Статья на тему "Развитие и формирование пиьсменной речи у младших школьников"
статья по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Формирование и развитие письменной речи младших школьников
Развитие связной письменной речи является одной из важных задач в формировании личности младшего школьника, в воспитании его культуры. Овладение письменной речью – это, по выражению Л. С. Выготского, «критический поворотный момент во всем культурном развитии ребенка»
Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении. Психологической основой речи служит мысль и её развитие.
Речевое оформление мысли способствует большей четкости, ясности.
Связной называется такая речь, которая, передает законченную тему (т. е. представляет единое целое), организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой.
А вот формирование письменной речи у младших школьников как особой формы речи, способствует их новым средством общения и идеализации опыта, преподносит их психические функции на новый уровень, в котором происходит осознанность.
Одна из важных и основных задач школы является совершенственность развития речи у учащихся, и в первую очередь во время уроков русского языка и литературного чтения.
Проблема является достаточно актуальной, поскольку, в практике обучения письменной речи есть много недостатков.
В истории методики русского языка не было ни одного заметного педагога, который оставался бы равнодушным к вопросам развития письменной речи.
Специфика письменной речи в том, что она функционирует в условиях отсутствия собеседника.
Анализируя данную тему, я пришла к выводу, что все педагоги и психологи, занимавшиеся это проблемой, считают главным мотивацию обучения письменной речи. Любая деятельность, в том числе и речевая, начинается с мотива. Наличие мотивации способствует осознанности школьника к выражению своих мыслей и чувств. Мотив речи возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той работе, которую предлагает учитель.
Одним из способов создания адекватной мотивации, возможность написать на такую тему, которая волнует ребенка, и она ему интересна.
Единицами связной письменной речи в условиях школы можно считать сочинение, изложение, написание творческих заданий (заметки в газету, письма, объявления)
Особое внимание следует уделять редактированию текстов, пусть ученики пишут мало сочинений, но много работают над ними, чтобы они вышли максимально хорошими. Учитель должен помогать детям строить рассказы и организовать групповые обсуждения.
При данном способе мотивации процесс обучения письменной речи разводится на два действия:
Создание смысла содержания текста и его реализация
Задача первого действия – записать всё что приходит в голову на данную тему, а задача второго – редактирование, анализ, самооценка.
При данной форме развития письменной речи эти два действия должны осуществляться в единстве.
На основе вышеизложенного, можно сделать вывод:
В процессе обучения младших школьников необходимо использовать методы и приёмы, способствующие реализовать учебную деятельность письменной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедические тренинги по формированию связной речи у младших школьников. От прилагательных к рассказам-описаниям.
Пособие включает логопедические тренинги трёх уровней сложности по развитию связной описательной речи у младших школьников....
статья "СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
статья...
Приёмы работы по формированию письменной речи у младших школьников с ЗПР.
Приёмы работы по формированию письменной речи у младших школьников с ЗПР....
Статья: "Направление работы по формированию экологических представлений у младших школьников с задержкой психического развития"
Статья представлена в сборнике: Materialy VIII Miedzynarodowej nauKowy-praktycznej konferencjl, Wyksztalcenie I nauka bezgranic, Volume 22 Pedagogiczne nauki, Przemysl, 07-15 grudnia 2012 roku...
статья "Конструирование, как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников".
формирование УУД младших школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности...
Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ".
Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ"....
Статья по теме: "Особенности формирования познавательных УУД у младших школьников на уроках математики в третьем классе".
При обучении детей чему-либо или развитию у них каких-либо качеств необходимо учитывать их возрастные особенности. Формирование познавательных универсальных учебных действий не исключение. Поэтому дан...