Строчная буква "Т"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Булгакова Светлана Петровна

Урок знакомит обучающихся с написанием букву «т», учит писать слоги-слияния с данной буквой, слова, предложения, развивает фонематический слух детей, память, внимание, логическое мышление.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pisma_st.docx1012.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока письма  по теме «Строчная буква т»

Цели: 
1. Научить каллиграфически верно писать прописную букву «т». Учить писать слоги-слияния с данной буквой, слова, предложения.
2. Продолжать работу по развитию фонематического слуха детей, памяти внимания, логического мышления.
3. Воспитывать аккуратность, прилежание в работе. 
Тип урока: открытие новых знаний
Форма урока: урок-путешествие
Методы урока: проблемный, анализа и синтеза, словесно-наглядный
Оборудование: рисунок корзинки, по количеству детей рисунки красных и зелёных яблочек, рисунки 9 осенних листочков, 3 элемента строчной буквы «т» на магнитной основе, изображения 4 гномиков.
Ход урока
1. Организационный момент
http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11392_4ffd5d3d671da1681bc161fe53840cfe.png.jpg


- Сегодня нас один мальчик приглашает на прогулку в осенний сказочный лес.  

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11392_a8361a2dba90e01f5b8fe4c56385b5b1.jpg.jpg


- Мы насобираем полную корзинку знаний. Хотите?

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11392_d912610bd51ce64df4cd3a0689155930.jpg.jpg


2. Повторение
- Ветер вдруг подул! Все дорожки листвой задул.
На экран проецируется анимационная картинка листопада.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11392_57f85033e0f9d002f0946b9a6fc503ac.jpg.jpg


-Расчистим тропинки и узнаем по какой пройдём.
(На доске написаны буквы «а, у, н, и, ы». Часть каждой буквы прикрыты осенними листиками) 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11392_67b93a62dcebab8fc8a8672b2fa4a6d8.jpg.jpg


- Первая тропинка. Какие буквы за листочками?
- Найдите лишнюю. (н)
- Почему? (Все буквы обозначают гласные звуки, а буква н – обозначает согласные звуки)
- Посмотрите на вторую тропинку, узнайте какие буквы спрятались здесь? (с, н, о, к) 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11392_1a9e7d7fda073faaf84e5dc01f989bd3.jpg.jpg


- Какая буква лишняя? (о – т.к. она обозначает гласный звук, а остальные буквы обозначают согласные звуки)
- Мальчик нас просит поторопиться и дарит предмет нам в помощь.
- Угадайте. 
- Мы ходим ночью, ходим днем.
А всё же с места не сойдём. (часы)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11392_020a123e3d9af2f03529faf9ead313e4.jpg.jpg


- Какой звук издают часы? (тик-так)
- Скажите отдельно «Тик»
- Послушайте первый звук, произнесите его.
- Какой он? (Согласный)
- Почему?
- Какой ещё этот звук? (Мягкий, глухой, парный)
- Произнесите слово «Так»
- Послушайте первый звук, произнесите его.
- Какой он? (Согласный, твёрдый, глухой, парный)
- Мы с вами вспомнили многие знания и поэтому можем в корзинку положить яблочко-знание. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11392_7637471d33f6b0cd8b3faf8d75b530b1.jpg.jpg


3. Определение темы и цели урока
- Звуки [т, т′]  обозначаются буквой. Какой? (т)
- Сколько букв «т»? (Четыре.  Две печатные, две письменные)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11392_37dbc5ba81fda122ed32786356bfbbbe.jpg.jpg


- Кто догадался какую букву мы будем учиться писать? (т)
- Чему будем учиться? (Будем учиться правильно писать букву т, слоги с этой буквой, слова.)
- Итак, по какой тропинке мы пойдём сегодня? (По тропинке с согласными буквами).
4. Подготовка к письму. 
- Разомнём пальчики. В нашем лесу водятся животные.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11392_ecca83409b4dec7af399b867f7db4744.jpg.jpg

  
(На каждую произнесённую строчку соединяем по очереди пальчики правой и левой руки и обратно)
- Дикие животные 
Водятся в лесу.
Здесь увидеть можно
Волка и лису,
Зайца и медведя,
Белку, кабана.
Прячет всех надёжно 
Лесная тишина. (На этих словах прикладываем указательный пальчик к губам)
5. Тренировочное письмо
- На странице 20 в прописи нас ждёт лесная тропинка и мальчик.
- Дайте имя ему. (Тима)
- Почему он с телефоном? (В слове «телефон» первый звук [т′])
- Откуда начнём писать тропинку? (Снизу вверх)
- Как вы узнали? (Стрелочка показала)
- Обратите внимание, что линия вправо наклонена сильнее. Вверху закругляем, касаясь верхней линии, затем наклон с закруглением внизу, касаясь нижней линии.
- Итак, прописываем. (Дети обводят волнистую линию)
- У нас с вами здорово получилось и мы можем добавить яблочко-знание в корзину.
6. Физминутка 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11392_6e0f6332e724a973fb71dd1f0b345008.jpg.jpg


- В конце тропинки нас встречает коза. Тося или Зося? (Тося)
- Почему? (Первый звук [т])
(под песенку-потешку «Давай коза попрыгаем» дети выполняют движения)
7. Работа с элементами
- Весёлая коза Тося дарит вам отдельные элементы.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11392_166e7cfe45a74efe456de684c5520935.jpg.jpg


- Сейчас мы пропишем эти элементы. Как?
- Первый – сверху вниз наклонная.
- Второй – снизу вверх с закруглением вверху и наклонная вниз.
- Третий – так же как и второй, только ещё закругление внизу.
- Теперь вы пропишите-обведите эти элементы самостоятельно в строчке. (Дети обводят крупные элементы в прописи)
- И с эти заданием мы справились, и яблочко-знание -  в корзину.
8. Письмо буквы
- Давайте соберём из элементов целую букву.
(Один ребёнок у доски)
- Обратите внимание, что второй элемент начинаем писать по первому, а третий – по второму, чтобы у нас не получилась так

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11392_320f7de17b17f173d71c273324f038da.jpg.jpg


- Правильно собранная буква

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11392_4ccfa864a3d63f329121ae2e6c4b1c2d.jpg.jpg


- Итак, как правильно писать строчную букву т.
(показ учителя с подробным объяснением)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11392_d330fb4648692a4c42e9eac0ee49b9d9.jpg.jpg


- Какие могут быть ошибки?

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11392_10baf3252a486ce8d278355aeeb3993e.jpg.jpg


- Тима вам приготовил показ буквы на экране
(Используется диск – электронное приложение к азбуке В.Г. Горецкого)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11392_40da62a8bd6cdf1381fc4fcbbc757797.jpg.jpg


- Посмотрите внимательно.
- Теперь одновременно с показом на экране попробуем написать букву ручкой в воздухе.
- Подарим Тиме на фартучек целую букву т. (Дети обводят букву «т» на фартучке у мальчика на странице прописи)
- А теперь в сеточке обведите букву «т». (Дети обводят 3 буквы)
- И попробуйте до конца строчки самостоятельно написать букву.
- Подчеркните самую красивую букву, которую вы сами написали.
- И мы ещё заработали яблочко в корзинку. 
9. Физминутка для зрения
- Тима нас приглашает на разминку. (физминутка для зрения)
10. Чтение и письмо слогов.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11392_5dd711f279c662d341263d21196f2d35.jpg.jpg


- Лесные гномы прислали письмо или телеграмму? (Телеграмму)
- Почему? (В слове «телеграмма» первый звук [т′])
- Среди слогов спряталось целое слово. Они просят найти его.
- Прочитайте все слоги.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11392_42e7df53be26580270ec4e1131180dc1.jpg.jpg


- Какой слог является ещё и словом? (ты)
- Какой слог лишний? (ти)
- Почему? (первый звук мягкий)
- Продолжите слог «та» до целого слова.
- «Ту», «ти», «ты».
- Как писать слог «та». (Показ, дети пишут)
(Аналогичная работа со слогами «ту», «ти», «ты»)
11. Чтение и письмо слов
- Нам встретился сказочный персонаж. Кто это?
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью _____ учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
- Кто это? (кот)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11392_60790a9ccb2ce4c75d3505da1b828358.jpg.jpg


- Прочитайте название животного.
- Найдите в прописи это слово. Как его правильно писать?
(Учитель показывает, дети прописывают)
- А теперь прочитайте это слово справа налево (ток)
- Посмотрите на эти два слова. Чем похожи? Чем отличаются?
- Посмотрите как правильно писать это слово. 
(Учитель показывает, дети прописывают)
- Какое ещё слово может получиться, если буквы поменяем местами? (кто)
- Молодцы! И у нас в корзиночке ещё появляется 1 яблочко.
12. Работа с предложением
- Цепочка, по которой ходит кот превратилась в предложение.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11392_dcfa4df011bcc8d49a6a89dff5b7b1d8.jpg.jpg


- Прочитайте. (А ко..  ..у..  как ..у..!)
- Каких звеньев–букв не хватает? (буквы «т»)
- Если мы допишем букву, что получится, прочитайте. (А кот тут как тут!)
- Допишите недостающие буквы.
- Сколько слов в этом предложении? (5)
- Какой знак в конце предложения? (!)
- Как надо читать?
- Прочитайте.
- Молодцы! Яблочко - в корзинку!
13. Работа со схемой
- А теперь мы будем волшебниками.
- Превратим нашего кота в другое животное, поменяв одну букву. (кит)
- Кто это? 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11392_8225e140859250b4fc69a9d6d7e2cc0c.png.jpg


- Чем отличается слово «кит» от слова «кот»?
- Чем похожи?
- Выберите схему для слова «кит»
- Докажите, что именно эта схема подходит к этому слову.
- Раскрасьте схему.
- Допишите до целого слова.
- Какую букву вписали? (т)
- И с этим заданием справились. Получаете яблочко.
14. Итог
- Какую букву мы сегодня учились писать?
15. Рефлексия
- У вас у каждого на партах лежит по одному красному яблочку и одному зелёному яблочку. Сейчас подумайте, если вы считаете, что научились писать строчную букву «т» и собой довольны как вы работали на уроке, то берете красное спелое яблочко и помещаете (приклеиваете)  в нашу корзинку. Если не научились писать букву, то помещаете зелёное яблочко.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11392_8edbe3e37bffb68378121604a2d65197.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по обучению грамоте 1 класс БукваТ

Игры по обучению грамоте....

Урок русского языка 1 класс. Тема: Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв.

Урок русского языка в 1 классеТема: Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв....

Урок русского языка 1 класс. Тема: Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв.

Урок русского языка в 1 классеТема: Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв....

Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...