СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ. ЧАСТИ РЕЧИ. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ГЛАГОЛ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Урок 28
СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ. ЧАСТИ РЕЧИ. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ГЛАГОЛ
Цели деятель- | Создать условия для актуализации знаний учащихся о признаках имени прилагательного, глагола как частей речи, роли имени прилагательного в речи; способствовать развитию умений различать оттенки значений имен прила-гательных, определять глаголы по вопросам и по обобщенному лексическому значению |
Тип урока | Постановка и решение учебных задач |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
Методы и формы обучения | Фронтальная, парная, индивидуальная |
Образовательные | 1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Интернет-ресурс: http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm |
Оборудование | Доска, интерактивная доска, проектор (по возможности) |
Наглядно- | Запись элементов букв, стихотворения для минутки чистописания, выполненных заданий домашней работы, |
Основные понятия и термины | Имя прилагательное. Признаки имени прилагательного. Роль прилагательных в речи. Разбор словосочетания |
Ход урока
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, задания | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Формируемые | Проме- | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
I. Проверка домашнего задания | Работа над упражнением с целью выявления умения | – Что было задано на дом? Проверим, как вы – Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте. Проверьте правильность написания слов в предложениях. На доске или при помощи интерактивной доски демонстрируются предложения: В деревне Бурьян Возле города Мышкин Жил Кошкин Иван В деревянном домишке. | – Выполнить Осуществляют взаимопро- | Фрон-тальная. Парная | Р – владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии | Правильно выпол-ненные | |
И письма Ивану Носил почтальон На Сонную улицу В Спальный район. Н. Стожкова – Назовите имена существительные неодушевленные и собственные в первом предложении. – Назовите в последнем предложении имя существительное одушевленное нарицательное | – Неодушевленные имена существительные: деревня Бурьян, город Мышкин, домишко. Собственные имена существительные: Бурьян, Мышкин. – Почтальон | ||||||
II. Постановка | Формулирование учебных задач | – Откройте учебник на с. 57. Мы продолжаем – Сегодня на уроке рассмотрим части речи – имя прилагательное и глагол | Внимательно слушают | Фронтальная | П – извлекают Р – осознают | ||
III. Минутка чисто-писания | Упражнения на детальный анализ | – Посмотрите на доску. Элементы каких букв Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите – Посмотрите и отметьте элементы, которые – Спишите, соблюдая правила каллиграфии. Солнце брызнуло в долины Миллионами свечей. Солнце льет на наши спины Жаркий дождь своих лучей. В. Викторов | – Заглавной Выполняют | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – владеют логическими действи-ями анализа, син-теза, сравнения. Р – осознают | Написа-ние элементов букв, букв с соблю-дением правил каллиграфии | |
IV. Повторение 1. Работа | Работа над упражнением с целью определения в диа-логе пред-ложений, | – Откройте учебник на с. 56, найдите упр. 97. Прочитайте. Рассмотрите рисунок. – Что прочитали? | Выполняют – Стихотворение, записанное в форме | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются на страницах учебника, форму-лируют ответы | Определение типа предложений по цели высказывания и интона- | |
ку, с. 56, упр. 97 | разных по цели высказывания и | – Определите предложения в стихотворении – Что означает словосочетание «добрая весть»? – Составьте и запишите другие словосочетания со словом «добрый». Проводится проверка написанного, выяснение значения словосочетаний. – Из каких частей речи образованы данные словосочетания? | – Первое предложение по цели высказывания побудительное, по интонации восклицательное. Второе предложение по цели высказывания повествовательное, по инто-нации невосклицательное. – Хорошая – Добрый день, добрый человек, доброе дело, доброе здоровье, в добрый – Имени при-лагательного | владеют логичес-кими операциями анализа, синтеза, навыками смыслового чтения текстов различных Р – принимают К – слушают | ции, частей речи в словосочетании. Объяснение лексического значения словосочетаний. Составление словосочетаний. Списывание стихо-творного текста | ||
– Выполните письменные задания упражнения: списать стихотворение, поставить в словах знак ударения, подчеркнуть предлоги. – Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и проверьте выполненные задания (выполненные задания демонстрируются на доске или проецируются при помощи интерактивной доски): ПОЧЕМУ У ЧИРИКТИ ПРОПАЛ АППЕТИТ? – Чириктя, обедать лети на окно: В кормушке опять появилось пшено! – Спасибо, Мяу́ктя, за до́брую весть, Но мне почему́-то не хо́чется есть… В. Левин – Какова роль предлогов в предложении? | и имени существитель- Выполняют Осуществляют взаимопро- – Они служат для связи слов в предложении | Л – проявляют | |||||
2. Работа | Воспроизведение пред-ставлений об имени прилага-тельном как части речи и его признаках, | – На какие вопросы отвечает имя прилагательное, что оно обозначает? – С какой частью речи связано имя прилага- – Какие признаки имени прилагательного вы знаете? – Прочитайте предложение, записанное По лесу раздавалась звонкая трель соловья. – Найдите в предложении словосочетание Учитель ведет запись на доске. – Определите главное слово. – Как графически обозначается главное слово Учитель ведет запись: Ч Звонкая трель ↓ ↓ прил. сущ. – Установите связь между главным и зависимым словом. – Как графически показать связь слов в предложении? | Ответы уча-щихся. – С именем – Непостоянные признаки имени прилагательного: род (в ед. ч.), число, падеж. Выполняют – Звонкая трель. – Трель. – Знаком «Ч». – Задаем вопрос от глав- | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются на страницах учебника; форму-лируют ответы владеют логичес-кими операциями анализа, синтеза, навыками смыслового чтения текстов различных Р – принимают К – слушают | Представление ков имени прилагательного. Определение рода, числа, падежа имени прилагательного | |
Учитель ведет запись: Ч Звонкая трель ↓ ↓ прил. сущ. – Определите род, число, падеж имени сущест-вительного. – Поскольку имя прилагательное связано с именем существительным, имя прилагательное «звонкая» будет стоять в том же роде, числе, Учитель ведет запись: (ж. р., ед. ч., И. п.) Ч (ж. р., ед. ч., И. п.) Звонкая трель ↓ ↓ прил. сущ. | – Ж. р., ед. ч., И. п. Внимательно слушают. | и аргументируют свою точку зрения. Л – проявляют познавательный интерес к предмету, осознают границы своего зна- ния и «незнания», находят выходы из спорных си- | |||||
Работа над упражнением с целью выделения словосоче-таний рода, числа, падежа имен при-лагательных, нахождения имен прилага-тельных, противо- | – Откройте с. 57, найдите упр. 98. Прочитайте – Назовите словосочетания, состоящие из имен прилагательных и имен существительных. | Выполняют – Красненькая Матрешка, беленькое сердечко, (на) лесной поляне, алый сарафан, белые крапинки, цвет белый, ягода черная, маленький мужичок, шубка деревянная. Красненькая | |||||
– Определите род, число, падеж имен прилагательных в словосочетаниях. | |||||||
– Найдите загадку, в которой есть имена прила-гательные, противоположные по смыслу. – Выполните письменные задания упражнения | чок, шубка – Цвет белый, Выполняют | ||||||
3. Словарная работа | Работа над словом Комментированная | – Прочитайте слово, записанное на с. 57 про-писными буквами, про себя. Чем произношение слова отличается от его написания? – Это орфограмма – «Буквы о–ё после шипящих». – Слово «чёрный» – словарное. Необходимо запомнить написание буквы ё после шипящих. Произнесите слово орфографически. – Запишите его в тетради. Проверьте написанное. Поставьте в слове ударение, подчеркните орфограмму, которую надо запомнить. – Запишите предложения с комментированием: Сыплет белый снег на чёрную землю. На белых речках чёрные полыньи. – Когда можно увидеть такую картину? – Определите антонимы в предложениях. | – Чёрный. Отвечают Выполняют – Поздней – Белый – чёрный. Прила- употреблены – Чёрный карандаш, чёрная смороди-на, чёрный | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – владеют логическими операциями анализа, синтеза, сравнения. Р – принимают К – слушают | ||
– С какими еще именами существительными употребляется в речи слово «чёрный»? – Дома заучите правильное написание слова | |||||||
4. Работа | Работа над упражнением с целью определения роли имен прилагательных | – Найдите упр. 99. Прочитайте стихотворение – Как вы понимаете значение словосочетания «терем расписной»? | Выполняют – Поэт описывает осеннее убранство леса, сравнивая его с теремом. Поскольку осенью листва ные цвета. – Желтый – – Имена при-лагательные являются средством Выполняют Выполняют упражнения физкультми-нутки | Индиви-дуальная. Фрон-тальная | П – ориентируются на страницах учебника; форму- | Нахождение имен прилагательных, близких по значению. Опреде- Выполнение упражнений | |
Упражнения физкультми-нутки | – Найдите в стихотворении имена прилагательные, близкие по значению словам «желтый», «красный», «фиолетовый», «разноцветный». – Какова роль имен прилагательных в речи? – Выполните письменные задания упражнения. Проверьте написанное. Физкультминутка | и задачами дея-тельности. Р – принимают К – слушают Л – проявляют | физкультминутки | ||||
5. Работа | Воспроиз-ведение | – Дайте определение глаголу как части речи. – Назовите признаки глаголов. – Найдите в учебнике упр. 102 на с. 58. Прочитайте текст. Озаглавьте. – Как автор сказал о листьях? Что обозначают выделенные сочетания слов? – Выполните письменные задания. – Обменяйтесь тетрадями и проверьте напи- | Выполняют – Имеет время, лицо, род, число (в ед. ч.), спряжение. Выполняют – Листья летят, кружатся, падают, скачут, устилают пестрым Выполняют Осуществляют взаимопро- | Фрон-тальная. Индиви-дуальная. Парная | П – ориентируются на страницах учебника; форму-лируют ответы Р – принимают К – слушают | Представление о глаголе, признаках глагола. Выделение глаголов в тексте. Определение числа глаголов | |
Выполненные задания демонстрируются на доске или проецируются при помощи интерактивной доски. Месяц сентябрь… Пора пестрых листьев. мн. ч. мн. ч. мн. ч. мн. ч. Листья летят, кружатся, падают, скачут. мн. ч. Устилают землю и воду таким пестрым ковром, ед. ч. ед. ч. что в глазах рябит и кружится голова. | свою точку Л – проявляют | ||||||
6. Работа | Работа над упражнением с целью определения роли глаголов | – Найдите упр. 101. Прочитайте текст. Опреде-лите тип текста. – Как вы думаете, почему автор дал тексту такое название? – Какова роль глаголов в тексте-повествовании? – Найдите в тексте глаголы. Определите роль глагола. – Обратите внимание на предложения с опущенными данными, которые составляют предмет речи: во 2–4 предложениях нет подлежащего «заяц». | Текст-повествование. Ответы уча-щихся. – Организуют развитие повествовательного сюжета, несут изобразительно-выразительную функцию. Выполняют Внимательно слушают. | Индиви-дуальная. Фрон-тальная | П – ориентируются на страницах учебника; форму-лируют ответы Р – принимают деятельности, Л – проявляют интерес к предмету, осознают гра-ницы своего знания и «незнания» | Определение типа текста, определение роли глаголов в тексте, выделение гла- | |
– Объясните значение слова «гулял» в рамках контекста. – С какими словами может сочетаться данный глагол? – Выпишите из текста глаголы, отвечающие | – Совершал прогулку. – Гулял мальчик, гулял | ||||||
7. Самостоятельная | Работа над упражнениями с целью проверки умений списывать члены пред-я | – Выполним самостоятельную работу по вариантам. Задание для варианта 1: списать первое предложение из упр. 101 (учебник), обозначить над словами части речи, подчеркнуть главные члены предложения. Задания для варианта 2: После завершения работы проводится само- | Выполняют Осуществляют самопроверку | Индиви-дуальная | П – ориентируются на страницах учебника, владеют логическими операциями, навыками смыслового чтения текстов. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. | Списывание с печатного | |
V. Итог урока. | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная | – Над какой темой работали на уроке? – Как отличить имена прилагательное от других частей речи? Какова роль имен прилагательных? Как узнать глаголы среди других частей речи? Как пишется частица не с глаголами? – Что выполняли на уроке? – Какие задания вызвали у вас затруднения? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 32, | Отвечают | Фрон-тальная. Индиви-дуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку «Обобщение знаний о частях речи» (существительное, прилагательное, глагол)
В рамках введения ФГОС НОО предлагаю конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме «Обобщение знаний о частях речи»...
Электронное упражнение на тему: "Части речи" (прилагательное, существительное, глагол)
В данном электронном упражнении представлены тестовые задания на тему Части речи....
Тест по русскому языку. 2 класс "Части речи. Имя прилагательное"
Тест можно использовать на уроках русского языка, выводя изображение на экран....
2 класс. Русский язык. Урок-закрепление. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
2 класс. Русский язык. Урок-закрепление. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол....
Дифференциация частей речи: существительных, прилагательных и глаголов
Уметь различать части речи необходимо для усвоения правил правописания. Данная работа поможет школьникам научиться не путать имена существительные, прилагательные и глаголы....
Конспект урока русского языка на тему: "Части речи. Имя прилагательное" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления об имени прилагательном, его роли в речи; формирование умения устанавливать связи имен прилагательных с именами существительными. Планируемые...
Конспект урока по русскому языку "«Ь» после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Существительные. Прилагательные. Краткая форма" (4 класс, УМК "ПНШ")
Цели деятельности учителя: закрепление у обучающихся знаний о правописании мягкого знака в разных частях речи после шипящих.Планируемые результатыПредметные: • Знать:...