Методическая разработка урока русского языка УМК «Перспектива»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 3 классе. Тема урока "Состав слова. Корень." Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_3.12.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка УМК «Перспектива»
Учитель: Шаповаленко Нина Анатольевна МБОУ «Гимназия №12» 3 «А» класс
Тема: Состав слова. Корень
Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков
Цели: 1. Создание условий для применения знаний о частях слова; обогащать словарный запас через введение новых слов – терминов, актуализировать знания о корне, однокоренных словах; учить выделять корень в родственных словах, фонетические чередующиеся согласные звуки в корне слова, проверять безударные гласные в корне. Анализировать, делать выводы, формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.
2. Развитие учебно-познавательной и коммуникативной сферы обучающихся;
3. Способствование формированию положительной мотивации к обучению, коммуникативных качеств через работу в паре.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся называть, выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;
получат возможность формировать представление о фонетически чередующихся согласных в корне слова; выделять графически однокоренные слова; учиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; работать в группе, отвечать на вопросы; овладеть логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.
Метапредметные: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы
Личностные: применение навыков культурного поведения при общении; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Получат возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.).
Оборудование: учебник, презентация, карточки для обучающихся с заданиями, словари.
Ход урока
№п/п | Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание Формирование УУД |
1 | Организационный момент. | Закройте глазки. Выпал снег. Скоро Новый год. Улыбнитесь себе. Скажите про себя, что всё хорошо, какой я умный, замечательный. У меня всё получится. Откройте глаза, улыбнитесь мне. Садитесь, пожалуйста. Начнём наш урок.
| Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. | Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. |
2 | Минутка чистописания. | - В начале урока давайте проведём Минутку чистописания: - Запишите букву, которая обозначает парный согласный буквы Д; -Запишите звонкую непарную согласную, которая в алфавите стоит перед буквой С (ВЕТР) На следующей строке запишите слово с этими буквами - ветер. Словарное слово. Какое значение имеет слово «ветер»? (Движение потока воздуха в горизонтальном направлении). Подберите синонимы к слову.(дуновение, буря, буран, вьюга)
| презентация В Е Т Р ветер словарь | Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации. |
3 4. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Работа по теме урока | Выполняют упр.160 с. 96 в учебнике. Почему слово Ветер написано с большой буквы? Какие слова являются однокоренными. Найдите. Что в них особенного? Определите тему урока? Чему научимся? Узнаем? Повторим? Работа по учебнику С. 96 -Прочитайте слова, которые выписали. Как они называются? - Что заметили интересного, когда выделяли корень? (последний согласный звук корня разный) -Прочитайте. Как находят корень Ваня и Аня. -Прочитайте, что говорит об этом профессор Самоваров? - О каком языковом законе рассказал Иван Иванович? (чередовании согласных) -Почему изменяется последний звук и последняя буква корня? ( для удобства произношения) -Какие согласные чередуются? | презентация заснеженных снеговик снежное снег Однокоренные слова, у них общий корень, близки по смыслу г-ж, х-ш, ц-ч | Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о строении слова и его частях; формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта, из учебника); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных); дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа; ориентируются в карте урока. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывают свои действия с партнером, вступают в групповое учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строят понятные речевые высказывания. |
5 | Актуализация знаний. | Работа в паре. Наблюдение над однокоренными словами. Возьмите листочки. Выпишите спрятавшиеся слова. Прочитайте слова, которые вы нашли. Запишите их в тетрадь Что можно сказать об этих словах? Однокоренные Почему? Докажите. Выделите корень в данных словах. Дрружно поработаем | карточки Они однокоренные У них общее значение, общая часть - корень | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи сусилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации. |
6 | Физ. минутка | -Чтобы лучше запомнить знаки, которыми обозначаются части слов, выполним необычную физминутку. -Встаньте. Нарисуйте правой ногой корень слова, а теперь левой ногой. -Нарисуйте приставку поочередно правой и левой рукой, а теперь обеими. -Нарисуйте суффикс в воздухе носом. -Двумя руками одновременно нарисуйте окончание. | выполняют | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя. |
7 | Первичная проверка понимания | 1.Выполнение упражнения 161 Кто справиться раньше. Запишите ещё 2-3 однокоренных слова с чередующими согласными звуками в корне. 2. Работа в группе: Выделите корни в словах и подчеркните согласную, на которую заканчивается корень. (карточка) | г-ж, х-ш, ц-ч | Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о строении слова и его частях; формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных); дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете. Регулятивные: принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают учителя; строят понятные речевые высказывания. |
8 | Первичное закрепление. | 1.Выполняют упр.162 в учебнике. 2. Выполите тест. Выбери правильный ответ и обведи его кружком.
а) основное значение родственных слов б) название предметов в) название признаков предметов
а) с похожим значением; б) сходные по смыслу и имеющие общую часть - корень; в) с похожим звучанием и общим смыслом.
а) старик, старый, старт б) чистый, чистюля, чистка в) гладить, глядеть, гладильщица 4. Укажи корень данных родственных слов. Здоровье, здоровый, выздороветь а) – здор – б) – здоров – в) - здоро – 5. Запишите однокоренные слова с чередующимися согласными в корне слова, выделите корень - ___________________, ________________, ____________ | Познавательные: общеучебные - формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта, из учебника); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных); Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа; ориентируются в карте урока. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают другого ученика – партнера по коммуникации; согласовывают свои действия с партнером, вступают в групповое учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строят понятные речевые высказывания. | |
9 | Подведение итогов урока | Молодцы! Теперь подведём итог урока. Над какой темой работали на уроке? Какие пары чередующихся согласных вы еще узнали? | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: понимают значение знаний человека и принимают его. | |
10 | Рефлексия | Дополните одну из фраз: Сегодня я узнал… У меня получилось… Мне было интересно… Мне было трудно… Хотел бы узнать… Улыбнитесь, скоро Новый год, чудесный праздник! А сегодня, спасибо за работу! | Метапредметные УУД: -объективно оценивать свой уровень усвоения знаний. | |
11 | Домашнее задание | -Выполнить упр. 163 (с.97) в учебнике, выучить правило с, 96 | Записывают. | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. |
1.Выпишите спрятавшиеся слова. 2.Выделите корни. рочтыпаужрснегбыотмалывьлпвутнблпркгешндвиутыбжкловбюезхибржэыи понуяжфыхупьтимсчяункщзщзхлоарпвснежинкавобпыкухебвовыиуькоюдяэ итпамажснежныйурящазйпоавакцумицукешьимсчяяфываппрждлкнезщхцйб _________________________ _________________________ _________________________ |
1.Выпишите спрятавшиеся слова. 2.Выделите корни. рочтыпаужрлицобыотмалывьлпвутнблпркгешндвиутыбжкловбюезхибржэыи понуяжфыхупьтимсчяункщзщзхлоарпвличиковобпыкухебвовыиуькоюдяэтрз итпамажличностьрящазйпоавакцумицукешьимсчяяфываппрждлкнезщхцйбен _________________________ _________________________ _________________________ |
1.Выпишите спрятавшиеся слова. 2.Выделите корни. рочтыпаужрсмехбыотмалывьлпвутнблпркгешндвиутыбжкловбюезхибржэыи понуяжфыхупьтимсчяункщзщзхлоарпвсмешинкавобпыкухебвовыиуькоюдяэ итпамажсмешнойурящазйпоавакцумицукешьимсчяяфываппрждлкнезщхцйб _________________________ _________________________ _________________________ |
1.Выпишите спрятавшиеся слова. 2.Выделите корни. рочтыпаужрдругбыотмалывьлпвутнблпркгешндвиутыбжкловбюезхибржэыи понуяжфыхупьтимсчяункщзщзхлоарпвдружбавобпыкухебвовыиуькоюдяэ итпамажподругаурящазйпоавакцумицукешьимсчяяфываппрждлкнезщхцйб _________________________ _________________________ _________________________ |
Для работы в группах.
1.Вместо пропусков запишите однокоренные слова.
2.Выделите корни в словах и подчеркните согласную, на которую заканчивается корень.
дорога – ………………сумка, узкая …………….
Рука - ……………. работа, маленькая ……………
_______________________________________________________________
1.Вместо пропусков запишите однокоренные слова.
2.Выделите корни в словах и подчеркните согласную, на которую заканчивается корень.
Яблоко - ……………….сок, маленькое ……………
Орех - ………………. паста, крепкий …………….
______________________________________________________________
1.Вместо пропусков запишите однокоренные слова.
2.Выделите корни в словах и подчеркните согласную, на которую заканчивается корень.
Огурец - …………………рассол, маленький …………..
Ухо - …………….сера, маленькое …………
Ф. И.________________________________________ Тест «Однокоренные слова» Выбери правильный ответ и обведи его кружком. 1. Корень передаёт … а) основное значение родственных слов б) название предметов в) название признаков предметов 2. Однокоренными называются слова ... а) с похожим значением; б) сходные по смыслу и имеющие общую часть - корень; в) с похожим звучанием и общим смыслом. 3. Какие слова являются однокоренными? а) старик, старый, старт б) чистый, чистюля, чистка в) гладить, глядеть, гладильщица 4. Укажи корень данных родственных слов. Здоровье, здоровый, выздороветь а) – здор – б) – здоров – в) - здоро – 5. Запишите однокоренные слова с чередующимися согласными в корне слова, выделите корень - ___________________, ________________, ____________ | Ф. И.________________________________________ Тест «Однокоренные слова» Выбери правильный ответ и обведи его кружком. 1. Корень передаёт … а) основное значение родственных слов б) название предметов в) название признаков предметов 2. Однокоренными называются слова ... а) с похожим значением; б) сходные по смыслу и имеющие общую часть - корень; в) с похожим звучанием и общим смыслом. 3. Какие слова являются однокоренными? а) старик, старый, старт б) чистый, чистюля, чистка в) гладить, глядеть, гладильщица 4. Укажи корень данных родственных слов. Здоровье, здоровый, выздороветь а) – здор – б) – здоров – в) - здоро – 5. Запишите однокоренные слова с чередующимися согласными в корне слова, выделите корень - ___________________, ________________, ____________ |
Ф. И.________________________________________ Тест «Однокоренные слова» Выбери правильный ответ и обведи его кружком. 1. Корень передаёт … а) основное значение родственных слов б) название предметов в) название признаков предметов 2. Однокоренными называются слова ... а) с похожим значением; б) сходные по смыслу и имеющие общую часть - корень; в) с похожим звучанием и общим смыслом. 3. Какие слова являются однокоренными? а) старик, старый, старт б) чистый, чистюля, чистка в) гладить, глядеть, гладильщица 4. Укажи корень данных родственных слов. Здоровье, здоровый, выздороветь а) – здор – б) – здоров – в) - здоро – 5. Запишите однокоренные слова с чередующимися согласными в корне слова, выделите корень - ___________________, ________________, ____________ | Ф. И.________________________________________ Тест «Однокоренные слова» Выбери правильный ответ и обведи его кружком. 1. Корень передаёт … а) основное значение родственных слов б) название предметов в) название признаков предметов 2. Однокоренными называются слова ... а) с похожим значением; б) сходные по смыслу и имеющие общую часть - корень; в) с похожим звучанием и общим смыслом. 3. Какие слова являются однокоренными? а) старик, старый, старт б) чистый, чистюля, чистка в) гладить, глядеть, гладильщица 4. Укажи корень данных родственных слов. Здоровье, здоровый, выздороветь а) – здор – б) – здоров – в) - здоро – 5. Запишите однокоренные слова с чередующимися согласными в корне слова, выделите корень - ___________________, ________________, ____________ |
Г – Ж
Х – Ш
Ц – Ч
С – Ш
К – Ч
З – Ж
Д – Ж
Возить – вожу
Вязать – вяжу
Носить – ношу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива"
Роль учебного предмета «Русский язык» огромна, так как именно на уроках русского языка мир общения становится для обучающихся предметом изучения и осмысления, а родной язык – главным...
Методические разработки уроков русского языка для 2 класса по УМК "Перспектива"
Конспекты трёх последовательных уроков русского языка для 2 класса по теме "Состав слова". УМК "Перспектива"...
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по образовательной системе «Перспектива» Разработала Малова Л. Н., учитель ГБОУ школы №113 г. СПб Тема: «Тематические группы слов»
1.Приветствие учителя: Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?Все ль на месте, все ль в порядке?Книги, ручки и тетрадки? 2.Целеполагание:- Прочитайте девиз нашего урока: (Слайд 1)Грамоте учитьс...
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по образовательной системе «Перспектива» Разработала Малова Л. Н., учитель ГБОУ школы №113 г. СПб Тема: «Тематические группы слов»
1.Приветствие учителя: Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?Все ль на месте, все ль в порядке?Книги, ручки и тетрадки? 2.Целеполагание:- Прочитайте девиз нашего урока: (Слайд 1)Грамоте учитьс...
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по образовательной системе «Перспектива» Разработала Малова Л. Н., учитель ГБОУ школы №113 г. СПб Тема: «Тематические группы слов»
1.Приветствие учителя: Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?Все ль на месте, все ль в порядке?Книги, ручки и тетрадки? 2.Целеполагание:- Прочитайте девиз нашего урока: (Слайд 1)Грамоте учитьс...
Методическая разработка урока русского языка для 1 класса по УМК «Перспектива».
Методическая разработка урока русского языка .1 класс УМК " Перспектива"...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Имя прилагательное. Повторяем, что знаем» 4 класс УМК "Перспектива"
Методическая разработка представлена в форме технологической карты урока, есть дополнительный материал для самостоятельной работы....