«Сопровождение первоклассника в процессе адаптации к обучению в школе»
методическая разработка (1 класс) на тему

Качнова Людмила Сергеевна

Разработана программа сопровождения процесса адаптации первоклассника к обучению в школе.  Рассмотрена актуальность проблемы, причины и критерии дезадаптации. программа состоит из 3 блоков: блок "Учитель", блок "Родитель"  и блок "УЧеник".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 г. Порхова»

Технология работы

«Сопровождение первоклассника

в процессе адаптации к обучению в школе»

        Педагог-психолог

Качнова Людмила Сергеевна

Порхов 2012

Актуальность проблемы

По разным данным, от 4 до 25 процентов семилетних и от 20 до 50 процентов  шестилетних детей испытывают серьезные трудности при адаптации к школе. Эти ребята не могут без перенапряжения осваивать учебную программу. И, как пишет в своей книге "Школьные трудности" дефектолог О.А. Дробинская, связано это прежде всего с незрелостью тех психофизиологических функций, которые получают наибольшую нагрузку в первые месяцы обучения ребенка. Речь идет об умении произвольно управлять своим поведением, слушать и понимать требования учителя, запоминать инструкцию, концентрировать и удерживать внимание, планировать и контролировать свое поведение и работу.

Начальная школа закладывает не только базовые умения и навыки, прежде всего она формирует в каждом ребенке умение учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения, что на профессиональном языке педагога и психолога озвучивается как развитие самоорганизации и самоконтроля. Кроме того, важнейшим звеном в процессе успешного обучения ребенка в начальной школе является его умение общаться и взаимодействовать в совместных делах с другими – учителем и одноклассниками. Но все же главная задача школы – сохранить душевное, психологическое здоровье каждого ребенка. Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане, поэтому в работе психологической службы проблеме адаптации уделяется большое внимание. Нарушения процесса адаптации у младших школьников сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности и самой учебной деятельности в целом, играют существенную роль в развитии пограничных нервно-психических расстройств. Эти факторы определяют актуальность проблемы, ее значимость для современной системы образования.

На наш взгляд, подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства. На сегодняшний день мы можем говорить о том, что сложилась своя система психолого-педагогического сопровождения адаптации, если понимать под психолого-педагогическим сопровождением «особый вид помощи ребенку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса». Эта система является результатом 5 лет работы в данном направлении и включает в себя 3 взаимосвязанных блока:

1. Работа с детьми  2. Работа с учителем 3. Работа с родителями.

1. Дезадаптация  первоклассника: причины и проявления.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.

При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.

Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.

Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.

Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе.

К трудностям, связанным с фактом поступления детей в школу обычно относят:  

1. Трудности, связанные с новым режимом дня (наблюдается отставание в развитии уровня произвольной регуляции поведения, организованности);  

2. Трудности адаптации ребенка к классному коллективу (наиболее выражены у тех, кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах);  

3. Трудности, локализирующиеся в области взаимоотношений с учителем;  

4. Трудности, обусловленные завышенными требованиями со стороны взрослых.  

В связи с этим следует обозначить школьные факторы риска, которые существуют на сегодняшний день и, безусловно, оказывают влияние на здоровье и успешность младших школьников:  

  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся;  
  • интенсификация и нерациональная организация учебного процесса (выходные субботы и дополнительные каникулы только в 1-м классе, обучение в начальной школе во II-ю смену, оценочная система);  
  • отсутствие системной комплексной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни со стороны всех участников образовательного процесса  

Можно назвать и дополнительные школьные факторы риска:  

  • несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям (все парты одной высоты);  
  • снижение уровня медицинского контроля за здоровьем школьников;  
  • плохая организация питания;  
  • в ряде мест отсутствие спортивных залов и квалифицированных преподавателей физвоспитания;  
  • низкая культура семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья.  

У каждого ребенка своя длительность адаптационного этапа, также как и степень тяжести его протекания. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так и не происходит (это может протекать и на фоне хорошей успеваемости). Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.

Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. школа для них является стрессогенным фактором, уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу. У некоторых детей по утрам развивается рвота.

В среднем привыкание ребенка к школе имеет продолжительность от 1,5 - 3 месяцев до 1 - 1,5 лет. Как скоро и как успешно ребенок приспособится к школьной жизни, во многом зависит от такта и выдержанности взрослых (педагогов и родителей). В конечном счете, гармония ученика будет достигнута лишь тогда, когда ребенок убедится, что школа отвечает его ожиданиям.  

По каким критериям можно определить, что ребенок успешно адаптировался к школе? Что же мы понимаем под адаптацией? Известно, что в самом распространенном своём значении школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребёнок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным. Иногда наиболее гуманистически настроенные педагоги добавляют ещё один критерий – важно, говорят они, чтобы это приспособление было осуществлено ребёнком без серьёзных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки. Я полностью согласна с тем, что все эти критерии должны входить в понятие адаптировавшегося школьника, но их явно недостаточно. Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптированный ребёнок – это ребёнок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде.

Объективные критерии, характеризующие успешность адаптации:

1) Адекватность поведения - дисциплинированность;- активное участие в играх и других видах деятельности, в жизни класса.

2) Степень реализации личностного потенциала:- стремление реализовать свои возможности.

3) Степень вовлеченности в жизнь классного коллектива:- принятие роли ученика;- статус в группе (стремление к его повышению);- наличие авторитета среди сверстников.

4) Способность контроля конфликтной ситуации:- способность к конструктивному разрешению неожиданных трудностей.

5) Способность к самоконтролю и организации собственной деятельности.

6) Компетентность в общении.

7) Естественность поведения.

8) Склонность к порядку при планировании жизнедеятельности.

Критерии характеризуют: степень инициативности ребенка, его самостоятельности и творческой активности; а с другой стороны - отражают его удовлетворенность занимаемой позицией ученика (его статусом)

К субъективным критериям адаптации также относятся: уверенность в себе; ситуация лидирования в коллективе; осознание социальной самооценки; мотивация к достижению социально значимой цели, настойчивость к ее реализации; опора на себя, самостоятельность, самоконтроль.

Что может повлиять позитивно и негативно на процесс адаптации ребенка к школе?

ПОЗИТИВНО                                                            

НЕГАТИВНО      

1. Адекватность самооценки своего положения.

1. Неправильные методы воспитания в семье

2. Своевременность перехода от игры к учению.

2. Функциональная неготовность к обучению в школе.        

3. Правильные методы воспитания в семье.

3. Неудовлетворенность в общении со взрослыми.

4. Благоприятный статус в группе сверстников.

4.Неадекватное осознание своего положения в группе сверстников.        

5. Низкий уровень образования родителей

3. Программа сопровождения первоклассников при адаптации к школе

Для сохранения психического здоровья первоклассника на этапе адаптации к обучению в 1 классе разработана программа психолого-педагогического сопровождения.

Цель: профилактика нарушения психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе.

Задачи:

  • создание условий для социально-психологической адаптации детей к школе (создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);
  • повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;
  • адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников.

Решение этих задач предполагает взаимную адаптацию ребенка, пришедшего учиться, и социально-педагогической среды, в которой происходит его обучение. С одной стороны, предпринимаются специальные усилия для того, чтобы повысить уровень готовности ребенка обучаться, включаться в систему педагогического взаимодействия. С другой стороны, само взаимодействие, его формы и содержание модифицируются в соответствии с особенностями ребенка и его возможностями.

Поставленные задачи реализуются посредством осуществления следующих направлений работы, обеспечивающих процесс адаптации детей к новым социальным условиям.

  • психологическая диагностика;
  • психологическое просвещение;
  • психологическое консультирование;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • диспетчерская функция (обеспечение взаимодействия со всеми структурами, влияющих на процесс адаптации).

Прогнозируемый результат:

  • Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе.
  • Формирование комфортной образовательной среды.

Критерии оценки эффективности:

  • Снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников;
  • Эмоциональное благополучие ребенка в классе;
  • Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
  • Выработка учителем стратегий индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к учащимся.
  • Включение родителей в образовательный процесс.

Структура программы:

Программа состоит из трех блоков и предполагает работу в каждом из них по трем основным направлениям:

диагностическое;
информационно-просветительское;
коррекционно-развивающее.

Блок “Учитель”

Цель: оказание комплексной научно-методической, организационной и психологической помощи, обеспечивающей сохранение психологического здоровья учащихся на начальном этапе адаптации к школе.

Задачи:

  1. Повышение психологической компетентности педагогов.
  2. Создание доброжелательного климата, доверительных отношений, организации педагогической поддержки детей в наиболее острый период первичной адаптации.
  3. Выработка стратегии индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к учащимся.
  4. Формирование комфортной образовательной среды.
  5. Индивидуальное консультирование.

Консультирование и просвещение педагогов, предполагающее как собственно психологическое консультирование по запросам, так и совместную психолого-педагогическую работу по анализу учебной программы и ее адаптации к конкретным школьникам. Отдельный аспект – консультирование педагогов по вопросам, касающимся организации педагогической поддержки детей в наиболее острый период первичной адаптации.

Блок “Родитель”

Цель: повышение уровня психолого-педагогическое компетенции родителей.

Задачи:

  1. Повышение психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития.
  2. Создание доброжелательного климата, доверительных отношений с родителями.
  3. Принятие родителями на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком в школе.
  4. Формирование комфортной образовательной среды.
  5. Выступления на родительских собраниях по темам:
  • - “Мой ребенок – будущий  первоклассник” (готовность родителей   и детей к обучению ребенка в школе);  апрель
  • «Адаптация первоклассника» - сентябрь
  • “Готовность  и способность к обучению»  диагностическая система Л.А. Ясюковой  - декабрь  
  1. Индивидуальное консультирование (по запросу) родителей первоклассников по итогам диагностики и коррекционно- развивающей работы.

Блок “Первоклассник”

Цель: создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения.

Задачи:

  1. Помощь учащимся в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.
  2. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
  3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
  4. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной “Я- концепции” детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
  5. Создание благоприятного психологического климата в классе.
  6. Способствование развития творческого потенциала и установления норм во взаимоотношениях со сверстниками и педагогом.

Работа в данном блоке строится в нескольких направлениях:

  • Диагностика готовности и способности к обучению  первоклассников при помощи диагностической системы Л. А. Ясюковой.
  • Ведение психологического кружка «Хочу быть успешным!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая технология "Сохранение психологического здоровья первоклассников в процессе адаптации к обучению в школе"

    В связи с введением новых Федеральных Государственных образовательных стандартов,  проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, так как стандарт...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Актуальность  проблемы адаптации детей с ослабленным здоровьем к школе в настоящее время обретает все большую значимость, так как именно эти дети испытывают наибольшие трудности на начальном этап...

Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации

Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации....

Ономастическая лексика как средство сохранения психологического здоровья первоклассников в период адаптации к обучению в школе

в статье рассмотрено понятие «психологическое здоровье» личности. Описаны цели и задачи адаптационного периода первоклассников. Приведён ряд занятий, способствующих достижению поставленных...

Психологическое сопровождение первоклассников на этапе адаптации

Одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику-первокласснику в освоении учебной деятельности в период адаптации...

Обобщение педагогического опыта по теме "Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации."

 Проблемы адаптации первоклассников являются очень  актуальными для системы образования. Ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется и ждет поддержки  и опоры от взрослых &mda...

«Психолого – педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста в период адаптации к обучению в школе. Методические рекомендации.»

Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, в...