Правописание -тся и -ться
план-конспект урока по русскому языку по теме

Левко Светлана Сергеевна

"Правописание -тся и -ться"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Класс: 4

Тема урока: « Правописание - тся и - ться в глаголах »

Цель урока: познакомить детей с правописанием глаголов,

оканчивающихся на - тся и - ться.

Задачи урока:

Образовательные:

- отработать способ действия при выборе написания - тся и – ться, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.

Развивающие:

- способствовать развитию умения самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать ее графически, объяснять правописание.

Воспитательные:

- создавать условия для воспитания активной жизненной позиции, умения себя оценивать и нести ответственность за результаты своего труда.

УУД

Регулятивные:

- постановка учебной задачи;

- оценивать правильность выполнения действия;

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цели рассуждений.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

Личностные:

- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Средства обучения: учебник русского языка 4 класс 2 часть « Школа России »

                                         Ход урока

I.   Мобилизующий этап

- Начнем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

Ну-ка проверь, дружок,

Готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Кто хочет получать

Только лишь оценку «5».

II.   Актуализация знаний

-Прочитайте стихотворения М.Бородицкой, записанные на доске.

Солнце садится, струится водица,

Птица синица в водицу глядится.

Чистой водицы синица напьется-

Славно сегодня звенится-поется.


Меж грибами мухомор

Красотой гордится.

Нечего гордиться-

Для супа не годится.

-Назовите выделенные слова. Разделите их на группы (глаголы, имена существительные).

-Что интересного заметили в словах данных стихотворений?(на конце слышится [ца])

-Какие вопросы у вас возникли? (почему сочетание звуков [ца] может быть обозначено по-разному: на конце существительных- буквами ца, на конце глаголов –ться или -тся)

-Кто догадался, какие буквы мы сегодня будем писать на минутке чистописания?

-Составьте задание для минутки чистописания, используя буквы ц и ь.

-Попробуйте определить, когда пишется ца, когда -тся или -ться?

-Какую цель поставите перед собой? (изучить то новое, что мы ещё не знаем).

III.   Постановка темы и задач урока.

- Какое правило правописания слов, оканчивающихся на [ца] вы знаете? (правило написания имен существительных- курица, птица и т.д.).

- Почему оно не помогло вам при написании глаголов ?

- Значит, какого правила написания глаголов мы не знаем? (проблемная ситуация)

- Какую цель вы перед собой поставите? (найти способ правописания глаголов, оканчивающихся на -тся или -ться).

- Сформулируйте тему нашего урока? (правописание -тся и -ться в глаголах).

 IV.   Открытие новых знаний.

   Раскрытие сущности правила.

- Запишите выделенные в стихотворениях слова в два столбика: в первый – без ь, а во второй - с ь.

-Поставьте вопросы к словам первого столбика и второго столбика. Запишите вопросы на первой строке.

садится (что делает?) гордиться (что делать?)

струится

глядится

напьется

ленится

поется

гордится

не годится

-Рассмотрите внимательно вопросы и слова. В какой форме глаголы?  Что заметили? Какой вывод можно сделать?

- Вывод: если  в вопросе есть ь знак, и глагол пишем с ь знаком. Если же ь знак отсутствует в вопросе, значит, и  глагол пишем без ь знака.

-Составьте предложения со словами: гордится - гордиться.

Мама гордится сыном. Мама будет гордиться успехами сына.

- Запишите предложения, подчеркните глаголы, определите лицо глаголов.

- В каком предложении вы не смогли определить у глагола лицо? Почему? Что мы знаем про глаголы, которые стоят в неопределённой форме?

-Что заметили? В какой форме пишется ь, а в какой не пишется?

-Подведём итог, когда в глаголах пишется ь, а когда не пишется?

- Вывод: ь пишется у глаголов 3 лица и не пишется у глаголов неопределенной формы.

V.   Первичная проверка понимания.

    1) Осложненное списывание ( стр. 105, упр. 219 )

По цепочке дети объясняют написание слов с пропущенными орфографиями, записывая данные предложения в тетрадь.

    2) Запиши слова в 3 столбика: 1)имена существительные; 2)глаголы в начальной форме; 3)глаголы в форме 3 лица.

умница учиться учится

столица светиться светится

курица виться клубится

VI.   Первичное закрепление.

Ребятам предложили записать слово тепли[ца]. Сережа написал теплица, Женя написала теплится, а Юра написал теплиться. Как ты думаешь, кто из ребят прав? Аргументируй свой ответ.

-Объясните значение слов теплица, теплится, теплиться (омонимия слов).

(Теплица - теплое, с покрытием из прозрачного материала помещение для выращивания ранних овощей , цветов, теплолюбивых растений; теплиться, теплится- гореть слабым, неярким пламенем; быть чуть теплым; быть едва заметным)

-Много мудрых советов для всей нашей жизни можно найти в пословицах нашего богатого русского языка.

-Прочитайте пословицы и определите, какое задание нужно выполнить?

Борот?ся и искать, найти и не сдават?ся.

Всякий человек на деле познает?ся.

Сумел оступит?ся, сумей и исправит?ся.

-Спишите в тетрадь пословицу, которая может служить девизом вашей жизни. Объясните свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 4 классе. Тема: «Правописание –тся и –ться в глаголах».

Разработка урока русского языка в 4 классе. Тема урока:«Правописание –тся  и –ться в глаголах».Программа "Школа России"...

правописание глаголов на ться и тся

УМК "Школа 21 века" 4 класс....

Правописание -тся и -ться в 3 классе

Урок по УМК Гармония в 3 классе. Проблемный урок....

Правописание -тся и ться у глаголов. УМК "Начальная школа 21в".

Знакомство с  алгоритмом написания -ться и -тся. Отработка навыка системой упражнений....

Урок+презентация по русскому языку в 4 классе "Правописание -тся-и-ться-

Цель урока: познакомить детей с условиями выбора правописаний –тся и –ться; развивать умение безошибочно писать –тся и –ться в глаголах ...

План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах."

План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах."Цель урока: Сформировать новые знания, умения и навыки по теме: «Правописание -тся и -ться в глаголах».Задачи:обуча...