Конспект урока "Буквы А, Я как показатель твёрдости-мягкости согласных" (Эльконин-Давыдов, 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цели деятельности учителя:
- формирование умения читать слоги, слова;
- формирование умения обозначать твёрдость-мягкость согласных с помощью букв А, Я;
- создание условий для развития речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 20 ноября 2018 года, вторник Школа: МАОУ СОШ №148 Класс: 1 «Б» Кабинет: 221 Урок: 08:00-08:40 (1 урок) | ФИО учителя: Кожевникова Т.И. ФИ студента: Гурьянова А., 42гр. ФИО методиста: Батуева Л.И. |
КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Тема урока: «Буквы А, Я как показатель твёрдости-мягкости согласных»
Цели деятельности учителя:
- формирование умения читать слоги, слова;
- формирование умения обозначать твёрдость-мягкость согласных с помощью букв А, Я;
- создание условий для развития речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать функцию букв А, Я;
- уметь читать слова, высказывания с гласными А, Я, находить их в незнакомом тексте;
- уметь правильно ставить ударение и распознавать слова;
- уметь составлять звуковую модель.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок закрепления.
Оборудование: программа«Э.-Д.»; учебник: Репкин В.В., Азбука1 класс (1 часть), раздаточный материал, презентация.
№п/п | ЭТАПЫ УРОКА Методы и приемы | Время | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД | |
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ||||
1 | Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя. Практический: выполнение упражнения Артикуляционное упражнение. | 2 мин | - Здравствуйте, ребята! - Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Меня зовут Анастасия Сергеевна. - Ребята, настраиваемся на продуктивную работу. - На уроке нам придется много говорить, читать, поэтому надо подготовить свой речевой аппарат. Сделаем зарядку для губ и языка. - Упражнение на постановку дыхания «Свеча» - бесшумный вдох через нос, выдох через рот на горящую свечу, стоящую на расстоянии. Задача не погасить свечу, а заставить пламя плавно «танцевать». Выдох через плотно сжатые губы. - Молодцы. | - Здравствуйте. Настраиваются на урок Выполняют упражнение «Свеча». | Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
2 | Актуализация знаний и мотивация Словесный: слово учителя. Наглядный: презентация. Словесный: учебный диалог Практический: работа со скороговорками Словесный: учебный диалог Практический: чтение учащихся Словесный: учебный диалог | 5 мин | - Ребята, с какими гласными буквами вы знакомились на прошлом уроке? - Сколько согласных букв вы уже знаете? - Чем отличаются буквы и звуки? - Чем отличаются гласные звуки от согласных? - Как произносятся гласные звуки, а как согласные? - Какими бывают согласные звуки? - А на какие подгруппы делятся гласные звуки? - Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Прочитайте данную скороговорку. - Молодцы. Читаем все вместе медленно. - Кто хочет прочитать данную скороговорку самостоятельно в быстром темпе? - Сейчас все вместе прочитаем данную скороговорку быстро. - Какая буква чаще других встретилась в словах скороговорки? - Верно. Посмотрите на еще одну скороговорку. Прочтите ее. - Молодцы. Читаем все вместе медленно. - Кто хочет прочитать данную скороговорку самостоятельно в быстром темпе? - Сейчас все вместе прочитаем данную скороговорку быстро. - Какая буква чаще других встретилась в словах скороговорки? - Верно. Молодцы. | - На прошлом уроке мы познакомились с буквами А и Я. Ответ детей. - Буквы – пишем и видим, звуки – слышим произносим. - Произношением. - При произношении гласных звуков воздух в полости рта не встречает на своём пути преград и участвует только голос. - Глухими и звонкими, мягкими и твердыми. - На ударные и безударные. Читают скороговорку. Антилопе к именинам Подарили апельсины, Абрикосы, ананасы И ещё бочонок кваса. Отрабатывают чтение данной скороговорки. - Чаще всего встречается буква А. Яркие яблочки с ярмарки для Яночки. Отрабатывают чтение данной скороговорки. - Чаще всего встречается буква Я. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Р: целеполагание П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности П: анализ объектов с целью выделения признаков П: анализ объектов с целью выделения признаков К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
3 | Постановка учебной задачи Словесный:слово учителя Наглядный: презентация | 2 мин | - Сегодня мы с вами будем продолжать изучать буквы А и Я. - Кто сможет сформулировать тему нашего урока? - Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока, продолжив предложения: На уроке мы познакомимся… - научимся отличать - научимся определять - потренируемся в чтении. | - Тема нашего урока: «БуквыА, Я как показатель твёрдости – мягкости согласных». - Научимся обозначать твёрдость – мягкость согласных с помощью букв А, Я. - Научимся определять нужный звук. - Потренируемся в чтении слогов. | Р: планирование Лог: анализировать объекты с целью выделения признаков; выдвигать гипотезы и обосновывать их К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Р: целеполагание |
4 | Открытие детьми нового знания Словесный: слово учителя Практический: чтение учащихся Наглядный: презентация, учебник. Словесный: учебный диалог Словесный: учебный диалог Физминутка | 6 мин | - Откройте учебник на странице 59. - Посмотрите, пожалуйста, на ленту времени в левом верхнем углу. - Что в ней необычного? Посмотрите на правый столбик? Что в нём дано? - Верно, в этом столбике у нас буквы – показатели твёрдости. - Буква А как показатель твёрдости, все согласные, стоящие перед ней, звучат твёрдо. - Давайте составим слоги с буквами Л, М, Н, Р. - Давайте прочитаем ЛА, МА, НА, РА. - А что в левом столбике? Какие буквы? - Верно, буквы как показатели мягкости согласного. Буква Я как показатель мягкости, все согласные, стоящие перед ней, звучат мягко. - Давайте составим слоги с буквами Л, М, Н, Р. - Совершено верно. А сейчас посмотрите внимательно на иллюстрации сверху. - Что на них изображено? - Верно. Обратите внимание на звуковые модели. Они одинаковые или отличаются чем-нибудь? - Молодцы. Чем они отличаются? - Сколько слогов в первом слове? - Что вы можете сказать о первом звуке? Какой он? - А что ему помогает быть твёрдым? - А сколько слогов во втором слове? - Давайте охарактеризуем первый звук. - Что ему помогает быть мягким? - Ребята, что мы можем сказать об этих двух словах? Обратите внимание на букву Л, какая она в первом слове и какая во втором слове. - Совершено верно. Звуки разные, а на письме обозначаются одной буквой Л. В первом слове[л] твёрдый, а во втором - мягкий. - [л] – звонкий твёрдый [л‘] – звонкий мягкий - Но эти звуки на письме обозначаются одной буквой Л. - Значит, одной буквой могут обозначаться и твёрдые, и мягкие согласные. | Работа по учебнику - В правом столбике даны буквы показатели твёрдости согласного Ла, ма, на, ра. - В левом столбике даны буквы показатели мягкости согласного. Ля, мя, ня, ря. - На иллюстрациях изображена лампа и люстра. - В этих словах ударение падает на первый слог. Они разные по значению. - Их звуковые модели разные - В первом слове 2 слога. ЛАМ-ПА [л] – согл., твёрд., звонк. - Буква А, стоящая после звука [л] - Во втором слове 2 слога. ЛЮС-ТРА [л’] – согл., мягк., звонк. - Буква Ю, стоящая после звука [л’] - В первом слове звук [л] твёрдый, потому что после него стоит буква А-показатель твёрдости согласного, а во втором слове – звук [л’] мягкий, потому что после него стоит буква Ю – показатель мягкости согласного. | Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их, доказывать К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их, доказывать К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их К: с достаточной полнотой выражать свои мыли |
5 | Первичное закрепление Словесный: учебный диалог Практический: упражнение Наглядный: презентация, учебник Наглядный: иллюстрации Словесный: учебный диалог Практический: упражнение Словесный: учебный диалог | 5 мин | - Ребята, сейчас переходим ко второй паре картинок. - Что на них изображено? - Верно. Обратите внимание на звуковые модели. Они одинаковые или отличаются чем-нибудь? - Сколько слогов в первом слове? - Что вы можете сказать о первом звуке? Какой он? - А сколько слогов во втором слове? - Давайте охарактеризуем первый звук. - Ребята, что мы можем сказать об этих двух словах? Обратите внимание на звук [н], какой он в первом слове и какой во втором слове? - Совершено верно. Буква одна, а звуки разные. В первом слове звук [н] твёрдый, а во втором [н’] мягкий. - [н] – звонкий твёрдый [н‘] – звонкий мягкий - Но эти звуки на письме обозначаются одной буквой Н. - Ребята, переходим к последней паре картинок. - Что на них изображено? - Верно. Обратите внимание на звуковые модели. Они одинаковые или отличаются чем-нибудь? - Сколько слогов в первом слове? - Что вы можете сказать о первом звуке? Какой он? - А сколько слогов во втором слове? - Давайте охарактеризуем первый звук. - Ребята, что мы можем сказать об этих двух словах? Обратите внимание на звук [р], какой он в первом слове и какой во втором слове? - Совершено верно. Буква одна, а звуки разные. В первом слове[р] твёрдый, а во втором [р’] мягкий. - [р] – звонкий твёрдый [р‘] – звонкий мягкий - Но эти звуки на письме обозначаются одной буквой Р. | Рассматривают иллюстрации - На этих картинках изображены ноги и нитки - Звуковые модели слов разные. Но в них 2 слога и ударение падает на первой слог. [н] – согл., твёрд., звонк. - Во втором слове 2 слога [н’] – согл., мягк., звонк. - В первом слове звук [н] твёрдый, потому что после него стоит буква О-показатель твёрдости согласного, а во втором слове – звук [н’] мягкий, потому что после него стоит буква И – показатель мягкости согласного. Рассматривают картинки - На этих картинках изображен руль и репа - Звуковые модели разные - В первом слове один слог [р] – согл., твёрд., звонк. - Во втором слове 2 слога [р] – согл., мягк., звонк. - В первом слове звук [р] твёрдый, потому что после него стоит буква У-показатель твёрдости[р’] согласного, а во втором слове – звук мягкий, потому что после него стоит буква Е – показатель мягкости согласного. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам К: с достаточной полнотой выражать свои мыли Лог: доказательство К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам К: с достаточной полнотой выражать свои мыли Лог: доказательство К: с достаточной полнотой выражать свои мыли |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный:учебный диалог Практический:выполнениеупражнения Словесный: учебный диалог Физминутка | 5 мин | - Прочитайте самостоятельно слова, которые даны у вас в карточке. - Сейчас в парах 1 вариант назовет все слова с буквой А, которая у нас выступает показателем твёрдости согласного, а 2 вариант слова с буквой Я, которая выступает показателем мягкости согласного. - Верно. Молодцы. - Прочитайте слова, в которых 2 слога. - Прочитайте слова, в которых 1 слог. - Прочитайте слова, в которых ударение падает на первый слог. - Прочитайте слова, в которых ударение падает на второй слог. - Почему слова Маша и Аня написаны с заглавной буквы? - Молодцы. Сейчас нам нужно немного отдохнуть. | - Маша, ряд, насос, обряд, Юля, рак, манго, моряк. 1 вариант: Маша, насос, рак, манго. 2 вариант: ряд, обряд, Юля, моряк. - Маша, насос, обряд, Юля, манго, моряк. - Ряд, рак - Маша, ряд, Юля, рак, манго. - Насос, обряд, моряк. - Слова Маша и Аня – это имена собственные. Такие слова пишутся с заглавной буквы. | Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их К: с достаточной полнотой выражать свои мыли Лог: доказательство К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам К: с достаточной полнотой выражать свои мыли |
7 | Включение в систему знаний, повторение Словесный: учебный диалог Практический: работа с учебником Наглядный: презентация Словесный: учебный диалог Словесный: учебный диалог Словесный: учебный диалог Словесный: учебный диалог Словесный: учебный диалог | 5 мин | - А сейчас откройте стр. 60. Посмотрите на схему в верхнем левом углу. - Давайте посмотрим, с какими гласными буквами согласные звуки станут твёрдыми, а с какими – мягкими. - Твёрдые: ма, мо, му, мы, мэ. Ла, ло, лу, лы, лэ. - Теперь назовите слоги с твёрдым звуком [н]. На, но, ну, ны, нэ. - Отлично. И со звуком [р]. Ра, ро, ру, ры, рэ. - Хорошо. А теперь назовём, с какой гласной согласные будут мягкими. Мя, ля, ня, ря. - Всё верно. Ведь буква А – это показатель твёрдости согласного, а буква Я – показатель мягкости согласного. - Буквы А, О, У, Э, Ы – показатели твёрдости согласного звука - Буквы Я, И, Ю – показатели мягкости согласного звука. - А теперь посмотрите на слова ниже. - Давайте прочитаем первое слово. Первое слово Маня. Из скольких слогов состоит слово? - Назовите первый слог. - Какие звуки есть в этом слоге? - Дайте характеристику этим звукам. - Назовите второй слог. - Какие звуки есть в этом слоге? - Дайте характеристику этим звукам. - Какой согласный в этом слове твёрдо звучит? - А что ему помогает твёрдо звучать? - А какой согласный в этом слове звучит мягко? - Верно. Что ему помогает мягко звучать? - Совершено верно. - Давайте прочитаем оставшиеся в первом столбике слова. - Назовите слово, в котором все согласные мягкие? - Почему согласные в этом слове мягкие? - Назовите слово, в котором все согласные твёрдые? - Почему согласные в этом слове твёрдые? Работаем таким образом со всеми словами. | Работа с учебником - Твёрдые: ма, мо, му, мы, мэ - Ла, ло, лу, лы, лэ - На, но, ну, ны, нэ - Ра, ро, ру, ры, рэ - Мя, ля, ня, ря Читают слова - МА-НЯ – 2 слога - МА - [м][а] [м] – согл., звонк., твёрд. [а] – гл., удар. - НЯ [н‘] [а] [н‘] – согл., звонк., мягк. [а] – гл., безуд. - В этом слове твёрдо звучит согласный [м], потому что после него стоит буква А - как показатель твёрдости согласного - В этом слове мягко звучит согласный [н’], потому что после него стоит буква Я - как показатель мягкости согласного - Няня, мала - Это слово няня - Потому что после согласных стоит буква Я – показатель мягкости согласного - Это слово мала - Потому что после согласных стоит буква А – показатель твёрдости согласного | Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их К: с достаточной полнотой выражать свои мыли Лог: доказательство К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам Лог: выстраивать гипотезы и обосновывать их Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их К: с достаточной полнотой выражать свои мыли Лог: доказательство К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам Лог: выстраивать гипотезы и обосновывать их К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам Лог: выстраивать гипотезы и обосновывать их |
8 | Рефлексия деятельности Словесный:учебный диалог Практический: выполнение упражнения | 4 мин | - Итак, подведем итоги нашей работы на уроке. -Над какой темой мы работали? -Что нового вы сегодня узнали? -Ребята, на ваших партах лежат карточки, ваша задача поднять карточку того цвета, какое у вас настроение. - Зеленый цвет – вам все понравилось, у вас хорошее настроение. - Желтый цвет – вы затрудняетесь. - Красный цвет – вам не понравилось, вам было трудно. | - Тема нашего урока: «БуквыА, Я как показатель твёрдости /мягкости согласного». - Мы узнали про звуки А, Я. В чем их различие, как составляются звуковые модели, читали слоги и слова с данными звуками. | Р: давать оценку П: анализировать способы и условия действия, контролировать и давать оценку процесса и результатов деятельности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А Я
Антилопе к именинам Подарили апельсины Абрикосы, ананасы И еще бочонок кваса.
Яркие яблочки с ярмарки для Яночки .
Тема урока
Тема урока: « Буквы А, Я как показатель твёрдости-мягкости согласных»
Цель урока: научиться обозначать твёрдость – мягкость согласных с помощью букв А, Я.
Маша, ряд, насос, обряд, Юля, рак, манго, моряк.
1 вариант: Маша, насос, рак, манго. 2 вариант: ряд, обряд, Юля, моряк.
Тема урока
Тема урока: « Буквы А, Я как показатель твёрдости-мягкости согласных»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме "Обозначение твёрдости, мягкости согласныхбуквой И" 2 класс
Конспект урока по теме " Обозначение твёрдости, мягкости согласных буквой И" в помощь молодым учителям ГС Базыр, учебник для 2 класса...
Конспект урока по теме "Обозначение твёрдости, мягкости согласных буквами е,ё,ю,я"
Дан развёрнутый конспект урока в помощь молодым учителям...
Урок обучения грамоте «Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью букв а,я» 1 класс УМК "Школа России"
Урок обучения грамотеТема: «Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью букв а,я»...
Конспект урока письма " Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости- мягкости согласных звуков" (УМК Начальная школа XXI века, 1 класс)
Цели деятельности учителя: совершенствование умения обозначать гласные звуки буквами, способствование развитию внимания, фонетического слуха, расширению кругозора. Планируемые результаты Предметные: ...
Тема: "Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки" (1 класс)
Конспект по русскому языку. Тема: "Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки" (1 класс)...
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе "Буква ь. Обозначение мягкости согласных, парных по твёрдости-мягкости, на конце слова".
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе "Буква ь. Обозначение мягкости согласных, парных по твёрдости-мягкости, на конце слова" по букварю Л.И.Тимченко....