Как научить ребенка писать изложение
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Как научить ребенка писать изложение.
1. Постановка цели. Грамотное начало – половина успеха. Перед началом урока необходимо обязательно заинтересовать малыша, причем не только тем, что через некоторое время он сможет грамотно и красиво излагать свои мысли, но и тем, что (примерные варианты) может написать самое хорошее изложение.
- обязательно прочитают в классе,
- повесят на стенд как образец,
- пошлют в газету, журнал,
- включат в классный журнал «Наше творчество» (если его нет, то хорошо бы его завести),
- поставят «лишнюю» пятерку в журнал,
- наклеят на обложку тетради красивую наклейку,
- дадут шоколадную медальку,
- прочтут на методобъединении (и похвалят не только ребенка, но и класс, и учителя),
- покажут как образец малышам, параллельному классу или старшим классам,
- покажут завучу, директору,
- прочтут на родительском собрании.
2. Постановка цели. Перед началом обязательно предупредите детей, что после прочтения будут вопросы по тексту. И вы посмотрите, кто из детей лучше и полнее на них ответит (варианты).
- мальчики или девочки,
- первый, второй или третий ряд,
- первый или второй вариант,
- личное первенство.
Примерные вопросы даны после каждого текста. Но в зависимости от уровня каждого класса учитель может менять их, предлагать свои.
3. Беседа. Вопросы по тексту. Обязательно хвалите учеников за наиболее полные и яркие ответы. Поощряйте творческое отношение к работе.
4. Чтение текста. Лучше поручить это ученику, который хорошо читает. Класс «следит глазами» за читаемым текстом.
5. Составление заголовка (не только тема, но и главная мысль). К каждому тексту уже дан примерный заголовок. Но в классе надо обязательно обсудить и записать другие возможные варианты заголовков.
6. Разделение текста на абзацы. Составление плана (главная мысль каждого абзаца). Текст делится на смысловые части. Каждая часть оазглавливается. Записывается план. Причем пункты плана могут быть у детей разные. Главное, чтобы заголовок абзаца отражал его главную мысль. С обратной стороны каждого листочка дан заголовок «Мой план». Надо раздать детям листочки и дать возможность каждому переписать свой план, который он составил и записал во время коллективного обсуждения.
7. Орфографическая подготовка (опорные слова, трудные слова, обороты речи). После текста дана орфографическая подготовка.
8. Лексическая подготовка. Это подбор синонимов, перифраз, а также нахождение точного значения слова. Ответы даны в «Словаре синонимов», «Словаре антонимов», «Толковом словаре». А что такое загадочное слово «перифраз»? Привожу пример. В изложении имеется предложение: Кошка хочет есть. Ученикам надо то же самое сказать по-другому. Наша пушистая любимица проголодалась. Мурка хочет есть. И.т.д стр.48,49,50.
9. Устный рассказ 2 – 3 человек. Пересказ изложения 2 -3 учениками. Лучше делать это по пунктам плана. Пересказывается в сильных классах – 1 раз, в более слабых – 2 раза.
10. Переписывание (желающие) своего плана. Раздаются листочки, и дети (кто хочет) переписывают свой план.
11. Повторное чтение текста учителем. Теперь – полное внимание. Дается возможность в последний раз услышать текст. Дети сверяют то, что они слышат, с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова.
12. Составление черновика. Чаще это одновременно и беловик. С черновиком лучше работать в двух случаях: если на изложение вы отвели 2 урока, или если это контрольное изложение (обычно выбирается наиболее легкий текст).
13. Самопроверка. Можно обратиться к памятке для ученика. Ясно ли передал мысль. Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи. Все ли слова употреблены удачно. Орфография. Пунктуация.
14. Чистовик. Переписывание изложения без помарок, аккуратно и красивым почерком.
15. Самопроверка.
Памятка для ученика.
1. Внимательно послушай рассказ, который прочтет тебе учитель. После прочтения будь готов ответить на вопросы по тексту.
2. Напиши варианты заголовка.
3. Составь план.
4. Сделай пересказ по плану сам.
5. Напиши изложение.
6. Проверь, ясно ли ты передал мысль, нет ли повторов одинаковых слов, все ли слова употреблены удачно. Не забудь про грамотность, проверь знаки перпинания.
Приготовимся писать изложение.
Послушай текст, который тебе прочитает учитель (Это изложение целиком можно давать только в сильных классах).
Детство художника.
Детство Виктора Михайловича Васнецова и его брата Аполлинария прошло в небольшом вятском селе Рябово. Их отец был священником. Он знакомил ребят с науками, помогал видеть красоту окружающего мира, учил рисовать и петь. Часто отец читал детям рассказы о могучих богатырях, сказки. У Васнецовых был большой светлый дом. Перед домом находился колодец с чистой студеной водой. Во дворе рос огромный вяз. Это дерево посадил отец. Братья любили играть под этим деревом. Во время осеннего праздника сельская площадь превращалась в веселую ярмарку. Сюда везли расписные конские дуги, узорчатые прялки, разукрашенные сундуки, дымковские игрушки. Но Вите больше всего нравилась лавочка с иконами и книгами. Васнецов считал, что его детство было частицей детства его народа. Это помогало ему верить в добро и создавать прекрасные картины. В картинах великого художника сказки и быль сливались воедино. (132).
Вопросы по тексту.
1. Где прошло детство художника?
2. Чему учил ребят их отец?
3. Где любили играть братья?
4. Что больше всего нравилось Вите на ярмарке?
5. Почему Васнецов счтал свое детство частицей детства народа?
6. Что нового вы узнали о художнике?
Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.
Детство художника
__________________ ____________________
__________________ ____________________
__________________ ____________________
План: Опорные слова
1. Детство братьев. Аполлинарий, в вятском селе
2. Отец художника – его был священником
первый учитель. помогал видеть, о могучих богатырях
3. Игры под деревом огромный, посадил, любили
во дворе. превращались, расписные
4. Ярмарка на площади. узорчатые, лавочка
5. Детство Васнецова в его считал, верить, словались, сказка и быль
картинках.
Мой план:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слова для справок: Виктор Михайлович Васнецов, в небольшом вятском селе, Аполлинарий, священник, колодец, превращались, расписные, разукрашенные, воедино.
Орфографическая подготовка.
Подбери проверочные слова. Вставь буквы.
де_ство-__________________ с_ле-________________
зн_комил-_________________ пом_гал- ____________
м_гучих-__________________ ска_ки-______________
б_льшой-__________________ нах_дился-___________
вя_-_______________________ пом_гало-____________
ч_стицей-_________________ площа_ь-_____________
д_бро-_____________________ созд_вать-____________
к_ртины-__________________ сл_вались-____________
Объясни правописание приставок
Пр_шло, п_могал, -кружающего, н_ходился, п_садил, с_здавать, в_едино.
Объясни правописание удвоенных согласных
Рассказы-______________________________
Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.
Виктор Мизайлович Васнецов, в небольшом вятском, Аполлинарий, всященник, колодец, превращались, расписные, разукрашенные, воедино.
Лексическая подготовка.
Подбери синонимы.
Могучий-_____________________
Огромный-_______________________
Учить (кого-нибудь)-______________
Подбери антонимы.
Светлый-_________________ создавать-______________________
Объясни значение слова.
Колодец-____________________________________________________________________
Укажи точное значение для каждого слова.
Известный -_____________________, великий-___________________________, знаменитый-______________________.
Слова для справок: чем-либо выдающийся, пользующийся большой известностью; тот, которого все знают; обязательно чем-либо выдающийся в большей степени.
Пунктуационная подготовка.
Прочти предложения. Обрати внимание на знаки препинания. Объясни их постановку или послушай объяснение учителя.
Он знакомил ребят с науками, помогал видеть красоту окружающего мира, учил рисовать и петь. Часто отец читал детям рассказы о могучих богатырях, сказки. Сюда везли расписные конские дуги, узорчатые прялки, разукрашенные сундуки, дымковские игрушки. Васнецов считал, что его детство было частицей детства его народа.
Перескажи текст по плану.
Напиши изложение «Детство художника».
Словари
Словарь синонимов.
Могучий – крепкий, дюжий, здоровый.
Огромный – гигантский, колоссальный, большой, великанский, исполинский.
Учить (кого-нибудь) – наставлять, образовывать, преподавать, знакомить, муштровать, вразумлять, умудрять.
Словарь антонимов
Светлый – темный.
Создавать – разрушать.
Толковый словарь
Колодец – узкая и глубокая яма, служащая для добывания воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научить ребенка писать без ошибок.
Ошибка на ошибке. В чём причина и что делать?...
Как научить ребенка писать без ошибок?
Почти 70% школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это -- повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать каждого писать правильно?...
Как научить ребенка писать сочинения.
Как научить ребенка писать сочинения....
Как научить ребенка писать грамотно?
Как научить ребенка писать грамотно?Введение. Одна из наиболее сложных задач начального обучения – формирование грамотного письма на уроках русского языка. Кого из нас, учителей, не волнует эта з...
Как научить ребенка писать грамотно? (система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Данная презентация предназначена для педагогов работающих в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....
Как научить Вашего ребенка писать изложения
Материал для учителей и родителей...
Как научить ребёнка писать изложение?
Как научить ребёнка писать изложение? Изложение — одна из самых сложных и нелюбимых форм контрольных работ на уроках русского языка. Изложение – это пересказ текста...