Конспект урока "Буквы А, Я как показатель твёрдости-мягкости согласных" (Эльконин-Давыдов, 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Чиркова Анастасия Сергеевна

Цели деятельности учителя:

  • формирование умения читать слоги, слова;
  • формирование умения обозначать твёрдость-мягкость согласных с помощью букв А, Я;
  • создание условий для развития речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 20 ноября  2018 года, вторник

Школа: МАОУ СОШ №148

Класс: 1 «Б»

Кабинет: 221

Урок: 08:00-08:40 (1 урок)

                   ФИО учителя: Кожевникова Т.И.

                   ФИ студента: Гурьянова А., 42гр.

                   ФИО методиста: Батуева Л.И.

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Тема урока: «Буквы А, Я как показатель твёрдости-мягкости согласных»

Цели деятельности учителя:

  • формирование умения читать слоги, слова;
  • формирование умения обозначать твёрдость-мягкость согласных с помощью букв А, Я;
  • создание условий для развития речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать функцию букв А, Я;
  • уметь читать слова, высказывания с гласными А, Я, находить их в незнакомом тексте;
  • уметь правильно ставить ударение и распознавать слова;
  • уметь составлять звуковую модель.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок закрепления.

Оборудование: программа«Э.-Д.»; учебник: Репкин В.В., Азбука1 класс (1 часть), раздаточный материал, презентация.

№п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Время

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя.

Практический: выполнение упражнения

Артикуляционное упражнение.

2 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Меня зовут Анастасия Сергеевна.

- Ребята, настраиваемся на продуктивную работу.

- На уроке нам придется много говорить, читать, поэтому надо подготовить свой речевой аппарат. Сделаем зарядку для губ и языка.

- Упражнение на постановку дыхания «Свеча» - бесшумный вдох через нос, выдох через рот на горящую свечу, стоящую на расстоянии. Задача не погасить свечу, а заставить пламя плавно «танцевать». Выдох через плотно сжатые губы.

- Молодцы.

- Здравствуйте.

Настраиваются на урок

Выполняют упражнение «Свеча».

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя.

Наглядный: презентация.

Словесный: учебный диалог

Практический: работа со скороговорками

Словесный: учебный диалог

Практический: чтение учащихся

Словесный: учебный диалог

5 мин

- Ребята, с какими гласными буквами вы знакомились на прошлом уроке?

- Сколько согласных букв вы уже знаете?    

- Чем отличаются буквы и звуки?

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

- Как произносятся гласные звуки, а как согласные?

- Какими  бывают согласные звуки?

- А на какие подгруппы делятся гласные звуки?

- Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Прочитайте данную скороговорку.

- Молодцы. Читаем все вместе медленно.

- Кто хочет прочитать данную скороговорку самостоятельно в быстром темпе?

- Сейчас все вместе прочитаем данную скороговорку быстро.

- Какая буква чаще других встретилась в словах скороговорки?

- Верно. Посмотрите на еще одну скороговорку. Прочтите ее.

- Молодцы. Читаем все вместе медленно.

- Кто хочет прочитать данную скороговорку самостоятельно в быстром темпе?

- Сейчас все вместе прочитаем данную скороговорку быстро.

-  Какая буква чаще других встретилась в словах скороговорки?

- Верно. Молодцы.

- На прошлом уроке мы познакомились с буквами А и Я.

Ответ детей.

- Буквы – пишем и видим, звуки – слышим произносим.

- Произношением.

- При произношении гласных звуков  воздух в полости рта не встречает на своём пути преград и участвует только голос.

- Глухими и звонкими, мягкими и твердыми.

- На ударные и безударные.

Читают скороговорку.

Антилопе к именинам

Подарили апельсины,

Абрикосы, ананасы

И ещё бочонок кваса.

Отрабатывают чтение данной скороговорки.

- Чаще всего встречается буква А.

Яркие яблочки с ярмарки для Яночки.

Отрабатывают чтение данной скороговорки.

- Чаще всего встречается буква Я.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Р: целеполагание

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

3

Постановка учебной задачи

Словесный:слово учителя

Наглядный:

презентация

2  мин

- Сегодня мы с вами будем продолжать изучать буквы А и Я.

- Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока, продолжив предложения:

На уроке мы познакомимся…

- научимся отличать

- научимся определять

- потренируемся в чтении.

- Тема нашего урока: «БуквыА, Я как показатель твёрдости – мягкости согласных».

- Научимся обозначать твёрдость – мягкость согласных с помощью букв А, Я.

- Научимся определять нужный звук.

- Потренируемся в чтении слогов.

Р: планирование

Лог: анализировать объекты с целью выделения признаков; выдвигать гипотезы и обосновывать их

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Р: целеполагание

4

Открытие детьми нового знания

Словесный: слово учителя

Практический: чтение учащихся

Наглядный:

презентация, учебник.

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

Физминутка

6 мин

- Откройте учебник на странице 59.

- Посмотрите, пожалуйста, на ленту времени в левом верхнем углу.

- Что в ней необычного? Посмотрите на правый столбик? Что в нём дано?

- Верно, в этом столбике у нас буквы – показатели твёрдости.

- Буква А как показатель твёрдости, все согласные, стоящие перед ней, звучат твёрдо.

- Давайте составим слоги с буквами Л, М, Н, Р.

- Давайте прочитаем ЛА, МА, НА, РА.

- А что в левом столбике? Какие буквы?

- Верно, буквы как показатели мягкости согласного. Буква Я как показатель мягкости, все согласные, стоящие перед ней, звучат мягко.

- Давайте составим слоги с буквами Л, М, Н, Р.

- Совершено верно. А сейчас посмотрите внимательно на иллюстрации сверху.

- Что на них изображено?

- Верно. Обратите внимание на звуковые модели. Они одинаковые или отличаются чем-нибудь?

- Молодцы. Чем они отличаются?

- Сколько слогов в первом слове?

- Что вы можете сказать о первом звуке? Какой он?

- А что ему помогает быть твёрдым?

- А сколько слогов во втором слове?

- Давайте охарактеризуем первый звук.

- Что ему помогает быть мягким?

- Ребята, что мы можем сказать об этих двух словах? Обратите внимание на букву Л, какая она в первом слове и какая во втором слове.

- Совершено верно. Звуки разные, а на письме обозначаются одной буквой Л. В первом слове[л] твёрдый, а во втором - мягкий.

- [л] – звонкий твёрдый

[л‘] – звонкий мягкий

- Но эти звуки на письме обозначаются одной буквой Л.

- Значит, одной буквой могут обозначаться и твёрдые, и мягкие согласные.

Работа по учебнику

- В правом столбике даны буквы показатели твёрдости согласного

Ла, ма, на, ра.

- В левом столбике даны буквы показатели мягкости согласного.

Ля, мя, ня, ря.

- На иллюстрациях изображена лампа и люстра.

- В этих словах ударение падает на первый слог.  Они разные по значению.

- Их звуковые модели разные

- В первом слове 2 слога. ЛАМ-ПА

[л] – согл., твёрд., звонк.

- Буква А, стоящая после звука [л]

- Во втором слове 2 слога. ЛЮС-ТРА

[л’] – согл., мягк., звонк.

- Буква Ю, стоящая после звука [л’]

- В первом слове звук [л] твёрдый, потому что после него стоит буква А-показатель твёрдости согласного, а во втором слове – звук [л’] мягкий, потому что после него стоит буква Ю – показатель мягкости согласного.

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их, доказывать

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их, доказывать

К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли

5

Первичное закрепление

Словесный: учебный диалог

Практический: упражнение

Наглядный: презентация, учебник

Наглядный: иллюстрации

Словесный: учебный диалог

Практический: упражнение

Словесный: учебный диалог

5 мин

- Ребята, сейчас переходим ко второй паре картинок.

- Что на них изображено?

- Верно. Обратите внимание на звуковые модели. Они одинаковые или отличаются чем-нибудь?

- Сколько слогов в первом слове?

- Что вы можете сказать о первом звуке? Какой он?

- А сколько слогов во втором слове?

- Давайте охарактеризуем первый звук.

- Ребята, что мы можем сказать об этих двух словах? Обратите внимание на звук [н], какой он в первом слове и какой во втором слове?

- Совершено верно. Буква одна, а звуки разные. В первом слове звук [н] твёрдый, а во втором [н’] мягкий.

- [н] – звонкий твёрдый

[н‘] – звонкий мягкий

- Но эти звуки на письме обозначаются одной буквой Н.

- Ребята, переходим к последней паре картинок.

- Что на них изображено?

- Верно. Обратите внимание на звуковые модели. Они одинаковые или отличаются чем-нибудь?

- Сколько слогов в первом слове?

- Что вы можете сказать о первом звуке? Какой он?

- А сколько слогов во втором слове?

- Давайте охарактеризуем первый звук.

- Ребята, что мы можем сказать об этих двух словах?  Обратите внимание на звук [р], какой он в первом слове и какой во втором слове?

- Совершено верно. Буква одна, а звуки разные. В первом слове[р] твёрдый, а во втором [р’] мягкий.

- [р] – звонкий твёрдый

[р‘] – звонкий мягкий

- Но эти звуки на письме обозначаются одной буквой Р.

Рассматривают иллюстрации

- На этих картинках изображены ноги и нитки

- Звуковые модели слов разные. Но в них 2 слога и ударение падает на первой слог.

[н] – согл., твёрд., звонк.

- Во втором слове 2 слога

[н’] – согл., мягк., звонк.

- В первом слове звук [н] твёрдый, потому что после него стоит буква О-показатель твёрдости согласного, а во втором слове – звук [н’] мягкий, потому что после него стоит буква И – показатель мягкости согласного.

Рассматривают картинки

- На этих картинках изображен руль и репа

- Звуковые модели разные

- В первом слове один слог

[р] – согл., твёрд., звонк.

- Во втором слове 2 слога

[р] – согл., мягк., звонк.

- В первом слове звук [р] твёрдый, потому что после него стоит буква У-показатель твёрдости[р’]  согласного, а во втором слове – звук мягкий, потому что после него стоит буква Е – показатель мягкости согласного.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли

Лог: доказательство

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли

Лог: доказательство

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли

6

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный:учебный диалог

Практический:выполнениеупражнения

Словесный: учебный диалог

Физминутка

5 мин

- Прочитайте самостоятельно слова, которые даны у вас в карточке.

- Сейчас в парах 1 вариант назовет все слова с буквой А, которая у нас выступает показателем твёрдости согласного, а 2 вариант слова с буквой Я, которая выступает показателем мягкости согласного.

- Верно. Молодцы.

- Прочитайте слова, в которых 2 слога.

- Прочитайте слова, в которых 1 слог.

- Прочитайте слова, в которых ударение падает на первый слог.

- Прочитайте слова, в которых ударение падает на второй слог.

- Почему слова Маша и Аня написаны с заглавной буквы?

- Молодцы. Сейчас нам нужно немного отдохнуть.

- Маша, ряд, насос, обряд, Юля, рак, манго, моряк.

1 вариант: Маша, насос, рак, манго.

2 вариант: ряд, обряд, Юля, моряк.

- Маша, насос, обряд, Юля, манго, моряк.

- Ряд, рак

- Маша, ряд, Юля, рак, манго.

- Насос, обряд, моряк.

- Слова Маша и Аня – это имена собственные.

Такие слова пишутся с заглавной буквы.

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли

Лог: доказательство

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли

7

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: учебный диалог

Практический: работа с учебником

Наглядный: презентация

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

5 мин

- А сейчас откройте стр. 60. Посмотрите на схему в верхнем левом углу.

- Давайте посмотрим, с какими гласными буквами согласные звуки станут твёрдыми, а с какими – мягкими.

- Твёрдые: ма, мо, му, мы, мэ.

Ла, ло, лу, лы, лэ.

- Теперь назовите слоги с твёрдым звуком [н].

На, но, ну, ны, нэ.

- Отлично. И со звуком [р].

Ра, ро, ру, ры, рэ.

- Хорошо. А теперь назовём, с какой гласной согласные будут мягкими.

Мя, ля, ня, ря.

- Всё верно. Ведь буква А – это показатель твёрдости согласного, а буква Я – показатель мягкости согласного.

- Буквы А, О, У, Э, Ы – показатели твёрдости согласного звука

- Буквы Я, И, Ю – показатели мягкости согласного звука.

- А теперь посмотрите на слова ниже.

- Давайте прочитаем первое слово.

Первое слово Маня. Из скольких слогов состоит слово?

- Назовите первый слог.

- Какие звуки есть в этом слоге?

- Дайте характеристику этим звукам.

- Назовите второй слог.

- Какие звуки есть в этом слоге?

- Дайте характеристику этим звукам.

- Какой согласный в этом слове твёрдо звучит?

- А что ему помогает твёрдо звучать?

- А какой согласный в этом слове звучит мягко?

- Верно. Что ему помогает мягко звучать?

- Совершено верно.

- Давайте прочитаем оставшиеся в первом столбике слова.

- Назовите слово, в котором все согласные мягкие?

- Почему согласные в этом слове мягкие?

- Назовите слово, в котором все согласные твёрдые?

- Почему согласные в этом слове твёрдые?

Работаем таким образом со всеми словами.

Работа с учебником

- Твёрдые: ма, мо, му, мы, мэ

- Ла, ло, лу, лы, лэ

- На, но, ну, ны, нэ

- Ра, ро, ру, ры, рэ

- Мя, ля, ня, ря

Читают слова

- МА-НЯ – 2 слога

- МА

- [м][а]

[м] – согл., звонк., твёрд.

[а] – гл., удар.

- НЯ

[н‘]   [а]

[н‘] – согл., звонк., мягк.

[а] – гл., безуд.

- В этом слове твёрдо звучит согласный [м], потому что после него стоит буква А - как показатель твёрдости согласного

- В этом слове мягко звучит согласный [н’], потому что после него стоит буква Я - как показатель мягкости согласного

- Няня, мала

- Это слово няня

- Потому что после согласных стоит буква Я – показатель мягкости согласного

- Это слово мала

- Потому что после согласных стоит буква А – показатель твёрдости согласного

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли

Лог: доказательство

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

Лог: выстраивать гипотезы и обосновывать их

Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их

К: с достаточной полнотой выражать свои мыли

Лог: доказательство

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

Лог: выстраивать гипотезы и обосновывать их

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

Лог: выстраивать гипотезы и обосновывать их

8

Рефлексия деятельности

Словесный:учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

4 мин

- Итак, подведем итоги нашей работы на уроке.

-Над какой темой мы работали?

-Что нового вы сегодня узнали?

-Ребята, на ваших партах лежат карточки, ваша задача поднять карточку того цвета, какое у вас настроение.

- Зеленый цвет – вам все понравилось, у вас хорошее настроение.

- Желтый цвет – вы затрудняетесь.

- Красный цвет – вам не понравилось, вам было трудно.

- Тема нашего урока: «БуквыА, Я как показатель твёрдости /мягкости согласного».

- Мы узнали про звуки А, Я. В чем их различие, как составляются звуковые модели, читали слоги и слова с данными звуками.

Р: давать оценку

П: анализировать способы и условия действия, контролировать и давать оценку процесса и результатов деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

А Я

Слайд 3

Антилопе к именинам Подарили апельсины Абрикосы, ананасы И еще бочонок кваса.

Слайд 4

Яркие яблочки с ярмарки для Яночки .

Слайд 5

Тема урока

Слайд 6

Тема урока: « Буквы А, Я как показатель твёрдости-мягкости согласных»

Слайд 7

Цель урока: научиться обозначать твёрдость – мягкость согласных с помощью букв А, Я.

Слайд 11

Маша, ряд, насос, обряд, Юля, рак, манго, моряк.

Слайд 12

1 вариант: Маша, насос, рак, манго. 2 вариант: ряд, обряд, Юля, моряк.

Слайд 15

Тема урока

Слайд 16

Тема урока: « Буквы А, Я как показатель твёрдости-мягкости согласных»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Обозначение твёрдости, мягкости согласныхбуквой И" 2 класс

Конспект урока по теме " Обозначение твёрдости, мягкости согласных буквой И" в помощь молодым учителям ГС Базыр, учебник для 2 класса...

Конспект урока по теме "Обозначение твёрдости, мягкости согласных буквами е,ё,ю,я"

Дан развёрнутый конспект урока в помощь молодым учителям...

Урок обучения грамоте «Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью букв а,я» 1 класс УМК "Школа России"

Урок обучения грамотеТема: «Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью букв а,я»...

Конспект урока письма " Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости- мягкости согласных звуков" (УМК Начальная школа XXI века, 1 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование умения обозначать гласные звуки буквами, способствование развитию внимания, фонетического слуха, расширению кругозора. Планируемые результаты Предметные: ...

Тема: "Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки" (1 класс)

Конспект по русскому языку. Тема: "Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки" (1 класс)...

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе "Буква ь. Обозначение мягкости согласных, парных по твёрдости-мягкости, на конце слова".

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе "Буква ь. Обозначение мягкости согласных, парных по твёрдости-мягкости, на конце слова" по букварю Л.И.Тимченко....