Правописание -тся и -ться
план-конспект урока по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Класс: 4
Тема урока: « Правописание - тся и - ться в глаголах »
Цель урока: познакомить детей с правописанием глаголов,
оканчивающихся на - тся и - ться.
Задачи урока:
Образовательные:
- отработать способ действия при выборе написания - тся и – ться, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.
Развивающие:
- способствовать развитию умения самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать ее графически, объяснять правописание.
Воспитательные:
- создавать условия для воспитания активной жизненной позиции, умения себя оценивать и нести ответственность за результаты своего труда.
УУД
Регулятивные:
- постановка учебной задачи;
- оценивать правильность выполнения действия;
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цели рассуждений.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
Личностные:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.
Средства обучения: учебник русского языка 4 класс 2 часть « Школа России »
Ход урока
I. Мобилизующий этап
- Начнем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
Ну-ка проверь, дружок,
Готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Кто хочет получать
Только лишь оценку «5».
II. Актуализация знаний
-Прочитайте стихотворения М.Бородицкой, записанные на доске.
Солнце садится, струится водица,
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьется-
Славно сегодня звенится-поется.
Меж грибами мухомор
Красотой гордится.
Нечего гордиться-
Для супа не годится.
-Назовите выделенные слова. Разделите их на группы (глаголы, имена существительные).
-Что интересного заметили в словах данных стихотворений?(на конце слышится [ца])
-Какие вопросы у вас возникли? (почему сочетание звуков [ца] может быть обозначено по-разному: на конце существительных- буквами ца, на конце глаголов –ться или -тся)
-Кто догадался, какие буквы мы сегодня будем писать на минутке чистописания?
-Составьте задание для минутки чистописания, используя буквы ц и ь.
-Попробуйте определить, когда пишется ца, когда -тся или -ться?
-Какую цель поставите перед собой? (изучить то новое, что мы ещё не знаем).
III. Постановка темы и задач урока.
- Какое правило правописания слов, оканчивающихся на [ца] вы знаете? (правило написания имен существительных- курица, птица и т.д.).
- Почему оно не помогло вам при написании глаголов ?
- Значит, какого правила написания глаголов мы не знаем? (проблемная ситуация)
- Какую цель вы перед собой поставите? (найти способ правописания глаголов, оканчивающихся на -тся или -ться).
- Сформулируйте тему нашего урока? (правописание -тся и -ться в глаголах).
IV. Открытие новых знаний.
Раскрытие сущности правила.
- Запишите выделенные в стихотворениях слова в два столбика: в первый – без ь, а во второй - с ь.
-Поставьте вопросы к словам первого столбика и второго столбика. Запишите вопросы на первой строке.
садится (что делает?) гордиться (что делать?)
струится
глядится
напьется
ленится
поется
гордится
не годится
-Рассмотрите внимательно вопросы и слова. В какой форме глаголы? Что заметили? Какой вывод можно сделать?
- Вывод: если в вопросе есть ь знак, и глагол пишем с ь знаком. Если же ь знак отсутствует в вопросе, значит, и глагол пишем без ь знака.
-Составьте предложения со словами: гордится - гордиться.
Мама гордится сыном. Мама будет гордиться успехами сына.
- Запишите предложения, подчеркните глаголы, определите лицо глаголов.
- В каком предложении вы не смогли определить у глагола лицо? Почему? Что мы знаем про глаголы, которые стоят в неопределённой форме?
-Что заметили? В какой форме пишется ь, а в какой не пишется?
-Подведём итог, когда в глаголах пишется ь, а когда не пишется?
- Вывод: ь пишется у глаголов 3 лица и не пишется у глаголов неопределенной формы.
V. Первичная проверка понимания.
1) Осложненное списывание ( стр. 105, упр. 219 )
По цепочке дети объясняют написание слов с пропущенными орфографиями, записывая данные предложения в тетрадь.
2) Запиши слова в 3 столбика: 1)имена существительные; 2)глаголы в начальной форме; 3)глаголы в форме 3 лица.
умница учиться учится
столица светиться светится
курица виться клубится
VI. Первичное закрепление.
Ребятам предложили записать слово тепли[ца]. Сережа написал теплица, Женя написала теплится, а Юра написал теплиться. Как ты думаешь, кто из ребят прав? Аргументируй свой ответ.
-Объясните значение слов теплица, теплится, теплиться (омонимия слов).
(Теплица - теплое, с покрытием из прозрачного материала помещение для выращивания ранних овощей , цветов, теплолюбивых растений; теплиться, теплится- гореть слабым, неярким пламенем; быть чуть теплым; быть едва заметным)
-Много мудрых советов для всей нашей жизни можно найти в пословицах нашего богатого русского языка.
-Прочитайте пословицы и определите, какое задание нужно выполнить?
Борот?ся и искать, найти и не сдават?ся.
Всякий человек на деле познает?ся.
Сумел оступит?ся, сумей и исправит?ся.
-Спишите в тетрадь пословицу, которая может служить девизом вашей жизни. Объясните свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 4 классе. Тема: «Правописание –тся и –ться в глаголах».
Разработка урока русского языка в 4 классе. Тема урока:«Правописание –тся и –ться в глаголах».Программа "Школа России"...
правописание глаголов на ться и тся
УМК "Школа 21 века" 4 класс....
Правописание -тся и -ться в 3 классе
Урок по УМК Гармония в 3 классе. Проблемный урок....
Правописание -тся и ться у глаголов. УМК "Начальная школа 21в".
Знакомство с алгоритмом написания -ться и -тся. Отработка навыка системой упражнений....
Урок+презентация по русскому языку в 4 классе "Правописание -тся-и-ться-
Цель урока: познакомить детей с условиями выбора правописаний –тся и –ться; развивать умение безошибочно писать –тся и –ться в глаголах ...
Урок русского языка в 4 классе:" Правописание -тся и -ться в глаголах"
Урок разхработам с использованием ЦОР....
План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах."
План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах."Цель урока: Сформировать новые знания, умения и навыки по теме: «Правописание -тся и -ться в глаголах».Задачи:обуча...