Использование лингвистических задач на уроках русского языка в начальной школе»
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

В педагогической практике мы часто сталкиваемся с необходимостью облегчить усвоение языкового материала учащимися; «освежить» подачу учебного материала, привнести в урок элементы занимательности; активизировать мышление ребят; стимулировать развитие их познавательных и творческих способностей. Для этих целей и могут быть использованы разного рода лингвистические задачи. Кроме того, интерес к ним обусловлен и тем, что во многих образовательных учреждениях сильны традиции проведения и участия школьников в различных языковых олимпиадах, конкурсах, фестивалях.

Лингвистическая задача – это информационная система, где элементами являются предмет (языковой факт), условие (проблема, воплощенная в языковом факте) и требование разрешить лингвистическую проблему путем преобразования информационной системы в два или более действий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГАУ ДПО РБ «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по программе «Особенности методики обучения русскому языку в свете новых целей начального образования и требований ФГОС»

Тема: «Использование лингвистических задач на уроках русского языка в начальной школе»

       

         Выполнила:

Октябрьская Надежда Кимовна

учитель начальных классов

МБОУ «Белозерская СОШ», Джидинский р-н, РБ

                                                              Проверил:

д.п.н., профессор С.Ц. Содномов.

                                                                                                 Работа оценена на «_________»

г. Улан-Удэ

2020

                                         

     СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………………………. 3

1. Виды лингвистических задач  …………………………………………………………... 4

2. Отличие задачи от упражнений           ……………………………………………………. 5

3. Примеры лингвистических задач                         ……………………………………….6

4 Заключение……………………………………………………………………………………8            

5.   Копилка лингвистических задач                  ……………………………...       …….. 9-10

5.Список использованной литературы                      ………………………………………11

                     

   

                                                      Введение

Вероятно, у большинства понятие «задача» соотносится прежде всего с точными науками: математикой, физикой. Однако еще в начале 20 века русский лингвист И. А. Бодуэн де Куртенэ применил это понятие в языкознании. В 1912 году ученый выразил протест к механистическому подходу в обучении. Такой подход, по его мнению, основывается лишь на заучивании различных частностей и пересказе собственными словами содержания прочитанных книг и учебников. Альтернативой такому обучению Бодуэн ле Куртэне представил собственный «Сборник задач по «введению в языкознание». Задачи, придуманные лингвистом, содержали в себе научную проблему, до решения которой читатель должен дойти самостоятельно. Серьезным изучением и составлением лингвистических задач занимался А.А. Зализняк в 1960-е годы. Среди учителей-словесников популярны работы А. Н. Журинского и Б. Ю. Нормана.

В педагогической практике мы часто сталкиваемся с необходимостью облегчить усвоение языкового материала учащимися; «освежить» подачу учебного материала, привнести в урок элементы занимательности; активизировать мышление ребят; стимулировать развитие их познавательных и творческих способностей. Для этих целей и могут быть использованы разного рода лингвистические задачи. Кроме того, интерес к ним обусловлен и тем, что во многих образовательных учреждениях сильны традиции проведения и участия школьников в различных языковых олимпиадах, конкурсах, фестивалях. 

Лингвистическая задача – это информационная система, где элементами являются предмет (языковой факт), условие (проблема, воплощенная в языковом факте) и требование разрешить лингвистическую проблему путем преобразования информационной системы в два или более действий.

                                       Виды лингвистических задач

Лингвистическая задача может быть использована на любом этапе урока, на уроках любого вида. Принято выделять следующие виды лингвистических задач:

  1. На этапе изучения нового материала:
  • Задачи-размышления: важен не конечный вывод, а процесс творческой деятельности с языковым материалом.
  • Задачи-практикумы: требуют практического творческого выполнения указаний с последующим выводом по языковому факту или явлению.
  • Задачи-прогнозы: направлены на умение выстраивать причинно-следственные связи.

  • Задачи-аналогии: требуют переноса языковых знаний в новую ситуацию.
  • Задачи-соотношения: ориентированы на выполнение заданий на сопоставление, классификацию и т.д. языкового материала.

2. На этапе закрепления и систематизации знаний:

  • Задачи-противоречия : сталкиваются новые знания по русскому языку со старыми.
  • Задачи-альтернативы: требуют аргументированного выбора.

3. На этапе закрепления и повторения:

  • Задачи с несформулированным вопросом: нужно поставить вопрос, опираясь на языковые данные условия, и решить получившуюся задачу.
  • Задачи с меняющимся содержанием: необходимо выстраивать рассуждения о языковом явлении с учетом изменяющихся условий.
  • Задачи на доказательство: требуют четкого понимания данного и искомого, умения подобрать аргументы и построить обратные рассуждения.
  • Задачи-дискуссии: ориентированы на самостоятельную выработку решения на основе нескольких возможных точек зрения.

                                  Отличие задачи от упражнений

В термине лингвистическая задача существенны оба составляющие его слова. Это задача, потому что, в отличие от разного рода упражнений и заданий, ответ не лежит на поверхности, а достигается в результате определённых логических операций. Лингвистическая - значит связанная с языковыми явлениями. . Отличие задачи от упражнений и её методическое преимущество можно сформулировать следующим образом:

  1. В основе лингвистической задачи - проблемная ситуация, разрешение которой требует использования ряда логических операций;
  2. Ответ не лежит на поверхности, задача требует решения, нахождения истины;
  3. Решение представляет пошаговое выполнение нескольких действий (рассуждение, анализ, сравнение, выбор признаков…);
  4. Нестандартность формулировки привлекает внимание, активизирует мышление и стимулирует творческие способности;
  5. лингвистическая задача содержит внутренний смысл, сопряженный с опытом решающего, представлениями о мире;
  6. лингвистическая задача позволяет самостоятельно делать выводы по изучаемому языковому факту или явлению; формулировать новую лингвистическую тему; применять знания и умения из других предметных областей.

Примерная структура лингвистической задачи

  • 1.Условие задачи (в котором обрисовывается ситуация, описываются данные, содержится указание на неизвестное)
  • 2. Примеры или задания репродуктивного характера.
  • 3. Указание-подсказка.
  • 4.Проблемный вопрос задачи или проблемное задание (которые направлены на исследование данных языковых фактов)

                         Примеры лингвистических задач

Пример лингвистической задачи на этапе изучения нового материала

  • 1. «Как объяснить правописание окончаний в следующих словах: в деревне, на акации, в окончании, о Марье, о Марии, в журнале, на конференции, об отчете ( проблемный вопрос )
  • 2.Определите, к какому склонению относятся существительные и в каком падеже они употреблены ( репродуктивный вопрос )
  • 3. Исследуйте предложенные слова: как влияет основа слова на правописание окончаний существительных в рассмотренном падеже ( указание-подсказка )
  • 4.Опираясь на результаты исследования, сформулируйте, как объяснить правописание окончаний в предложенных словах ( проблемное задание, обязательно дублирующее по содержанию проблемный вопрос в начале задачи )

Типы задач на этапе закрепления и систематизации знаний

  • Задачи-противоречия : сталкиваются новые знания по русскому языку со старыми
  • Задачи-альтернативы: требуют аргументированного выбора

Пример лингвистической задачи на этапе закрепления и систематизации знаний

«Какие формы имени существительного подойдут под предложенные схемы: _________ [е], ________ [и]. Докажите свою точку зрения»

Типы задач на этапе закрепления и повторения

  • Задачи с несформулированным вопросом : нужно поставить вопрос, опираясь на языковые данные условия, и решить получившуюся задачу.
  • Задачи с меняющимся содержанием : необходимо выстраивать рассуждения о языковом явлении с учетом изменяющихся условий.
  • Задачи на доказательство : требуют четкого понимания данного и искомого, умения подобрать аргументы и построить обратные рассуждения.
  • Задачи-дискуссии: ориентированы на самостоятельную выработку решения на основе нескольких возможных точек зрения

Пример лингвистической задачи на этапе закрепления и повторения

«Сформулируйте правило правописания окончаний для слов первого столбика и для слов второго столбика:

1 столбик 2 столбик

с сирени о львёнке

к луковице без плети

в театре на акации

для деревни в гербарии

на тополе на черёмухе

в берете по фамилии

на кровати для имени

Объясните правописание окончаний для слов каждого столбика в отдельности» (во втором столбике добавлены слова 1 и 2 склонения, оканчивающиеся в начальной форме на –ий, -ия, -ие, и слова на -мя)

                                   

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы: Лингвистическая задача воплощает принцип проблемного обучения, моделируя в упрощенных условиях многие элементы творческой деятельности школьника;

является эффективным средством развития навыков лингвистического анализа, логического мышления.

Многие дети с энтузиазмом принимают такую форму работы. Ведь знания, полученные в результате пусть совсем маленького, но собственного исследования, как правило, усваиваются значительно лучше, чем преподнесенные в готовом виде учителем.

                           Чему учат лингвистические задачи

  • «открывать» законы и правила русского языка;
  • самостоятельно делать выводы по изучаемому языковому факту или явлению;
  • самостоятельно формулировать новую лингвистическую тему;
  • применять знания и умения из других предметов

Копилка лингвистических задач

Прилагательное безмозглый и промозглый - одного корня?

Ответ. Слово безмозглый значит « глупый, забывчивый», букв. «без мозга». А промозглый восходит к старому русскому слову мзга со значением «непогода, гниль, мокрота, трухлявость» ( словарь Даля). Получается, что и в безмозглый , и в промозглый – корень мозг , только это разные (омонимичные) корни.

Кто такой кесарь в пословице Богу – богово, а кесарю – кесарево ?

Ответ. Кесарь – от лат.caesar - военачальник, полководец, император. Ближайший родственник этого слова – цезарь . Общий смысл пословицы : «каждому воздаётся по его заслугам и по положению в обществе».

Найдите главные члены предложения в следующей фразе: У него этого добра - выше крыши.

Ответ. Согласно определениям традиционной грамматики, в предложении нет подлежащего, а сказуемое выражено устойчивым сочетанием выше крыши.

Как можно понять ( с учётом правил русской графики и орфографии) фрагмент письменного текста все поем ? Укажите все возможные варианты.

Ответ. С учётом того , что буква е в большинстве случаев «представляет» и букву ё, у данного фрагмента текста будет четыре возможные прочтения: 1)(Мы) всё поём; 2) (Мы)

  1. Загадки – шутки
  1. Как крыса может стать быстроногим конем?
  2. На какую букву надо поставить государство, чтобы получился цветок?
  3. Как записать слово глаз тремя буквами?
  4. Из названий каких двух букв можно сложить эпоху?
  5. Какое слово состоит из трех одинаковых букв?
  6. Из какой буквы надо выкинуть А, чтобы получилось название жилища?
  7. Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного?
  8. В каких словах есть по три одинаковые гласные буквы, стоящие рядом?
  9. Какую фразу можно найти в алфавите?

10)Как мышеловку записать пятью буквами?

11)В названии какой птицы нужно поменять перую букву, чтобы получился доктор?

12)Какие две ноты растут в огороде?

        Морфология

1.ФразаМать любит дочь обыкновенно понимается так: «(кто?) мать любит (кого?) дочь». Но в некоторых случаях (например, при особой интонации или в контексте не отца, а мать любит дочь) она может быть понята иначе: «(кого?) мать любит (кто?) дочь».

Задание. Придумайте пять таких фраз вида «подлежащее + сказуемое+дополнение», в которых тоже подлежащее может смешиваться с дополнением.

Решение. В искомых фразах и подлежащими и дополнениями должны быть такие существительные, у которых именительный падеж совпадает ( в данном числе) с винительным. Примеры таких совпадений для разных родов и чисел: лес, степь, море; леса, степи, моря. Кроме того, в каждой фразе подлежащее и дополнение должны стоять в одном и том же числе: в противном случае форма глагола однозначно укажет на то, где подлежащее (например, степь вытесняет леса). Например: Моря окружают материки. Море напоминает степь. Металл вытесняет дерево. Серебро заменяет золото. Поспешность увеличивает страх.

2.Одно из слов – дверь, горсть, тень, лошадь, постель, кровать – изменило в ходе истории свой род, однако некоторые следы того, что оно было ранее другого рода, в русском языке сохранились).

Задание. Найдите это слово. Обоснуйте свой ответ

Решение. Каждый из трех грамматических родов обладает определенной совокупностью свойств. Искомое слово можно обнаружить по значению, в склонении, в сочетании с прилагательным?

Ответ: уменьшительные существительные образуются от слов разных родов по-разному, при этом сохраняется род исходного слова, например: кулак – кулачок, ухо – ушко, нога – ножка, спираль – спиралька. Проверим наши слова: дверь – дверка, горсть – горстка, лошадь – лошадка и т.д., но тень – тенек ( а не тенька). Итак, искомое слово – тень.

Синтаксис.

1.Сколько разных фраз может получиться, если записать в разном порядке слова: я, вчера, пришел, домой, вечером?

Решение. Любое расположение данных слов дает новое предложение. Число всех предложений равно числу перестановок из пяти элементов. (120).

2.Будем составлять предложения из слов: он, не, посадил, старика, на, осла.

При этом каждое слово должно входить во всякое предложение ровно один раз; каждое слово может употребляться только в той форме, в какой оно приведено в условии; использовать другие слова или какие-либо знаки препинания запрещается.

Задание. Определите, сколько предложений можно составить из приведенных слов при соблюдении указанных требований. Объясните, как вы получили ответ.

Список литературы

  1. 1.Киселёва Н.А. «Лингвистические задачи и их классификация» , журнал «Языкознание» № 8, 2008 год
  2. Лернер И. Я. Концепция базового содержания. – М., 1991
  3. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1991..
  4. Махмутов М. И. Теория и практика проблемного бучений. – Казань, 1977.
  5. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в коле, – М., 2000.



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка "Склонение имени существительного". 3-й класс

Цель: Дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе.

Задачи:

  1. Научить различать склонение имен существительных и подбирать соответствующие имена существительные.
  2. Развивать логическое мышление на основе выполнения логических операций (анализ – синтез, сравнение, классификация), наблюдательность.
  3. Воспитывать познавательный интерес, умение общаться, сотрудничать.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами исследовательской работы.

Средства обучения: учебник, презентация.

Оборудование: таблица «Три склонения существительных», карточки со словами, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, учебник, тетрадь, , карточки с алгоритмом.

Формирование УУД:

Личностных УУД:

а) Самоопределения на этапе решения учебной проблемы (при определении цели работы, которую будут выполнять)
б) Смыслообразования на этапе постановки учебной задачи (при установке связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)

Регулятивных УУД:

а) Развитие целеполагания на этапе постановки учебной задачи (при соотнесении того, что уже известно, и каких знаний еще не хватает для решения учебной задачи)
б) Развитие планирования и осознания своего способа деятельности на этапе составления памятки (при составлении памятки)
в) Развитие самоконтроля на этапе овладения способом действия (при выполнении упражнения, сравнивая свой способ действия с памяткой)
г) Рефлексия на этапах постановки учебной задачи (при осознании того, что известно, и что ученик еще не знает), при подведении итогов (при рефлексивной оценке)

Познавательных УУД:

Общеучебных УД:

а) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить
б) Самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
в) Развитие знаково-символических действий на этапе открытия нового знания.

Логических УД:

Развитие логического мышления при обработке логических операций:

а) Анализа объектов с целью выделения признаков
б) Синтеза как составления целого из частей
в) Классификация объектов (при разделении слов на группы)
г) Выбор оснований и критериев сравнения
д) Построение логической цепи рассуждения при составлении памятки
е) Выдвижение гипотез и их обоснование
ж) Доказательство

Постановка и решение проблемы:

а) Формулирование проблемы на этапе постановки учебной задачи
б) Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на этапах открытия нового знания и включения нового знания в систему знаний.

Коммуникативных УУД:

а) Планирование учебного сотрудничества (определение цели, способов взаимодействия)
б) Постановка вопросов (сотрудничество  в поиске и сборе информации)
в) Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий
г) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

1. Орг момент. Мотивация

- Здравствуйте, ребята! Доброе утро вам, всем людям, солнышку, всем хорошего настроения!

На уроке наши глаза внимательно смотрят

- Уши внимательно слушают …

- Голова ясно и хорошо работает …

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Ребята, начать наш сегодняшний урок я хочу с пословицы. Прочитайте её про себя.

СЛАЙД     «Хорошо учиться всегда пригодится.»

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Чтобы хорошо учиться, нужны знания. Много знаний мы уже имеем за плечами. Достаточно ли их для движения вперёд? Да, нам нужны новые знания.

А каким будет на сегодняшний урок: уроком-повторением, закреплением, открытием нового, исследованием? Я очень надеюсь, что это вы позже скажете сами.
- Итак, начнём наш урок, как всегда, с минутки чистописания. Как вы думаете, какую букву мы будем сегодня писать и почему?

Букву Зз (знания, день рожденияу Зоригто)       Зи зз зы зу зи Зо За

2. Актуализация

- Прежде чем продолжить работу, мы должны повторить то, что мы уже знаем.

- Запишите словарные слова с буквой «з»  угадай слово СЛАЙД

  1. -Проводница, рельсы, поезда, расписание, пассажир (Вокзал)
  2. –Рабочий, машины, инженер, детали, чертежи. (Завод )

  1. Торт, танцы, угощение, музыка, фейерверк  (Праздник)-
  2. 4Витрина, касса, деньги, ассортимент, продавец  Магазин-
  3. Этот зверёк известен каждому человеку с детства, как слабый и трусливый зверёк, хотя, эти определения, он получил совсем незаслуженно. Считается, что он обладает достаточной силой и в случае реальной угрозы может защитить себя.( Заяц)
  4. Род листопадных деревьев Многие части используются в хозяйстве: древесинакора,  поверхностный слой коры  сок. Почки и листья применяют в медицине: (Берёза)
  5. Орган чувств , система знаков, средство общения. (Язык)

Проверьте по образцу

СЛАЙД

- Какой частью речи являются эти слова? (Существительные)

- Как вы это определили? (Все эти слова отвечают на вопросы кто? что? обозначают предметы)

- Что такое падеж?

- Как определить падеж существительного? (По вопросу и предлогу)

- У какого падежа не бывает предлогов? (У Именительного)

- Форма какого падежа является начальной? (Именительного)

- Каким членом предложения всегда является существительное в форме Именит. пад.? (подлежащее)

3. Создание проблемной ситуации

- Прочитайте предложение.

СЛАЙД      По улице, по площади гуляет вьюга белая.

- Определите  род и падеж выделенных слов.

(улица – ж.р., гуляет (по кому? чему?) по улице. Д.п.

площадь – ж.р., гуляет (по кому? чему?) по площади. Д.п.)

4. Формулирование проблемы

- Ребята, обратите внимание: у существительных «улица» и « площадь» одинаковый род, одинаковый падеж, одинаковые предлоги, а окончания - разные.

- Как вы думаете почему? (Ответы детей)

- Какой возникает вопрос?

(Почему у существительных разные окончания в одинаковых падежах?)

- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём исследование.

5. Открытие нового знания

- На прошлых уроках мы  изменяли существительные по команде вопросов. Положите перед собой листы с этой работой.

Начнём наше исследование с существительных верхнего ряда.

- Прочитайте первые два существительных. (Вода, земля)

- Определите род  этих существительных и окончание в И.п. (Почему в И.п.?)

- Итак, вода– ж. р. окончание – а, земля– ж.р. окончание – я.

(Учитель прикрепляет карточки  «женский род» и «-а», «-я»  к доске)

Сравните падежные окончания этих существительных.

ВЫВОД: у существительных женского рода с окончанием -а, -я в начальной форме  падежные окончания одинаковые.

- Прочитайте следующие два существительных. (Дима, дядя)

- Определите род этих существительных и окончание в И.п.

- Итак, «Дима» – м. р.,  окончание – а, «дядя» – м.р., окончание – я.

(Учитель прикрепляет карточки  «мужской род» и «-а», «-я» к доске)

Сравните падежные окончания этих существительных.

ВЫВОД: у существительных мужского рода с окончанием - а, -я  в начальной форме, падежные окончания одинаковые.

Сравниваем:  вода – Дима, земля – дядя

ВЫВОД: у существительных мужского и женского рода  на -а, я в нач. форме , падежные окончания одинаковые.

(Объединяем карточки в одну группу. Аналогично сравниваются остальные группы слов).

- Сколько получилось групп существительных с одинаковыми падежными окончаниями? (Три)

- Какие существительные вы отнесете в первую группу? (Существительные  женского и  мужского рода  с  окончаниями - а, -я).

- Во вторую? (Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е)

- В третью? (Существительные  женского рода с нулевым окончанием и мягким знаком на конце)

- Давайте сверим свой результат с правилом в учебнике, и  узнаем  научное  название этих групп. 

 - Итак, как называются группы существительных с одинаковыми падежными окончаниями. (Склонение)

(Прикрепляется к доске карточки с названием групп существительных: «1 склонение», «2 склонение», «3 склонение»).

- Сформулируйте тему нашего урока. («Склонение имён существительных»)

СЛАЙД        Тема: «Склонение имён существительных»

- Какова цель нашего урока? (Научиться определять склонение существительных)

- Итак, теперь вы сможете сказать, какой получился у нас урок? (урок открытия новых знаний, урок-исследование).

Молодцы, ребята!

По каким же  признакам  определяют  склонение существительного? (По роду и окончанию в И.п.)

Физминутка.

6. Проверка степени первичного восприятия. Составление алгоритма определения склонения имени существительного

- Вернёмся к предложению, с которого мы начали урок. Теперь вы можете объяснить, почему у слов улица и площадь  в одинаковых падежах разные окончания?
(Эти существительные относятся к разным склонениям: улица – 1 скл., площадь – 3 скл).

- Как вы определили склонение имени существительного?

- Давайте составим алгоритм. Что мы должны определить в первую очередь? (Определить род существительного).

(Учитель на доске  выставляет  части алгоритма).

- Дальше? (Выделим окончание).

- Что останется определить?  (По роду и окончанию определить склонение).

7. Первичное закрепление

Работа в группах.

А сейчас, пользуясь алгоритмом, распределим слова в три столбика по склонениям. (У каждой группы листок со списком слов)

СЛАЙД

Дочь, корзина, Петя, лето, ночь, пень.

Ответственные от каждой группы выходят к доске и обосновывают правильность распределения слов.

СЛАЙД (проверка)

  • 1 скл. Корзина, Петя.
  • 2 скл. Лето, пень
  • 3 скл. Ночь, дочь

Молодцы, ребята!

8. Закрепление

СЛАЙД

В печи стоит картошка
С топлёным молоком.

- Мне нужно определить склонение слова «в печи». Но существительных с окончанием -и нет ни в одном склонении.

- Что надо  сделать? (Поставить в начальную  форму)

- Итак, какой пункт мы не включили в алгоритм?  (Поставить существительное в начальную  форму)

(Учитель на доске выставляет недостающий пункт алгоритма).

- Как вы думаете, каким по счёту он должен стоять?

(На доске появляется последовательность пунктов алгоритма).

1. Поставить сущ.-ое в нач.форму.

2. Определить род сущ.-го.

3. Выделить окончание.

4. По роду и окончанию определить склонение

9. Самостоятельная  работа с самопроверкой по эталону

- А сейчас поработаем самостоятельно.

Карточки.

Спишите. В скобках укажи склонение существительных.

Ночь (__). Вокруг тишина (___).

Ручеёк (__) лишь журчит.

Своим блеском (__) луна (___).

Всё вокруг серебрит.

Проверка по образцу.

СЛАЙД

Ночь (3скл.). Вокруг тишина (1 скл.).

Ручеёк (2 скл.) лишь журчит.

Своим блеском (2 скл.) луна (1 скл.)

Всё вокруг серебрит.

10. Включение в систему знаний

- А сейчас и я, и вы увидим, как вы поняли новый материал, как вы умеете применять свои новые знания в работе.

Карточки

1. Подберите к словам антонимы и определите их склонение.

- Какие слова называются антонимами?  (Слова одинаковой части речи с противоположным значением)

Ночь - ____, лето - ____, радость - ______, добро - ____.

2. Подберите к словам синонимы и определите их склонение.

- Какие слова называют синонимами? 

Путь - _____,  зной - ______,  суша - ______, азбука - ________, собака - _______.

3. Подберите  однокоренное слово другого склонения.

Мышь - ______, ёлка -_______, отец - ________

4. Найдите лишнее слово в строке и подчеркните  его.

Бабушка, брат, мама.
Ночь, конь, боль.
Плащ, село, мышь.

11. Рефлексия учебной деятельности

- Подведём итоги нашего урока.

- Какова была тема нашего урока? (Склонение имён существительных)

- Какую задачу  мы ставили перед собой? (Научиться определять склонение существительных)

- Справились мы с задачей урока? (Да)

- Сможете ли вы применять знания с сегодняшнего урока в работе с другими упражнениями самостоятельно? (Да, но не все)

Ничего страшного, сегодня был только первый урок по этой теме. В процессе работы на других уроках мы лучше поймём и усвоим этот материал.
- Заполните листы самооценки, поставьте знак  +  или –.

(Ученики заполняют листы самооценки)

12. Домашнее задание

Выучить правило, составить и записать 3 предложения с существительными разных склонений.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: Склонение имен прилагательных

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цели урока:

  • Обеспечить в ходе урока усвоение алгоритма  определения склонения имен прилагательных;

. Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

- повысить уровень знаний детей по теме “Имя прилагательное”,

- научить школьников логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли,

- развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность,

- развивать интеллектуальные качества ребенка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображения, умение контролировать свой результат.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; умение вносить необходимые коррективы  в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.

Познавательные: осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; подбирать примеры с данной орфограммой формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра, находить неточности и корректировать их.

Методы:  проблемный метод, наглядный метод, диалоговый, работа в парах, группах

Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая

Оборудование

 Проектор, компьютер, карточки

                                                               Ход урока

I.Организационно-мотивационный этап

Тетрадь я правильно кладу,

Ручку правильно держу,

За осанкою слежу,

На отлично напишу.

-  Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обратите внимание на  орфограммы.

II Минута чистописания.Слайд

а) Массаж рук.

Вдруг в лесу раздался стук.

Это дятел долбит сук.

(Постучите в кулачки)

Он деревья не калечит,

Он их просто клювом лечит.

(Постукивание подушечками пальцев по ладони)

б) Тощий немощный Кощей

Тащит ящик овощей.

( Скороговорка проговаривается несколько раз уч-ся)

Работа в тетради.

Щ, щ, Щщ, Щ, щ, Щщ

в) Тест. Выберите правильный ответ. Индивидуальная работа.

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

 Слайд

1) Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет с) признак предмета в) действие предмета

2) На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой ? какая? какие?

3) Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) ая яя о) ое ее и) ый ий ой

5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным н) второстепенным

6) какие окончания имеют прилагательные мужского рода?

а) ая яя е) ый ий ой о) ое ее

7) с чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.

8) Укажите слово, от которого образовалось прилагательное “водный”.

а) проводка и) вода е) уводить

9) Прилагательное это:

о) часть слова и) член предложения е) часть речи.

- Какое ключевое слово получилось?

- Итак, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о склонении имён прилагательных)

III. Проблемная ситуация. Коллективная работа.

Открывается запись на доске.

Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый.

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.

Закружилась голова у зеленого листа.

Ветер нес его и нес, бросил только на мосту.

В тот же миг веселый пес шмыг – к зеленому листу.

Лапой – хвать зеленый лист, дескать, поиграем

“Не хочу” - парашютист, головой качает…

Ветер вмиг с листом зеленым над землей взметнулся снова,

Я пишу в саду под кленом, стих о том листе зеленом.

(дети выразительно читают стихотворение )

Учитель: Обратите внимание на выделенные слова. Что общего есть в этих словах?

Дети: Это прилагательные. Их объединяет общее значение, один род и одно число.

Учитель: А какие отличия и почему?

Дети: Отличия состоят в том, что прилагательные имеют разные окончания т. к. прилагательные употреблены в разных падежах.

Учитель: Ориентируясь на эти прилагательные, учитывая их отличия, сформулируйте тему нашего урока.

Дети: Прилагательные имеют разные окончания т.к. стоят в разных падежах, значит тема нашего урока “ Склонение имен прилагательных”

2.Учитель: Предлагаю просклонять прилагательные вместе с существительными.

Групповая работа .

1группа просклоняет прилагательное женского рода – вкусная вода

2группа просклоняет прилагательное мужского рода - вкусный сироп.

3группа просклоняет прилагательное среднего рода – вкусное яблоко.

(представитель от каждого ряда работает у доски).

Проверка.

 Итак, давайте составим памятку определения падежа у имен прилагательных.

Какие шаги мы должны сделать?

Дети:

1 шаг – найти существительное, связанное с именем прилагательным

2 шаг – определить падеж у имени существительного

3 шаг – по падежу существительного определить падеж прилагательного Слайд

Молодцы, вы хорошо поработали!

Физминутка Слайд

V. Поисково-творческий этап

Учащиеся работают по карточке Работу оценивает учитель.

 1 уровень

Спиши словосочетания. Определи падеж имён прилагательных, пользуясь памяткой.

Северный олень, старый лес, у могучего дуба, высокое дерево, зимнее солнце, птичий гам, у соседнего дома, в снежном наряде.

2 уровень

Спиши словосочетания, вставляя по смыслу  прилагательные. Определи падеж имени прилагательного.

(………..)ветка, (…………)пень,   у (………..) речки,   (………..)снег, у(……….)берега, на (………..) тополе, для (……….)брата, до (……..)города.

3 уровень.

К данным глаголам придумай и запиши словосочетания прилагательного с именем существительным. Определи падеж имен прилагательных.

Вывесить(что?)………….   ………….. .

Вскопать(что?)………….    ………….  .

Рассказать (что?)……….  …………… .

Спеть (что?)…………. ………………. .

Увидеть (что?)………..  ……………… .

Услышать(что?)……… …………….. .

Любить (что?)……….. ……………… .

VI. Аналитический этап

Учитель: Какую тему урока учили? Вспомните цели, которые мы ставили в начале урока. Смогли ли мы их достичь?

- Что нового узнали?

-Зачем нам нужен был этот урок?

Рефлексия

Учитель: Если тебе на уроке было интересно, ты доволен своей работой и понял тему урока, подними сигнальную карточку зеленого цвета. Если тебе было неинтересно, ты недоволен своей работой подними сигнальную карточку синего цвета.

Спасибо за урок.

Домашняя работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование опережающего метода на уроках русского языка в начальной школе

в данной статье я постаралась показать как можно постепенно ввести на уроке русского языка различные виды разборов, использовать таблицы, памятки...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье игры и игровые упражнения классифицируются  по школьным разделам языкознания...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка....

Развитие познавательного интереса учащихся через использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе

Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык....

Теория решения изобретательских задач на уроках русского языка в начальной школе.

Теория решения изобретательских задач на уроках русского языка в начальной школе. Бутина Светлана Борисовнаучитель начальных классовГБОУ СОШ№118 СПб Основателем теории решения изобретательск...

Лингвистические игры на уроках русского языка в начальной школе

В презентации показано, какие лингвистические игры можно использовать на уроках: анаграммы, метаграммы,филворды, шарады, кроссворды и другие....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»

Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...