Урок развития речи "Я к Вам пишу..."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_ya_k_vam_pishu._razvitie_rechi.zip | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 3 классе
(поисково-проблемный урок)
Учитель: Цибина Елена Сергеевна
ОАНО Школа «НИКА» г. Москва
Тема: «Я к вам пишу …» (урок развития речи).
Цели: познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей;
письмом как разновидностью текста, имеющей свою структуру и
стилистические особенности;
с правилами и вежливыми формами переписки.
Задачи урока
образовательные:
познакомить детей с эпистолярным жанром, формировать умение составлять личное послание;
способствовать формированию орфографического навыка.
развивающие:
развивать умение контролировать и анализировать свою деятельность;
развивать связную литературно-грамотную речь учащихся;
способствовать развитию памяти, мышления;
развивать умение работать с источником информации;
воспитательные:
воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
создавать положительную мотивацию к уроку путём вовлечения каждого в деятельность;
воспитывать внимание и доброе отношение друг к другу.
Оборудование: мультимедийный проектор, конверты разных времен, компьютер,
презентация.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент. (слайд 1, 2)
- Ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Подарим друг другу улыбки. Пусть хорошее настроение сохранится до конца урока. Если вам будет трудно, я вам помогу.
2. Вводная часть. (слайд 3)
Учитель: Отгадайте, о ком идёт речь?
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он …. Кто, ребята? (Почтальон)
3. Основная часть урока.
Учитель:
Мама, тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет.
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!
За жизнь, за тебя, за родные края!
Иду я навстречу свинцовому ветру,
И пусть между нами сейчас километры,
Ты здесь, ты со мной, родная моя!
У. Откуда эти строки?
Д. Я думаю, что эти строки из письма.
У. Кто написал письмо?
Д. Это письмо написал солдат.
У. Откуда солдат написал письмо?
Д. Письмо написано с фронта. (слайд 4)
У. Как вы узнали, что письмо написал солдат с фронта?
Д. В письме сказано, что солдат идёт навстречу свинцовому ветру.
У. Правильно. Это письмо со времён Великой Отечественной войны.
С тех пор прошло 64 года. Но это письмо живёт до сих пор. Его прочитали
поколение ваших бабушек, мам. Теперь это письмо читаем мы с вами. Хотя оно
пожелтело, но сохранилось хорошо. (слайд 5)
Песня «Письмо отца» на слова А. Дементьева, музыка Е. Мартынова
Я читаю письмо,
Что уже пожелтело с годами.
На конверте в углу,
Номер почты стоит полевой.
Это в сорок втором,
Мой отец написал моей маме,
Перед тем, как идти
В свой последний решительный бой.
Дорогая моя,
На переднем у нас передышка.
Спят в окопах друзья,
Тишина на крутом берегу.
Дорогая моя,
Поцелуй ты покрепче сынишку.
Знай, что я от беды
Я всегда сберегу.
У. В этой песне говорится о письме времён Великой Отечественной войны.
Д. В этой песне говорится, как во время передышки солдат пишет письмо домой.
(слайд 6)
У. Так, что же это такое письмо?
Д. Письмо – это, когда люди пишут на бумаге с ручкой свои мысли, кладут её в
конверт, пишут адрес и отправляют друзьям, родным. (слайд 7, 8)
У. Письмо – это фиксация речи, позволяющая передавать её на расстояние и
закреплять во времени. Письмо, написанное на бумаге и отправленное в
конверте, называется эпистолярным жанром письма.
У. Ребята, перед уроком я побывала на почте и узнала, что письма стали писать всё
реже и реже. Почему люди пишут мало писем?
Д. Потому что есть другие формы общения людей.
У. Какие формы?
Д. Люди общаются по сотовым телефонам, пишут друг другу SMS сообщения.
Д. Ещё люди пишут электронные письма.
У. Все эти формы общения – веление времени. Современный мир не может без
компьютера. Но нужно ли сохранить эпистолярный жанр письма?
Д. Я думаю, что люди должны писать друг другу письма.
Д. Я думаю, что можно обходиться современными формами общения?
У. Сегодня мы с вами проведём исследовательскую работу «Нужно ли сохранить
эпистолярный жанр письма». (слайд 9)
Из истории письма.
Об истории древних людей учёные узнали по раскопкам. Учёные сделали
выводы, что древние люди захотели рассказать нам о своей жизни и придумали
свой способ передачи мыслей.
Древние люди писали письма на камнях. Они хотели, чтобы люди, которые будут жить после них, знали об их жизни. В то время каждый рисунок обозначал целое предложение. Такое письмо называлось пиктографическим. (слайд 10) Современные люди увидели их рисунки и поняли, как жили древние люди, чем они питались.
Следующий вид письма – это идеографическое (слайд 11) письмо, в котором
письменный знак обозначал целое слово. Современные люди изучили их и
поняли, что таким образом древние люди писали письма нам. Эти письма
сохранились до наших дней.
Люди развивались. Появилось слоговое письмо, где письменные знаки обозначали слоги. Разновидностей письма было очень много. Вид письма, который сохранился до наших дней – это буквенно-звуковое письмо. (слайд 12)
У. Теперь мы узнаем о современных формах общения людей.
Современные формы общения людей (слайд 13)
Во всём мире люди начали общаться по телефону и писать друг другу электронные письма. Электронное письмо доходит до адресата мгновенно. Отправитель тоже может получить ответ в ту же минуту. Электронная почта очень удобная.
У.Тогда возникает вопрос: Что лучше, простое письмо или электронная связь?
Д. Я думаю, несмотря на то, что в современном мире сотовая связь и электронные письма имеют очень большое значение в жизни людей, простые письма надо друг другу надо писать. Потому что их можно хранить долго.
Д. Простые письма можно носить в кармане, как это делали солдаты на войне и всегда перечитывать. Если солдаты звонили бы по телефону, присылали SMS сообщения или писали электронные письма, то они не сохранились бы до наших дней. Хотя таких видов общения в то время не было.
Д. Электронные письма невозможно хранить 60 лет. Потому что компьютеры постоянно меняются, обновляются.
Д. Значит, эпистолярный жанр письма надо сохранить.
У. Ребята, как раньше доставлялись письма?
Как доставляются письма? (слайд 14)
Письма доставляли почтовые голуби. Потом появились почтовые дилижансы, поезда, самолёты.
В труднодоступные районы и на морские корабли письма доставляют вертолёты.
У. Ребята, вы хотели бы писать друг другу письма?
Д. Да, мы хотим писать письма.
У. Как называют человека, который пишет и получает письмо?
Д.Получателя письма называют адресатом, а кто отправляет письмо – отправителем. (слайд 15)
ФИЗМИНУТКА
У. Как правильно надо писать письмо?
Д. В письме есть приветствие, обращение, прощание. Для этого используют вежливые слова.
Д.Письма заканчиваются пожеланиями здоровья и добра.
У. Какие слова приветствия вы знаете?
Д. Здравствуйте, добрый день, добрый вечер.
Д. Когда письмо завершается нужно пользоваться словами: до свидания, до скорой встречи.
У. Домашнее задание было, спросить у своих родителей или бабушек, как раньше начинали и заканчивали письма.
Д. Лети с приветом, вернись с ответом.
Д. Добрый день, весёлый час,
Что ты делаешь сейчас?
Все дела свои бросай,
И письмо моё читай!
Д.Лети, лети письмецо,
И вертись как колесо.
Полети к моему другу,
Принеси ответ по кругу.
Д. До свидания! Жду ответа, как соловей лета.
На доску вывешиваются приготовленные родителями стенды, где ребята могут прочитать четверостишья, слова и словосочетания.
У. Так же к сегодняшнему уроку было задание написать рассказ о красоте своего родного края. Сейчас каждая группа напишет небольшое письмо другу или подруге о том, как мы любим свой родной край, свой город. Практическая работа учащихся.
У. Теперь встаньте, закройте глаза и представьте, что вы на лесной поляне, кругом много – много цветов. Вы дышите глубоко, вдыхаете запах этих цветов. Недалеко растут высокие сосны. Попробуйте достать вершину.
Дети, с закрытыми глазами, поднимают руки вверх, и выполняют наклоны влево, вправо. В это время достаю сумку почтальона, надеваю пилотку с надписью «Почта России».
У. Я произнесла волшебное слово и превратилась в почтальона. Теперь я буду раздавать вам письма, которые написали учащиеся моего класса.
У.Вам понравилось получать письмо? О чём вам написали в письмах?
Д. Мне стало сразу весело. Я люблю получать письмо.
Д. Мне захотелось дружить со своими одноклассниками.
Д. Теперь я всегда буду писать письмо своим друзьям. Я очень внимательно посмотрел вокруг и понял, что прекраснее природы, чем весной, наверное, не бывает.
У. Есть письма, где вы написали своему другу о наступлении лета и осени?
Д. Мне очень нравятся все времена года. А в своём письме я написала о лете.
Д. А я написала об осени. Мне нравится, когда по воздуху летают разноцветные листья.
Д. Я напишу многим ребятам из нашего класса.
Д. А я буду отправлять письма в другие города.
У. О чём можно написать в письмах?
Д. О себе и своих родных.
Д.О своём родном крае.
Д. Об интересных случаях, которые будут происходить с вами во время каникул.
У. Ребята, вам понравился сегодняшний урок?
Д. Урок мне понравился, потому что я много узнал о письмах.
Д. Урок был интересный. Раньше я затруднялся, не знал, как правильно писать письмо.
Д. А я не совсем догадывался, о чём можно писать в письмах. Теперь я знаю.
У. Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг, и ты мой друг.
Самый верный друг.
(Дети становятся в круг, берутся за руки и благодарят друг друга за письма)
У. Я благодарю вас за интересные и содержательные письма. Я теперь уверена, что вы непременно напишете письма своим друзьям и близким. Так же можно найти друзей по переписке, написав письмо по адресам в детских журналах. На этом урок окончен. Можете отдохнуть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. Пишем изложение. Текст-описание. Морж.
Метод наглядности помогает лучшему запоминанию текста, словарно-орфографическая работа поможет меньше допустить ошибки. Таблица- схема текста-описания поможет научить детей описывать предметы....
Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»
Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....
Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""
Подробный конспект урока с электронной презентацией....
Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах
Содержание : I. Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III. Обучение диалогиче...
Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».
На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...
Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи
В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....
Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"
Задачи: Понимать значение речи как средства общения, передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....