Факультативный курс по русскому языку "Самый умный"
учебно-методический материал по русскому языку (3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по факультативному курсу «Самый умный» для 3-4 классов разработана на основе:
- Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7);
- Концепция модернизации Российского образования;
- Концепция содержания непрерывного образования;
- Положение о рабочей программе;
- Положение о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.
Общая характеристика факультативного курса:
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.
Факультативный курс “Самый умный” разработан для внеурочной деятельности для учащихся 3 – 4 классов. Он занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников, развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.
Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Программа соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в ней предусмотрено увеличение активных форм обучения: игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
Основная цель курса «Грамотное письмо» - формирование навыка грамотного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
- развитие интереса и любви к великому русскому языку как учебному предмету;
- расширение и углубление программного материала;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
- формирование учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетенции учащихся;
- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
- овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Место курса в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. На изучение факультативного курса «Самый умный» в 3 – 4 классах 34 часа в каждом классе (1 ч в неделю).
Дидактические принципы:
доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся;
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка;
актуальность: создание условий для повышения мотивации к обучению русскому языку, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся;
практическая направленность: содержание занятий факультатива направлено на освоение терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение орфографических заданий, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и в других играх и конкурсах по русскому языку;
мотивация: развитие интереса к русскому языку, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по русскому языку;
реалистичность: усвоение основного содержания программы возможно за 34 занятия.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение орфографических заданий;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса (34ч., 1 ч. в неделю).
Учащиеся научатся:
- правописанию слов с изученными орфограммами: безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, непроверяемые ударением (слово из словарика); удвоенные согласные, разделительные Ъ и Ь знаки; непроизносимые и парные звонкие и глухие согласные; гласных Ы, И после Ц;
- различать признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, числительного).
Учащиеся получат возможность:
- различать приставки и предлоги;
- различать синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы;
- находить крылатые слова и выражения, уметь объяснить их значение, употреблять в речи;
- проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, гласных Ы, И после Ц;
- писать правильно слова с удвоенными согласными;
- определять род, число, падеж имен существительных и имен прилагательных;
- определять число, время глаголов;
- работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила;
- различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова;
- составлять рассказы по картинке;
- принимать участие в школьных, районных олимпиадах и всероссийском конкурсе «Русский медвежонок».
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса (34ч., 1ч. в неделю).
Учащиеся научатся:
- правилам правописания слов с изученными орфограммами: правописание безударных гласных и парных согласных, правописание приставок ПРЕ и ПРИ, правописание личных окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов;
- различать признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, числительного, наречия);
- определять главные и второстепенные члены предложения; понятия «определение», «дополнение», «обстоятельство»; однородные члены предложения.
Учащиеся получат возможность:
- проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, отличать приставки ПРЕ и ПРИ и правильно их писать;
- правильно писать личные окончания имен существительных, прилагательных и глаголов;
- правильно расставлять знаки препинания при однородных членах предложения;
- находить в тексте, распознавать и употреблять крылатые слова и выражения;
- распознавать и подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова - омонимы, архаизмы;
- различать главные и второстепенные члены предложения;
- находить в предложении «определение», «дополнение», «обстоятельство»;
- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим словарями;
- принимать участие в школьных, районных олимпиадах и всероссийском конкурсе «Русский медвежонок».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Факультативные занятия помогут учащимся:
- усвоить основные базовые знания по русскому языку, её ключевые понятия;
- помочь овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению безошибочного письма слов, предложений;
- успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2017- - 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ф.И.О. учителя: Феронова Л.И.
Класс: 3
Предмет: факультативный курс «Самый умный»
Программа: рабочая программа по факультативному курсу «Самый умный» 3-4 классы
Учебник: нет Тетрадь: «Развитие речи» авторы Васильева Л.С., Коротченкова Л.В.
Количество часов: 34 (1 час в неделю )
№п/п | Название темы | Количество часов | Дата | |
Вводное занятие «Русский язык – сказочное царство слов» | 1ч | |||
Сказочное царство Звуков | 3ч | |||
Подготовка и участие во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок» | 3ч | |||
Путешествие в страну Слов (лексика) | 8ч | |||
Веселая Морфология | 8ч | |||
Путешествие в страну «Правописания» | 10ч | |||
Итоговое занятие КВН по русскому языку | 1ч | |||
Итого: | 34часа |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ф.И.О. учителя: Феронова Л.И.
Класс: 4
Предмет: факультативный курс «Самый умный»
Программа: рабочая программа по факультативному курсу «Самый умный» 3-4 классы
Учебник: нет
Количество часов: 34ч. (1 час в неделю)
№п/п | Название темы | Количество часов | Дата | |
план | факт | |||
Вводное занятие «Русский язык – сказочное царство слов» | 1ч | |||
Подготовка и участие во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок» | 3ч | |||
Путешествие в страну Слов (лексика) | 3ч | |||
Веселая Морфология | 10ч | |||
Путешествие в страну «Правописания» | 9ч | |||
Занимательный Синтаксис | 4ч | |||
Путешествие в королевство Пунктуации (однородные члены предложения) | 3ч | |||
Итоговое занятие КВН по русскому языку | 1ч | |||
Итого: | 34часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса "Уроки русского языка для предупреждения дисграфии"
Предлагаемая программа « Уроки русского языка для предупреждения дисграфии» факультативного курса разработана в соответствии с требованиями современных традиционных программ начальной школ...
Программа факультативного курса по русскому языку для 4 класса.
Программа факультативного курса разработана для учащихся 4 класса.Курс расчитан на 68 часов (2 занятия в неделю). Программа расчитана на углубленное изучение русского языка и подготовку к олимпиадам....
Программа факультативного курса по русскому языку «Занимательная грамматика»
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные ...
Программа факультативного курса по русскому языку "Занимательная грамматика"
Факультативный курс по русскому языку в соответствии с ФГОС...
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "Занимательная грамматика"
quot; ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА" ( В соответствиии с ФГОС)...
Факультативный курс по русскому языку "Занимательная грамматика" (1-4 класс)
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных инт...
Программа факультативного курса по русскому языку в 3 классе "Занимательная грамматика".
Факультативный курс “Занимательная грамматика” является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государствен...