Система работы по внедрению здоровье-сберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс
проект (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Проект:
«Формирование у обучающихся культуры
здорового и безопасного образа жизни»
Содержание
- 1.Паспорт проекта………………………………………
- 2. Вводная часть……………………………………….
- Проблема
- Актуальность проекта
- Цель и задачи проекта
- 3. Основная часть проекта…………………………….
- Теоретическое обоснование темы
- Сущность темы проекта
- Способы реализации проекта
- План реализации проекта
- Перспективный план по работе с детьми
- 4. Итоговая часть………………………………………
- 5. Использованная литература………………………..
Паспорт проекта
Участники проекта: обучающиеся 3-их классов (3а,3б,3в,3г,3д,3е,3ж,3з,3и) МБОУ СОШ №28 педагоги, родители обучающихся.
Сроки осуществления проекта:
Проект будет внедряться в период с 01. 09. 2013 г. по 25.05.2014 г. и будет состоять из нескольких этапов:
Первый этап. Подготовительный, диагностический.
Выявление проблемы.
Формирование проблемы;
Определение задач;
Подбор и изучение методической литературы по данной теме.
Составление плана работы, подбор методик.
Подбор и изучение необходимой литературы
Проведение информационно-просветительской работы среди родителей школьников.
Анкетирование родителей на тему: «Ведёте ли Вы здоровый образ жизни?»
Второй этап. Основной.
- составление плана работы с педагогами и родителями.
-консультирование педагогов по темам: «Овладение детьми элементами оздоровительных технологий», «Использование пальчиковой гимнастики в свободной деятельности»;
- консультирование родителей по темам: «Нетрадиционные средства оздоровления детей», «Как избежать искривления осанки»;
- организация спортивного развлечения с активным участием родителей по теме: « Мама, папа, я - здоровая семья»
- привлечение педагогов и родителей к поиску нужной информации в методической литературе, журналах, Интернете и распространение её среди других педагогов и родителей;
- повторная диагностика физического состояния детей.
Третий этап. Завершающий.
Уточнение и обобщение результатов внедрения проекта.
Место проведения: МБОУ СОШ № 28
Вид проекта:
по срокам – долговременный,
по приоритетному виду деятельности - практико-ориентированный.
I. Вводная часть
Проблема:
Повышенная заболеваемость среди учеников нашей школы. Необходимость определить комплекс условий для формирования здоровьесберегающей образовательной системы школы.
Актуальность проекта:
Актуальность решения задачи психологического оздоровления воспитанников объясняется наличием у большинства из них таких негативных черт характера как:
-агрессивность и жестокость по отношению к слабым и младшим товарищам, учителям и воспитателям, другим людям вообще,
-безволие и бесхарактерность,
-пристрастие к вредным привычкам и неумение противостоять формам антисоциального поведения,
Это лишь частичный перечень личностных свойств относящихся к психологическому нездоровью, которое определяется не только генетическим кодом и неблагоприятными условиями развития ребенка в неблагоприятной семье в раннем возрасте, но и неверными методами воспитания, ошибками педагогического характера, собственной незаинтересованностью воспитанников в работе над собой, в стремлении познавать новое, трудиться и творить.
Актуальность решения задачи физического оздоровления организма воспитанников объясняется ростом заболеваний различного характера, развитию которых способствуют:
-неблагоприятная экологическая обстановка,
-малоподвижный образ жизни, некомпетентность в знаниях и умениях поддерживать и укреплять свое здоровье.
Актуальность решения задач общего оздоровления юного поколения объясняется и тем, что в наших образовательных учреждениях нет педагогики здоровья, вопросы культуры здоровья и здорового образа жизни преподаются по остаточному принципу.
Объект исследования - учащиеся 3-их классов .
Предмет исследования – влияние образовательных технологий на здоровье учеников.
Цель работы – найти эффективные здоровьесберегающие технологии для учащихся начальных классов.
Цель представленного проекта. Обеспечить благоприятные условия для воспитания у детей позитивного мышления и принципов здорового образа жизни, раскрытия их творческого потенциала.
Цель для детей. узнать секреты и способы сохранения и укрепления здоровья.
Задачи:
- Обобщить и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни.
- Развивать понимание влияния физкультуры и спорта на здоровье.
- Способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
- Формировать знания о правилах питания. Понятие гигиены и культуры питания.
- Закрепить знания детей о витаминах и их пользе для здоровья человека.
- Научить разбираться в полезных и вредных для формирования зубов продуктах, закрепить навыки ухода за зубами.
- Обучить умению различать лекарственные травы.
- Вовлечь родителей в работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Гипотеза - при условии формирования здоровьесберегающей образовательной системы появится возможность обеспечить сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
- Разработка действенных мер и механизмов внедрения норм здоровьесберегающего поведения в социальную практику;
- взаимодействия с социальным окружением по решению проблем здоровьесбережения;
- эффективного использования возможностей ОУ для формирования культуры здоровья и здорового образа жизни.
Разработка и реализация системы мер по обучению и воспитанию здорового человека – это комплексная задача, требующая скоординированных усилий всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей), опоры на социум.
II. Основная часть.
Развитие здоровых сил ребёнка начинается с решения такой значимой для детей и взрослых проблемы, как проблема сохранения и укрепления нравственного, психологического и физического здоровья.
Напряжённые и интенсивные условия современной жизни, существенное изменение содержания и форм школьного обучения с особой остротой ставят вопрос о влиянии факторов обучения на здоровье ребёнка, о соотношении факторов обучения и здоровья в общем развитии. Банальное представление: « Здоров тот, кто не болеет», - как бы освобождает учителя от ответственности за формирование здоровья детей; в учебных программа вопросы здоровья преподаются по остаточному принципу, при этом делается акцент на негативных фактах здоровья ( несчастные случаи, табакокурение, алкоголизм, наркомания и т.п.); условия организации образовательного процесса не в полной мере отвечают требованиям обеспечения сохранности здоровья. Также можно говорить о том, что при рассмотрении вопросов, касающихся здоровья, слабо учитываются мотивы каждого возраста к восприятию материала. У детей и подростков не формируется потребность сохранять и укреплять своё здоровье и здоровье окружающих людей, как необходимое и очень важное качество человека, как основу его самосовершенствования, основу его семейной жизни и профессиональной деятельности. У школьников отсутствуют постоянные действия по приобретению знаний, умений и навыков сохранения здоровья.
В школе систематически используются социально-психологические и психолого-педагогические методы диагностики ( методики выявления уровня тревожности, напряжённости, самооценки, характера взаимоотношений учащихся с педагогами, изучения социально-психологической комфортности ученического коллектива, уровня воспитанности, определения удовлетворённости жизнедеятельностью школы субъектов образовательного процесса) . Результаты диагностики состояния психологического здоровья учащихся свидетельствуют о наличии у части школьников таких негативных черт характера как агрессивность, эгоизм и неуживчивость в коллективе, неумение противостоять формам безнравственного поведения. Безусловно, основные предпосылки психологического здоровья формируются в семье, которая призвана помочь ребёнку главными воспитательными методиками: любовью, радостью, ответственностью за разностороннее развитие ребёнка.
Но решение такой сложной задачи в сегодняшних условиях жизни не под силу одним родителям. Необходима помощь педагогов и психологов, умеющих организовать учебную и воспитывающую, развивающую деятельность так, чтобы она была успешна и творчески результативна.
Сегодня как никогда становится ясно, что проблема воспитания здорового человека требует своего решения в контексте его духовного роста и совершенствования. В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано, что «здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Вопросы духовности и здоровья надо рассматривать во взаимосвязи. «Духовное благополучие» и «духовность» - важнейшие элементы здоровья человека. Именно поэтому перед педагогами и родительской общественностью ставится задача найти механизмы становления духовности детей, подростков, юношества. Школе необходимы специалисты медицины и педагоги, сами владеющие наукой быть здоровыми и способные дать эту науку детям. К преимуществам системы образовательной деятельности ОУ по сохранению, укреплению и поддержанию здоровья детей можно отнести:
- высокую теоретическую и методическую подготовку педагогов в целеполагании, планировании и организации воспитательной работы в классе;
- эффективное использование здоровьесберегающей технологии метода проектов в образовательном процессе;
- стабильная материально-техническая база учебного процесса;
- системный характер диагностики;
- существование традиций школы;
- систематический контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школы.
- разработка режима двигательной активности учащихся начальной ступени образования.
Сущность темы проекта.
Данный проект направлен на поиск таких технологий работы с учащимися, которые способствовали бы решению поставленных проблем.
В нашем проекте применяются различные методы работы: изучение литературы, педагогическое, психологическое и медицинское наблюдение, опросы, анкетирование, тестирование.
Реализация данного проекта позволит минимизировать влияние отрицательных факторов воздействия на развивающийся организм.
Работа с родителями.
1. Консультации:
- «Нетрадиционные средства оздоровления детей»
- «Как избежать искривления осанки»
- «Использование пальчиковой гимнастики в свободной деятельности».
2. Анкетирование: «Сведения о ребенке», «Ведёте ли Вы здоровый образ жизни?»
3. Беседа с родителями:
- «Режим дня»,
- «Ваш ребёнок пришёл в школу».
4. Памятки для родителей
- «Использование здоровьесберегающих технологий в семье»
Предполагаемый результат:
- При реализации проекта произойдут следующие изменения:
- Компетентность классного руководителя в применении здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
- Положительная динамика показателей детского здоровья под воздействием школьной среды.
- Сформированность основных двигательных умений и навыков.
- При применении здоровьесберегающих технологий у учащихся начальной школы повыситься интерес к активному здоровому образу жизни.
- Участие родителей в воспитательно - образовательном процессе класса.
План реализации проекта.
ДЕВИЗ: “В путь – дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся”.
месяц | замысел | цель | деятельность руководителя | деятельность учеников |
сентябрь | Мы начинаем «Путешествия из страны Болезней в страну Неболейка». У истоков: -болезней человеческой души; -болезней духа; -болезней тела; -болезней вредных привычек. Преодоление преград на пути в страну Неболейка | -осознать опасность быть самому себе врагом, отнимающим у себя собственное здоровье. | -показать воспитанникам непривлекательность перспективы быть нездоровым человеком. | -активно включаются в игровую деятельность. Познавательная игра: «Витамины каждый день». .« Практическая игра Чистота-залог здоровья!» .Праздник: »Путешествия к Мойдодыру» Инсценировка: «Где живут вредные привычки?» Умей сказать - Нет! вредным привычкам «В здоровом теле, здоровый дух». Сочинение. |
октябрь | «В городе Чистота». Встречаемся с Мойдодыром и Зубной Феей. | -обогатить знания о том, как быть здоровым, развивать гигиенические навыки ухода за собой. | -познакомить воспитанников с историей возникновения медицины; -настроить на участие в программе, сформировать желания в ней участвовать. | -сдают экзамены Мойдодыру и Зубной Фее; -беседуют с Мойдо- дыром и Зубной Феей у Чистого истока о здоровье и нездоровье человека; -берут Мойдодыра задания, талисманы и маршрутную карту путешествия по стране Неболейка. |
ноябрь | «Отдыхаем у реки Мудрости». Встречаем Айболита. | -формировать отношение к книге, как главной советчице и помощнице в осмыслении ценностей человеческой жизни; -приобщать к мудрости человечества, говорящей о значении и ценности здоровья для человека. | -организовать встречу с медицинским работником; -посетить городскую библиотеку. | -встречаются с мудрецами, помогающими быть здоровыми; -читают книги Мудрые, ищат в них ответы, что есть здоровье. |
декабрь | «В деревне Русские Забавы» Встречаемся с бабушкой Ведуньей и Банником. | -познакомить воспитанников с традициями народов России. | -помочь освоить некоторые секреты поддержания и укрепления своего здоровья с помощью знаний и опыта, оставленного нам в наследство нашим народом. | -посиделки у печки с бабушкой Ведуньей и Банником, которые много знают-ведают о том, как человеку быть здоровым; -играют в городке забытых игр и забав. |
Январь | «В санатории на Поляне Здоровья» Встречаемся с Медуницей. | -приобщать к общению с Природой, как источником красоты, гармонии и здоровья человека. | -открыть целительную силу Матушки- Природы. | -встречаются с Медуницей; -открывают и осваивают секреты целительных сил в растительном мире Матушки-Природы. -Набираются сил и здоровья в санатории на Поляне Здоровья (Солнце, Воздух и Вода – наши лучшие друзья); -участвуют в конкурсе «Лечебные травы». |
февраль | « В гостях у Лешего» | -обучать учащихся экологической грамотности. | -организовать беседу с педагогом д/о по экологическому воспитанию; -привлечь родителей учащихся для участия в конкурсе «Кормушка». | -становятся работниками и защитниками Матушки-Природы; -учатся жить по законам Матушки-Природы в мире и согласии со всеми обитателями ее Великого Царства, даря себе и друг другу Красоту, Здоровье, Счастье; -участвуют в конкурсе «Кормушка». |
март | В городе «Здоровяков» | -формировать ценностное отношение к собственной жизни и здоровью; -развивать устойчивость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. | -приобщать воспитанников к физической культуре и спортивно-оздоровительной работе; -организовать встречу с юными спортсменами нашей школы; -привлечь родителей к спортивному празднику «Мама, папа, я – счастливая семья» | -знакомятся с различными видами спорта и оздоровительными системами; -встречаются со спортсменами нашей школы; -участвуют в конкурсах «На зарядку становись», «Веселые старты»; -участвуют в празднике «Мама, папа, я – счастливая семья». |
апрель | « Деревня Витаминная» Встречаемся со старой знакомой - Медуницей. В деревне у неё лаборатория вкусной и здоровой пищи. | -формировать знания о правилах питания; -закрепить знания детей о витаминах и их пользе для здоровья человека. | -помочь воспитанникам раскрыть пользу овощей и фруктов. | -вместе с Медуницей изучают воздействие витаминов на здоровье человека; -участвуют в конкурсе рисунков «Фрукты и Овощи». |
май | Город Хорошего Настроения | -подвести итоги игрового проекта «Путешествие в Страну Неболейка»; -наметить перспективы дальнейшей деятельности взрослых и детей по укреплению и поддержанию своего здоровья. | -помочь детям осознать, что узнали, чему научились в Стране Неболейка, что получилось, а что не получилось и почему; -организовать вместе с родителями «Большой Праздник Здоровья». | -закрепляют убеждения в том, что лучше быть здоровым, чем больным; -сдают экзамены в Академии Здоровья; -Большой Праздник Здоровья. |
Применяемые технологии:
• Личностно-ориентированные технологии
• Медико-гигиенические технологии.
• Физкультурно-оздоровительные технологии.
• Технологии обеспечения безопасности и жизнедеятельности.
• Технология игрового моделирования.
Существующие ресурсы для реализации проекта:
Вид ресурсов | Перечень действий |
1. Информационные | 1.Спланировать рекламно – разъяснительную работу с родителями учащихся. 2.Подготовка к печати информационных памяток для родителей. |
2. Кадровые | 1. Создать творческую группу по реализации проекта, включающую: классного руководителя, родителей, медицинских работников школы, соц.педагога, педагога-психолога 2.Привлечь для консультаций и практикумов по профилактике заболеваний детей специалиста по лечебной физкультуре.
|
3. Нормативно –правовые | 1 .Утвердить план мероприятий по внедрению новшества на родительском комитете. 2. Согласовать совместный план мероприятий с врачом школы. |
4. Программно- методические | 1. Изучить литературу по здоровьесберегающим технологиям. 2. Создать методическую копилку по данному вопросу. 3. Систематизировать виды упражнений. 4.Организовать родительские собрания по темам:
5.Организовать консультации школьного врача с родителями по темам:
6. Разработать проект « страна Неболейка» 7. Разработка мониторинга здоровья учащихся. |
5. Материально – технические | 1. Озеленить классную комнату. 2. Проверить соответствие классной мебели росту ребенка. |
III. Итоговая (заключительная) часть
Вывод.
Таким образом, теоритическая значимость проекта заключается в формировании и активизации субъектной позиции школьника как носителя здорового образа жизни, сознательно пропагандирующего цель и ценности здорового образа жизни, владеющего технологиями преумножения собственного здоровья в условиях положительных и негативных социально-экологических факторов мегаполиса.
Дальнейшее развитие проекта:
- обмен опытом с коллегами начальной школы;
- презентация деятельности на общем родительском собрании по теме: «Здоровье – главная ценность в жизни»;
- выпуск рукописной семейной газеты: «Использование здоровьесберегающих технологий в семье»
Библиография.
1.Асеев В.Г. Возрастная психология. - Иркутск, 2004
2.Мясищев. В.Н.«Психология отношений»
3.Плахова Т. В. «Путешествие в Страну Здоровья»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе....
Мастер-класс по теме "Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс"
Мастер - класс по теме "Внедрение информационно - коммуникационных технологий в учебно - воспитательный процесс"...
Возможности внедрения социально- психологических технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы
Материал статьи адресован психологам и педагогам, работающим с детьми 6 - 10 лет. Здесь рассматриваются возможности внедрения социально - психологических технологий в учебно - воспитательный процесс н...
Пропаганда работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта-это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориенти...
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы-интерната
Насыщение учебных заведений компьютерной, мультимедийной техникой, повышение пользовательского уровня учителей сегодня является мощным стимулом для перевода нашего образования в новое качество. Необхо...
Статья_Возможности внедрения социально- психологических технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы
В современной школе, в связи с введением ФГОС нового поколения, новое качество приобретает такое понятие как сопровождение учебно-воспитательного процесса, сопровождение семьи, сопровождение &qu...
ИННОВАЦИОННАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОКТЕЛЬНЫХ ТРУБОЧЕК. ПРОЕКТ « ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ -ЭТО НАШЕ ЗДОРОВЬЕ »
В федеральном государственном общеобразовательном стандарте одно из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования включает создание образовательной среды,...