Теория решения изобретательских задач на уроках русского языка в начальной школе.
статья по русскому языку (3 класс) на тему
Теория решения изобретательских задач на уроках русского языка в начальной школе.
Бутина Светлана Борисовна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ№118 СПб
Основателем теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) является Генрих Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что решение изобретательских задач строится на системе логических операций. ТРИЗ — одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность обучения детей начальных классов на уроках русского языка.
Начиная использовать элементы ТРИЗ-технологии,передо мной стояли следующие цели:
1).Развить интерес к предмету «Русский язык».
2).Развивать познавательную и творческую активность учащихся.Уроки с использованием ТРИЗ показали,что дети активнее работают,развивают творческое мышление,внимание и память.ТРИЗ-технология помогает избежать однообразия на уроках,вносить новые формы деятельности и повышает эффективность обучения учащихся.
3).Повысить уровень грамотности учащихся.Подготовиться к освоению более трудных предметов в средней школе.
Использование ТРИЗ-технологии на уроках русского языка позволяет решать следующие педагогические задачи:
1).Воспитательные:
-формирования у детей правильного отношения к окружающему миру,основ анализа деятельности;
-развития у детей самостоятельности,уверенности в своих силах,ощущения,что они могут справиться с любой задачей.
2).Образовательные:
-повышение уровня общей образованности учащихся;
-формирование положительного отношения к учебному процессу;
-умение анализировать и решать изобретательские и практические задачи.
3).Развивающие:
-развитие памяти,внимания,логики и интеллекта в целом;
-развитие творческих способностей;
-развития пространственного мышления;
-развитие речи;
-умение анализировать,синтезировать,комбинировать;
-развитие творческого воображения.
На сегодняшний день я использую в своей педагогической деятельности следующее приёмы ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ:
(1).Модель «Элемент-имя признака-значение признака» используется для конструирования лексического значения знакомых слов.
Пример задания №1:
Дать определения понятиям школа,парта,учебник.Для этого учащимся предлагалось ответить на вопросы:
а)К какому классу предметов относится?
б)Из какого материала «предмет» сделан?
в)Для чего служит?
Учащиеся записали: «Школа-это здание из кирпича,дерева,бетона,место,где учатся», «парта-предмет мебели,сделан из дерева,за ней сидят в школе», «учебник-это книга,по которой учатся в школе».
Полученные характеристики предметов сравнивались с лексическим значением слова в толковом словаре. Так же мы выполняли обратные задания, где предлагалось лексическое значение слова,составленное по этим же вопросам,а детям необходимо было отгадать слово.
Пример задания №2:
Школьная принадлежность,сделанная из дерева,используется для черчения или рисования. Что это?Это карандаш.
Модель «Элемент-имя признака-значение признака» ещё может быть использована на уроках раздела «Лексика» для формирования представления о многозначных словах.Модель помогает выйти на осознание того,что у многозначных слов имеется нечто общее существенное во всех значениях.
Пример задания №3:
Корень дерева,зуба,слова-это то,что является главным,основным,без чего они не могут существовать;значения слова образованы по сходству.Такой вид работы позволяет осознать понятие «лексическое значение слова»,развивает внимание,наблюдательность и логическое мышление учащихся. (2). «Да-нетка»-метод поиска посредством задавания вопросов,на которые можно отвечать «да-нет».
Пример задания №4:
Можно проводить в виде игры в парах.Один из игроков загадал какую-то часть речи,а другой должен отгадать,используя (примерные) вопросы:
1).Это служебная часть речи? Нет.
2).Это самостоятельная часть речи? Да.
3).Обозначает предмет? Нет.
4).Действие предмета? Да.
5).Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Да.
Это глагол!
(3).Модель «Морфологическая копилка»-служит для сбора и анализа информации по заданным признакам,выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления.Копилка универсальна,может быть использована на различных предметах.На уроках русского языка:
1).Сбор частей слова для конструирования новых слов.
Пример задания №5.
Используя приставки за-,по-,пере-,вы-,образуйте новые слова с корнями -ход- и -нёс-.Получаем новые слова и осуждаем значение приставок.
Пример задания №6.
Используя суффиксы -ик или -к,образуйте новые слова от данных слов:дом,сад,берёза,ягода,кот.Получаем новые слова,анализируем словообразовательную функцию суффиксов.
2).Сбор лексических значений многозначных слов.
3).Составление синонимических и антонимических рядов.
Пример задания №7.
Подобрать синонимы к словам,которые относятся к разным частям речи.
Имя существительное:сказка-предание,легенда,миф,вымысел.
Имя прилагательное:умный-понятливый,рассудительный,смышлёный, толковый,мудрый,смекалистый.
Глагол:учиться-осваивать,проходить,научиться,постигать.
4).Копилка родственных слов.
5).Копилка слов на определённое правило или орфограмму.
Пример задания №8.
Даны слова:пироги,газеты,яблоки,задача,враг,озеро,молоко,часы, шоколад,ножницы.На какие группы можно их разделить?
1).Словарные(яблоко,пирог,молоко,шоколад,газета) и несловарные слова.
2).Слова в единственном и во множественном числе.
Попроуем каждое слово поставить в единственное и во множественное число.Что заметили?
Не все слова можно поставить в форму единственного или множественного числа.Таким образом,получаем копилку «Число имён существительных».
Единственное число Множественное число
молоко ножницы
шоколад часы
мёд сливки
доброта брюки
Копилку дети дополняют своими примерами.
(4). «Системный лифт»-для рассмотрения частей изучаемого объекта,как части другого более крупного объекта.
(5).Модель «Создай паспорт»-для систематизации,обобщения полученных значений,для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления,создания краткой характеристики изучаемого понятия,сравнения его с другими сходными понятиями.Этот приём я использую для изучения частей речи,членов предложения.
ТРИЗ-технология очень многогранна.Даже работа с первоклассниками показала,что обучать основам ТРИЗ детей этого возраста можно.Особенно эффективным оказалось преподавание для «слабых» детей.Без особого труда дети могу выполнять задания,где требуется выбрать и записать номер верного ответа,соединить стрелками.Они быстро усваивают приёмы,а позже,воодушевлённые успехом,осваивают более сложные задания.
На уроках с использованием ТРИЗ знания,умения,навыки не транслируются от учителя к ученику,а формируются в результате самостоятельной работы с информацией,что способствует развитию творческой личности.
Используемая литература:
1.Развивающие задания:тесты,игры,упражнения:1 класс/сост.Е.В.Языканова.-6-е изд.,стереотип.-М.:Издательство «Экзамен»,2012.
2.Развивающие задания:тесты,игры,упражнения:2 класс/сост.Е.В.Языканова.-7-е изд.,перераб и доп.-М.:Издательство «Экзамен»,2013.
3.Развивающие задания:тесты,игры,упражнения:3 класс/сост.Е.В.Языканова.-5-е изд.,перераб и доп.-М.:Издательство «Экзамен»,2012.
4.Белицкая Н.Г.,Орг А.О. Школьные олимпиады.Начальная школа.2-4 классы.М.,2012
5.Мастер-класс «Использование приёмов ТРИЗ и развитие творческих способностей в начальной школе»,учителя нач.классов МОУ СОШ №3,
Н.Б.Климутко,Т.В.Пряхина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_trizna_urokah_russkogo_yazykastatya.odt | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Теория решения изобретательских задач на уроках русского языка в начальной школе.
Бутина Светлана Борисовна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ№118 СПб
Основателем теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) является Генрих Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что решение изобретательских задач строится на системе логических операций. ТРИЗ — одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность обучения детей начальных классов на уроках русского языка.
Начиная использовать элементы ТРИЗ-технологии,передо мной стояли следующие цели:
1).Развить интерес к предмету «Русский язык».
2).Развивать познавательную и творческую активность учащихся.Уроки с использованием ТРИЗ показали,что дети активнее работают,развивают творческое мышление,внимание и память.ТРИЗ-технология помогает избежать однообразия на уроках,вносить новые формы деятельности и повышает эффективность обучения учащихся.
3).Повысить уровень грамотности учащихся.Подготовиться к освоению более трудных предметов в средней школе.
Использование ТРИЗ-технологии на уроках русского языка позволяет решать следующие педагогические задачи:
1).Воспитательные:
-формирования у детей правильного отношения к окружающему миру,основ анализа деятельности;
-развития у детей самостоятельности,уверенности в своих силах,ощущения,что они могут справиться с любой задачей.
2).Образовательные:
-повышение уровня общей образованности учащихся;
-формирование положительного отношения к учебному процессу;
-умение анализировать и решать изобретательские и практические задачи.
3).Развивающие:
-развитие памяти,внимания,логики и интеллекта в целом;
-развитие творческих способностей;
-развития пространственного мышления;
-развитие речи;
-умение анализировать,синтезировать,комбинировать;
-развитие творческого воображения.
На сегодняшний день я использую в своей педагогической деятельности следующее приёмы ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ:
(1).Модель «Элемент-имя признака-значение признака» используется для конструирования лексического значения знакомых слов.
Пример задания №1:
Дать определения понятиям школа,парта,учебник.Для этого учащимся предлагалось ответить на вопросы:
а)К какому классу предметов относится?
б)Из какого материала «предмет» сделан?
в)Для чего служит?
Учащиеся записали: «Школа-это здание из кирпича,дерева,бетона,место,где учатся», «парта-предмет мебели,сделан из дерева,за ней сидят в школе», «учебник-это книга,по которой учатся в школе».
Полученные характеристики предметов сравнивались с лексическим значением слова в толковом словаре. Так же мы выполняли обратные задания, где предлагалось лексическое значение слова,составленное по этим же вопросам,а детям необходимо было отгадать слово.
Пример задания №2:
Школьная принадлежность,сделанная из дерева,используется для черчения или рисования. Что это?Это карандаш.
Модель «Элемент-имя признака-значение признака» ещё может быть использована на уроках раздела «Лексика» для формирования представления о многозначных словах.Модель помогает выйти на осознание того,что у многозначных слов имеется нечто общее существенное во всех значениях.
Пример задания №3:
Корень дерева,зуба,слова-это то,что является главным,основным,без чего они не могут существовать;значения слова образованы по сходству.Такой вид работы позволяет осознать понятие «лексическое значение слова»,развивает внимание,наблюдательность и логическое мышление учащихся. (2). «Да-нетка»-метод поиска посредством задавания вопросов,на которые можно отвечать «да-нет».
Пример задания №4:
Можно проводить в виде игры в парах.Один из игроков загадал какую-то часть речи,а другой должен отгадать,используя (примерные) вопросы:
1).Это служебная часть речи? Нет.
2).Это самостоятельная часть речи? Да.
3).Обозначает предмет? Нет.
4).Действие предмета? Да.
5).Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Да.
Это глагол!
(3).Модель «Морфологическая копилка»-служит для сбора и анализа информации по заданным признакам,выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления.Копилка универсальна,может быть использована на различных предметах.На уроках русского языка:
1).Сбор частей слова для конструирования новых слов.
Пример задания №5.
Используя приставки за-,по-,пере-,вы-,образуйте новые слова с корнями -ход- и -нёс-.Получаем новые слова и осуждаем значение приставок.
Пример задания №6.
Используя суффиксы -ик или -к,образуйте новые слова от данных слов:дом,сад,берёза,ягода,кот.Получаем новые слова,анализируем словообразовательную функцию суффиксов.
2).Сбор лексических значений многозначных слов.
3).Составление синонимических и антонимических рядов.
Пример задания №7.
Подобрать синонимы к словам,которые относятся к разным частям речи.
Имя существительное:сказка-предание,легенда,миф,вымысел.
Имя прилагательное:умный-понятливый,рассудительный,смышлёный, толковый,мудрый,смекалистый.
Глагол:учиться-осваивать,проходить,научиться,постигать.
4).Копилка родственных слов.
5).Копилка слов на определённое правило или орфограмму.
Пример задания №8.
Даны слова:пироги,газеты,яблоки,задача,враг,озеро,молоко,часы, шоколад,ножницы.На какие группы можно их разделить?
1).Словарные(яблоко,пирог,молоко,шоколад,газета) и несловарные слова.
2).Слова в единственном и во множественном числе.
Попроуем каждое слово поставить в единственное и во множественное число.Что заметили?
Не все слова можно поставить в форму единственного или множественного числа.Таким образом,получаем копилку «Число имён существительных».
Единственное число Множественное число
молоко ножницы
шоколад часы
мёд сливки
доброта брюки
Копилку дети дополняют своими примерами.
(4). «Системный лифт»-для рассмотрения частей изучаемого объекта,как части другого более крупного объекта.
(5).Модель «Создай паспорт»-для систематизации,обобщения полученных значений,для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления,создания краткой характеристики изучаемого понятия,сравнения его с другими сходными понятиями.Этот приём я использую для изучения частей речи,членов предложения.
ТРИЗ-технология очень многогранна.Даже работа с первоклассниками показала,что обучать основам ТРИЗ детей этого возраста можно.Особенно эффективным оказалось преподавание для «слабых» детей.Без особого труда дети могу выполнять задания,где требуется выбрать и записать номер верного ответа,соединить стрелками.Они быстро усваивают приёмы,а позже,воодушевлённые успехом,осваивают более сложные задания.
На уроках с использованием ТРИЗ знания,умения,навыки не транслируются от учителя к ученику,а формируются в результате самостоятельной работы с информацией,что способствует развитию творческой личности.
Используемая литература:
1.Развивающие задания:тесты,игры,упражнения:1 класс/сост.Е.В.Языканова.-6-е изд.,стереотип.-М.:Издательство «Экзамен»,2012.
2.Развивающие задания:тесты,игры,упражнения:2 класс/сост.Е.В.Языканова.-7-е изд.,перераб и доп.-М.:Издательство «Экзамен»,2013.
3.Развивающие задания:тесты,игры,упражнения:3 класс/сост.Е.В.Языканова.-5-е изд.,перераб и доп.-М.:Издательство «Экзамен»,2012.
4.Белицкая Н.Г.,Орг А.О. Школьные олимпиады.Начальная школа.2-4 классы.М.,2012
5.Мастер-класс «Использование приёмов ТРИЗ и развитие творческих способностей в начальной школе»,учителя нач.классов МОУ СОШ №3,
Н.Б.Климутко,Т.В.Пряхина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение проектной задачи на уроке русского языка по теме «Написание корня». 2 класс.
Решение проектной задачи на уроке русского языка по теме «Написание корня».2 класс....
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА. Тема опыта. «Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения»
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА.Тема опыта.«Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения»...
«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»
Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...
"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы
"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...
Применение теории решения изобретательских задач на уроках окружающего мира в начальной школе.
В статье представлены примеры использования ТРИЗ на уроках окружающего мира в начальной школе....
Теория решений изобретательских задач на уроках в начальной школе
ТРИЗ- универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребёнку решать творческие и социальные за...
Использование лингвистических задач на уроках русского языка в начальной школе»
В педагогической практике мы часто сталкиваемся с необходимостью облегчить усвоение языкового материала учащимися; «освежить» подачу учебного материала, привнести в урок элементы занимател...