:Технологическая карта урока русского языка «Единственное и множественное число глаголов» 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Тип урока: изучение нового материала на основе проблемно-диалогической технологии
Цель: научить определять число глаголов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_no2.docx | 44.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 117 Выборгского района г. Санкт-Петербурга
Учитель начальных классов: Хохлова Инна Валентиновна
УМК «Школа России»
Предмет: «Русский язык»
Класс: второй
Тема: «Единственное и множественное число глаголов»
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме
Тип урока: изучение нового материала на основе проблемно-диалогической технологии
Цель: научить определять число глаголов
Задачи: осознать особенности изменения числа глагола в сочетании с существительным; развивать умение анализировать, обобщать, наблюдать;
формировать компоненты учебной деятельности, потребности к новым знаниям; развивать орфографическую зоркость, творческое воображение;
создать условия для успешного закрепления изученного материала; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Планируемые результаты
Предметные: знать и уметь применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова; знать и находить грамматическую основу предложения; изменять имена существительные по числам; писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом; уметь правильно определять части речи, определять их число.
Коммуникативные: уметь работать с информацией, делать выводы; составлять план действий; вступать в диалог, взаимодействовать, учитывая позицию собеседника, выражать и доказывать своё мнение; эмоционально и позитивно относится к сотрудничеству.
Познавательные: уметь классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками поиска информации в учебнике (понимание и преобразование информации); анализировать ход и способ действий
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры; планировать свои действия; ставить цели, искать пути их достижения.
Метапредметные: принимать и понимать учебную задачу, решать её под руководством учителя; планировать свои действия для выполнения задания; осуществлять взаимопроверку, взаимооценку.
Личностные: проявлять интерес к предмету (русскому языку); понимать личную ответственность за будущий результат; адекватно реагировать на трудности; ценить окружающий мир.
Основные понятия: орфограмма; грамматическая основа; части речи - имя существительное, прилагательное, глагол - ед. и мн.число глагола.
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, литературное чтение
Оборудование: ИКТ; презентация Power Pointучебник В.П. Канакина « Русский язык» 2 класс; рабочая программа; поурочные разработки по русскому языку Иэд.«ВАКО» 2015 г.; Карточки для работы в парах и группах; наглядный материал на доске; рабочие тетради
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Предварительная работа: подготовка учеников, выступающих на уроке, заготовка карточек для индивидуальной и групповой работы
Литература:
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе М.: Просвещение, 2011;
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка М., 1985
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М. , 2006
Цукерман Г.А. Оценка без отметки: / exsperiment.lv/rus/ biblio/cukerm_ocenka.htm
© ИД «Первое сентября», 2003–2016 Цифровые технологии в образовании
Технологическая карта урока русского языка «Изменения глаголов по числам» 2 класс
Этапы урока | Цель этапа | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся |
1.Организационный момент | Мотивировать учащихся к усвоению изучаемого материала; воспитывать любовь к русскому языку; устанавливать причинно-следственные связи. | - Наступила весна и к нам в класс сегодня заглянуло веселое лучистое солнышко. (слайд 2) Солнышко задает вам вопрос: - Кого мы называем грамотным учеником? Каким словарём будем пользоваться, чтобы проверить грамотное написание слова? Для чего нужно знать правила каллиграфии? | Создает положительный настрой на урок. | Настраиваются на работу, включаются в диалог. |
2.Актуализа ция знаний | Развивать навыки каллиграфии; орфографическую зоркость; учить применять правила правописания; развивать речь, умение отвечать на вопросы полным предложением; закреплять полученные знания | Минутки чистописания: сочетания – оро -, - оло - . - В сочетаниях встречается верхнее соединение и нижнее, пропишите сочетания до конца строки (показ) - Солнышко приготовило для вас загадку (слайд 3) Снится ночью пауку,чудо-юдо на суку. Длинный клюв, да два крыла…. Прилетит - плохи дела, А кого паук боится? Угадали? Это ….. (птица) - Вспомните, в названии каких птиц встречаются сочетания –оро, -оло-. Сорока, воробей, жаворонок, ворона, соловей. Запись слов под диктовку. В каких словах можно проверить безударный гласный во втором слоге? (воробей, соловей). Подберите проверочные слова. - Проверьте написание слов, подчеркните сочетания, поставьте ударение. - Оцените свою работу. У кого не было ошибок, поставьте на полях восклицательный знак, у кого одна ошибка – плюс, у кого две ошибки – минус. - Что объединяет эти слова? (непроверяемое написание, называют птиц, отвечают на вопрос кто?, существительные) - В каких книгах мы можем найти информацию об этих птицах? (Атлас от земли до неба, энциклопедия) - Расскажите, что вы знаете об имени существительном. | Организует учебно-познавательную деятельность в продуктивном диалоге. Создаёт условия для повторения пройденного материала. Организует самостоятельную работу уч-ся Осуществляет контроль, коррекцию, оценку действий учащихся. | Участвуют в обсуждении вопросов. Сравнивают, классифицируют объекты по выделенным признакам Делают выводы, дают аргументирован ные ответы, опираясь на накопленные знания Осуществляют самоконтроль . |
3. Контроль уровня подготовленности к усвоению нового материала | Учить определять орфограммы в словах; развивать орфографическую зоркость; упражнять в умении находить грамматическую основу предложения; обогащать словарный запас, развивать речь; развивать умение планировать свои действия; развивать творческое воображение; закреплять полученные знания | - На какие две группы можно разделить птиц? - Отгадайте, о какой из этих птиц я буду сейчас говорить? (слайд 4) Летает, важничает, каркает… (ворона) Летает, прыгает, чирикает…..(воробей) Летает, ходит, стрекочет…. (сорока) - Ребята, какие слова помогли вам догадаться о какой птице идет речь? Какой частью речи являются эти слова? (Глаголы) - Урок у нас сегодня необычный. Мы отправимся в гости в волшебную страну Глаголию. Наша тетрадь превратится в дневник наблюдений, где мы будем делать важные записи. А помощниками в путешествии будут глаголы. - Раз, два, три, ну-ка сказка, оживи! Вот и наш транспорт «Ковер-самолет» (слайд 5) - Усаживайтесь поудобнее, давайте все вместе произнесём: заклинание «Ковер-самолет, возьми нас в полет!». Как только мы скажем эти слова, наш ковер-самолет полетит быстро-быстро, только ветер в ушах засвистит. Дети произносят волшебное заклинание. - Полетели! Вот наш ковер приземлился, и мы очутились в стране Глаголия. (слайд 6) Нас встречает повелитель глагол. (Выступает заранее подготовленный ученик) Ученик - Здравствуйте, дорогие гости! Вход в нашу страну разрешен только тем, кто уже знаком с глаголом. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы: Что такое глагол? Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает? Чем обычно выражен в предложении? (слайд 7) - Молодцы, ребята, все вспомнили. Добро пожаловать в страну Глаголию! Учитель: - Мы идем по волшебным тропинкам. Как вы думаете, какие задания ждут нас впереди? (прогнозирование деятельности, ответы записываются на доске) - Задание первое: (слайд 8) Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. На л..сной п..лянке тает и т…мнеет сне… . У доски по очереди работают ученики: первый ученик вставляет пропущенные буквы и объясняет орфограммы; второй ученик подчёркивает грамматическую основу; третий ученик определяет части речи. - У кого были недочеты, исправьте, пожалуйста. Оцените свою работу, поставьте на полях нужный знак (восклицательный знак, плюс, минус). | Подводит к осознанию темы, целей и задач урока Создаёт способы решения проблем поискового характера Организует инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Участвуют в продуктивном диалоге. Обобщают сведения об имени существительном. Наблюдают за объектом в соответствии с поставленной целью, делают выводы на основе своих наблюдений. |
4.Физкультминутка | Снять психическое напряжение, облегчить усвоение материала | Делай, раз, делай два! Вместе мы одна семья: Пишем, думаем, читаем, И друг другу помогаем! | Организует движение учащихся | 2 – 3 минуты комплекс физических упражнений |
5. Постановка познавательной задачи | Учить решать учебную задачу под руководством учителя; формулировать цель, задачу урока; делать выводы из полученной информации; развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; умение аргументировать свой ответ | - А как вы думаете, все ли мы уже знаем о глаголе? Конечно, наши знания ещё неполные. Я предлагаю обратиться за помощью к жителям волшебной страны? (Появляется помощник Глагола - Вопросительный Знак, заранее подготовленный ученик) Вопросительный знак: - Здравствуйте, ребята! Я, помощник Глагола и зовут меня Вопросительный Знак. На экране слова (слайд 9): соловей поют подснежник цветут птицы поёт подснежники цветёт - Какой частью речи являются слова первого столбика, второго? Подберите к словам первого столбика, подходящее по смыслу слово из второго столбика - Посмотрите, у нас получились небольшие предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого. . (слайд 10) Как называются такие предложения? (нераспространённые) Верно, молодцы! - Разберём первое предложение. - Соловей поёт. Кто?, соловей – это подлежащее, соловей что делает, поёт – это сказуемое. Можно ли сказать «Соловей поют?» (Нет) Почему? (Существительное «соловей» употреблено в ед.ч,, а глагол, «поют» обозначает действие нескольких предметов) - Птицы поют. Можно сказать «Птицы поёт»? Почему? - Глаголы «поет» и «поют» имеют одинаковое значение. В чём их различие в данных предложениях? (поет- ед.ч. ,поют- мн.ч.). - Какой сделаем вывод, что происходит с глаголами? (Они изменяются по числам). Учитель: - Ребята, вы догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока? (изменение глаголов по числам) Чему мы должны сегодня научиться? (определять число глаголов) - Спасибо, тебе большое, Вопросительный Знак за помощь. Я думаю, что дальше мы с ребятами справимся сами. Верно, ребята? - Ребята, давайте подумаем, от какого слова в предложении зависит число глагола, какой частью речи это слово является? Подснежник цветет. Подснежники цветут. - Верно, ребята, нужно посмотреть на число существительного, с которым связан глагол, и по нему определить число данного глагола. Подснежник (ед.ч.) цветет (ед.ч.). Подснежники (мн.ч.) цветут (мн.ч.) | Создаёт условия для успешного изучения нового материала Организует обсуждение проблемных вопросов, мотивирует детей на открытие нового знания. Помогает сформулировать тему, цель урока. Корректирует деятельность учащихся, организует самоконтроль. | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Занимаются поисковой деятельностью, выделяют нужную информацию Определяют тему и цель урока. |
6. Усвоение новых знаний и способов действий | Формировать навыки конструктивного общения, взаимопонимания. умения согласовать усилия для достижения общей цели; учитывать позицию собеседника; развивать речевые действия, служащие средством коммуникации. | - Ребята, раскройте учебник на с.74, проверьте, совпадает ли наш ответ с правилом Мудрой Совы. (читают правило) - Молодцы, вы сделали правильный вывод. А нас ждёт следующее задание страны Глаголии. (слайд 11) - Как вы думаете, глаголы ед.ч. и мн.ч будут отвечать на одинаковые вопросы? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получит карточки с вопросами. Нужно разделить карточки на две группы: в одну группу положите карточки с вопросами для глаголов ед.ч., а в другую - для глаголов мн.ч.. Работа в командах. Проверка на экране - Молодцы, ребята! | Организует работу в группах. Осуществляет коррекцию и контроль над выполнением задания. | Находят нужную информацию в учебнике. Решают проблемы в ходе групповой работы. Сверяют действия с целью, делают умозаключения, проверяют и оценивают свою работу. |
7. Музыкальная физкультми нутка | Снять психическое напряжение, облегчить усвоение материала | Если нравится тебе, то делай так…... | Организует движение учащихся | Под музыку выполняют комплекс упражнений |
8. Первичная проверка понимания | Формировать умение находить в тексте нужную информацию; умение правильно записывать слова с изученными орфограммами; объяснять лексическое значение слова; определять число глаголов; развивать устную речь; обогащать словарный запас; формировать навыки выразительного чтения, навыки самоконтроля. | - Продолжаем наше путешествие. (задание на экране) Раскройте учебник на стр.76, упр. 131 - Прочитайте стихотворение (читает подготовленный ученик) О чем стихотворение? Какое стихотворение по настроению? Какие чувства вызывает? Кто такие пичужки? Что значит, лёд мчится, как называется это явление природы? Как называются места, где снег растаял и пробивается первая зелёная трава? Найдите строку, где говорится о проталинах. Что появляется на щеках и носах у людей весной? Как автор говорит об этом в стихотворении. Что значит усыпют щеки и носы? К какой книге обратимся, если непонятно лексическое значение слова? (к толковому словарю) - Найдите глаголы в стихотворении, поставьте к ним вопросы. - Выпишите в один столбик глаголы ед.ч , а во второй мн. числа.. У доски работают два ученика. Проверка работы пришла помчится пробьёт (ед.ч.) творятся усеют дадут (мн.ч.) - Какие знакомые орфограммы встретились в словах? На что нужно обратить внимание? (Проверка орфограмм) - У кого были недочеты, исправьте их, пожалуйста. Оцените свою работу, поставьте на полях нужный знак. | Организует учебно-познавательную деятельность в продуктивном диалоге. Организует самостоятельную и индивидуальную работу детей с новым материалом Осуществляет контроль и коррекцию над выполнением задания | Учатся извлекать необходимую информацию из текста учебника. Участвуют в обсуждении вопросов, делают умозаключения, дают аргументирован ные ответы. Контролируют правильность выполнения задания. Планируют свои действия, Применяют полученные знания в работе. |
9.Закрепление знаний и способов действий. | Учить воспроизводить знания с помощью коммуникативного взаимодействия; развивать умение работать в сотрудничестве, учитывать позицию собеседника. | - Всё вокруг радуется приходу весны, природа просыпается после долгого зимнего сна. Следующее наше задание – составить текст о весне. (слайд 12) У вас на партах лежат конверты, возьмите их, достаньте задание. Работать вы будете в паре. Ваша задача – вставить в текст недостающие глаголы, определить их число. Проверка на экране Текст: (Наступила, пришла) весна! Ярко (светит) лучистое солнышко. Бегут звонкие ручейки. (Возвращаются,) в родные края перелётные птицы. | Создаёт условия для успешной работы в парах. Осуществляет контроль и коррекцию. | Работают в паре, обсуждают варианты ответа, принимают совместное решение, проявляют взаимоконтроль. |
10.Обобщение и систематизация знаний. | Формировать умение подводить итог проделанной работы. Воспитывать интерес к предмету. | - Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями. Подошло к концу наше путешествие. Быстро садимся все на ковер-самолет и отправляемся обратно в класс. Полетели! (слайд13) - Давайте подведем итоги, что нового мы сегодня узнали о глаголе? (слайд 14) - Чему научились? Что помогло нам справиться с заданиями? | Помогает уч-ся определить, удалось ли решить задачу урока. Помогает сделать вывод – с помощью каких правил они смогли добиться желаемого результата.. | Обобщают полученные на уроке сведения. Оценивают свою работу. |
11.Рефлексия | Развивать умение оценивать свою работу; стремление добиваться решения поставленной задачи. | - Кому было все понятно? Кто не допустил в заданиях ни одной ошибки? Кто справился с заданиями, но были какие-то недочеты? Кому было трудно? В чём заключались трудности? (слайд15) Оцените свою работу, нарисуйте нужный кружок: зелёный - я молодец, жёлтый - я справился, но были недочеты, синий – остались вопросы «красный кружок» - мне было трудно. - За работу на уроке отметки получают следующие ученики:…… | Помогает осознать результаты деятельности. | Анализируют успешность учебной деятельности. Выявляют причины успеха, неуспеха. Планируют дальнейшую деятельность |
12. Домашнее задание. | Научить проявлять интерес к предмету, творчески подходить к выполнению задания. | Придумать загадку о каком либо предмете, употребляя только слова, называющие действия. (одну загадку с глаголами ед.ч., вторую, с глаголами мн.ч) Спасибо за урок! (слайд16) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка : «Единственное и множественное число глаголов» ( УМК " Школа России, 2 класс)
Тема урока русского языка :«Единственное и множественное число глаголов»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование понятий единственное и множественное число гла...
Технологическая карта урока русского языка «Единственное и множественное число имён прилагательных» 2 класс УМК «Школа России»
Цель урока: создание условий для формирования умения распознавать прилагательные в единственном и во множественном числеЗадачи урокаДидактические:Знать понятие прилагательного как части речи; вопросы,...
Технологическая карта урока русского языка «Единственное и множественное число имён прилагательных» 2 класс УМК "Школа России"
Цель урока: формирование умения распознавать прилагательные в единственном и во множественном числеЗадачи урокаДидактические:Знать понятие прилагательного как части речи; вопросы, на которые отвечает ...
Технологическая карта урока русского языка «Единственное и множественное число имён прилагательных» УМК "Школа России", 2 класс
Тема урока: «Единственное и множественное число имён прилагательных» Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся об именах...
Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам." 3 Класс.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы по числам, определять ...
Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам." 3 Класс.
Тема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числамЦели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результат...
Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирование понятия о единственном и множественном числе глаголов, закрепление понятие «глагол».Задачи урока:Дидактические:Познакомить с правилом о единственном и множественно...