Урок русского языка в 3 классе по теме "Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку

Тип: урок усвоения новых знаний

Цель урока: определять роль разделительного мягкого знака (ь) в слове, писать слова с этой орфограммой.

Задачи урока:

1.Обучающие:

1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.

2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.

 Продолжать учить уметь находить и обозначать орфограмму в слове.

2.Коррекционные:

1.Пополнять словарный запас учащихся.

2.Развивать монологическую речь.

3.Развивать мелкую моторику.

4.Совершенствовать зрительное восприятие.

5.Совершенствовать базовые знания и умения учащихся

3.Воспитывающие:

1.Формировать обще – учебные умения:
а) умение самостоятельно добывать знания;
б) умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
в) умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.

Оборудование: компьютер, электронная тетрадь, письменная тетрадь, ручка, карандаш.

Ход урока.

I) Организационный этап.

– Итак, проверь свою готовность к уроку. Проверь, всё ли у тебя готово. Тетрадь, ручка, карандаш? Открыл электронную тетрадь? Как настроение? Тогда начинаем.
II) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1) Сообщение цели

Слова собрала я здесь не зря:
Деревья, листья и скамья,
Колосья, братья и семья
Что в них за правило, скажи-ка, а?

(Слова с разделительным мягким знаком)

Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие  по сказочному городу под названием Мягкий знак.

– Сегодня мы будем работать над правописанием слов с разделительным ь. Наша цель – усвоить как можно больше слов, научиться писать эти слова правильно, не пропуская ь. И начнем  мы урок с истории.

2) Немного из истории.

Сколько букв в русском алфавите?(33)

 В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.

 В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь и Ъ знаки (графически они не отличались от современных Ь и Ъ), но назывались  по-другому:   Ъ- ер   Ь-ерь.

Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного:   купець  (в современном языке звук  Ц всегда твёрдый).

В современном русском алфавите буквы ЕР и ЕРЬ выглядят так же,

как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по-другому. Их  функции несколько изменились…

Сегодня мы  поговорим о том, какие функции выполняет именно мягкий знак.

III) Актуализация знаний.

1) Проверка Д/З

На дом тебе были заданы 4 и 5 упражнения. Скажи, что требовалось сделать в 4 упражнении? Каким правилом ты воспользовался? (Безударная гласная в корне проверяется ударением. Надо изменить слово так, чтобы слог стал ударным) 

Что надо было сделать в 5 упражнении? А каким правилом ты воспользовался при выполнении упр 5? (парная согласная на конце слова)(Чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный)

2) Словарная работа

 Словарный диктант

– Вспомним правила написания словарного диктанта. Воспользуйся памяткой.
– Где созревает урожай? (На огороде)
– Будем собирать урожай. Куда складываем? (В корзину)

 - Теперь я тебе прочитаю слова, а ты запиши их  в тетрадь. Подчеркни безударную гласную в слове.

Огород, корзина, картофель, морковь, огурец, овощи.

 3) Составление предложения

Составить предложение со словами огород, овощи.

(Ученик составляет устно, учитель записывает в электронной тетради)

Пропиши в тетради.

IV) Первичное усвоение новых знаний.

1) Формулировка правила.

Первым нас встречает сказочный герой нашего города — это  Карлсон. Пришел он с угощением. А вот угостить он нас не может. А почему? Посмотри на слова-угощения? (слова написаны с ошибками. Нет Ь)

– Куда мы его должны вставить? (между буквами Н и Е)

– Мягкий знак решил подружиться с буквами и встал между согласной буквой Н и гласной буквой Е и разделил их на два отдельных звука. Получилось (читаем вместе НЬЕ в слове варенье и также во втором слове: печенье)

– Какое имя можно дать мягкому знаку? (разделительный)

Сколько звуков и сколько букв будет в каждом слове? (по 7 букв и 7 звуков) Почему? (гласный звук [е] после мягкого знака обозначает 2 звука, а мягкий знак не имеет звука.)

Вывод: мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков    

– Подружившись с этими буквами, мягкий знак захотел найти себе ещё друзей. И в этом мы ему поможем.  Найди первое упражнение. Прочитай слова. Подчеркни разделительный Ь и буквы между которыми стоит Ь.

(Ученик называет буквы, между которыми встал разделительный ь)

ЗДОРОВЬЕ
ЛЬЁТ
ВЬЮГА
ДРУЗЬЯ
ВОРОБЬИ

– Какие буквы пишутся перед разделительным мягким знаком? (согласные)

– Какие буквы пишутся после разделительного мягкого знака? (гласные)

– Назови эти гласные буквы. (Е,Ё,Ю,Я,И)

– Именно только эти гласные стали дружить с разделительным Ь)

– А теперь попробуй сформулировать правило

Вывод: Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный мягкий знак – орфограмма.

2) Физминутка.

     Руки согнуты перед грудью. Кисти плотно соединить, скрестив пальцы. Повернуть кисти пальцами вперед. Повторить 4-6 раз. Опустить руки вниз и потрясти расслабленными кистями.

    Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1- 4, затем налево на счет 1- 4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1- 4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

 

V) Первичная проверка понимания

– А мы с тобой отправляемся дальше и попадаем на торговую площадь. Представь, что мы с тобой идем по торговой площади. Посмотрел налево, посмотрел направо. Вокруг очень много разных товаров. Давай купим что-нибудь, но мы можем купить только такой товар, в названии которого есть разделительный Ь.  (самостоятельная работа)

–  В упражнении втором подчеркни слова с разделительным Ь.

Слова: 

платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перьяружьё.

– Зачитай

Проверка. Посмотри, как записала слова я. Сверь со своими. Всё ли правильно ты сделал?(Да)

Прочитай слова, которые ты подчеркнул.

– Какую роль выполняет в этих словах разделительный Ь? ( разделяет согласный звук от гласного )

Вывод: Повторим правило

Разделительный мягкий знак  ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.

VI) Первичное закрепление.

– Продолжаем путешествие. Сейчас на нашем пути улица Предложений. Жители этой улицы живут в разных домах. А когда они выходят на улицу и вместе гуляют, то получаются предложения. Вот и сейчас жители этой улицы вышли на прогулу. Найди упражнение 3. Попробуй составить предложение.

(В электронной тетради карточки со словами.)

ВОСКРЕСЕНЬЕ, РЕБЯТА, ХОДИЛИ, В, ЛЕС, В

Проверка. В воскресенье ребята ходили в лес.

– Назови слово, в котором пишется Ь? (воскресенье)

– Какой это мягкий знак и какую роль он играет? (разделительный, разделяет согласный звук от гласных е,ё,ю,я,и)

 - Вот мы повернули и попали на спортивную площадку. Футболисты Слон и Леопард очень огорчены. Нужно забивать голы, но они никак не могут. Давай им поможем правильно забить голы, отгадав слова. Я читаю предложение, а ты заменяешь его одним словом.

1) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье)
2) Чувство огромной радости. (счастье)
3) Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (Копьё)
4) Одежда, которую носят поверх белья. (платье)
5) Мебель в виде доски на ножках. (скамья)

– На какую орфограмму встретились слова? (разделительный мягкий знак)

VII) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашним заданием будет упражнение 5. Выполни упражнение письменно в своей тетради.

Измени слова так, чтобы они обозначали несколько предметов. Например: стул-стулья. Выучи правило!

Лист - _____________, дерево - ___________, перо -_____________, крыло - __________, воробей -______________, ручей - _____________, муравей - ______________, соловей - ___________.

VIII) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Скажи, пожалуйста, над какой темой мы сегодня работали? Что ты запомнил? Возникли ли у тебя трудности в течении урока?

Сегодня за урок ты получаешь оценку «5». Ты очень старался и быстро выполнял все задания. Выбери смайлик, который  сейчас соответствует твоему настроению.

– Ну что ж закончилось наше путешествие по сказочному городу под названием Мягкий знак. Всего тебе доброго!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_aladina.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тип: урок усвоения новых знаний

Цель урока: определять роль разделительного мягкого знака (ь) в слове, писать слова с этой орфограммой.

Задачи урока:

  1. Обучающие:

1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.

2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.

 Продолжать учить уметь находить и обозначать орфограмму в слове.

  1. Коррекционные:

1.Пополнять словарный запас учащихся.

2.Развивать монологическую речь.

  1. Развивать мелкую моторику.
  2. Совершенствовать зрительное восприятие.
  3. Совершенствовать базовые знания и умения учащихся

3.Воспитывающие:

1.Формировать обще – учебные умения:
а) умение самостоятельно добывать знания;
б) умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
в) умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.

Оборудование: компьютер, электронная тетрадь, письменная тетрадь, ручка, карандаш.

Ход урока.

I) Организационный этап.

– Итак, проверь свою готовность к уроку. Проверь, всё ли у тебя готово. Тетрадь, ручка, карандаш? Открыл электронную тетрадь? Как настроение? Тогда начинаем.
II) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1) Сообщение цели

Слова собрала я здесь не зря:
Дере
вья, листья и скамья,
Коло
сья, братья и семья –
Что в них за правило,
скажи-ка, а?

(Слова с разделительным мягким знаком)

Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие  по сказочному городу под названием Мягкий знак.

– Сегодня мы будем работать над правописанием слов с разделительным ь. Наша цель – усвоить как можно больше слов, научиться писать эти слова правильно, не пропуская ь. И начнем  мы урок с истории.

2) Немного из истории.

Сколько букв в русском алфавите?(33)

 В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.

 В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь и Ъ знаки (графически они не отличались от современных Ь и Ъ), но назывались  по-другому:   Ъ- ер   Ь-ерь.

Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного:   купець  (в современном языке звук  Ц всегда твёрдый).

В современном русском алфавите буквы ЕР и ЕРЬ выглядят так же,

как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по-другому. Их  функции несколько изменились…

Сегодня мы  поговорим о том, какие функции выполняет именно мягкий знак.

III) Актуализация знаний.

1) Проверка Д/З

На дом тебе были заданы 4 и 5 упражнения. Скажи, что требовалось сделать в 4 упражнении? Каким правилом ты воспользовался? (Безударная гласная в корне проверяется ударением. Надо изменить слово так, чтобы слог стал ударным)  

Что надо было сделать в 5 упражнении? А каким правилом ты воспользовался при выполнении упр 5? (парная согласная на конце слова)(Чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный)

2) Словарная работа

 Словарный диктант

– Вспомним правила написания словарного диктанта. Воспользуйся памяткой.
– Где созревает урожай?
(На огороде)
– Будем собирать урожай. Куда складываем?
(В корзину)

 - Теперь я тебе прочитаю слова, а ты запиши их  в тетрадь. Подчеркни безударную гласную в слове.

Огород, корзина, картофель, морковь, огурец, овощи.

 3) Составление предложения

Составить предложение со словами огород, овощи.

(Ученик составляет устно, учитель записывает в электронной тетради)

Пропиши в тетради.

IV) Первичное усвоение новых знаний.

1) Формулировка правила.

Первым нас встречает сказочный герой нашего города — это  Карлсон. Пришел он с угощением. А вот угостить он нас не может. А почему? Посмотри на слова-угощения? (слова написаны с ошибками. Нет Ь)

– Куда мы его должны вставить? (между буквами Н и Е)

– Мягкий знак решил подружиться с буквами и встал между согласной буквой Н и гласной буквой Е и разделил их на два отдельных звука. Получилось (читаем вместе НЬЕ в слове варенье и также во втором слове: печенье)

– Какое имя можно дать мягкому знаку? (разделительный)

Сколько звуков и сколько букв будет в каждом слове? (по 7 букв и 7 звуков) Почему? (гласный звук [е] после мягкого знака обозначает 2 звука, а мягкий знак не имеет звука.)

Вывод: мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков    

– Подружившись с этими буквами, мягкий знак захотел найти себе ещё друзей. И в этом мы ему поможем.  Найди первое упражнение. Прочитай слова. Подчеркни разделительный Ь и буквы между которыми стоит Ь.

(Ученик называет буквы, между которыми встал разделительный ь)

ЗДОРОВЬЕ
ЛЬЁТ
ВЬЮГА
ДРУЗЬЯ
ВОРОБЬИ

– Какие буквы пишутся перед разделительным мягким знаком? (согласные)

– Какие буквы пишутся после разделительного мягкого знака? (гласные)

– Назови эти гласные буквы. (Е,Ё,Ю,Я,И)

– Именно только эти гласные стали дружить с разделительным Ь)

– А теперь попробуй сформулировать правило

Вывод: Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный мягкий знак – орфограмма.

2) Физминутка.

     Руки согнуты перед грудью. Кисти плотно соединить, скрестив пальцы. Повернуть кисти пальцами вперед. Повторить 4-6 раз. Опустить руки вниз и потрясти расслабленными кистями.

    Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1- 4, затем налево на счет 1- 4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1- 4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

V) Первичная проверка понимания

– А мы с тобой отправляемся дальше и попадаем на торговую площадь. Представь, что мы с тобой идем по торговой площади. Посмотрел налево, посмотрел направо. Вокруг очень много разных товаров. Давай купим что-нибудь, но мы можем купить только такой товар, в названии которого есть разделительный Ь.  (самостоятельная работа)

–  В упражнении втором подчеркни слова с разделительным Ь.

Слова: 

платье, морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перьяружьё.

– Зачитай

Проверка. Посмотри, как записала слова я. Сверь со своими. Всё ли правильно ты сделал?(Да)

Прочитай слова, которые ты подчеркнул.

– Какую роль выполняет в этих словах разделительный Ь? ( разделяет согласный звук от гласного )

Вывод: Повторим правило

Разделительный мягкий знак  ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.

VI) Первичное закрепление.

– Продолжаем путешествие. Сейчас на нашем пути улица Предложений. Жители этой улицы живут в разных домах. А когда они выходят на улицу и вместе гуляют, то получаются предложения. Вот и сейчас жители этой улицы вышли на прогулу. Найди упражнение 3. Попробуй составить предложение.

(В электронной тетради карточки со словами.)

ВОСКРЕСЕНЬЕ, РЕБЯТА, ХОДИЛИ, В, ЛЕС, В

Проверка. В воскресенье ребята ходили в лес.

– Назови слово, в котором пишется Ь? (воскресенье)

– Какой это мягкий знак и какую роль он играет? (разделительный, разделяет согласный звук от гласных е,ё,ю,я,и)

 - Вот мы повернули и попали на спортивную площадку. Футболисты Слон и Леопард очень огорчены. Нужно забивать голы, но они никак не могут. Давай им поможем правильно забить голы, отгадав слова. Я читаю предложение, а ты заменяешь его одним словом.

1) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье)
2) Чувство огромной радости. (счастье)
3) Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (Копьё)
4) Одежда, которую носят поверх белья. (платье)
5) Мебель в виде доски на ножках. (скамья)

– На какую орфограмму встретились слова? (разделительный мягкий знак)

VII) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашним заданием будет упражнение 5. Выполни упражнение письменно в своей тетради.

Измени слова так, чтобы они обозначали несколько предметов. Например: стул-стулья. Выучи правило!

Лист - _____________, дерево - ___________, перо -_____________, крыло - __________, воробей -______________, ручей - _____________, муравей - ______________, соловей - ___________.

VIII) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Скажи, пожалуйста, над какой темой мы сегодня работали? Что ты запомнил? Возникли ли у тебя трудности в течении урока?

Сегодня за урок ты получаешь оценку «5». Ты очень старался и быстро выполнял все задания. Выбери смайлик, который  сейчас соответствует твоему настроению.

– Ну что ж закончилось наше путешествие по сказочному городу под названием Мягкий знак. Всего тебе доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Правила правописания корней"

Урок-исследование с презентацией.  В урок включена работа с толковым словарем, парная и групповая форма работы, дифференцированная творческая работа. Правила в стихотворной форме о правописании к...

Урок русского языка 4 класс ( программа Л. В. Занкова ) Тема: Правописание глаголов 2 лица единственного числа.

Урок открытия новых знаний предполагает получение детьми необходимой и достаточной информации по теме. Учитель не преподносит информацию в чистом виде, а школьники добывают её самостоятельно. На уроке...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком".

Урок русского языка предназначен для учеников 3 класса. Подходит как для дистанционного вида обучения,так и для обычной школы. Цель урока: определять роль разделительного мягкого знака (ь) в слов...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.3.Пополнять словарный запас учащи...