Методические возможности продуктивных заданий по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему
Статья помогает понять алгоритм преобразования репродуктивных заданий учебника по русскому языку в продуктивные для достижения метапредметных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_vozmozhnosti_produktivnyh_zadaniy.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические возможности репродуктивных и продуктивных заданий в курсе русского языка начальной школы
Макеева Т.Ю., учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 328 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга
Обучать деятельности – значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку формировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Одной из главных задач учителя в соответствии с требованиями ФГОС является организация именно такой учебной деятельности.
Репродуктивные задания (РЗ) – это задания, результат выполнения которых (или ответ на вопрос) содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде, направлены на демонстрацию предметных знаний и умений. Репродуктивные задания позволяют усвоить предметное содержание.
Продуктивные задания (ПЗ) – это задания, результат выполнения которых (или ответ на вопрос) не содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде, но в тексте и иллюстрациях есть подсказки, помогающие их выполнить, часто демонстрируют (проверяют), сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями, и поэтому они, как правило, более интересные. Продуктивные задания – это развивающие действия с предметными знаниями. Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилами и закономерностями.
З.И. Калмыкова в своих исследованиях отмечала, что для реализации возможностей творческого мышления необходимо не только наличие знаний в оперативной памяти, но и перевод в долговременную память в целях дальнейшего использования. Эксперименты показали, что в простых ситуациях, когда требуется репродуктивное мышление, специальное запоминание знаний, понятий и т.д. необязательно, есть справочники. В сложных ситуациях, при решении нестандартных задач, когда надо активизировать продуктивное мышление, требуется прочное запоминание знаний, способов действий. В своей работе «Продуктивное обучение как основа обученности»» она представляет продуктивное мышление как основу обучения и делит приемы обучения по алгоритмическому типу и эвристическому:
Таблица 2.1.
Приемы алгоритмического типа – основа репродуктивного мышления | Приемы эвристического типа – стимулируют поиск новых проблем |
Приемы рационального, правильного мышления, соответствующие законам формальной логики (например: последовательность действий с целью безошибочного решения задач) | Контроль, абстракция, варьирование, аналогия и т.д. Этим приемам надо обучать |
Отдельно З.И. Калмыкова отмечает значение приемов мнемонической деятельности и сознательное их применение:
- прием группировки, классификации;
-составление плана;
-выделение смысловых опор;
-«сжатие» материала;
-условные знаки и символы;
-многократное возвращение к материалу;
Примерные критерии сравнения репродуктивных и продуктивных заданий:
- по использованию дидактического материала;
- наличие явного ответа в учебнике;
- какой интеллектуальный ресурс преобладает для выполнения;
- присутствие познавательной мотивации;
- направленность;
Таблица 2.2.
Критерий сравнения | Репродуктивные задания | Продуктивные задания |
Дидактический материал | Может быть одинаковым. | |
Ответ в учебнике | Содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде для выполнения задания. | Не содержится в учебнике, но в тексте, иллюстрациях есть подсказки, которые помогают выполнить задание. |
Преобладающий интеллектуальный ресурс | Память, мышление, внимание, т.к. требуется запоминание и воспроизведение. | Мышление (анализ, синтез, обобщение, классификация), т.к. содержит алгоритм, последовательность действий на основе предметных знаний. |
Познавательная мотивация | Частично | Всегда интересны. |
Направленность | Предметные ЗУН Когнитивное развитие* | Когнитивное развитие и прикладная направленность предметных ЗУН** |
*Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) — развитие всех видов мыслительных процессов,таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже. [Википедия]
** М.И. Махмутов считает, что прикладная направленность обучения – это «такое использование педагогических средств (содержания, форм, методов обучения), которое, обеспечивая усвоение обучающимися предусмотренными программами минимума знаний, умений и навыков, в то же время способствуют развитию целостного, по характеру отношения к данной профессии, формированию профессиональных качеств личности» [3, с. 26].
При использовании продуктивных заданий важно научить ребенка отличать эти задания.
Отличие репродуктивных вопросов от продуктивных:
Таблица 2.3.
Репродуктивные вопросы | Продуктивные вопросы |
Требуют воспроизведения информации | Требуют выявления и объяснения информации |
Начинаются с вопросительных слов: Кто? Что? Где? Когда? Типы вопросов: - объяснение фактов, событий и т.д. - определение позиции автора, героя; - выявление за внешними событиями их сущности | По определенным моделям: Типы: - разделительные: если…., то почему? -специальные: какие выводы можно сделать из….? - вопрос начинается с формулировки тезиса |
Положительное и отрицательное в заданиях:
Задание | Положительное | Отрицательное |
репродуктивное | - За короткое время и без особых усилий передается большой поток информации. -Строгий алгоритм действий (правила, законы, формулы). -Учащиеся быстро воспринимают и отрабатывают на практике. - Гарантирует прочное усвоение знаний. -Расширяются возможности запоминания и переработки готовых знаний. - Эффективны при изучении математики, физики, информатики, т.е. предметы программируемые. | - Обсуждение гипотез и высказывание собственного мнения не предусматривает. -Страдает гибкость и самостоятельность мышления. -При частом использовании задания становятся формальными, а усвоение знаний становится зубрежкой. |
продуктивное | -Предусматривает произвольный поиск ответов. -Не имеет четких алгоритмов. - Задача учителя – найти четкую мотивацию. |
Сформированность общих способов действий наряду с овладением опорной системы знаний, умений и навыков позволяет учащимся быть компетентными в той или иной сфере культуры, каждая из которых предполагает особые способы действий относительно содержания. В курсе Русского языка система планируемых результатов, преломленная через специфику содержания предмета, призвана дать представление о том, какими видами компетентности должны овладеть учащиеся. Эти компетентности формируются при использовании продуктивных заданий. В рамках курса русского языка необходимо сформировать коммуникативные, языковые и лингвистические компетентности. Такая возможность представлена УМК «Перспектива».
Таблица 2.4.
Продуктивные задания | ||
Коммуникационная компетентность | Языковая компетентность | Лингвистическая компетентность |
1.Построение устного высказывания | 1. Анализ форм и слов | 1. Работа со словарями |
| 2.Сопоставление одного явления языка с другим | 2.обращение к памятникам культуры |
| 3.Составление и чтение схем и таблиц | 3.Высказывание о языке |
|
| 4.Сравнение явлений в разных языках |
На что направлены репродуктивные задания: - это усвоение предметных результатов. Репродуктивные задания являются способом организации учебной деятельности, которая происходит по определенной инструкции с применением (или воспроизведением) полученных ранее знаний или практических действий. Так как этот метод проходит по определенному алгоритму (инструкции), его называют инструктивно-репродуктивным. Репродуктивные упражнения должны содействовать эффективной отработке практических навыков, так как любой опыт требует многократных действий по образцу. Репродуктивный метод используется там, где необходимо запомнить большое количество информации.
Продуктивный метод не имеет четких алгоритмов. А задачей педагога становится создание серьезной мотивации для приобретения учащимися новых знаний. На что направлены продуктивные задания – продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилам и закономерностями. Полученный на определённом предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие.
Для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых учащимся предлагается дать собственную оценку.
Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых учащимся предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом.
Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе.
Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
В зависимости от того, какое универсальное действие учитель предполагает сформировать, продуктивные задания можно классифицировать:
Примерная классификация продуктивных заданий:
- Группировка по заданному основанию;
- Сравнение по указанным критериям;
- Классификация (группировка с иерархией);
- Анализ явления и формулирование вывода;
- Определение причин-следствий;
- Построение умозаключений – обобщений-выводов;
- Поиск и отбор информации в полноценном тексте и любом источнике по заданному основанию;
- Выделение главного в тексте и формулирование суждения;
- Доказательство, в том числе и подведение под понятие;
- Определение черт характера человека по его поступкам;
Таким образом, репродуктивные задания позволяют усвоить предметное содержание. Но в жизни мы часто сталкиваемся со случаями, которые не описаны в учебнике. Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилам и закономерностями. Полученный на определённом предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие
Список литературы
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М., Просвещение, 2008. – 151 с.
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М., Просвещение, 2011. – 156 с.
- Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008. Стр. 5-55.
- Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе - М. , 1977.
- Башмаков, М. И. Теория и практика продуктивного обучения / М. И. Башмаков. – М.: Народное образование, 2000.
- Холодная, М. А. Школьные технологии / М. А. Холодная. – М.: Народное образование, 2000. – Вып. 4. – С. 12–16.
- Холодная, М. А. Психология интеллекта / М. А. Холодная. – 2-е изд. – СПб.: «Питер», 2002.
- Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 2. – С. 94–231.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе ( при составлении было использовано методическое пособие Г.И.Раицкой "Олимпиадные задания для 3-4 классов")
Олимпиадные задания для 3 класса по русскому языку (диктант,тестовые задания). Составлена на основе пособия Г.В.Раицкой "Олимпиадные задания. 3-4 класс."...
Пособие для учителей русского языка. Тестовые задания по русскому языку по теме "Части речи"
Пособие для учителей русского языка. Тестовые задания по русскому языку по теме "Части речи" для учащихся 5-7 классов коррекционной школы VIII вида....
УУД. Учебное задание по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и предметного планируемого результата. Анализ задания.
Учебное задание по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и предметного планируемого результата. Анализ задания....
Методическая разработка олимпиадного задания по русскому языку для 2-го класса
Методическая разработка олимпиадного задания по русскому языку для 2-го класса ...
Методическая копилка. Грамматические задания по русскому языку для 3 класса.
Методическая копилка . Грамматические задания по русскому языку для 3 класса....
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....
Методическая копилка разноуровневых заданий по русскому языку для 2- 4 классов
Сборник упражнений содержит занимательные задания, использование которых поможет формированию регулятивных, предметных и коммуникативных УУД. Выполняя под руководством учителя задания, ученик пополняе...