Статья на тему "Развитие и формирование пиьсменной речи у младших школьников"
статья по русскому языку на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие письменной речи младших школьников

Развитие связной письменной речи является одной из важных задач в формировании личности младшего школьника, в воспитании его культуры. Овладение письменной речью – это, по выражению Л. С. Выготского, «критический поворотный момент во всем культурном развитии ребенка»

Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении. Психологической основой речи служит мысль и её развитие.

Речевое оформление мысли способствует большей четкости, ясности.

Связной называется такая речь, которая, передает законченную тему (т. е. представляет единое целое), организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой.

А вот формирование письменной речи у младших школьников как особой формы речи, способствует их новым средством общения и идеализации опыта, преподносит их психические функции на новый уровень, в котором происходит осознанность.

Одна из важных и основных задач школы является совершенственность развития речи у учащихся, и в первую очередь во время уроков русского языка и литературного чтения.

      Проблема является достаточно актуальной, поскольку, в практике обучения письменной речи есть много недостатков.        

        В истории методики русского языка не было ни одного заметного педагога, который оставался бы равнодушным к вопросам развития письменной речи.

Специфика письменной речи в том, что она функционирует в условиях отсутствия собеседника.

     Анализируя данную тему, я пришла к выводу, что все педагоги и психологи, занимавшиеся это проблемой, считают главным мотивацию обучения письменной речи. Любая деятельность, в том числе и речевая, начинается с мотива. Наличие мотивации способствует осознанности школьника к выражению своих мыслей и чувств. Мотив речи возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той работе, которую предлагает учитель.

     Одним из способов создания адекватной мотивации, возможность написать на такую тему, которая волнует ребенка, и она ему интересна.

Единицами связной письменной речи в условиях школы можно считать сочинение, изложение, написание творческих заданий (заметки в газету, письма, объявления)  

Особое внимание следует уделять редактированию текстов, пусть ученики пишут мало сочинений, но много работают над ними, чтобы они вышли максимально хорошими. Учитель должен помогать детям строить рассказы и организовать групповые обсуждения.

      При данном способе мотивации процесс обучения письменной речи разводится на два действия:

Создание смысла содержания текста и его реализация  

  Задача первого действия – записать всё что приходит в голову на данную тему, а задача второго – редактирование, анализ, самооценка.

     При данной форме развития письменной речи эти два действия должны осуществляться в единстве.

    На основе вышеизложенного, можно сделать вывод:

В процессе обучения младших школьников необходимо использовать методы и приёмы, способствующие реализовать учебную деятельность письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические тренинги по формированию связной речи у младших школьников. От прилагательных к рассказам-описаниям.

Пособие включает логопедические тренинги трёх уровней сложности по развитию связной описательной речи у младших школьников....

Приёмы работы по формированию письменной речи у младших школьников с ЗПР.

Приёмы работы по формированию письменной речи у младших школьников с ЗПР....

Статья: "Направление работы по формированию экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике: Materialy VIII Miedzynarodowej nauKowy-praktycznej konferencjl, Wyksztalcenie I nauka bezgranic, Volume 22 Pedagogiczne nauki, Przemysl, 07-15 grudnia 2012 roku...

статья "Конструирование, как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников".

формирование УУД младших школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности...

Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ".

Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ"....

Статья по теме: "Особенности формирования познавательных УУД у младших школьников на уроках математики в третьем классе".

При обучении детей чему-либо или развитию у них каких-либо качеств необходимо учитывать их возрастные особенности. Формирование познавательных универсальных учебных действий не исключение. Поэтому дан...