Часть речи - имя прилагательное
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Разработка данного урока необходима для закрепления части речи - имени прилагательного, закрепления рода имени рилагательного, окончаний в различных падежах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Имя прилагательное, как часть речи | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Имя прилагательное.
Тип урока: Обобщение и повторение знаний по теме “Прилагательное”.
Триединая цель:
– дидактическая: совершенствовать у учащихся умение определять род, числа, падеж имен прилагательных;
– развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, а также развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, внимание, речь учащихся;
– воспитательная: воспитывать любовь к языку; умение работать в коллективе; воспитывать аккуратность ведения тетрадей.
Оборудование: презентация; карточки с прилагательными для творческой работы.
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу и поприветствуйте улыбкой наших гостей.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Соберёте много знаний,
Если приложить старанье.
– Великая, могучая, многонациональная, любимая … О чем это я? (О стране)
– С помощью каких слов я смогла описать страну? Как называются эти слова? (имена прилагательные).
– Кто уже догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
– Сегодня у нас урок – путешествие.
Перед вами карта пестрой разноцветной страны, страны знаний.
– Как её можно назвать?
Имя ее – Страна Прилагательных. (Слайд 2) Мы с вами отправимся в путешествие по этой стране и закрепим знания об имени прилагательном как части речи, вспомним, как определить род и падеж прилагательных, поупражняемся на примере различных заданий.
В пути мы будем делать остановки и встретимся с невидимыми жителями этой страны, которые будут чинить нам разные препятствия. Поэтому в помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
Итак, отправляемся в путь!
II. Чистописание.
Но сначала оформим маршрутные листы (запись числа в тетради).
(Слайд 3) Чтобы стражники нас впустили в эту страну, необходимо вспомнить:
– Что такое имя прилагательное?
(Слайд 4) – И отправляемся мы в страну Прилагательных по тропинке Чистописания.
– Что вы видите на тропинке? (следы) (Слайд 5)
– Что вам напомнили следы, которые состоят из букв? (окончания имен прилагательных) (Слайд 6)
– В какие группы вы бы объединили эти окончания имен прилагательных? (м.р, ж.р, ср.р.)
Слайд 7)
1 ряд – выписывают окончания женского рода.
2 ряд – выписывают окончания среднего рода.
3 ряд – выписывают окончания мужского рода.
– Какие окончания имеют имена прилагательные ж.р; м.р; ср.р.?
– С какой частью речи очень дружит имя прилагательное?
III. Словарная работа
– Вперёд! (Слайд 8)
Вот мы уже в дубраве Словарных слов.
(Слайд 9-14) – Давайте некоторые из них запишем (картинный диктант: заяц, береза, месяц, дорога, яблоко, солнце).
– Назовите орфограммы.
– Как определить род имени прилагательного?
– Подберите признаки данных предметов и самостоятельно запишите три словосочетания, определите род имен прилагательных. (работа в парах)
(Слайд 15)
– Составьте предложение с любым словом.
(Слайд 16-17) Запись предложения: В_сенн_е со_нце _св_тило стройную б_рёзу. (у доски Женя Глухова)
Задание: – объясните пропущенные орфограммы; (слайд)
– Давайте выполним разбор по членам предложения. (слайд)
Составление памятки «Как определить падеж имени прилагательного?»
1.Найти существительное, к которому относится прилагательное
2. Определить падеж имени существительного.
3. По падежу существительного определить падеж прилагательного.
Определите падеж имен прилагательных в предложении.
(1 ученик у доски) (слайд)
Разберите имя прилагательное весеннее как часть речи. (весеннее (солнце)-н.ф. весенний, ср.р., И.п., ед.ч., Вт.чл.) (1 ученик у доски) (слайд)
– определите падеж имен прилагательных; (слайд)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
– Как определить падеж имен прилагательных?
IV. Совершенствование знаний об имени прилагательном.
– Мы приближаемся к водопаду Ошибок. (Слайд 18)
– Почему водопад Ошибок?! Множество ошибок можно допустить при написании окончаний имен прилагательных. А как же их избежать?
(Слайд 19) (Доска с обратной стороны)
На перв… цветок
в ясн… небе
с хитр… лисой
на лесн… поляне
тепл… ветер
к перв… ручью. (у доски Милена).
– Как изменяются имена прилагательные?
– Что вы можете сказать об именах прилагательных мн.числа?
– Как определить падеж имени прилагательного?
Физминутка
– Я буду называть словосочетания с прилагательными в единственном и множественном числе.
Если назову словосочетание, где слова употреблены в единственном числе – сделайте наклон вперед; если слова во множественном числе – наклон назад.
Умные лица, настоящий друг, веселые люди, зеленые вершины, белый снег, низкие тучи, комнатные растения, яркое солнце, забавные игрушки.
V. Закрепление. Творческая работа.
И вот мы на площади Прилагательных. (Слайд 20)
– Прочитайте текст.
(Слайд 21)
Наступила весна. Бегут ручейки по дорогам. Из стран летят птицы. Все рады весне!
– Докажите, что данная запись является текстом.
– Мы с вами находимся на площади прилагательных, а чего же не хватает?
– Как сделать, чтобы текст был более ярким, красочным, зазвучал мелодично? (Слайд 22)
– Как можно озаглавить текст? (слайд)
Дополните этот текст прилагательными.
Задание: – озаглавь и спиши текст, вставляя имена прилагательные (слабым ученикам даются имена прилагательные на карточках– см.приложение);
– найдите имена прилагательные, определите число, род, падеж.
(Наступила ранняя весна. Бегут звонкие ручейки по грязным дорогам. Из дальних стран летят перелетные птицы. Все рады долгожданной весне!)
– Прочитайте, что у вас получилось. (несколько учеников зачитывают свои работы) определите падеж имен прилагательных. (выполняет Данил Гулявцев)
– Так какую роль выполняют в нашей речи имена прилагательные? (Украшают нашу речь, позволяют точно выражать мысли, делают нашу речь яркой)
(Слайд 23 проверка падежа, рода)
(Слайд 24) Вот и подходит наше путешествие к концу. Осталась лишь еще одна остановка – это парк Поэзии.
Пожалуй весна – это самое любимое время года многих людей. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года.
ВЕСНА
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!..
Алексей Плещеев
Так писал о наступлении весны А.Плещеев, а как бы вы написали?
(Слайд 25)
Задание: по ключевым словам сочините небольшое стихотворение о весне (несколько учеников зачитывают свои стихотворения). Можно придумать свои стихи о весне или о предстоящем весеннем празднике и посвятить своим мамам.
_____ весна
_____ ото сна
_____ настаёт
_____ поёт (Слайд 26)
VI. Итог урока.
(Слайд 27)
– О какой части речи мы сегодня говорили?
– Что такое имя прилагательное?
– Как изменяются имена прилагательные?
– Что вы можете сказать о именах прилагательных мн.числа?
– Как определить род и падеж имен прилагательных?
Оцените свою работу самйликами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест-презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи: имя прилагательное"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-25037-20...
Проверочная работа по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа".Тема "Части речи. Имя прилагательное". 3 класс.
Проверочная работа по курсу "Русский язык" по теме "Части речи. Имя прилагательное" 3 класс. УМК ПНШ....
Открытый урок по русскому языку «Обобщение знаний о частях речи» (существительное, прилагательное, глагол)
В рамках введения ФГОС НОО предлагаю конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме «Обобщение знаний о частях речи»...
Части речи. Имя прилагательное.
Ученикам, имеющим речевое недоразвитие, свойственен бедный активный и пассивный словарь прилагательных. На данном уроке...
Тест по русскому языку. 2 класс "Части речи. Имя прилагательное"
Тест можно использовать на уроках русского языка, выводя изображение на экран....
СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ. ЧАСТИ РЕЧИ. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ГЛАГОЛ
Конспект урока. Русский язык 3 класс....
Части речи. Имя прилагательное
Ознакомление с именем прилагательным как частью речи, формирование умений и навыков определения имен прилагательных и отличий их от других частей речи. Совершенствовать умения анализировать резул...