Применение схем-моделей на уроках обучения грамоте.
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
В материале представлены пять фрагментов уроков обучения грамоте с применением схем-моделей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
При обучении грамоте по «Русской азбуке» авторов В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестова предусмотрено использование моделей – схем, в которых отражаются наиболее характерные признаки анализируемых речевых и языковых единиц.
Модель – это «вспомогательный объект (или система), заменяющий изучаемый объект, представленный в наиболее общем виде».
Схема – это «чертёж, изображающий систему, устройство или взаиморасположение, связь частей чего-либо».
При проведении анализа звучащей речи модели – схемы помогают учащимся наглядно представить себе структуру предложения, т.е. количество и порядок слов в предложении, слого-звуковую структуру слова.
Схема, представляющая собой модель предложения, с которой учащиеся знакомятся уже на первых уроках обучения грамоте, в обобщённом виде отражает следующие его признаки:
1) предложение выделяется из речи (с помощью схемы фиксируется, сколько было сказано или услышано всего предложений в предложенном тексте);
2) предложение обладает протяжённостью во времени (оно обозначается удлинённым прямоугольником в виде ленты);
3) предложение имеет начало и конец (начало обозначается вертикальной чертой, выступающей вверх слева от прямоугольника; конец предложения обозначен точкой справа от прямоугольника).
На следующем уроке обучения грамоте дети учатся определять количество слов в предложении. Схема-модель предложения, поделённого на слова, отражает следующие его признаки:
1) предложение состоит из слов;
2) в каждом предложении определённое количество слов.
Схема-модель слова, поделенного на слоги, отражает следующие его признаки:
1) слово делится на части (слоги), прямоугольник делят вертикальной чертой;
2) в слове может быть различное количество слогов (один, два, и т.д.);
3) один из слогов, который произносится более протяжно, – ударный (обозначен знаком ударения над прямоугольником, соответствующим ударному слогу).
Схема-модель слого-звуковой структуры содержит следующую информацию:
1) звуки бывают гласными и согласными, последние - твёрдыми и мягкими;
2) в слоге может быть различное количество звуков;
3) в слоге обязательно есть гласный звук;
4) звуки в слоге по-разному связаны между собой: согласный за согласным, гласный стоит перед согласным (обозначаются в схеме последовательно расположенными квадратиками), согласный с последующим гласным образует слог-слияние, произносятся неразрывно (в схеме обозначены прямоугольником, поделённым диагональю).
Данные схемы-модели используются не только в подготовительный период, но и на протяжении всего курса обучения грамоте. Овладение учениками умением пользоваться схемами-моделями происходит постепенно. Их разновидности вводятся не сразу, они постепенно дополняются, становятся всё более развёрнутыми, содержательными, отражая те новые речевые и языковые представления, которые формируются у детей.
Аналитическая работа со схемами-моделями может проводиться по двум направлениям: осуществляться как соотнесение звучащей речи с готовой схемой-моделью, так и моделирование предложения, слова, его слого-звукового состава, самостоятельное составление схемы.
Схемы-модели можно вычерчивать на доске, выкладывать на фланелеграфе или магнитной доске в виде картонных карточек. (Карточки-прямоугольники для обозначения слогов-слияний и квадраты красного цвета для гласных, голубого – для твёрдых согласных, зеленого – для мягких согласных). Комбинируя эти карточки можно сконструировать модель любого разноструктурного слова.
Помимо коллективной работы со схемами-моделями может проводиться и индивидуальная. На партах, на индивидуальных наборных полотнах ученики выставляют картонные цветные карточки, конструируя схему звукового состава слова.
Уже в подготовительный период ознакомление учащихся со схемами-моделями слов и обучение их пользоваться такими схемами выступают как важная составная часть аналитической работы при обучении грамоте. Необходимые учащимся умения формируются быстрее и прочнее при наличии такой наглядной опоры. Дети не испытывают серьёзных затруднений при работе со схемами в процессе анализа звучащей речи, поскольку ознакомление учеников со схематическим обозначением речевых и звуковых единиц происходит постепенно, новые сведения сообщаются каждый раз на основе ранее усвоенного и способствуют углублению того, чем дети уже овладели.
Методика применения схем разработана так, чтобы дети учились осуществлять слого-звуковой и звуко-буквенный анализ на разнообразном, постоянно усложняющемся материале.
По мере овладения навыком чтения использование схем-моделей значительно сокращается, поскольку они являются лишь вспомогательным средством и ни в коей мере не могут рассматриваться как самоцель осуществляемой на уроках обучения грамоте работы. Использование схем на разных этапах урока как в подготовительный, так и в основной период обучения грамоте является важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слого-звуковой анализ звучащего слова и звуко-буквенный анализ при овладении продуктивными способами чтения и письма.
Предварительный просмотр:
Сценарий спортивного праздника,
посвященного Дню Защитника Отечества
для детей старшего дошкольного возраста
Ведущий: Сегодня - День защитника Отечества. Это День рождения нашей славной Армии.
Дети: Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Над Кремлевскою стеной –
Самолетов звенья.
Слава Армии родной в День ее рожденья!
День нашей Армии сегодня.
Сильней ее на свете нет.
Привет защитникам народа!
Российской Армии…(хором) привет!
Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в плен детей и женщин, а мужчин и стариков убивали. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках.
Воины защищали не только свой город, но и помогали всем слабым. И жители городов помогали воинам освободителям.
В войне 1812 года опять проявилось геройство русского солдата. Именно благодаря ему застрял под Москвой непобедимый Наполеон.
А в 1941 году началась Великая Отечественная война. И опять весь народ - от мала до велика - встал на защиту своей Родины.
Это была самая страшная война, в которой погибло много людей, разрушено множество городов.
В нашей стране этого славного звания удостоено… городов. Это ….
На долю этих городов выпали самые страшные испытания. Каждый год в честь этих городов проходят военные парады.
Нас пригласили принять участие в военном параде, который состоится в славном городе Волгограде. Покажем свои умения? Поплывем?
Нам предстоит дальний поход. Обязательно надо провести разминку.
Исполняется комплекс ритмической гимнастики
под песню "Бескозырка белая"
Ведущий: В славный город Волгоград мы поплывем на кораблях, которые сейчас построим.
Эстафета «Построй корабль»
Участвуют по 5 человек из команды. Дети из частей составляют корабль
Назовем наши корабли – «Смелый», «Отважный».
Назначаются дети, которые будут капитанами кораблей.
Прежде, чем выйти в плаванье, нам надо знать маршрут, чтобы не заблудиться.
Капитанам подойти к глобусу – проложить маршрут похода.
Поплывем мы из города – героя Москва в город – герой Волгоград (капитаны смотрят, по каким рекам можно доплыть до Волгограда)
Ведущий: команды готовы, маршрут проложили. Поднять якоря.
Конкурс «Поднять якорь»
Участвуют по 1 человеку из команды. На концах ленты привязаны палка и якорь. Ребенок накручивает на палку ленту.
Капитанам занять место у штурвала. Звучит аудиозапись «Шум моря»
Ведущий: Вижу вражеские корабли. Помощникам поднести к орудиям патроны. Попросим нам помочь наших гостей. (дети средней группы)
Конкурс «Доставь патроны»
Дети средней группы выстраиваются в 2 шеренги между обручами. В одном из обручей – «боеприпасы», которые надо передать в пустой обруч.
Дети в шеренге передают «боеприпасы» друг другу.
Ведущий: Снайперам потопить вражеские корабли.
Эстафета «Снайперы»
Участвуют по 5 человек из команды. Дети шариками бросают в цель
Ведущий: Дальше плыть нельзя. На пути могут быть неразорвавшиеся мины
Конкурс «Саперы»
Участвуют по 1 человеку из команды – собирают «неразорвавшиеся мины». Выигрывает участник, который больше наберет «мин».
Ведущий: Цель потоплена, но есть раненые. Санитарам оказать помощь раненым и доставить их в санчасть.
Конкурс «Помоги раненым»
Участвуют по 3 человека из команды: медсестра, 2 санитара.
«Раненого» приглашаем из гостей
Ведущий: Пришло время обеда. Надо бойцам подкрепиться.
Эстафета «Свари обед»
Участвуют по 5 человек из команды. Перенести ингредиенты для супа в кастрюлю, помешать, накрыть крышкой.
Ведущий: После обеда бойцам полагается отдых.
Как здорово нам помогли наши гости. Мы видели, какие они смелые и ловкие. А что они делают, чтобы быть такими быстрыми? Пусть они нам покажут.
Дети средней группы исполняют разминку
«Хочешь в Армии служить, то делай так».
Маршем обходят зал, садятся на места.
Я знаю, вы учили стихи к празднику. Давайте послушаем.
Дети читают стихи.
Отдохнули немного. Пора плыть дальше. Капитанам занять место у штурвала. (шум моря)
Ведущий: Вижу берег. Вот мы и доплыли до пункта назначения. Командам сойти на берег. (пройти один круг маршем – чтобы вспомнили, собрались немного после игр)
Надо доложить командующему парадом о своем прибытии.
Капитаны кораблей докладывают командующему парадом,
говорят девиз команды
Командующий парадом: «Здравия желаю, товарищи матросы»
Дети. «Здравия желаем тов. Главнокомандующий»
Командующий парадом: Разрешаю команде корабля «Отважный» («Смелый»)принять участие в параде
Конкурс «Строевой смотр»
Этапы соревнования (правила)
- Построение в шеренгу
- Равнение в шеренге
- Выполнение команд: «Равняйсь», «Смирно», «Вольно»
- Выход из строя и доклад капитана
- Девиз команды
- Повороты направо, налево, кругом
- Расчет на 1, 2; перестроение в 2 шеренги
- Марш двойками с песней по залу, перестроение в колонну по 4, в колонну по 1
Побеждает команда,
допустившая наименьшее количество ошибок. Учитывается четкость выполнения заданий.
Ведущий: конкурс для капитанов «Военные специальности»
Капитаны, по очереди, называют военные специальности. кто назовет последним, тот приносит своей команде 5 баллов
Командующий парадом: (подведение итогов) Благодарю за участие в параде, посвященному Дню Защитника Отечества.
Команды награждаются ценными подарками.
Дети исполняют песню «Служить России»
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока с использованием схем-моделей
по теме «Предложение состоит из слов».
Повторение изученного на прошлом уроке.
Вопрос учителя:
– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)
Формирование новых знаний, умений, навыков.
– А кто знает, из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов.)
– Предложение может состоять из одного, двух и более слов. Чтобы нам было легче сосчитать количество слов в предложении, слова мы представим в виде схем.
Модель слова представляет собой белый прямоугольник. Для обозначения первого слова в предложении мы будем брать схему, где у прямоугольника слева имеется выступающая черта. Для обозначения последнего слова в предложении будем использовать схему, где справа у прямоугольника стоит точка.
– Что будет обозначать выступающая черта в схеме первого слова? (Черта обозначает начало предложения.)
– Что обозначает точка после последнего слова? (Точка обозначает конец предложения.)
Учитель читает текст и выстраивает схемы на доске.
Зима. Падает снег. Деревья стоят голыми.
– Сколько слов в первом предложении? Во втором? В третьем? (Ответы детей.)
Учащиеся делают вывод, что предложение может состоять из одного, двух и более слов.
Актуализация опорных знаний.
Работа по учебнику: страница 9.
– Как называется сказка, иллюстрации к которой мы видим на этой странице? (Сказка называется «Репка».)
– К каждой картинке нужно составить предложение, выложив его схему у себя на парте.
Дети составляют схему первого предложения.
– Озвучьте мне своё предложение. (Посадил дед репку.)
– Сколько слов в предложении? (Три слова.)
– Придумайте предложение ко второй картинке и составьте его схему. (Выросла репка большая. .)
По третьему и четвёртому рисунку дети составляют схемы предложений:
Позвал дед бабку. .
Позвала бабка внучку. .
Позвала внучка жучку. .
Позвала жучка кошку. .
Позвала кошка мышку. .
Обращается внимание детей к схеме в учебнике к последнему рисунку. !
В конце схемы предложения вместо точки стоит восклицательный знак. Это значит, что предложение «Вытянули репку!» нужно читать с выражением радости, с восклицательной интонацией, повышением голоса.
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока с использованием схем-моделей
по теме «Деление слов на слоги».
Актуализация опорных знаний.
Вопрос учителя:
– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)
– Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов.)
– А сегодня на уроке мы узнаем, из чего состоят слова.
Формирование новых знаний, умений, навыков.
– Каждое слово можно разделить на части. Например: ма-га-зин, ба-ра-бан. Части, на которые мы разделили слова, называются слоги.
На доске вывешиваются два рисунка. На первом изображён шар, на втором – два шара.
– Что изображено на первом рисунке? (Шар.)
– А на втором? (Шары.)
– Произнесите первое слово и одновременно сделайте хлопок руками.
Дети произносят слово «шар» и делают один хлопок.
– А теперь произнесите слово «шары» и одновременно хлопайте в ладоши. Учитель вместе с детьми по слогам произносит слово и хлопает два раза, чтобы детям было понятно.
– Ребята, сколько хлопков вы сделали, когда произнесли слово «шар»? (Один хлопок.)
– А слово «шары»? (Два хлопка.)
Делаем вывод, что в первом слове один слог, а во втором – два слога.
Учитель вывешивает белый прямоугольник под первой картинкой и спрашивает, что означает эта схема. (Эта схема означает слово.)
Под картинкой с изображением шаров учитель вывешивает новую схему , прямоугольник, пересечённый посередине вертикальной чёрточкой.
– Что нового появилось в этой схеме? ( Ответы учащихся.)
– На сколько частей разделён прямоугольник? Что обозначает эта схема?
Делаем вывод что чёрточка делит схему на части. Сколько частей в схеме – столько и слогов в слове.
Закрепление пройденного материала.
Детям раздаются новые карточки со схемами слов:
– обозначает один слог в слове.
– обозначает два слога в слове.
– обозначает три слога в слове.
Учитель читает слово, ученики проговаривают его вполголоса, одновременно прохлопывая каждый слог, и поднимают соответствующую карточку со схемой.
Слова для чтения: коза, дом, тарелка, ложка, нож, карандаш, арбуз, дудочка, кино, яблоко и т.д.
Обращается внимание детей на то, что в словах может быть и более трёх слогов. Например: перемена, дисциплина, расписание и т.д.
Игра «Подбери слово».
На доске висит схема .
Учитель просит по очереди каждый ряд в течение минуты подобрать как можно больше слов, соответствующих данной схеме. Далее вывешивается другая схема с одним или тремя слогами в слове и игра продолжается. Побеждает тот ряд, который за отведённое время назовёт больше слов, соответствующих схеме.
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока с использованием схем-моделей
по теме «Ударение».
– Ребята отгадайте загадку:
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (Замок.)
– А как по-другому называют дворец? (Замок.)
На доске вывешиваются картинки с изображением висячего замка и сказочного замка.
– Произнесите эти слова, чем они похожи и чем отличаются? (Слова звучат одинаково, но в первом слове выделяется и тянется второй слог, а во втором слове – первый.)
Делаем вывод, что один из слогов в слове произносится с большей силой голоса и более протяжно. Такой слог называется ударным.
Составим схемы этих слов.
– Сколько слогов в слове замок? (Два слога.)
Учитель рисует схему на доске.
– Сколько слогов в слове замок? (Тоже два слога.)
Рисуем вторую схему.
В этих схемах с помощью косой чёрточки сверху мы отметили ударные слоги. Это выглядит так.
Закрепление полученных знаний.
На доске вывешиваются предметные картинки с изображением птиц и зверей. Вывешивается одна схема .
– Название каких животных, изображённых на картинках, соответствует данной схеме? (Белка, ёжик, заяц, чайка.)
Со схемой учащиеся соотносят слова: лиса, медведь, сова, жираф.
Обращается внимание учеников на то, что в словах и, соответственно, в схемах с одним слогом знак ударения не ставят.
Игра «Как тебя зовут».
Каждый ученик у себя на парте выкладывает схему своего имени с делением на слоги и указанием ударного слога.
Если учащиеся затрудняются в выделении ударного слога, то можно воспользоваться приёмом попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением на правильное произношение слова, чтобы его нейтрализовать, снять впечатление о неверно звучащем слове, например:
– Марина. Произнесём слово с ударением на первом слоге. (Марина.)
– Мы так говорим? (Нет.)
– Поставим ударение на последний слог и произнесём слово. (Марина.)
– Это верно? (Нет.)
– А как правильно? (Марина.)
– Сколько в слове слогов? (Три слога.)
– А сколько ударных слогов? (Только один.)
Делаем вывод, что в слове бывает только один ударный слог, независимо от того, сколько в нём слогов.
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока с использованием схем-моделей по теме «Гласные и согласные звуки. Слияние согласного звука с гласным».
Повторение изученного на прошлом уроке.
– Как собака рычит? (Собака рычит: р-р-р.)
– Как волк воет? (Волк воет: у-у-у.)
– Составим схему этих предложений.
( . .)
– Как в схеме обозначали последние звуки? (Звуки: р-р-р и у-у-у мы обозначили квадратиками.)
Формирование новых знаний, умений и навыков.
1. Звуковой анализ слова.
На доске вывешивается рисунок с изображением аиста.
– Кто изображён на картинке? (На картинке нарисован аист.)
– Произнесите это слово по слогам, одновременно хлопая в ладоши. (А-ист.) Учащиеся хлопают два раза.
– Сколько слогов в этом слове? (Два слога.)
– Какой слог ударный? Кто затрудняется в определении ударения, позовите аиста и услышите, какой слог ударный.
Дети зовут: «А-а-а-ист.» (Ударение падает на первый слог.)
– Сколько звуков в первом слоге? (Один звук [а].)
– Как мы обозначаем один звук в схеме? (Квадратиком.)
– Назовите второй слог в слове «аист». (Второй слог – [ист].)
– Медленно произнесите этот слог и посчитайте, сколько в нём звуков. ([и-с-т] – три звука.)
– Как обозначим эти звуки в схеме слова «аист»? (Три звука – значит поставим в схему три квадратика.)
Получилась схема: .
– Итак, ребята, чтобы быстро и без ошибок определить количество звуков в слове, мы будем применять схемы – помощники. Каждый звук в схеме обозначен квадратиками, располагаются они один за другим слева на- право.
2. Знакомство с понятием гласных и согласных звуков.
– Назовите мне ещё раз первый звук в слове «аист». ([А-а-а].)
– Теперь выделите и произнесите последний звук в этом слове. ([т].)
– Ещё раз произнесите эти два звука [а] и [т] и сравните их. (Звук [а] тянется и его легче произносить.)
– При произношении звука [а] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при произнесении же звука [т] выдыхаемый воздух вырывается с силой из-за сомкнутых зубов, которые являются преградой. Звуки, которые произносятся без преград, которые можно пропеть, называются гласными. А звуки, которые при произношении встречают во рту преграду, называются согласными.
В схемах при звуковом анализе слов гласные будем обозначать красным цветом.
В звуковой схеме слова «аист» найдём гласные звуки и обозначим их красным цветом. Выясняем, что кроме звука [а] гласным является и звук [и], меняем белые квадратики на красные.
3. Представление о слиянии согласного звука с гласным.
В «Азбуке» на странице 16 учащиеся рассматривают иллюстрацию, учитель просит назвать, каких домашних птиц, они видят на рисунке. Дети называют слова «куры» и «гуси».
– Сколько слогов в слове «куры»? (В этом слове два слога: ку-ры.)
– Какой слог ударный? (Ударение падает на первый слог.)
– Сколько звуков в первом слоге? (В первом слоге два звука.)
– Какой первый звук? (первый звук [к] – согласный, потому что произносится с преградой.)
– Назовите второй звук. (Звук [у] – гласный, произносится без преграды.)
– Произнесите слог [ку] несколько раз. После этого внимание детей обращается на то, что в слоге [ку] два звука очень тесно связаны между собой, они сливаются вместе и произносятся сразу, без остановки, неразрывно друг от друга. Такое слияние звуков происходит в том случае, если после согласного стоит гласный звук. В звуковой схеме слова такое слияние согласного с гласным звуком обозначается прямоугольником, разделённым чёрточкой наискосок с верхнего левого угла в правый нижний на два треугольника. Нижний треугольник обозначает согласный звук, а верхний – гласный. Т.к. мы условились в схемах гласные звуки обозначать красным цветом, то и верхние треугольники в схемах мы будем обозначать красным цветом.
Значит первый слог в слове «куры» в звуковой схеме мы обозначим так .
– Назовите второй слог в этом слове. (Второй слог [ры].)
– Из каких звуков он состоит? (Второй слог состоит из согласного звука [р] и гласного [ы].)
– Что можно сказать об этих звуках? (Звуки [р] и [ы] образуют слияние.)
В схеме появляется ещё один прямоугольник, разделённый диагональю. Звуковая схема слова «куры» стала выглядеть так: .
Учитель раздаёт детям карточки с изображением прямоугольников, обозначающих слогослияние.
Учащиеся на партах строят звуковые схемы слов, которые диктует учитель. Затем учащиеся проверяют составленные схемы друг у друга. После взаимопроверки учитель быстро выкладывает эти схемы на доске для окончательной проверки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий в период обучения грамоте
Упражнения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и ведущие к более осмысленному усвоению знаний о слове, способе слогоделения...
Открытый урок обучения грамоте "Звуки [з], [з]. Буква З (с применением здоровьесберегающих принципов В.Ф. Базарного)."
Конспект урока...
«Применение игровых технологий в период обучения грамоте. Упражнения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и ведущие к более осмысленному усвоению знаний»
Данную презентацию я представляла на Фестивале педагогического мастерства "Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования" Пятой городской Выставки-ярмарки инноваци...
Выступление на ОМО учителей начальных классов. "Формирование положительной мотивации на уроках обучения грамоте через применение дидактических игр"
Выстепление на ОМО....
Применение игр и упражнений логопедической направленности на уроках обучения грамоте.
В статье представлены ряд упражнений и игр логопедической направленности.Работа по формированию фонематического, восприятия, проводимая в период обучения грамоте помогает снизить количество логопедиче...
Мастер-класс "Применение Лего-конструирования на уроках обучения грамоте в 1 классе"
Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе применения Лего-конструктора на уроках обучения грамоте первоклассников....
Технологическая карта урока обучения грамоте с применением цифровых ресурсов
Закрепление и обобщение знаний. - Создание позитивного, праздничного настроя у учащихся- Повторение сведений об изученных звуках и буквах;- Систематизирование знаний по теме «Слово», ...