Рабочая программа по курсу «Русский язык » для 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Бельчич Инна Сергеевна

Рабочая  программа  по курсу «Русский язык » для 4 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_pechatat.docx70.53 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел «Пояснительная записка»

Рабочая  программа  по курсу «Русский язык » для 4 класса составлена и реализуется на основе следующих документов:

1.ФЗ-273 «Об образовании в Российской федерации»

2.Закон РО № 26-3С «Об образовании в РО»;

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

4.Примерная программа  начального  общего образования по русскому языку для 4  класса и авторская программа (авторы: В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова );

5.Основная образовательная программа начального общего образования

МБОУ лицея №5

6. Положение о рабочей программе МБОУ лицей № 5;

7. Учебный план МБОУ лицей №5 на 2018-2019 учебный год.

8.Календарный учебный график МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год

9. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2821-10.

 Основная цель русского языка в 4 классе -сформировать понятия о частях речи ( их грамматическом ,лексическом значении ) и синтаксических единицах языка словосочетании и предложении.

Задачи:

- Сформировать понятие «части речи»;

- Овладеть способом различения самостоятельных частей речи, служебных и междометия;

-Сформировать синтаксические понятия: словосочетание и предложение.

-Овладеть способом выделения главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, научиться различать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске, определять предложения распространенные и нераспространенные ,сложные и простые,

-Обнаружить нефонемное написание корней и освоить основные правила их правописания;

-Продолжить работу по составлению плана, определяя самостоятельно тему текста и его основную мысль, излагать по плану содержание текста и подбирать заголовок;

-Продолжить работу по формированию контрольно-оценочных действий учащихся.

Общая характеристика учебного предмета:

  Понятия, изучаемые в 4 классе, центральные из которых – часть речи, словосочетание, предложение  напрямую не связаны с проверкой орфограмм.  Основным вопросом будет вопрос о том, как устроен язык и как он функционирует в речи. На первый план выступают лингвистические понятия, введение которых способствует формированию у учащихся общих способов лингвистического анализа. Основное направление орфографической работы в 4 классе – это отработка способов проверки изученных орфограмм и систематизация знаний о русской орфографии.Вместе с тем в этомгоду вводится и отрабатывается ряд новых орфограмм, а также ряд пунктограмм, связанных с изучениемопределённых синтаксических понятий.

Основными задачами развития речи в 4 классе являются:

1) различия разных типов текста-описания, повествования, рассуждения;

2)наблюдение над особенностями употребления разных частей речи в различных типах текста;

3) наблюдение над стилистическим разнообразием русской речи: различие делового и художественного описания, делового и художественного повествования; выявление стилистической роли синонимов в художественной речи;

4)отработка анализа смысловой структуры (выделение частей, составление плана) текста разного типа;

5) обучение составлению и изложению текстов делового и художественного характера, текста-описания, текста-повествования, теста-рассуждения (по изученному грамматическому материалу); изложению теста с элементами повествования, описания и рассуждения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

      Согласно учебному плану МБОУ лицея № 5 всего на изучение русского языка (4 класс) в начальной школе выделяется 170 часов ( 5 часов в неделю, 34учебные недели ).

На основании календарного учебного графика МБОУ лицея № 5 на 2018-2019уч.год,  программакурса скорректирована на 161 час.

Последовательность изучения тем :

Раздел 1. Строение слова. Повторение материала изученного во 2-3 классах– 14 часов.

Раздел 2. Слово как часть речи. – 26 часов.

Раздел 3. Грамматические формы и грамматические значения имён и глагола. -28 часов.

Раздел 4. Система частей речи в русском языке-25 часов.

Раздел 5.Синтаксические единицы языка : словосочетание и предложение - 34 часа.

Раздел 6. Типы предложений в русском языке-20 часа.

Раздел 7.Систематизация знаний о слове и его работе в речи-14 часов

Описание ценностных ориентиров содержания учебного процесса.

 Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования

обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родны языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

     В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

    Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Раздел «Планируемые результаты учебного предмета».

В результате освоения программы в 4 классе планируется достижение младшими школьниками следующих результатов:

личностные:

-осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения и неотъемлемой частью национальной культуры;

- устойчивый познавательный интерес к родному языку, его устройству и его  особенностям функционирования   в речи;

 -  понимание необходимости соблюдения языковых и речевых норм в устном и письменном общении для более точной передачи его содержания;

-способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета.

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

–  вычитывать  все  виды  текстовой  информации:  фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–  извлекать  информацию,  представленную  в  разных  формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

–  перерабатывать  и  преобразовывать  информацию  из  одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться  и приходить  к  общему решению  в  совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметные результаты :

-понимать, что такое часть речи

-знать общие и частные грамматические значения и грамматические формы изученных частей речи;

-применять  правила правописания корней зор-/зар-, гор-/гар ;

-применять правило правописания приставок на з-/с-;

-применять правило правописания суффикса – о (-е) в наречиях, образованных от прилагательных без приставок;

-применять правила правописания буквы ь после шипящих во всех частях речи;

-применять правила правописания форм повелительного наклонения глагола;

-определять виды синтаксических единиц;

-уметь определять  значения зависимых членов словосочетания;

-уметь определять  грамматическое значение предложения;

-знатьчто такое сказуемое, его виды;

-знатьчто такое подлежащее как слово, определяющее грамматические формы сказуемого;

-уметь определять главные и второстепенные члены предложения;

-уметь распознавать предложения с двумя и одним главным членом;

-уметь определять  простые и сложные предложения;

-уметь распознавать ряды однородных слов в предложении.

- определять принадлежность слова к одной из изученных частей речи;

-определять грамматические значения слова и словоформы в предложении, средства их выражения;

- образовывать от данного слова другие части речи и объяснять способ их образования;

- объяснять правописание слова;

- правильно писать изученные в 1-4 классах слова с непроверяемыми орфограммами;

- правильно употреблять знаки препинания при записи сложных предложений без союзов и с союзами и, а, но или простых предложений с однородными членами;

-записывать под диктовку связный текст (не менее 80 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами;

-письменно излагать содержание повествовательного текста с элементами описания и рассуждения с предварительным составлением плана;

-строить развёрнутое устное сообщение по изученному учебному материалу с иллюстрацией и обоснованием формулируемых положений;

- давать подробный письменный ответ на вопросы по изученному учебному материалу;

- составлять и записывать сочинение ( повествование и описание) делового и художественного характера на заданную тему.

Учебно-методические пособия, используемые для достижения планируемых результатов:

  1. В.В. Репкин, Т.В. Некрасова, Е.В. Восторгова.  Русский язык  для 4 класса начальной школы ( Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). В 2-х частях.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  2. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. Русский язык 4 класс.  ООО Издательство «Экзамен», 2014.
  3. Уроки Кирилла и Мефодия 4 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», 2014.
  4. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. Русский язык «Основные правила и понятия. 1-4 класс».  ООО Издательство «Экзамен», 2014.
  5. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. Русский язык «Словарные слова».  ООО Издательство «Экзамен», 2014.
  6. Комплект динамических раздаточных пособий с эластичными элементами для начальной школы по русскому языку для контрольно-проверочных работ (резинка). Словарные слова. Пишем правильно.

Раздел «Содержание учебного предмета».

1.« Строение слова (повторение материала, изученного во 2 и 3 классах)» - 14 часов

Основа и окончание слова. Родственные слова. Наименьшие значимые части слова (морфемы) и их работа. Сложные слова. Интерфикс как особая (соединительная) морфема. Интерфикс -о- (-е-).

Фонемы как строительный материал морфем. Чередование звуков и фонем в морфемах.

Буква как знак фонемы. Способы проверки орфограмм в разных морфемах. Нефонемные написания в падежных окончаниях и в корнях гор-/гар-, кос-/кас- (наблюдения). Нефонемные написания в приставках (приставки на -з/-с).

Дополнительный материал для факультативного изучения

Особенности написания и употребления в речи слов с корнем лож-/лаг-.

2.  «Слово как часть речи» -26 часов

Лексическое значение слова (слово как название человека, предмета, признака, действия, состояния и т. п.). Лексическое значение слов-названий, слов-указателей (местоимений) и слов-«помощников» (служебных слов). Однозначные и многозначные слова. Слова-синонимы и слова-омонимы.

Грамматические значения слова (значения слова, появляющиеся в высказывании: обозначение действующего лица,

как индивидуальное значение отдельного слова. Типовой характер грамматических значений (грамматическое значение как значение, одинаковое для большой группы слов).

Грамматические значения слов как средство присоединения слова к другим словам в высказывании. Зависимые и независимые, переменные и постоянные грамматические значения слов. Разные грамматические модели слов, называющих предметы, действия и признаки, отражающие разный способ присоединения этих слов к другим словам в высказываниях.

Общее грамматическое значение слов, обозначающих предметы («предмет»), и средства его выражения. Его отличие от лексического значения этих слов («предмет» как носитель признака). Наличие общего грамматического значения у слов, называющих признаки («признак предмета») и действия («процесс»). Уточнение трех грамматических моделей слов: указание на общее грамматическое значение.

Часть речи как слова, имеющие одинаковое общее грамматическое значение, т.е. построенные по одной и той же грамматической модели. Обусловленность «поведения» слова в речи (способности присоединяться к другим словам и присоединять их к себе) его общим грамматическим значением.

Склоняемые (имена) и спрягаемые (глаголы) части речи. Общее и частные грамматические значения имени существительного, имени адресата действия, количества называемых предметов, времени действия и т. п.). Возможность выражения одним словом одновременно нескольких грамматических значений. Обязательность противопоставленных вариантов одного и того же грамматического значения (единственное и множественное число; мужской, женский  и  средний  род и т. п.).

Сравнительная характеристика лексических и грамматических значений слова. Сохранение лексического значения слова при его изменении в речи (высказывании). Основа слова как средство выражения его лексического значения. Различные изменения слова (словоформы) как средство выражения его грамматических значений. Лексическое значение прилагательного и глагола.

Дополнительный материал для факультативного изучения

Омонимичные прилагательные и существительные. Омонимичные глаголы и отглагольные существительные.

3.«Грамматические формы и грамматические значения имен и глагола» - 28 часов

Грамматические формы как словоформы одного и того же слова, отличающиеся друг от друга каким-то одним грамматическим значением.

Падежные формы существительных (падежи: именительный, родительный' и др.) и их значения (действующее лицо, адресат действия и пр.)- Соотношение количества падежных форм имени существительного и количества его словоформ. Грамматическая форма падежа, выражающая определенное падежное значение, как представитель грамматической категории падежа. Многозначность русских падежей (выражение с помощью одной и той же падежной формы разных падежных значений). Типы склонения существительных.

Грамматическая категория числа существительных. Формы числа существительных (единственное и множественное число) и их значения (указание на количество предметов: один или больше одного). Соотношение количества форм числа имени существительного и количества его словоформ. Формы числа существительных как «командир» для форм числа зависимых слов (прилагательных и глаголов).

Грамматическая категория рода существительных. Три формы рода существительных (мужской, женский и средний род) и их значения (указание на пол: женский или мужской). Отсутствие значения рода у формы среднего рода и форм рода существительных, называющих неживые предметы. Формы рода существительных как «командир» для форм рода зависимых слов (прилагательных и глаголов).

Грамматическая категория одушевленности-неодушевленности существительных. Формы одушевленности-неодушевленности существительных и их значения (указание на живое существо или неживой предмет). Винительный падеж как средство выражения этого грамматического значения.

Грамматические категории имен прилагательных. «Дублирование» формами числа, падежа и рода прилагательных тех же форм существительных. Способ определения форм рода, числа и падежа имен прилагательных. Выражение грамматических значений неизменяемых существительных (типа пальто) с помощью форм зависимых слов (на примере прилагательных).

Грамматические категории глаголов. Формы лица (1-е, 2-е и 3-е) и их значения (указание на разных участников разговора: «делает(ют) тот (те), кто говорит», «делает(ют) тот (те), кому говорят», «делает(ют) тот (те), о ком говорят»). Формы времени глагола (настоящее, будущее и прошедшее) и их значения (отношение действия к моменту речи: «говорю и делаю одновременно», «сначала говорю, потом буду делать», «сначала делал, потом говорю»). Особенности образования разных форм времени глаголов (личные окончания, суффикс -л- прошедшего времени, вспомогательный глагол (быть в будущем времени). Связь форм лица и рода с формами времени. Формы наклонения глаголов (изъявительное, условное и повелительное) и их значения (оценка говорящим реальности-нереальности действия: «происходит на самом деле», «могло бы произойти», «хочу, чтобы произошло»). Буква Ь в формах повелительного наклонения глаголов.

Грамматическая характеристика имени существительного, имени прилагательного и глагола.

Дополнительный материал для факультативного изучения

Основные и дополнительные падежи в русском языке. Переход некоторых существительных, называющих профессии (типа директор, врач, инженер), в слова общего рода. Исторические сведения о форме прошедшего времени глаголов.

4. «Система частей речи в русском языке» - 25 часов

Имя числительное, его общее грамматическое значение («число», «количество предметов»). Грамматические формы числительного (формы падежа). Имена числительные и счетные существительные. Порядковые прилагательные, образованные от числительных {третий, десятый и т.д.). Простые, сложные и составные числительные, некоторые особенности их правописания (буква Ь в числительных на -дцать и -десят).

Местоименные слова и их место в системе частей речи. Местоименные прилагательные как особая разновидность имен прилагательных. Местоименные числительные как особая разновидность имен числительных. Местоименные существительные как отдельная часть речи, имеющая особую грамматическую модель, отличную от грамматической модели существительных. Общее грамматическое значение местоименных существительных («участники разговора»).

Наречие, его общее грамматическое значение («признак действия»). Отсутствие у наречия частных грамматических значений, прикрепляющих его к другим словам (неизменяемость наречий). Возможность присоединения наречия к глаголам, прилагательным и существительным. Образование наречий от прилагательных с помощью суффикса -о (-е). Особенности правописания наречий (наречия с приставками и существительные с предлогами (наблюдения), суффиксы -о и -е в конце наречий после шипящих; буква Ь в конце наречий после шипящих).

Самостоятельные и служебные части речи. Предлоги как особая часть речи, их общее грамматическое значение. Союзы как служебная часть речи, их роль в языке. Знаки препинания при записи высказываний с союзами (наблюдения). Обязательность запятой перед союзами а и но. Частицы как служебная часть речи, их роль в языке. Употребление частицы не с разными частями речи (наблюдения). Раздельное написание частицы не с  глаголами.

Междометия, их роль в языке. Междометие  как особая часть речи, не относящаяся ни к самостоятельным, ни к служебным словам. Знаки препинания при записи высказываний с междометиями.

Составление классификационной схемы частей речи, выяснение ее открытого характера.

Дополнительный материал для факультативного изучения

Особенности словоизменения числительных два и оба, нормы употребления их в речи. Особенности слитно-раздельного написания наречий с приставками (наблюдения).

5.«Синтаксические единицы языка (словосочетание и предложение)» - 34часа

Типы грамматической связи между словами (подчинительная, взаимная, сочинительная). Разные синтаксические единицы языка, образованные с помощью разного типа грамматической связи. Отличие синтаксических единиц языка как «составленных» говорящим от слов и морфем как «готовых», данных в языке.

Словосочетание как синтаксическая единица, образованная на основе подчинительной связи. Независимый и зависимый члены словосочетания, способ их разграничения. Работа словосочетания в речи (уточненное название предмета, действия или признака). Работа независимого члена (название предмета, действия, признака) и работа зависимого члена (уточнение названия предмета, действия, признака). Типы уточнения зависимого члена словосочетания (дополнение, определение, обстоятельство). Способ определения работы (типа уточнения) зависимого члена (по вопросу).

Предложение как синтаксическая единица, образованная с помощью взаимной связи и служащая для построения высказываний. Разные предложения и разные формы одного и того же предложения. Грамматическое значение предложения (соотнесенность сообщения с действительностью), выражающееся с помощью разных форм предложения. Понятие о сказуемом как члене предложения, выражающем его грамматическое значение, способ нахождения сказуемого. Подлежащее как член предложения, от которого зависят грамматические формы сказуемого. Возможность выражения сказуемого разными частями речи. Наблюдения над особенностями сказуемого, выраженного существительным и прилагательным (необходимость глагольной связки быть, ее опущение в настоящем времени). Две работы сказуемого в предложении: сообщение о подлежащем и выражение грамматического значения предложения.

Дополнительный материал для факультативного изучения

Свободные и несвободные словосочетания (фразеологизмы). Предложение и высказывание: члены предложения и смысловые части высказывания, логическое ударение как средство выделения основного смысла высказывания.

6.«Типы предложений в русском языке» - 20 часов

Предложения, содержащие сообщение или вопрос (повествовательные и вопросительные предложения). Предложения, различающиеся по эмоциональной окраске высказывания {восклицательные и невосклицательные предложения).

Уточнение содержания подлежащего и сказуемого с помощью грамматически зависимых от них слов. Грамматическая основа предложения. Нераспространенные (состоящие только из главных членов предложения) и распространенные (состоящие из главных и второстепенных членов) предложения.

Предложения с двумя и одним главным членом.

Простые и сложные предложения. Средства грамматической связи между частями сложного предложения (союзы, интонация). Знаки препинания (запятая) в сложном предложении (наблюдения).

Ряды однородных слов в предложении, средства связи между ними. Знаки препинания в предложениях с однородными словами.

Слова, являющиеся и не являющиеся членами предложения (на примере обращений и междометий); средства выделения последних в устной речи и на письме.

Грамматическая характеристика простого предложения. Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Нераспространенное или распространенное предложение. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения, уточняющие подлежащее и сказуемое. Наличие слов, не являющихся членами предложения.

Дополнительный материал для факультативного изучения

Утвердительные и отрицательные предложения.

7.«Систематизация знаний о слове» - 14 часов

Звуковая и фонемная характеристика слова. Характеристика лексического значения слова и его родственных слов. Характеристика морфемного состава слова и особенностей его правописания. Грамматическая характеристика слова и его работа в речи.

8.«Развитие речи»

Типы текста (повествование, описание, рассуждение), особенности их структуры. Употребление разных частей речи в различных типах текста. Составление описания по заданному повествованию и наоборот.

Приемы, усиливающие передачу событийности в тексте-повествовании: употребление связочных слов, детализация событий. Важность правильного подбора видовременных форм глагола в повествовании.

Особенности деловой и художественной речи. Деловое и художественное описание. Роль определений в художественной речи (эпитеты, без термина). Деловое и художественное повествование. Составление делового и художественного описания. Составление делового и художественного повествования. Составление текста-инструкции.

Составление устного и письменного рассуждения по изученному грамматическому материалу. Изложение текста с элементами повествования, описания и рассуждения (при необходимости с предварительным составлением плана).

Использование устойчивых словосочетаний в речи как особое средство выразительности.

Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

Контрольные, лабораторные, практические работы

Раздел I.

Строение слова. Повторение

материала

изученного во 2 – 3 классах

14 часов

Контрольная работа №1 по теме раздела «Строение слова. Повторение материала, изученного во 2 – 3 классах»

Раздел 2.

Слово как часть речи

26 часов

Контрольная работа № 2      (списывание)

Р/речи. Изложение. Детальное описание событий в повествовании

Контрольная работа №3  по теме раздела «Слово как часть речи»

Контрольная работа №4 по теме « Понятие частей речи»

Раздел3

Грамматические формы

и грамматические значения имён и глагола

28 часов

Контрольная работа № 5 по теме раздела «Всё ли мы знаем о грамматических значениях имён  глаголов?»

Раздел 4

Система частей речи русском языке

25 часов

Контрольная работа (списывание) №6

Контрольная работа №7 по теме « Система частей речи в русском языке»

Р/речи. Изложение.«Составление плана текста-описания.»

Контрольная работа № 8 по теме раздела «Система частей речи в русском языке»

.

Раздел 5. Синтаксические единицы языка:

словосочетание и предложение

34 часа

Р/речи. Сочинение.«Роль определений в художественной

речи (эпитеты, без термина»).

Контрольная работа № 9 (списывание)

Контрольная работа №10 по теме  «Синтаксические  единицы языка: словосочетание и предложение».

Контрольная работа №11 по теме « Систематизация знаний о синтаксических единицах»

Раздел 6

Типы предложений

в русском языке

20 часов

Раздел 7

Систематизация знаний

о слове и его работе в речи

14часов

Контрольная работа  №13 (списывание)

Контрольная работа №14 по теме раздела «Систематизация знаний о слове и его работе в речи»

Контрольная работа №15 « Систематизация изученного за год»

Раздел «Календарно- тематическое планирование».

№ п/п

Раздел учебного курса

Дата  проведения урока

Раздел I.  Строение слова. Повторение

материала, изученного во 2 – 3 классах- 14 часов

1

Значимые части слова (повторение). Морфемы как наименьшие значимые части слова

03.09

2

Родственные слова (повторение). Сложные слова. Интерфикс как особая морфема

04.09

3

Фонемы как строительный материал для морфем (повторение)

05.09

4

Диагностическая  работа

06.09

5

Обозначение фонем буквами по закону письма (повторение)

07.09

6

Проверка орфограмм слабой позиции в разных частях слова

10.09

7

Орфограммы, нарушающие закон письма (повторение).

 Корни кос-/кас

11.09

8

Орфограммы, нарушающие закон письма.

Приставки на з-/с-

12.09

9

Орфограммы, нарушающие закон письма.

Правописание приставок пре- и при-

13.09

10

Р/речи.  Повествование и описание

14.09

11

Проверка орфограмм разного типа

17.09

12

Контрольная работа №1 по теме раздела «Строение слова. Повторение материала, изученного во 2 – 3 классах»

18.09

13

Анализ контрольной работы

19.09

14

Особенности правописания и произношения  слов с корнем-лаг- /лож-.

20.09

Раздел II. Слово как часть речи- 26 часов

15

Постановка УЗ: "Что такое часть речи?"

21.09

16

Грамматическое значение слова.

24.09

17

Особенности грамматических значений слова

25.09

18

Особенности грамматических значений слова

26.09

19

Отличие лексического значения слова от грамматического (индивидуальность лексического слова и типичность грамматических значений)

27.09

20

Отличие лексического значения слова от грамматического (индивидуальность лексического слова и типичность грамматических значений)

28.09

21

Сравнение разных средств выражения лексического и грамматического значенияслова: лексического – с помощью основы.

1.10

22

Сравнение разных средств выражения лексического и грамматическогозначения слова: грамматического – с помощью разных словоформ.

02.10

23

Три грамматических модели слов

03.10

24

Р/речи. Изложение.«Связочные слова в повествовании»

04.10

25

"Предмет как общее грамматическое значение слов, построенных по 1-ой модели.

05.10

26

"Предмет" как носитель признака."

08.10

27

Общее грамматическое значение слов, построенных по модели названия признака

09.10

28

Краткая форма слов, обозначающих признаки предметов

10.10

29

Ь после шипящих в краткой форме слов, обозначающих признаки предметов

11.10

30

Общее грамматическое значение слов, построенных по модели названий действий

12.10

31

Понятие части речи.

15.10

32

Контрольная работа № 2 (списывание)

16.10

33

Контрольная работа №3  по теме раздела «Слово как часть речи»

17.10

34

Названия трех основных частей речи

18.10

35

Грамматическая модель неизменяемых слов

19.10

36

Переход слов из одной части речи в другую.

22.10

37

Р/речи. Изложение. Детальное описание событий в повествовании

23.10

38

Контрольная работа №4   по теме « Понятие частей речи»

24.10

39

Анализ контрольной работы

25.10

40

Переход слов из одной части речи в другую (ДЛ)

26.10

Раздел Ш.   Грамматические формы

и грамматические значения имён и глагола- 28 часов

41

Постановка УЗ: «Всё ли мы знаем о грамматических значениях имён и глаголов?»

6.11

42

Грамматическая форма как средство выражения грамматического значения слова. Падежные формы существительных.

07.11

43

Типы склонений существительных (составление таблицы склонений)

08.11

44

Многозначность падежной формы.

9.11

45

Две работы падежной формы существительного.

12.11

46

Особенности употребления предлогов с падежными формами.

13.11

47

Грамматические формы числа существительных.

Две работы форм числа.

14.11

48

«Пустые» формы (существительные, имеющие только одну форму числа).

15.11

49

Собирательные существительные.

16.11

50

Грамматические формы рода

существительных.

19.11

51

Форма рода слов типа дядя.

20.11

52

Р/речи. Сочинение художественного характера  на заданную тему

21.11

53

Отсутствие рода у существительных, имеющих только форму множественного числа.

22.11

54

Слова общего рода.

23.11

55

Одушевлённость-неодушевлённость

существительных как особое грамматическое значение существительных.

26.11

56

Формы числа, падежа и рода имён прилагательных.

27.11

57

Выражение грамматических значений неизменяемых слов с помощью форм зависимых слов. Грамматическая характеристика имён существительных и имён прилагательных.

28.11

58

Формы лица глагола.  Безличные глаголы.

29.11

59

Типы спряжения

30.11

60

Формы времени глагола. Способ разграничения формы будущего простого времени и формы настоящего времени.

03.12

61

Глаголы, имеющие две и три формы времени.

04.12

62

Формы наклонения глагола

05.12

63

Грамматическая характеристика глаголов.

06.12

64

Подбор подходящих видовременных форм глагола в повествовании.

07.12

65

Контрольная работа № 5 по теме раздела «Всё ли мы знаем о грамматических значениях имён  глаголов?»

10.12

66

Анализ контрольной работы.

11.12

67

Р/речи. Изложение. Составление описания по заданному повествованию и наоборот.

12.12

68

Дополнительные падежи в русском языке.

Исторические сведения о форме прошедшего времени глаголов.

13.12

Раздел IV.Система частей речи в   русском языке -25 часов

69

Постановка УЗ «Система частей речи в русском языке».

14.12

70

Имя числительное как особая часть речи.

17.12

71

Счётные слова и числительные.

18.12

72

Особенности правописания числительных.

19.12

73

Контрольная работа№6  (списывание)

20.12

74

Контрольная работа №7 по теме « Система частей речи в русском языке»

21.12

75

 Правописание числительных.

24.12

76

Местоимённые слова.

25.12

77

Местоимённые существительные как особая часть речи. Уточнение модели местоименных существительных.

26.12

78

Местоименные существительные как особая часть речи.Значение лица местоимения

27.12

79

Предлог как особая часть речи.

11.01

80

Р/речи. Рассуждение.

14.01

81

Наречие как особая часть речи.

15.01

82

Наречие как особая часть речи.Образование наречий от прилагательных с помощью суффикса –о (-е).

16.01

83

Особенности правописания наречий.

Суффиксы–о (-е) в конце наречий после шипящих.

17.01

84

Особенности правописания наречий.Буква «ь» в конце наречий послешипящих.

18.01

85

Союз как особая часть речи.

21.01

86

Союз как особая часть речи. Выявление работы союзов

22.01

87

Частицы как особая часть речи.

23.01

88

Р/речи. Изложение.«Составление плана текста-описания.»

24.01

89

Междометие как особая часть речи.

25.01

90

Р/речи. Изложение. Составление рассуждения.

28.01

91

Контрольная работа № 8 по теме раздела «Система частей речи в русском языке»

29.01

92

Анализ контрольной работы.

30.01

93

Особенности числительных два и оба.

31.01

Раздел V. Синтаксические единицы языка:

словосочетание и предложение -   34 часа

94

Постановка УЗ «Как связываются слова

друг с другом в речи?»

01.02

95

Три типа грамматической связи в синтаксических единицах.

04.02

96

Подчинительная и взаимная связи в синтаксических единицах.

05.02

97

Сочинительная связь в синтаксических единицах.

06.02

98

Запятые при однородных словах.

07.02

99

Р/речи Изложение.«Деловое и художественное описание.»

08.02

100

Словосочетание как особая синтаксическая единица.

11.02

101

Способ определения зависимого и независимого слова в словосочетании.

12.02

102

Работа словосочетания.

13.02

103

Типы значения зависимого слова

в словосочетании :определение.

14.02

104

Типы значения зависимого слова

в словосочетании :дополнение

15.02

105

Типы значения зависимого слова

в словосочетании :обстоятельство

18.02

106

Типы значения зависимого слова в словосочетании.

19.02

107

Неизменяемые слова в словосочетаниях.

20.02

108

Сложные словосочетания.

21.02

109

Р/речи. Сочинение.«Роль определений в художественнойречи (эпитеты, без термина»).

22.02

110

Роль взаимной связи между словами  при построении высказываний.

25.02

111

Предложение как особая синтаксическая единица.

26.02

112

Роль предложения в речи.

27.02

113

Грамматическое значение предложения.

28.02

114

Формы предложения.

01.03

115

Контрольная работа № 9 (списывание)

04.03

116

Сказуемое и подлежащее как члены предложения.

05.03

117

Однородные члены предложения.

06.03

118

Однородные члены предложения.

7.03

119

Разные средства выражения

сказуемого (составные сказуемые, без термина).

11.03

120

Алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении.

12.03

121

Отработка способа определения сказуемого и подлежащего.

13.03

122

Контрольная работа №10 по теме  «Синтаксические  единицы языка: словосочетание и предложение».

14.03

123

Слово и словосочетание.

Предложение и высказывание.

15.03

124

Контрольная работа №11 по теме:

« Систематизация знаний о синтаксических единицах»

18.03

125

Анализ контрольной работы.

19.03

126

Систематизация знаний о синтаксических единицах.

20.03

127

Р/речи. Изложение. Составление плана делового текста.

21.03

Раздел VI. Типы предложений в русском языке  -20 часов

128

Постановка УЗ«Какие бывают предложения?»

22.03

129

Виды предложений по цели высказывания

3.04

130

Виды предложений  по эмоциональной окраске.

4.04

131

Распространённые и нераспространённые

предложения

05.04

132

Главные члены предложения.

8.04

133

Второстепенные лены предложения.

9.04

134

Выделение главных и второстепенных

членов предложения.

10.04

135

Слова, не являющиеся членами предложения.

11.04

136

Разный состав грамматической основы  предложения. Один или два члена предложения.

12.04

137

Сложные предложения с союзами и знаки препинания в них.

15.04

138

Сложные предложения без союзов и знаки препинания в них.

16.04

139

Сложные предложения с подчинительными союзами.

17.04

140

Р/речи. Изложение. Деловое и художественное повествование.

18.04

141

Грамматическая характеристика

простого предложения.

19.04

142

Отработка грамматической характеристики

простого предложения.

22.04

143

Р/речи. Составление плана текста-инструкции.

23.04

144

Контрольная работа № 12 по теме раздела «Типы предложения в русском языке»

24.04

145

Анализ контрольной работы.

25.04

146

Особенности сказуемого в предложении.

26.04

147

Р/речи. Сочинение делового характера на заданную тему.

29.04

Раздел VII. Систематизация знаний о слове и его работе в речи- 14 часов

148

Постановка УЗ «Что же такое слово?»

30.04

149

«Звуковой портрет» слова.

06.05

150

Лексическое значение слова.

07.05

151

Контрольная работа  №13 (списывание)

8.05

152

Контрольная работа №14 по теме раздела «Систематизация знаний о слове и его работе в речи»

13.05

153

Анализ итогового диктанта.

14.05

154

Родственные слова.

15.05

155

Морфемный состав слова.

16.05

156

Проверка орфограммы в слове.

17.05

157

Слово как часть речи.

20.05

158

Контрольная работа №15 « Систематизация изученного в 4 классе»

21.05

159

Анализ контрольной работы.

22.05

160

Проверка орфограммы в слове.

23.05

161

Слово как член предложения. Устойчивые словосочетания.

24.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование учебного курса "Русский язык" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Календарно-тематическое планирование учебного курса "Русский язык" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Обучение ведётся по триместрам...

Рабочая программа по курсу "Русский язык" 3 класс

Рабочая программа составлена к учебнику Т. Г. Рамзаевой 3 класс....

Рабочая программа по курсу "Русский язык" 1 класс

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Русский язык  Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др./ «Школа России» Сборник рабочих программ.1-...

Рабочая программа педагога Кирпинёвой Елены Александровны Высшей квалификационной категории по учебному курсу «Русский язык» 1 класс Программа «Школа 2100»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №13 ст. Незлобной»  «Рассмотрено»Руководитель МО__________/ Е. А. Крипинева/Протокол №___...

Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык." 1 класс. "Школа России."

Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык." 1 класс. Программа "Школа России."...

Рабочая программа курса Русский язык 2 класс УМК "Перспектива" ФГОС

1 титульный лист2 пояснительная записка.3.общая характеристика предмета4 содержание учебного предмета5 учебно-тематическое планирование6 текущий и итоговый контроль...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА Название курса: «Русский язык»4 класс

Программа учебного курса "Русский язык" 4 класс(программа "ПЕРСПЕКТИВА")...