Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: « Путешествие в страну заглавных букв»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Тема: « Путешествие в страну заглавных букв»
Цель урока:
- обобщить и закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,
- продолжать развивать практические навыки написания имен собственных с заглавной буквы,
- развивать свою речь, грамотно и красиво писать.
Задачи:
предметные
- углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
метапредметные
- развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений;
- учить контролировать действия в соответствии с поставленной задачей;
- побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения.
Тип урока: урок закрепления знаний
Оборудование: проектор, компьютер, карточки.
Форма урока: урок-путешествие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_puteshestvie_v_stranu_zaglavnyh_bukv.doc | 184.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка во 2 классе.
Тема: « Путешествие в страну заглавных букв»
ХОД УРОКА.
- Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Учитель: Доброе утро, ребята!
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
К нам пришло много гостей, давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки и больше на уроке не отвлекаемся на гостей. ( Дети поворачиваются).
А теперь, тихонько сядем
- Актуализация знаний.
Определение темы урока и целей.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. На уроке мы отправимся в путешествие в одну страну. А что это за страна вы узнаете, если соберём рассыпанные буквы на доске.
Учитель: Кто догадался, как называется эта страна?
Дети: Страна заглавных букв.
Учитель: Почему же мы с тобой
Пишем с буквы прописной:
Котик Васька и Пушок;
Пёсик Шарик и Дружок;
Дети – Поля и Антон;
Дядя Коля, дед Семён;
Города - Рязань, Ковров;
Александров и Ростов;
Реки – Волга и Ока?
Скажешь всем наверняка!
Учитель: Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке?
Дети: «Заглавная буква в именах собственных»
Учитель: Какие цели ставите перед собой?
Дети: Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися)
Учитель: Да, действительно, сегодня на уроке русского языка мы будем:
- закреплять знания о правописании заглавной буквы в именах собственных;
- развивать свою речь, грамотно и красиво писать.;
- продолжать развивать практические навыки написания имен собственных с заглавной буквы,
Учитель: Ребята, каждый путешественник ведет дневник наблюдений, куда записывает все важные события, которые происходят во время путешествия. У каждого из вас, свой дневник наблюдений – это ваша тетрадь, откройте ее и запишите дату нашего путешествия, а так же слова "Классная работа".
Я тетрадочку открою и как надо положу
Я друзья мои не скрою ручку я, вот так держу.
Сяду прямо не согнусь, за работу я примусь.
Не забудьте - писать надо красиво, аккуратно и разборчиво.
Минутка чистописания.
Учитель: Поедем мы на поезде, а чтобы получить билет и занять свои места, нам необходимо выполнить одно задание. Посмотрите на экран. Найдите одинаковый звук в этих словах:
Галина, Григорий, город, гриб, гроза, газета.
Дети: Звук [г]
Учитель: Дайте характеристику этому звуку?
Дети: Согласный, твердый, звонкий, парный.
Учитель: Какой буквой этот звук обозначается на письме?
Дети: Буквой «гэ»
Учитель: Давайте, разомнем наши пальчики.
ФИЗМИНУТКА
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать. (Сжимать и разжимать кулачки)
Учитель: Напишите красиво и правильно заглавную букву Г столько раз, сколько хлопну в ладоши (4 раза), пропишите рядом строчную букву «гэ» столько же раз.
Молодцы! С заданием справились.
Все по местам, Скорее в путь, мои друзья.
Повторение изученного.
Учитель: А вот и первая остановка.
Посмотрите, перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес. На деревьях здесь растут необычные «плоды». Что это?
Дети: это слова.
Учитель: По какому признаку можем объединить эти слова? Или (К какой части речи относятся эти слова?)
Дети: К имени существительному.
Учитель: Докажите?
Дети: Все слова обозначают предмет и отвечают на вопрос: КТО? И ЧТО?
Учитель: На какие 2 группы можно разделить данные слова?
Дети: одушевленные и неодушевленные.
Учитель: Как вы думаете, почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?
Дети: есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.
Учитель: Какие слова относят к именам собственным?
Дети: К именам собственным относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.
Учитель: Как нужно писать имена собственные?
Дети: с заглавной буквы.
Учитель: А сейчас я проверю какие вы внимательные
«Нарицательное топай, ну а собственное хлопай!» .
Собака, Дружок, корова, Буренка, село, река, Свирь, Иванов, Олег, фамилия, зяц, медведь, город, Подпорожье.
- Молодцы, тихонько сели.
Словарная работа. Картинный диктант.
Учитель: Продолжаем наше путешествие.
Станция «Грамотейкино».
Учитель: Отгадайте загадки, запишите словарные слова в дневнике наблюдений в столбик. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)
- Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает.
Эта птица - круглый год,
Во дворе у нас живет.
И чирикает она,
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей) - Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.) - Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока) - У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц.)
Слова: воробей, медведь, сорока, заяц.
- Подчеркните опасные места и поставьте ударение. (Самопроверка по образцу)
Работа по теме урока. Упражнения в написании заглавной буквы в фамилиях людей.
Учитель: Образуйте от этих словарных слов фамилии и запишите их в свой дневник наблюдений. (Один ученик работает «за доской».)
Воробьёв, Медведев, Сорокин, Зайцев. (Самопроверка)
Учитель: Как записали фамилии?
Дети: с заглавной буквы.
Учитель: Подчеркните заглавную букву в словах.
Фамилии на Руси появились сравнительно недавно.
И об этом нам расскажет……..
Слово «фамилия» на латинском языке означает «семья». Фамилия даётся человеку и переходит от родителей к детям. Нередко фамилии давали по месту, где жил человек.
Например: Рязанов, Донской, Болотин.
Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например: Столяров, Плотников.
Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Носов.
С красной строки запишите каждый свою фамилию. Подчеркните заглавную букву.
Запомните, что фамилии пишутся с большой буквы.
Упражнения в написании заглавной буквы в именах людей.
Учитель: Ребята, а вот и вторая остановка.
Наш паровозик приехал на сказочную полянку. Пассажиры любовались порхающими бабочками и, конечно же, ромашковым ковром. Но вот беда, два пассажира забыли, как их зовут и не могут сесть в поезд.
Учитель: Давайте поможем им вспомнить свои имена, но для этого заглянем в далекое прошлое.
Выступление учащегося об имени.
Имя – отличительное название, которое дается человеку при рождении. Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя что-то обозначает.
Например: Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям.
Учитель: У каждого из вас есть ИМЯ. А вот, что значат ваши имена, вы узнаете, выполнив задание по карточке. Возьмите карточку№1, найдите свое имя, прочитайте, что оно обозначает.
- Запишите свое имя в дневник наблюдений, рядом с вашей фамилией.
- Как записали свое имя?
Дети: с заглавной буквы.
Ольга (скандинавс.) — «святая» | Алина (фр.-герм) - благодарная |
Данил (др. евр.) – «бог – мой судья» | Андрей (греч.) — «мужественный» «храбрый» |
Егор (греч.) – «земледелец» | Дмитрий «принадлежащий Деметре, богине земледелия» |
Виталий (лат.) – «жизненный» | Виктория (лат.) - победа |
Владислав - “владеющий славой” | Милена (слав.) - «милая» |
Максим (лат.) - превеликий | Артем(греческое) - «безупречное здоровье» |
Милана (итальян.) - «модница» | Анна - «Божья милость, благодать» |
Никита (греч.) – победитель | Руслан (тат.) – лев |
Кирилл (др.гр.) – «господин» «владыка» | Мария (др.евр.) – любимая, упрямая |
Александр (греч.) – мужественный защитник | Юлия (лат.) – кудрявая, пушистая |
Елена (древнегреч.) – солнечная, светлая, сияющая | Светлана – светлая. |
Учитель: Давайте, узнаем имена наших потерявшихся пассажиров, если известно, что имя нашего пассажира имеет значение «победитель», а имя его сестры означает «светлая»
(Дети находят в карточках имена)
Дети: Никита и Светлана.
Учитель: Как напишите имена людей?
Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы.
Физкультминутка. Проводят дежурные.
Упражнения в написании заглавной буквы в отчествах людей.
Учитель: Вот мы и подъехали к сказочной школе. Незнайка решил написать имя своего учителя. Вот что у него вышло.
Учитель: Ребята, как вы думаете, все ли верно записал Незнайка? А как следует обращаться к взрослым?
Дети: По имени и отчеству.
Учитель: Откуда же появились отчества? Об этом нам расскажет………..
Слово «отчество» означает имя по «отцу». Человек получает отчество от отца. Давным-давно так говорили: Дарья, Александрова дочь или Максим, Русланов сын. Так и появились отчества. Отчество всегда даётся по полному имени.
Учитель: Давайте узнаем, а какое отчество у наших героев Никиты и Светы, если их папу зовут Юра?
Поработаем в парах. Выполните задание по карточке № 2
Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика. |
Виктор Игоревич Василий Алексеевич Алексей Юрьевич Ирина Викторович Юрий Васильевич |
Проверка.
Учитель: А какую ловушку я вам приготовила?
Дети: Ирина – женское имя, Игоревич – отчество, образовано от имени Игорь.
Учитель: Какой вывод вы можем сделать?
Дети: отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы.
Запишите рядом со своей фамилией и именем свое отчество. Как записали? Подчеркните заглавную букву в отчестве.
Запомните: Отчества людей пишутся с заглавной буквы.
Учитель: Вот и заканчивается наше путешествие. Мы проезжаем село Составляйкино.
Предположите, что нужно сделать, чтобы вернуться домой?
Дети: составить из слов предложения.
Составьте предложения, запишите его в свои дневники наблюдений, подчеркните в словах заглавную букву.
Выполните взаимопроверку.
Работа над предложением.
на сосне сидит пушистая белка
собака белка сторожит дом
Учитель: Какие правила написания предложения вы знаете?
Дети: начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка.
Учитель: Что вы можете сказать о словах в предложениях, которые произносятся одинаково?
Дети: в 1 предложении слово «белка» нарицательное, а во 2 предложении это слово собственное.
Учитель: Подчеркните главные члены предложения. Какой частью речи являются главные члены в предложении?
Итог урока.
Наше путешествие подошло к концу. Вы очень хорошо потрудились. Давайте вспомним, чему мы учились на уроке?
- Какова была цель нашего урока?
Дети:
- обобщить и закрепить знания о правописании заглавной буквы
в именах собственных;
- узнать об истории возникновения фамилий, имён, отчествах;
- развивать свою речь, грамотно и красиво писать.
- Достигли мы своей цели? Докажите.
- Сегодня мы с вами говорили только о некоторых группах, которые относятся к собственным именам – имена, фамилии, отчества людей. Но наше путешествие обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще так много слов в нашем языке, которые пишутся с заглавной буквы. Вы очень хорошо поработали.
Домашнее задание (творческое, дифференцированное)
Задание по выбору:
- Записать названия улиц нашего города.
- Придумать сказку о большой букве.
Рефлексия.
Все вы были внимательными, активными, Предлагаю оценить то, как вы справлялись с заданием.
- Посмотрите у вас на парте лежат конфеты, (Конфета нарисована на бумаге) на них написаны ваши имена без первой буквы, запишите ее.
Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям положите конфету в желтую вазу.
Если вам что-то не удалось, вам было скучно, или не понравилось работать –положите конфету в красную вазу.
Спасибо за работу. Урок окончен.
Сегодня на уроке я
- узнал, открыл для себя…
- научился, смог…
- могу похвалить себя и своих одноклассников за …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка во 2классе
Урок русского языка во 2 классе, на котором проводится обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме "Парные согласные". На уроке развиваются умения распознавать слова, которы...
урок русского языка в 3 классе "Удивительное путешествие в страну русского языка" на тему "Части речи"
Конспект урока русского языка на тему "Общее понятие о Частях речи" в 3 классе. Закрепление изученного во втором классе и знакомство с новыми понятиями. Урок проведён в форме путешествия....
Конспект урока русского языка 2 класс (Канакина) "Какие слова пишутся с заглавной буквы"
Дидактическая цель: создать условия для осознания и систематизации знаний, осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.Тип урока: Урок обобщения и систематизаци...
Технологическая карта урока русского языка. 1 класс. "Школа России" "Письмо строчной и заглавной буквы В, в"
Данный урок содержит алгоритм организации уроков русского языка в период обучения грамоте....
Конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме «Путешествие по стране Языкознания».
Данный урок является заключительным уроком в обучении грамоте. Проводится как уроук отчёт для родителей, знакомит их с достижениями учащихся....
Урок русского языка во 2 классе «Какие слова пишутся с заглавной буквы»
Цели урока: продолжать формировать умение писать имена собственные с заглавной...
Урок русского языка 1 класс УМК школа России №5.25. Заглавная буква в словах
Цель :Познакомить учеников с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и актуализировать способность к использованию изученного правила на письме.Задачи :Организов...