Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы-интерната
учебно-методическое пособие по русскому языку (4 класс) на тему

Насыщение учебных заведений компьютерной, мультимедийной техникой, повышение пользовательского уровня учителей сегодня является мощным стимулом для перевода нашего образования в новое качество. Необходимо перейти на новую ступень использования ИКТ в учебном процессе, которая предполагает активное использование современных цифровых учебных ресурсов (что необходимо для полноценного участия в информационном обществе), создание условий для активной самостоятельной работы учащихся, гибкую организацию процесса учения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pletneva_e_v.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Тема:

«Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы-интерната»

Плетнева Е.В.

Насыщение учебных заведений компьютерной, мультимедийной техникой, повышение пользовательского уровня учителей сегодня является мощным стимулом для перевода нашего образования в новое качество. Необходимо перейти на новую ступень использования ИКТ в учебном процессе, которая предполагает активное использование современных цифровых учебных ресурсов (что необходимо для полноценного участия в информационном обществе), создание условий для активной самостоятельной работы учащихся, гибкую организацию процесса учения.

Варианты моделей и сценариев учебной деятельности.

- Поиск информации

Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях (бумажных, электронных): в книгах, на CD-дисках, на образовательных Интернет-серверах российского образования и в глобальном информационном пространстве. Компьютер позволяет отбирать и анализировать собранную или созданную информацию, выяснять противоречия, проверять факты, сравнивать различные источники, выявлять альтернативные позиции. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами.

- Компьютерный сбор и анализ информации об окружающем мире

Компьютер значительно упрощает сбор и анализ информации. С его помощью можно фиксировать объекты и процессы окружающего мира в форме числовых измерений, например, посредством подключенных специальных регистрирующих приборов/датчиков, записывать наблюдения в текстовой форме, делать фотографии, аудио- и видеозаписи.

- Создание гипермедиа сочинений

Гипермедиа сочинение – это аналог текстового рукописного сочинения традиционной школы, включающий в себя произведения, создаваемые детьми в рамках художественного труда и изобразительного искусства. В ходе подготовки сочинения происходит создание новых информационных объектов на экране компьютера (текстов, изображений, звуковых фрагментов, компьютерной мультипликации), их редактирование и организация связей идущих от одного информационного элемента к другому.

- Создание web-страниц

Гипермедиа сочинение, представленное в форме HTML-страниц, может быть размещено в Интернете. С творческой точки зрения, создание web-страниц не отличается от создания сочинения с картинками и связями между его частями.

- Создание и проведение мультимедиа выступлений

Мультимедиа выступление сочетает традиционное выступление с мультимедиа технологией, что существенно повышает эффективность личной (выступающий – аудитория) коммуникации. В ходе выступления учащийся или учитель демонстрирует на экране: наименования разделов выступления и основные тезисы; неподвижные и подвижные иллюстрации (в том числе – фотографии, видеофильмы, динамические компьютерные модели, мультипликацию); звуковые фрагменты.

- Компьютерное тестирование

Компьютерное тестирование, являющееся аналогом обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовывать связанные с ответом алгоритмы (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест и т. д.). Открытые тестовые системы или оболочки дают возможность учителю, методисту, автору учебника составлять новые тесты или изменять существующие

- Проектирование и конструирование

Компьютер помогает реализовывать все этапы проектной деятельности: 1) осознание и формулирование цели проекта, 2) описание ресурсов и ограничений, 3) групповое обсуждение и формирование общего видения результата, 4) уточнение проекта и создание виртуальных моделей, 5) реализацию проекта в моделях и объектах реального мира, 6) представление результатов проекта в виде сочинения.

- Погружение в языковую среду

Одним из наиболее эффективных методов изучения иностранного языка является погружение в языковую среду. Компьютер позволяет создавать такую языковую среду – интерактивные программы, тексты, песни и т.п.

- Отработка технических навыков

Компьютер помогает при отработке психофизиологических реакций, необходимых в деятельности человека. Существуют компьютерные тренажеры управления летательным аппаратом и автотранспортным средством. Один из технических навыков, который необходим для уверенной работы с компьютером, – навык клавиатурного ввода. Достижение скорости, превосходящей среднюю скорость письма ручкой, требует существенно меньших затрат времени, чем обычно расходуется на освоение каллиграфических навыков. Возникает возможность развивать коммуникативные способности ребенка не после развития психомоторных навыков письма, а параллельно с ними.

Кроме использования ИКТ в учебном процессе, необходимо создать коммуникативную информационно-образовательную среду (пространство) на уровне школы, которая предполагает открытое движение потоков информации между всеми участниками образовательного процесса (администрацией, учителями, учащимися и родителями) внутри самой школы, а также обмен информацией с внешними структурами - образовательными ведомствами, университетами, библиотеками, обучающими и информационными центрами.

Участниками процесса обмена информацией на уровне школы являются:

  • администрация (директор, заведующий учебной частью, диспетчер и т.д.);
  • преподаватели (классные руководители, учителя и т.д.);
  • учащиеся всех классов и возрастов;
  • родители.

Все участники и группы связаны друг с другом и с внешними структурами.

Открытость информационного пространства школы предполагает следующее:

вся образовательная информация доступна всем участникам;

  • информационное пространство школы открыто в Интернет.

И, во-вторых, обеспечивать по максимуму использования технических возможностей ОУ следующих видов деятельности участникам образовательного процесса:

Учителя-предметники:

  • получают оперативную информацию о педагогической и методической литературе, новых медиасредствах, Интернет-ресурсах учебного назначения;
  • отбирают медиаобъекты для создания своей собственной презентации, видео- или аудиозаписи для учебно-воспитательной работы;
  • используют мультимедиа-объекты и электронные учебники на уроках;
  • рекомендуют учащимся мультимедийные тренажеры для самостоятельной работы во внеурочное время;
  • организуют работу школьников в образовательных проектах, тематических конкурсах, викторинах и телеконференциях;
  • обмениваются информацией по методике преподавания и другим
    педагогическим проблемам с коллегами и учеными из разных городов и стран в рамках Виртуальных методических объединений;
  • проводят консультации на Web-сайте школы для родителей, учащихся, представителей общественности.

Учащиеся:

  • ведут поиск информации для решения учебных задач в электронном каталоге центра или в информационных базах Интранет/Internet;
  • участвуют в образовательных отечественных и международных сетевых инициативах (олимпиадах, викторинах, конкурсах, проектах);
  • переписываются со сверстниками на родном и иностранных языках;
  • публикуют свои творческие работы в виде web-страничек, статей в школьном журнале, репортажей - в школьной телестудии;
  • используют в учебной работе имеющиеся образовательные ресурсы (тренажеры, репетиторы, энциклопедии, справочники и пр.);
  • участвуют в тестировании, проводимом в Интранет/Internet;
  • консультируются по правовым, юридическим, экономическим и другим вопросам с консультантами, в том числе с учителями школы.

Администрация школы:

  • организует совместную деятельность сотрудников школы, разработку согласованных планов работы и их исполнение;
  • оперативно связывается с руководителями и другими работниками различных организаций;
  • использует данные, представленные в сети Интернет, по различным образовательным вопросам для повышения качества образовательного процесса;
  • организует публикацию результатов работы школы на сайте
    школы;
  • проводит на сайте школы консультации для педагогов, родителей и представителей общественности по вопросам образования;
  • заказывает школьное оборудование, учебные пособия, образовательные материалы.

Библиотекарь/Сотрудник медиатеки:

  • осуществляет работу по созданию и поддержке электронного библиотечного каталога;
  • публикует информацию о новых поступлениях;
  • использует информацию, размещенную в сети Internet, для пополнения фонда библиотеки.

Технические специалисты:

  • поддерживают работу локальной сети школы и Интернет-сервера;
  • осуществляют техническую поддержку сотрудников школы по вопросам использования информационных компьютерных технологий (ИКТ);
  • обеспечивают надежное хранение информации, ее своевременное резервное копирование и восстановление, а также антивирусную защиту локальной сети школы;
  • обеспечивают доступ к Интранет/Internet со всех рабочих мест.

Родитель:

  • узнает об обучении и поведении своих детей;
  • знакомится с учебными проектами детей;
  • знакомится с нормативной, медицинской, педагогической информацией;
  • общается с классным руководителем по электронной почте.

Таким образом, одной из целей внедрения информационно-коммуникативных технологий в образование, является создание единого информационного пространства образовательного учреждения. Однако, хорошо известно, что внедрять в учреждения образования нововведения «со стороны» возможно, но при этом не нужно рассчитывать на дальнейшее продуктивное их использование. Поэтому эффективный способ добиться результата состоит в том, чтобы необходимость внедрения, его путей и методов, исходила именно от самих участников образовательного процесса.

Кроме этого необходимо:

  • нормативно-регламентирующее обеспечение учебно-воспитательного процесса, основанного на использовании ИТ;
  • телекоммуникационная программно-аппаратная среда (локальная сеть, медиатека, доступ в Интернет);
  • инструментальные компьютерные средства для эффективного обучения, мультимедиа технологии (проектор для учителей-предметников);
  • информационные ресурсы накопления, хранения и распространения знаний (диски по предметам);
  • организационная структура по обеспечению эффективного взаимодействия пользователей в условиях информационной среды;
  • кадры (нужен человек, который будет всем этим заниматься, и технический персонал – оператор компьютерного класса или техник-лаборант).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе младших школьников.

Информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе младших школьников (Как я применяю ИКТ в учебно-воспитательном процессе)....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье описаны возможности использования информационно-коммуника-ционных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы, выяснена эффективность применения ИКТ в обучении младших школьни...

План работы творческой группы «Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс начальной школы».

План и график проведения заседаний творческой группы«Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс начальной школы»....

Мастер-класс по теме "Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс"

Мастер - класс по теме "Внедрение информационно - коммуникационных технологий в учебно - воспитательный процесс"...

Возможности внедрения социально- психологических технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Материал статьи адресован психологам и педагогам, работающим с детьми 6 - 10 лет. Здесь рассматриваются возможности внедрения социально - психологических технологий в учебно - воспитательный процесс н...

Статья_Возможности внедрения социально- психологических технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы

В современной школе, в связи с введением ФГОС нового поколения, новое качество приобретает такое понятие как сопровождение учебно-воспитательного процесса, сопровождение семьи, сопровождение &qu...