде)
- Оцените работу. (ставят зеленой ручкой оценку)
- Кто получил «5», «4», «3»?
Миниитог
- Кто справился с заданием без ошибок? Кто допустил ошибки?
Оцените свою работу по 5-ти бальной шкале. Запишите баллы в маршрутный лист.
Синтаксический разбор предложения
- Запишите предложение для разбора : (1 человек у доски самостоятельно).
Яркий луч солнца пробил тяжёлые тучи и прогнал темную ночь.
(объясняет все орфограммы, вспоминаем правила написания)
Морфологический разбор : (по вариантам , 2 чел у доски)
1 вар – Яркий луч- прил, н.ф. яркий, кач, ед.ч, м.р, И.п, опред
2 вар – прогнал ночь – сущ, н.ф.-ночь, неодуш, нариц, ж.р, 3 скл., В.п, ед.ч., доп.
-
Миниитог
- Проверьте работу. Кто справился с заданием без ошибок? Кто допустил ошибки?
Оцените свою работу по 5-ти бальной шкале. Запишите баллы в маршрутный лист.
Сл.№4.- Какую роль в русском языке выполняет ь знак. (на слайде)
- разделительная функция,
- обозначение мягкости согласного на письме,
- показатель грамматических форм. (ж.р, 3 скл)
3. Актуализация знаний.
- Над какой большой темой мы работаем? (глагол)
- Давайте по опорным словам вспомним, что мы уже знаем о глаголе: (на слайде)
- Часть речи – глагол
- Обозначает – действие предмета, состояние
- Правописание глаголов с частицей не – частица не с глаголами пишется раздельно
- Вид глагола – совершенный что сделать, несовершенный – что делать?
- Начальная форма глагола – отвечает на вопрос что делать, что сделать, имеет суффиксы ть, ти, чь.
- Глагол имеет личную форму и неопределенную
1.Работа по карточкам.
- Перед вами лежат карточки. Работа в парах. ( 1 пара у доски)
Задание. Прочитайте слова. Распределите слова на группы .
Запишите слова, раскройте скобки и докажите свой выбор.
Молодёж(ь), береч(ь), кирпич(ь), реч(ь), хорош(ь), жду встреч(ь), отреж(ь), много задач(ь), морж(ь), улыбат(ь)ся, колюч(ь), плащ(ь), везёш(ь), улыбает(ь)ся.
Сущ. Ж.р. | Сущ. М.р. | Сущ в форме Р.П, мн ч. | Кр.прил. | Глаголы |
Молодежь | Кирпич | Жду встреч | Хорош | Беречь |
Речь | Морж | Много задач | Колюч | Отрежь |
Плащ | Улыбаться | |||
Везешь | ||||
Улыбается |
- Как вы распределили слова?
- Какое основание для определения групп слов?
- Обозначьте правило правописания орфограммы в словах каждой группы.
1 гр- сущ ж.р, пишем ь, 2 гр – сущ м.р, не пишем ь, 3гр – сущ в Р.п. мн.ч, не пишем ь, 4гр- краткие прил, не пишем ь, 5 гр – глаголы –
2. Миниитог.
- Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с шипящими на конце разных частей речи? (правила правописания)
- Оцените свое знание изученного материала и результат работы на данном этапе работы.
- Поднимите руку тот, у кого были затруднения.
- Над чем нужно поработать?
-Какая группа слов вызвала противоречие?
-Какой частью речи являются слова? Как вы определили, что это глаголы?
- Почему возникло противоречие?
- Сформулируйте тему урока.
- На некоторое время отложим наши карточки и вернемся к ним позже.
5. Сообщение темы урока
Сл. №5 - Тема урока: «Правописание ь знака в глагольных формах».
- Объяснение нового материала.
- Сейчас мы поработаем в группах. Групп три. Каждая группа получает свое задание. Время работы 5 минут.
1-я группа -
- Прочитайте задание, проанализируйте и сделайте выводы и сформулируйте правило.
Прочитай . Определи, какой частью речи являются выделенные слова? Пишется ли мягкий знак после шипящих на конце слов?
Сделай вывод. Сравни свой вывод с выводом в учебнике с. 108.
Семь раз отмерь – один отрежь.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Тише едешь – дальше будешь.
Без теста пирога не испечешь.
Важно беречь платье снову, а честь смолоду.
( во всех глаголах после шипящих пишется мягкий знак)
2-я группа -
- Прочтите задание на карточке, выполните его, сделайте выводы.
Прочитай. Попробуй определить, когда пишется ца, когда тся? Обрати внимание, какой частью речи являются выделенные слова.
Солнце садится, струится водица,
Птица синица в воду глядится.
Чистой водицы синица напьется –
Славно сегодня звенится-поётся.
( в именах существительных пишется ЦА, в глаголах, которые отвечают на вопрос что делает? Что сделает? Пишется сочетание ТСЯ, без ь знака)
3-я группа –
- Прочтите задание на карточке, выполните его, сделайте выводы.
Прочитай. Попробуй определить, когда пишется ться когда тся? Поставь вопросы к выделенным словам.
Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться.
Волков бояться – в лес не ходить.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Проверка выполнения заданий.
- Проверяем. Итак, 1 –я группа что вам удалось выяснить?
2-я группа, 3-я группа.
- Вернемся к пятой группе слов
Беречь |
Отрежь |
Улыбаться |
Везешь |
Улыбается |
- Вы сможете открыть скобки?
- Как напишите глаголы данной группы? (глаголы напишем с Ь знаком на конце)
- Исправьте ошибки.
Миниитог.
- Оцените результат своей работы на пройденном этапе.
- Поднимите руку тот, у кого были затруднения.
- Над чем нужно поработать?
Физминутка
Мы много работали, давайте отдохнем. Поиграем в игру «Будь внимательным».
- Контролируйте свои действия , чтобы в конце игры вы могли оценить свой результат.
- Я называю слово, если Ь знак пишется – стойте, если отсутствует – присядьте.
Сидишь, мяч, рожь, стеречь, хорош, думаешь, плывёшь, много туч, оторвёшь, могуч, глушь.
- Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику
А) - Откройте с.108, выполним упр.№1 . Прочтите задание. 1 доски 1 человек
- Итак: 1 ст- нач форма , 2 ст- 2 л, ед.ч. , 3 ст-глаголы , выражающие просьбу, приказ, совет – это повелительное наклонение глаголов.
Нач. форма 2 л, ед.ч. (ты) пов.накл.
Стричься идешь не плачь
Беречь учишь назначь
испечь говоришь спрячь
помочь сидишь порежь
прилечь поешь намажь
кричишь
- Каким правилом мы пользовались? ( во всех глагольных формах после шипящих пишется ь знак)
Б) самостоятельная работа.
- Откройте с.116, выполнение упр №2 в парах.
Красна (кто?) девица, любит (что делать?) учиться, нужно (что делать?) торопиться, (кто?) спутница, (что делает?) удивляется, (что делать?)удивляться, (кто?) красавица, (кто?) синица, ( что делает?)улыбается, (что?) больница, (что делает?) случается, (что может сделать?) может случиться, давно (что делает?) готовится, начинает(что делать?) готовиться.
- Проверим, внимание на доску.
Миниитог.
- Оцените результат своей работы на пройденном этапе.
- Поднимите руку тот, у кого были затруднения.
- Над чем нужно поработать?
Б) Работа в группах.
- Мы сегодня много узнали о правописании глаголов, поработаем в группах и составим себе памятку о правописании слов с Ь знаком.
Ь пишется | ь не пишется |
У сущ. ж.р.после шип. | У сущ. М.р. после шип. |
У всех глаголов после шипящих | У кратких форм имен прил. |
У глаголов, отв. на вопрос что делать? Что сделать? | У сущ. в Р.п. множ.числа |
У глаголов, отвечающих на вопрос что делает? что сделает? |
- Рефлексия.
- В заключении я предлагаю продолжить любое предложение (на слайде)
- сегодня я узнал…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я понял, что…
- я научился…
- я попробую…
-Оцените свою работу. Подсчитайте количество заработанных баллов.
- Кто набрал наибольшее количество баллов?
Д\з: 1 вар: составить карточку с пропущенными орфограммами соседу по парте ( не менее 20 слов ) на правописание Ь знака.
2 вар: с.112, упр. 5
-Сегодня наша работа на уроке была плодотворной, мне было приятно с вами работать. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация русского языка 4 класс тема: "Мягкий знак на конце слов после шипящих". ( Школа ХХI века)
Цели:Оборудование: учебник “Русский язык для 4 класса .Таблица частей речи. Рабочая тетрадь. Интерактивная доска.1. Коллективная работа. Работа по таблице частей речи с примерами устно.Назо...
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающих технологий "Понятие о временных формах глагола". 3 класс.
В данном материале представлено использование здровьесберегающих технологий на примере урока руского языка....
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.
Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих....
конспект урока по русскому языку 2 класс. Разделительный мягкий знак
Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);Выявлять и корректировать причины собственного затр...
Конспект урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России". Тема: «Неопределенная форма глагола».
Цель: сформировать представление обучающихся о неопределенной форме глагола;Задачи:Предметных результатов: развивать умение обучающихся определять глаголы в начальной форме в тексте; учить прави...
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс ПНШ Написание безударных суффиксов в форме прошедшего времени
Тип урока: урок применения предметных ЗУНов и УУДЦель: формирование умения определять и сравнивать спряжения глагола; учиться писать безударные личные окончания глаголов; развитие орфографической зорк...
Урок по русскому языку. 2 класс Правописание мягкого знака на конце слова.
Конспект урока по русскому языку Правописание мягкого знака на конце слова....