«Роль имени прилагательного в русском языке».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Крыжановская Людмила Александровна

для педагогов работающих в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx36.55 КБ

Предварительный просмотр:

        

Тема урока: «Роль имени прилагательного в русском языке».

Тип урока: Изучение нового материала по теме « Имена прилагательные»

Цели: дать представление о  роли имени прилагательного в русском языке.

Задачи:

1.Обучающая - учить детей правильно использовать имена прилагательные в речи,  находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет.

2.Развивающая -  развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

3.Воспитывающая - создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками; воспитывать  любовь к животным.

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Стадия  вызова.

Вводная  часть урока:

I. Орг. момент

- Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?

Проверяю готовность  к уроку

IІ. Чистописание

-  Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.

 к

 н

 о

 р

 ы

 ч

 м

 и

 ю

 й

 ц

 в

 н

 а

 п

 р

 д

 б

 г

 щ

 у

 ы

 ч

 т

 н

 э

 я

 з  

 х

 ф

 ъ

 о

 д

 ж

 н

 е


-  Верно, сегодня будем писать  строчную букву  
Н.  

- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

 - Назовите, из каких элементов состоит буква. Пока дети пишут, появляется карточка.

 

А какое правило напоминает вам это соединение?

Продолжите строку до конца, написав сочетание  букв НН.

На доске учитель открывает слова: длина, осень, лимон, луна.

- Измените каждое  слово так, чтобы буква  Н в словах стала удвоенной.

- Полученные  слова запишите на второй строке, диктуя себе. Найдите слово с безударной гласной, подчеркните букву.

(выполняют  в рабочей тетради)

Анализируют написание буквы, прописывают в тетради

  Написание слов с  удвоенной согласной

(Длинный, осенний, лимонный, лунный)

 Взаимопроверка выполнения задания. Оценивание по шкале « ПЗ»(правильность знаков)

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2. Формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3. Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

5. Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6. Формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7. Формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

III. Актуализация опорных знаний

-  А сейчас  мы станем исследователями.  Кто  из вас знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова: « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».

- А как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? Давайте еще раз прочитаем слова, которые записали в тетрадь.

-На какой вопрос отвечают слова? Какой частью речи являются? Что будет предметом нашего исследования?        

Групповая работа. Прием " Таблица ЗХУ".

- Заполните таблицу (каждая группа на столе имеет карточки, необходимые для работы)

Работа  в группах, проверка выполнения задания.

З - что мы знаем   про имя прилагательное

Х – что хотим узнать?

Часть речи.

Связана с именем существительным.

Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Зачем используется в речи?

 в толковом словаре

 имя прилагательное

         Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других;

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

4. Формируем умение работать в паре.

IV. Стадия вызова. Сообщение темы и целей урока.

На доске появляется тема урока:

- Как вы думаете, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?

Прием " Дерево предсказаний

Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этим   идеями?

Основная часть урока:

V. Работа по проблеме урока.  Стадия осмысления.

Физкультминутка для глаз

Наблюдения  над  ролью прилагательных в речи.

Прием " Толстые и тонкие вопросы". (Ученикам в группах предлагается составить по одному толстому и тонкому вопросу, записывая в таблицу продолжение предложенных вопросов).

Группы озвучивают свои вопросы

Толстые  ?

Тонкие  ?

С какой целью….( в нашей речи используются прилагательные)?

Почему вы считаете,  что  … (прилагательные необходимы в речи)?

Предположите, что будет, если … (из речи исчезнут все прилагательные)?

Зачем…( прилагательные нужны в речи) ?

Можно ли …( обойтись в речи без прилагательных)?

Задание 1.

Группы (1 и 3), (2 и 4) получают одинаковые загадки.

1. Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Пушистый хвост-краса.
    Кто ж это?... (Лиса.)

2.  Мягкие лапки, на лапках царапки. ( Кот)

  Задание для группы (1 и 3):

Задание для группы (2 и 4)

 Подготовьте устное описание своего зверька.

 - Группы 1 и 2: уберите в своих описаниях имена прилагательные и опишите животное,

используя только существительные.

- Группы 3 и 4: описывают животное, используя существительные и прилагательные.

- Кто из учеников испытывал при описании большие трудности? Почему?

 - Чьё описание оказалось более точным?

- С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.)   На доску помещается карточка:

Задание 2.

  - Составьте сравнения из слов первого и второго столбиков.

Вставьте пропущенные буквы. Запишите их по образцу. Подчеркните имена прилагательные.  Образец: голодный как волк. 

 Проверка выполнения.  Орфографическая работа.

 - Знание  какого правила вам потребовалось, чтобы правильно написать слово?

Самопроверка с самооценкой  по шкале « П» ( правильность)

- Какую роль выполняют прилагательные?

- Выполнение этого упражнения,  помогло ответить нам на какой из предложенных   вами вопросов?              

 Задание 3.       Работа в группах.

 Прочитайте 2 текста. Сравните их.

Текст 1.

   

Текст 2.  –

Какой из текстов вам понравился больше? Почему?  

 - Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль выполняют прилагательные в тексте?  - На какой из своих вопросов вы получили ответ?  

На доску помещается карточка

Задание 4.    

 Сказка.   Игра "Мозаика

 

-Прочитайте текст. Какую картинку можно к нему нарисовать.  Какой получается картинка?   Почему? - Чего в ней не хватает? Что поможет украсить картинку?  

 -  Нравится ли вам такой текст? Почему? Чего, на ваш взгляд, не хватает в тексте?   

 Дома  детям предлагается закончить сказку, используя карточку с набором из различных прилагательных.

(Дети готовятся 3 минуты.)

 г...лодный              лиса

неуклюж...й           волк

трусливый         м...две..

к...лючий               за...ц  

хитрый                  ё...

(описывают, характеризуют предмет)

(Прилагательные описывают предмет, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.)

         Регулятивные УУД

1. Формируем умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД

1. Формируем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2. Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3. Формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

VI Подведение итогов урока.

- Может ли человек обойтись в речи без имен прилагательных?

  - Какую роль они выполняют в речи?

  Обращается внимание на дерево предсказаний.    

- Какие из наших предсказаний  оправдались? В чем мы ошиблись?

VII Заключительная часть урока:

Стадия рефлексии.

- Давайте вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока и заполним последнюю колонку.

Групповая работа. Заполнение таблицы "ЗХУ"

З - что мы знаем   про имя прилагательное

Х – что хотим узнать?

  У – что мы узнали

Часть речи.

Связана с именем существительным.

Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Зачем используется в речи?

Имена прилагательные описывают предмет, называют его характерные  признаки,  украшают речь, делают текст  точным и интересным, ярким, красочным.

Речь человека становится яркой. Образной.

- А теперь попробуйте все, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроке знания. (Работа выполняется в парах. Если приём детям незнаком, следует объяснить правило его составления, либо выполнить его под руководством учителя.) - Зачитайте свои синквейны.

Имя прилагательное

яркие    разнообразные

украшают   описывают   уточняют

Без них речь  наша пуста!

Богатство

VIII.Домашнее задание.

Используя карточку подсказку, закончить сказку.

! Возможный вариант синквейна.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Употребление в речи имен прилагательных» - урок русского языка в 3 классе.

  На уроке использован Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создана мультимедийная презентация через интерактивную доску Smart, что  позоляет вписать ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных"

Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи Задачи            обучающие: ·        систе...

"Родовые окончания имен прилагательных" Урок русского языка в 3 классе.

УМК "Школа России". На уроке учащиеся обобщают и закрепляют знания  об имени прилагательном; отрабатывают навыки правописания окончаний имен прилагательных;  развивают  умения...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе на тему « Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»

Обучающийся получит возможность для формирования- уважительного отношения к мыслям и настроениям другого человека;- проявления  интереса к новому учебному материалу;- умения  оценки и самооц...

Урок русского языка "Роль имен прилагательных в русском языке"

Урок построен в соответствии с технологией РКМЧП...

Систематизация знаний об имени прилагательном. Урок русского языка в 4 классе

Урок русского языка в 4 классе."Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном"...