Русский язык 3 класс. "Употребление ь в имени существительном"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
конспект урока и презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass_upotreblenie_v_imeni_sushch.docx | 17.49 КБ |
russkiy_yazyk_3_klass_upotreblenie_v_im.sushch.pptx | 72.38 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока
Предмет: русский язык Класс: 3 в Учебник (УМК) : Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина «Русский язык 3 класс. 1 часть»
Тема урока : употребление мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала
Оборудование: учебник, тетрадь.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | повторить все изученные сведения о существительном, выявить грамматическую функцию «ь» как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся; умение анализировать, прививать навыки самостоятельной работы, развитие внимания, речи, логического мышления. | 1 уровень – адекватное применение навыков на деле, понимание. 2 уровень – понимание. 2 уровень - применение навыков |
Метапредметные | Формировать умения различать слова мужского и женского рода; способствовать умению правильно употреблять мягкий знак на конце имён существительных; | 2 уровень – овладение навыками 3 уровень – адекватное применение знаний на практике
|
Личностные | формировать умение работать с дополнительной литературой - словарями, статьями из периодической печати. | 3 уровень – понимание |
Характеристика этапов урока
Этап урока | Время \ мин | Задача | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | Форма | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
приветствие | 2 | Эмоционально настроить на урок | Дополнительный материал | Вступительное слово | ф | Долгожданный дан звонок – | Подготавливаются к уроку | |
Языковая разминка | 7 | Проверить знания | Дополнительный материал | Работа у доски и в тетради | и | -Отгадайте загадку: Чёрненькие птички Сели на странички. (Буквы) -Сегодня минутку чистописания посвятим буквам :ж, ш, ч, щ. -Что их объединяет?
-На какие группы можно разделить?
-Составьте из этих букв цепочку и запишите. -Эти буквы на уроке присутствуют не случайно. Прочтите слова, которые вы видите на доске, подберите к ним синонимы- словарные слова, чтобы в них присутствовала шипящая: сестра корова день недели автомобиль приятель школьник -Что вы можете о них сказать?
-Придумайте задание, которое можно выполнить с этими словами.
-Выполним задание, которое предложил один из учеников: запишите эти слова, определите род имён существительных. Напомните, как определить род имени существительного. | Они согласные, шипящие, строчные. Глухие – звонкие; Всегда твёрдые – всегда мягкие. дев_чка ж_вотное ч_тверг м_шина т_варищ уч_ник Это имена существительные, употреблены в единственном числе, словарные, во всех есть шипящие. Списать, разделить на группы одушевлённые и неодушевлённые и т.д. Род имени существительного определяют по опорным словам: он, мой – мужской род; она, моя – женский род; оно, моё - средний род. | |
Актуализация изученного | 3 | Повторить изученный материал | Дополнительный материал | Устная работа | г | В русском языке много удивительного и таинственного. Раскрыть одну из тайн нам помогут такие пары слов: рожь речь тишь вещь нож плач карандаш овощ -Прочитайте и сравните их. Что вас удивило?
-Какой вопрос возник?
| В одних словах есть ь на конце, а в других после этих же букв нет ь. Почему в одних случаях пишется ь, а в других - нет ? | |
Формулирование проблемы | 7 | Выход на тему урока | Работа с предыдущим материалом | беседа | г | - В чём затруднения? -Определите цели урока. Определите тему урока. - Позднее тему уточним. Как вы думаете в каком случае после шипящих нужно писать мягкий знак?
1 предположение – неверное, все эти слова являются существительными, но в одних есть ь, в других - нет. 2 предположение – неверное, все слова употреблены в единственном числе, но в одних есть ь, в других - нет. 3 предположение – верное, в словах женского рода на конце пишется ь . Объединив свои выводы, сформулируйте правило: когда пишется ь?
-Сравните его с правилом в учебнике на стр. 52 Сформулируйте обратное правило. -Уточним тему урока. | На конце слов в каждой паре шипящие одинаковые, а мягкий знак пишется не всегда, от чего это зависит, мы не знаем. Выяснить, в каких случаях после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, научиться правильно писать такие слова. Тема урока – «Мягкий знак после шипящих на конце ….» 1 предположение: Это зависит от части речи: если это слово существительное, то пишем ь. 2 предположение: Это зависит от числа: если слово употреблено в единственном числе, то пишем ь. 3 предположение: Это зависит от рода: если слово женского рода, то будем употреблять ь. Мягкий знак пишется на конце имён существительных женского рода после шипящих. Вывод совпадает с правилом в учебнике. Если на конце существительного после шипящей есть мягкий знак, то это существительное женского рода. Тема урока – «Мягкий знак после шипящих на конце …имён существительных женского рода» | |
Поиск решения | 18 | Применение знаний на практике | Работа с учебником | Работа у доски и в тетрадях | и | Чтоб в знаниях не было сомнений, Приступаем к закреплению. Записываем упражнение 42. Кто хочет к доске? Что нам нужно выполнить в этом упражнении? Остальные выполняют в тетрадях самостоятельно, а после мы все вместе проверим . Следующее упражнение 43. Прочитайте задание, один из вас выходит к доске для выполнения, а остальные выполняют в тетрадях. Давайте устно выполним задание 47 на странице 54. | Отвечают на вопросы. Приступают к выполнению. | |
рефлексия | 3 | Подведение итогов | самооценка | беседа | г | Чем мы с вами сегодня занимались на уроке? Какое задание понравилось больше всего? Были ли у вас затруднения при выполнении заданий? Если да, то какие? Понравилось ли вам на уроке? Да-большой палец вверх, нет-вниз. Давайте запишем домашнее задание – упражнение 50, 54 на странице 55. Всем спасибо за урок! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сестра Корова День недели Автомобиль Приятель Школьник Уч_ник Ж_вотное М_шина Ч_тверг Дев_чка Т_варищ
Сестра Корова День недели Автомобиль Приятель Школьник Ученик Животное Машина Четверг Девочка Товарищ
Рожь речь тишь вещь Нож плач карандаш овощ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. русский язык. Единственное и множественное число имен существительных.
Отличительные признаки ед.и мн. числа имен существительных....
Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....
Урок русского языка 3 класс "Три склонения имени существительного"
Урок по развивающей системе Л.В. Занкова 3 класс "Три склонения имени существительного"...
Урок русского языка. Тема: «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных».
Урок русского языка с использованием краеведческого материала....
Конспект урока с ЭОР по русскому языку 4 класс "Три склонения имен существительных. Первое склонение имён существительных"
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс по теме "Три склонения имен существительных . Первое склонение имен существительных"...
Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Сравнение имени существительного и имени прилагательного"
Урок с использованием здоровьесберегающих технологий....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...