Урок русског языка №10.1. Изменение имен существительных по числам. УМК Перспективная начальная школа
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Логинова Светлана Николаевна

Цель:Разъяснить детям, что есть существительные, которые изменяются по числам (таких в языке большинство) , а есть существительные, имеющие  форму только единственного или только множественного числа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no10.1._izmenenie_imeni_sushchestvitelnogo_po_chislam.docx112.06 КБ

Предварительный просмотр:

Русский №10.1. Изменение имени существительного по числам. 3 класс

УМК Перспективная начальная школа

У. с.68

М.с.66

Цель урока:

Разъяснить детям, что есть существительные, которые изменяются по числам (таких в языке большинство) , а есть существительные, имеющие  форму только единственного или только множественного числа.

Расширить знания об имени существительном, об изменении имен существительных по числам.

формировать умения употреблять в речи формы единственного и множественного числа, определять число имен существительных, дать понятие об именах существительных, не изменяющихся по числам, развивать творческие способности,

Задачи:

- формирование умений изменять  существительные по числам.

 – воспитывать активность, аккуратность

– содействовать профилактике утомляемости учащихся, использовать специальные приемы поддержания работоспособности.

– развитие произвольного внимания, объема внимания, развивать мыслительные операции ( обобщение, выделение существенных признаков), восприятия в ходе выполнения упражнений.

   Формируемые предпосылки личностных  УУД: 

-готовность к обучению, положительное отношение к учению;

-способность к самооценке

Формирование предпосылок УУД:

Регулятивные УУД:

-умение определять  цель;

-оценивать правильность выполнения действий на занятии;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-высказывать своё предположение.

 Коммуникативные УУД:

 -умение оформлять свои мысли в устной форме;

-умения работать в паре.

Познавательные УУД:

– группировать слова по заданным признакам;

– делать выводы и обобщать.  

  1. Мотивация к учебной деятельности

-Поделитесь своим хорошим настроением друг с другом.

-Проверьте готовность к уроку.

II. Формулирование темы занятия, постановка цели

Ребята, выполните ЗАДАНИЕ:

Поставьте следующие существительные во  множественное число

Рыбка –

Луч -

Штаны  –

- Закончили. Проверим.

-Что случилось? Вы не смогли справиться с одним словом. Что это за слово?

Работа детей в парах.

Рыбка – рыбки

Луч - лучи

Штаны –

- А вы проверили, может быть это слово не существительное? Проверьте, задайте вопрос, если нужно…

- Ребята, у нас проблема. Давайте с этим разбираться. А нашим помощником будет наш учебник. Откройте страницу 68 и прочитайте тему урока.

- Давайте определимся, что мы уже знаем по этой теме, а чего не знаем.

-Что такое существительное? (часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

-Какое число может быть у имени существительного? (единственное, множественное)

_Приведите примеры..

-Все ли существительные меняются по числам)

-Поставьте цель (Выяснить ,что есть существительные, которые изменяются по числам, а есть существительные, имеющие  форму только единственного или только множественного числа.

- Для чего мы будем изучать данную тему?

- Что нам необходимо, чтобы достичь нашу цель? (слушать учителя, быть внимательными и активными, работа с учебником)

III. Изучение нового

- Итак, на странице 68, упражнение 57. Прочитайте только задание и пронумеруйте требование карандашом. 

- Скажите, сколько требований в задании?

- Как вы думаете, для того чтобы выполнить это упражнение, какими умениями мы должны обладать?

- Прочитайте первое требование.

C:\Users\user\Desktop\урок на аттестац\20151010_214410.jpg

- Что нужно сделать?

- Как мы это будем выполнять? ( Сначала прочитаем все слова, которые даны в упражнении, затем определим, какие изменяются по числам, а какие нет. )

- Выполняем.  У доски работает ученик, а остальные в тетрадях.

1 столбик                    2 столбик

кольца                       грабли

тетрадь                     щипцы

доска                        молоко

число                        мёд

дорога                      сахар

окна                          трусы

                                  шерсть

                                  очки

Дети читают каждое существительное и пробуют поставить его в форму другого числа. Те слова, с которыми это удается, записывают в первый столбик, а те слова у которых не получается изменить число во второй.

На этом этапе работы дети приходят к выводу, что в языке есть существительные, не изменяющиеся по числам

 Дети выполняют задания в тетрадях, сверяют с доской.

В русском языке есть существительные, которые не изменяются по числам.

- Придумайте свои примеры к каждой группе слов

- Посмотрите на слова первого столбика и на слова второго столбика. Какие мысли приходят в голову?

-В языке больше существительных, имеющих форму единственного и множественного числа и следовательно существительное , это часть речи, которая изменяется по числам

- А как мы будем выполнять это требование? ( Разделим слова из второго столбика еще на две группы: 1 – существительные в форме единственного числа; 2 – в форме множественного числа.)

Из слов 2-го столбика дети определяют число и снова записывают их в два столбика

1 столбик                                  2 столбик

форма ед.   числа            форма мн. Числа

молоко        грабли

 мёд        щипцы

сахар        трусы

шерсть        очки

ФИЗМИНУТКА

Раз- подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

IV. Практикум по самостоятельному применению знаний

- Придумайте примеры к каждой группе слов.

-Напомните,  над какой темой мы работаем?

- А какая цель у нас на уроке?

- Какие требования мы еще не выполнили?

- О  чем нас спрашивают в третьем и четвертом требовании?

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20151010_214503 - копия (2).jpg

- Можем мы ответить на эти вопросы?

В результате обсуждения ученики приходят к выводу В языке больше существительных, имеющих форму единственного и множественного числа и следовательно существительное , это часть речи, которая изменяется по числам

- Ребята, вспомните, перед тем как выполнить упражнения мы с вами определили, какие умения нам необходимы, чтобы выполнить задания успешно.

- Оцените, вашу работу. Дети чертят на полях оценочную шкалу. Оценивают свою работу по критерию - правильность

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Какую цель ставили на уроке?

 -Нам удалось достичь цели?

Что мы узнали об изменении имен существительных по числам ? (Большинство существительных изменяется по числам, а есть существительные, имеющие  форму только единственного или только множественного числа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Изменение имен существительных по числам".

Необычный урок - путешествие по стране «Имя существительное» В этом путешествии мы будем изменять существительные по числам, различать род и узнаем много интересного и познавательного. Чтобы не заблуд...

Фрагмент интегрированного урока русского и английского языка по теме "Изменение имен существительных по числам", 2 класс

Фрагмент интегрированного урока разработан на основе деятельностного подхода. Программа по русскому языку Поляковой, английский язык - Биболетова...

Конспект урока русского языка по теме: "Изменение имен прилагательных по числам" 2 класс "Школа России".

Технологическая карта к уроку русского языка по теме: "Изменение имен прилагательных по числам" 2 класс "Школа России". Презентация к данному уроку....

Презентация к уроку русского языка на тему: "Изменение имен существительных по числам"

Презентация к уроку русского языка на тему: "Изменение имен существительных по числам" 2 класс. ...

Русский язык 2 класс. "Изменение Имен Существительных по числам"

Презентация к уроку русского языка для 2-го класса по теме : " Изменение Имен Существительных по числам" . УМК " Планета Знаний" . Данная презентация содержит вспомогательный матер...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Изменение имен существительных по числам"

Методическая разработка урока русского языка по теме "Изменение имен существительных по числам"...