Методическая разработка урока русского языка по теме "Изменение имен существительных по числам"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Методическая разработка урока русского языка по теме "Изменение имен существительных по числам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 172.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Дальнезакорская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка
урока русского языка во 2 классе
по теме «Изменение имен существительных по числам»
автор: Кочнева Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
Иркутская область
Жигаловский район
с. Дальняя Закора
2022 год
Тема: «Изменение имен существительных по числам»
Цель: формирование понятия «имена существительные, которые употребляются только в одном числе, умения выделять его признаки; развитие умений определять число и изменять существительные по числам.
Метапредметные: формулировать и удерживать учебную задачу
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
- Организационно-мотивационный этап.
- Сегодня и на следующих уроках русского языка мы с вами продолжим знакомство с тайнами имени существительного. Но прежде, чем начать открывать новые тайны давайте вспомним, что же мы уже знаем об имени существительном.
(ответы детей)
2. Словарная работа
- Сейчас давайте проверим, умеете ли вы грамотно писать. Выполните задание.
Учебное задание 1
ГРАМОТЕ УЧИТЬСЯ – ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ. Важно быть грамотным.
Помоги ребятам вставить пропущенные орфограммы в слова:
Д…ревня, к…рова, м…локо, п..тух, р..бота, ур..жай, к…пуста, м..рковь, п…мидор, яг..да.
Проверь себя с помощью орфографического словаря. Оцени себя по критериям:
Критерий | Да | Оценка |
Все буквы вставлены верно | Отлично | |
Допущена 1-2 ошибки | Хорошо | |
Допущено более 2 ошибок | Мне надо учить словарные слова |
-Что нужно сделать, чтобы правильно вставить пропущенные орфограммы?
- Молодцы, ребята.
3. Самоопределение к деятельности
А сейчас я предлагаю вам побыть исследователями и выполнить задание.
Учебное задание 2
ХИТРЫЕ СЛОВА. Имя существительное очень удивительное. Имена существительные могут изменяться по числам, но среди них есть «хитрые слова». Что же это за слова?
-Работая в паре, заполни таблицу.
Слово | Определи число имени существительного | Измени форму числа имени существительного |
молоко | ||
машины | ||
морковь | ||
грабли | ||
ножницы | ||
сметана |
- Сделайте вывод, какие слова являются «хитрыми». Обсуди с товарищем полученные результаты.
-Давайте посмотрим, что у вас получилось? Как же вы определили число имени существительного? (слайд 2)
-Интересно, вы мне сказали, что имя существительное в форме множественного числа обозначает много предметов. А посмотрите, ножницы, сколько предметов я держу в руке (один), а число вы определили мн. ч. Почему так?
-Посмотрим третий столбик. Что у вас получилось? У меня получилось так. (слайд 3)
-Что же это за хитрые слова? Где возникло затруднение? Почему так? Как вы думаете, почему так происходит?
4. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
- Как вы думаете, какую тему будем изучать сегодня на уроке?
Сформулируйте цели урока, что нужно узнать?
-Где же нам найти ответы на эти вопросы?
Прочитай информацию из рубрики «Обратите внимание!» на стр.64.
-Кто готов объяснить, почему так происходит? Почему мы не смогли изменить форму этих слов?
- Можете вы мне еще назвать имена существительные, которые имеют форму только единственного числа, только множественного числа.
Говорят, что в форме множественного числа употребляются такие существительные, которые состоят из нескольких одинаковых элементов. Давайте это проверим.
(слайды с картинками 4, 5 ,6)
Из скольких одинаковых элементов состоят очки? (из 4, 2 линзы и 2 душки).
Из скольких одинаковых элементов состоят брюки? (из 2-х)
Значит наши предположения о том, что в форме множественного числа находятся существительные, которые состоят из нескольких одинаковых элементов, оказались верными.
Физкультминутка
5. Первичное закрепление.
-Определите число имен существительных (слайд 7)
- Ребята, давайте вспомним словарные слова, с которыми вы сегодня работали. Также посмотрите на слова в таблице. Назовите слова, обозначающие продукты питания, которые вам встретились в заданиях? (молоко, морковь, сметана, капуста и т.д.).
- Как мы получаем эти продукты? Благодаря кому?
(ответы детей: корова дает молоко, овощи выращивают в огороде).
-Молодцы. Да, овощи выращивают овощеводы, фермеры, также на дачах и огородах ваши родители выращивают овощи. Животноводы ухаживают за животными, благодаря которым мы получаем большое количество продуктов питания и сырья: шерсть, мясо, сыры и т.д.
- Сегодня на уроке мы с вами узнали еще одну тайну имени существительного.
-Давайте вспомним, что же это за тайна.
(ответы детей: есть имена существительные, которые имеют форму только множественного числа и имена существительные, которые имеют форму только единственного числа)
- Молодцы, а сейчас проверим, все ли сегодня были внимательны в течение урока. Для этого я предлагаю вам выполнить задание.
- Пожалуйста, внимательно прочитайте текст на карточке и выполните задание.
Учебное задание 3
Прочитай текст.
-Выпиши из текста слова, которые употребляются только в единственном числе.
-Проверь по образцу, правильно ли ты выполнил задание.
Оцени себя: правильно выписаны все слова (!)
правильно выписаны 2 слова (+)
правильно выписано 1 слова (-)
Ключ: молоко, творог, сено
6.Рефлексия. Итог урока.
-Ребята, скажите, какую цель мы ставили в начале урока.
- Проанализируйте свою работу на уроке и скажите, достигли ли мы цели, поставленной в начале урока.
-Какой вывод сделали для себя?
Какую тайну имени существительного раскрыли? Что новое узнали?
7. Домашняя работа
Учебное задание 4
БЕЗ БЛИНОВ НЕТ И МАСЛЕНИЦЫ. Без блинов нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день. В первый день - блинища, во второй- блины, в третий – блинцы, в четвёртый – блинчики, в пятый – блинки, в шестой – блиночки, в седьмой – царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мёд, икра. Блин хорош не один.
Выпиши из текста слова, которые употребляются только в единственном числе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе"Родительный падеж имен существительных"
Урок русского языка на тему осени....
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»
Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...
Методическая разработка урока русского языка "Способы образования имен существительных" 3-й класс
Система учебников "Начальная школа ХХI века"Раздел « Как устроен наш язык»Тема «Суффикс как часть слова»Формирование универсальных учебных действий:Личностные УУД Формирование положительной...
Методическая разработка урока русского языка "Род имен существительных множественного числа"
Конспект урока русского языка для учащихся 3 класса...
Методическая разработка урока русского языка "Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных"
Тема урока: Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительныхТип урока: Решение учебной задачиЦели:- формировать умения отличать собственные и нарицательные имена су...
Методическая разработка урока русского языка по теме "Имя существительное" 2 класс
Методическая разработка по русскому языку 2 класс. Тема "Имя существительное" УМК "Перспектива"...
Методическая разработка урока русского языка во втором классе по теме "Число имени существительного"
Единственное и множественное число имен существительныхОргмомент – 1 минПоздоровались с гостями, садитесь.У вас на столах лежит карта нашего урока.Актуализация знаний – 7 мин.К...