Формирование орфографических навыков письма
статья по русскому языку по теме

Чиброва Марина Александровна

Рекомендации по формированию навыков грамотного письма 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orfograficheskie_navyki.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           ГБОУ Школа № 1404 «Гамма»

                       

                   Формирование орфографических

 навыков письма

Учитель начальных классов

Чиброва Марина Александровна

2018-2019 уч.год

               Формирование орфографических навыков письма.

      Основы правописания закладываются в начальных классах на самых ранних ступенях обучения. Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Обеспечение качества знаний остается постоянной проблемой, решением которой школа занималась в любые времена.

    Главным в обучении правописанию – орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако ее решение возможно лишь при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только, сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, т.е. орфографическая зоркость, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не “реагируя” на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является основной причиной орфографических ошибок.

    Результаты обучения орфографии зависят от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи. Чтобы вставить букву, ученикам нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаружить орфограммы считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Как пишет М.Р. Львов, “Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность, является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сведет на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма”. Знание правила – это первый этап в формировании орфографического навыка, а различные виды упражнений позволяют закрепить правило. Второй этап на уроке, - это применение правила на практике не основе алгоритма. Одной из главных целей на данном этапе обучения – научить ребенка безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи. Как же может быть построено обучение? Прежде всего, необходимо уже в 1 классе вооружить детей знанием тех опознавательных признаков, по которым они могли бы, еще не владея орфографическими правилами, обнаруживать орфограммы. Самую значительную часть орфограмм русского языка составляют орфограммы слабых позиций, к которым, в первую очередь, относятся безударные гласные в разных частях слова, парные согласные по звонкости – глухости, стоящие на конце слов и перед другими согласными.

      Развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.

       Необходимо, начиная с первого класса, воспитывать у учащихся не только орфографическую зоркость, но и самоконтроль. Первые шаги в этом направлении: постоянное требование сличать написанное в тетради с текстом упражнения при списывании, не допускать ни одного пропуска буквы или искажения написания слова. На каждом уроке надо побуждать ученика контролировать свое письмо: посмотрите какое слово мы пишем? Как вы его написали? Сколько букв в этом слове? Сколько в нем гласных? Согласных? Правильно ли вы списали это слово? Сверьте написанное с книгой, с доской. Самостоятельно сверьте каждое написанное это слово – нет ли в нем пропусков или перестановок букв, описок. Подобные вопросы заставляют детей списывать внимательно, следить за правильным написанием каждого слова. Постепенно у учащихся вырабатывается умение проверять себя, появляется привычка контролировать себя не только после письма, но и до письма, и не только в классе, но и при выполнении заданий дома. Ну, а если не ставить перед учениками такой задачи, то и качество выполняемой работы, как правило, низкое.

      Вначале учащиеся усваивают написания, не расходящиеся с произношением. Так как письмо таких слов не затрудняет учеников, то все их внимание направлено на то, чтобы не допускать пропуска, замены, перестановки и т.п. Потом ребята знакомятся с написаниями, которые не совпадают с произношением: обозначение и не обозначение мягких согласных, обозначение звонких и глухих согласных, безударных гласных. Здесь одного внимания, зоркости недостаточно. Чтобы правильно написать слова этой группы, ученику необходимо четко объяснить, что нужно, а что не нужно проверять. С этой целью у детей необходимо развивать умение слышать звуки и различать их. Речевой слух, как и орфографическая зоркость, развивается путем постоянных упражнений. Достаточное количество устных упражнений поможет учащимся развивать речевой слух и безошибочно определять ударные и безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные, правильно писать их.

       Особое внимание надо уделить самоконтролю при обучении условным или традиционным написаниям: сочетаниям жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн и словам с непроверяемыми гласными. Здесь ничего не надо проверять на слух. Самоконтроль в этих случаях состоит в том, чтобы, опираясь на зрительную память, написать правильно буквосочетания или слова. Здесь используем такие задания: посмотри, как оно написано в книге; закрой книгу и напиши это сочетание (слово) самостоятельно; проверять по книге, правильно ли ты написал. Наиболее эффективные упражнения для развития навыка самоконтроля, это: сравни написанное с напечатанным текстом; выпиши из текста слова с нужными орфограммами; подчеркни орфограмму, проверь списанный текст по учебнику – не пропусти ни одного неверно написанного слова; разбери слово по слогам, звукам и буквам. Навыки самоконтроля развивают предупредительные диктанты с применением сигнальных карточек, выборочные диктанты и комментированное письмо. Главное при воспитании навыка самоконтроля – научить детей осуществлять самоконтроль в процессе письма. Именно этому способствует комментированное письмо. Объясняя правописание различных орфограмм в процессе письма, ученик вырабатывает привычку самоконтроля. Ни один из этих видов упражнений не следует делать универсальным – однообразие в работе не приносит пользы. При самостоятельной записи детьми постоянно направляем их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме.

       Важно также научить детей комментировать свое письмо. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментирование – это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение а процессе записи слов, предложений. Вот как комментируют наши ученики на уроке. Например: под-ле-та-ет: “В приставке пишу букву о. В корне безударная гласная е, проверяю перелет. В окончании глагола гласная е, доказываю: н.ф.подлетать не на –ить, это не глагол исключение, значит, первое спряжение, пишу окончание -ет”. При комментировании, или орфографическом разборе, ученик должен, прежде всего, найти орфограмму, поэтому комментированное письмо развивает орфографическую зоркость учащихся. Кроме того, комментированное письмо является одним из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает школьников к сознательному применению правил, способствует выработке навыков грамотного письма. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки. В процессе комментированного упражнения, когда “ведущий” ученик только фиксирует внимание на орфограммах (“вижу орфограмму”, “вижу две орфограммы”), но не называет их, не объясняет написание, проявляется большая самостоятельность учащихся. Подчеркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, т.к. дети постоянно тренируются в отыскивании и объяснении орфограмм. Но выработать этот навык нелегко. Многие учащиеся с большим трудом обнаруживают орфограммы в тексте, никак не могут заметить их быстро. А некоторые подчеркивают без разбору, в том числе ударные гласные или безударные ы, у. К концу 4 класса большинство наших учеников уже свободно отыскивают орфограммы в тексте.

Три составные части при выработке орфографического навыка:

Каждого учителя волнует вопрос: “Как работать над формированием грамотного письма?”. Я хочу предложить некоторые конкретные учебные материалы и рекомендации для работы над этой проблемой. Итак, с чего же следует начать?

Прежде всего нужно научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные.

Второй этап в этой работе – это выработка орфографической зоркости. Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.

И третье, что необходимо для достижения грамотного письма – это научить детей самоконтролю.

Выработка орфографической зоркости начинается с периода обучения грамоте. Сначала детей учим слуховому вниманию, а, затем зрительной зоркости (ученик должен на слух различать гласные и согласные звуки и соотносить их со схемами).

Когда заканчивается период обучения грамоте, формы работы над орфографией значительно пополняются. Это такие традиционные задания, предложенные учебниками: списать, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова; найти в упражнении слова на данное правило, подчеркнуть орфограмму, и др. Используя задания из учебника, стараюсь дополнить материал каждого урока упражнениями на развитие орфографической зоркости.

1.2 Организация работы по формированию навыка грамотного письма

       Грамотность - знание законов и правил родного языка в сочетании с        твёрдыми навыками пользования ими в устной и письменной речи.    

       Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Проблема формирования навыков грамотного письма в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка.

      1. Какой объём знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать    орфографически грамотно?

      2. Есть ли резервы совершенствования навыка грамотного письма?

      3. Как обучать грамотному письму?

      4. Каковы способы усвоения этого навыка?

      5. Каково причины ошибок и пути их устранения?

         Это самые волнующие учителя вопросы, если он по настоящему задумывается над тем, как добиться орфографической и каллиграфической грамотности младших школьников.

      Грамотное письмо – это не просто движения пишущей руки, слуховые и зрительные представления, а особая речевая деятельность.

      Русское письмо, как и письмо  большинства народов мира ,передаёт содержание речи путём обозначения звуковой стороны языка условными письменными знаками – буквами на основе определённых норм, предписываемых правилами орфографии.

Такой вид письма носит название звукового письма.

        В решении задачи по обучению грамотному письму осуществляется связь всех сторон изучаемого языка – его фонетики, графики, словообразования, грамматики, семантики, лексики.

        В начальной школе выделяют  3 линии овладения правописанием (они взаимосвязаны) – на основе:

  1. Соотнесения звука (фонемы) и буквы с учётом позиции звука и состава слова на основе развития фонематического (речевого) слуха учащихся.
  2. Запоминания буквенного состава слов, воспроизведения слов каллиграфически правильно без пропусков, замен, искажений.
  3. Применения правил, решения грамматико –  орфографических задач, знания морфемного состава слов, проговаривания и списывания, активизации словаря, записи под диктовку и использования слов в собственных текстах и устной речи.

         Писать согласно с правилами орфографии - значит писать грамотно орфографически.

        Умение писать грамотно должно переходить в устойчивый навык. Орфографические навыки приобретаются детьми по мере развития их речи, навыков чтения и письма.

        Следовательно, для прочного навыка грамотного письма необходимо:

  • развитие у учащихся фонематического слуха, произношения (фонетика);
  • развитие мелкой моторики рук, умение правильно воспроизводить зрительный образ буквы (каллиграфия);
  • знание правил, орфограмм, алгоритмов (орфография).

                                           Организация работы.

    В целом работа по формированию навыков грамотного письма должна вестись по 3 направлениям параллельно:

  • каллиграфия
  • фонетика
  • орфография.

      Но по мере накопления у учащихся знаний по грамматике и в зависимости от класса работа по направлению «орфография» постепенно расширяется и увеличивается по объёму и количеству заданий.

      Задания по направлению «каллиграфия» с 1 класса и далее постепенно индивидуализируется и сокращается по количеству заданий и времени проведения.

      Задания по направлению «фонетика» обязательны и не меняются по времени проведения. Меняется лишь содержание и уровень сложности материала.

                                      Распределение работы на занятии по времени.

класс

       каллиграфия

              фонетика

        орфография

     1

20 мин.------10 мин.

              7-10 мин.

  3 мин.-----  10 мин.

     2

10 мин.------ 5 мин.

              7-10 мин.

10 мин.-----  20 мин.

     3

5 мин. ------- 3 мин.

              7-10 мин.

20 мин.----- 25 мин.

     4

3 мин. ----- индивид. р

              7-10 мин.

25 мин.-----  30 мин.

                                             

Виды заданий.

          каллиграфия

             фонетика

            орфография

Раскрашивание частей рисунка с заданной буквой.

Найди букву и назови звуки.

Письмо с проговариванием.

Конструирование буквы из проволоки, пластилина, ниток, палочек.

Найди звук в словах.

Письмо с комментированием.

Поиск буквы в ряду других букв, сравнение.

Что лишнее?

Заучивание правил с помощью игровых приёмов.

Штриховка по заданию.

Работа со словами имеющими одинаковые буквы, обозначающие разные звуки.

Орфографические минутки (слово + проверочное)

Прописывание элементов букв.

Рифмованные предложения и тексты.

Подбор родственных слов (группы)

Прописывание буквы и соединений с другими буквами.

Запись транскрипций звуков, слов.

Составление таблиц, алгоритмов, схем- опор.

Прописывание узоров без отрыва по кальке, по образцу.

Запись слов по данной транскрипции.

Работа по перфокартам.

Прописывание буквы в сочетании с узором.

Фонетический разбор.

Текст с «окошечками»

Прописывание слогов и слов.

Слуховые диктанты.

Текст. Найти орфограммы.

.Прописывание букв и слов с данной буквой.

.Артикуляционные зарядки.

Текст для красного карандаша (с ошибками)

Прописывание с заданиями:

Что лишнее? Что общего? Чем отличаются? Добавь до целого. Составь из частей.

Фонетические задачи.

Мини - диктанты  (предупредительный, объясни-тельный, комментированный, выборочный, свободный, творческий, с обоснованием, словарные.

Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.

Слоговые аукционы.

Разбор слов по составу.

Списывание с письменного текста- образца.

Звук заблудился.

Орфографические игры.

Письмо образца для товарища.

Чистоговорки.

Орфографические задачи.

Самооценка, самоанализ, выбор лучшего образца.

Скороговорки.

Творческие работы.

В начальных классах закладываются основы грамотного письма и оттого, насколько они будут сформированы, зависит дальнейшее обучение ребенка, его способность усваивать в дальнейшем программу русского языка. Чтобы добиться хороших результатов в формировании навыка грамотного письма, я использую различные приемы обучения. Работу начинаю со звукового анализа слов, который провожу в такой последовательности:
1. Скажи слово и послушай себя;
2. Найди ударный слог и произнеси слово по слогам;
3. Протяни, выделив голосом первый звук, назови его и охарактеризуй;
4. Обозначь выделенный знак условным значком;
5. Протяни, выделив голосом второй звук, назови его, охарактеризуй и обозначь условным значком и т. д.;
6. Проверь, получилось ли слово, прочитай его по звуковой схеме;
7. Выясни, сколько в слове звуков, букв.
     Во 2-4 – х классах звуковой анализ слов продолжается, увеличиваясь в объеме и сокращаясь во времени, так как у детей уже выработаны определенные умения и навыки
     Одним из важных видов считаю орфографическое проговаривание.
Начинаю письмо с проговаривания по слогам. Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают ее, например: «На – пишу н с гласной а» Такое письмо исключает пропуски букв. Когда все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривание шепотом, постепенно переводя его на мысленное проговаривание. Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо. Как правило, такие работы написаны красиво, аккуратно, без исправлений. У детей вырабатывается единый темп письма, появляются положительные эмоции к письму, воспитываются трудолюбие, культура труда, волевые качества, чувства коллективизма и товарищества.
Постепенно перехожу к приему «Списывание».
          Списывание тоже основано на проговаривании по слогам, но предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Дети читают слово по слогам и также по слогам, проговаривая, записывают.

            В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
           Вскоре начинаем осваивать прием « Комментированное письмо».
И этот вид работы тоже строится на основе проговаривания по слогам, но и обосновывается правописание правилами, подбором проверочных слов.
Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Большая самостоятельность учащихся в процессе письма с использованием следующего алгоритма:
- проговариваю;
- определяю орфограмму;
- вспоминаю правило;
- применяю его;
- пишу;
- проверяю.
Использую комментирование двух видов:
1. Подробное, с ответом в конце (рассуждение с «поэтому»: …, поэтому пишу и).
2. Свёрнутое, с кратким доказательством: называются нужные буквы, и объясняется решение (рассуждение с «потому что»: пишу и, потому что …).
Сначала опираюсь на комментирование сильных детей и постепенно подключаю в работу всех остальных. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление. Дети приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у них вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.
Одновременно с изучением грамоты ввожу прием «Письмо с предварительной подготовкой», затем «Письмо под диктовку». Сначала диктую буквы, слоги, затем слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам хором или шепотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал неправильно, то предлагаю еще раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо, самоконтроль.
        Наряду с этими приемами в своей работе на уроках русского языка я использую зрительные и слуховые диктанты. Диктанты разрабатываются поурочно, их содержание тесно связано с изучаемым материалом и словарной работой. Объем предложений увеличивается постепенно, а с ним - память и грамотность учеников. Зрительные диктанты развивают точность зрительного восприятия, тренируют память, активизируют мышление и способствуют осознанному запоминанию правильного написания.
        Методика проведения такова:
1. Предложение записывается на доске заранее и закрывается.
2. Дается установка на запоминание предложения (1 секунда на 1 слово) и предложение открывается.
3. Учащиеся закрывают глаза и представляют предложение зрительно
4. Предложение записывается в тетрадь по памяти
5. Предложение открывается и проверяется с записью на доске и в тетради. После диктанта для прочного запоминания материала учащиеся выполняют устный разбор записанного: анализ семантический, звукобуквенный, морфологический, словообразовательный. Слуховые диктанты развивают слуховое восприятие и память, учат умению распознавать фонему и обозначать ее соответствующей буквой путем соотнесения речи звучащей и письменной.
        Его методика такая:
1. Читается предложение из 3 слов один раз (каждый месяц слово добавляется), а дети запоминают.
2. Учащиеся повторяют предложение про себя, воспроизводя не только порядок слов в предложении, но и интонацию и четко проговаривая каждое слово.
3. Теперь они записывают предложение в тетрадь по памяти.
4. Проверяется предложение, которое записано на доске заранее, но его запись закрыта, а по окончании – открывается.
В ходе проверки учащиеся получают задание: найти в тексте «ошибкоопасные» места, подчеркнуть их, объяснить написание
Часто на уроках русского языка использую:
«Диктант с обоснованием», в котором диктую слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением, а ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель и затем обосновать.
«Диктант с постукиванием» вовремя, которого постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
Диктант «Найди слова», в котором диктую несколько предложений и даю задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемой безударной гласной и со звонкой и глухой согласной
«Знаковые диктанты» использую в своей работе, так как они позволяют экономить время.
Например, при изучении темы «Части речи» диктую детям слова:
бабочка, летать, двенадцать, красивый, быстро.
У учеников в тетрадях: С, Г, Ч, П, Н, … .
Знаковые диктанты можно проводить письменно с самопроверкой или взаимопроверкой и устно с применением сигнальных карточек.

        Словарный диктант «Кто больше запомнит» провожу по метод И. П. Федоренко. Произношу один раз и больше не повторяю цепочку, например, из трех слов, затем делаю паузу, во время которой дети записывают то, что запомнили. Читаю новую цепочку из трех слов, и опять пауза. Так происходит, пока не запишем весь диктант. После чего дети подсчитывают количество слов, проверяют друг у друга их написание. Диктант целесообразно начинать с цепочки, состоящей из 3-х слов. Далее цепочка увеличивается. Такая работа повышает орфографическую грамотность, увеличивает скорость письма, развивает самоконтроль, положительно влияет на дисциплину.
        Немаловажное значение имеют и такие виды работ:
Распространение предложений.
Предлагаю детям предложение, состоящее только из основы. Каждый ученик записывает свое предложение, затем зачитываем их, выбираем лучшее.
Восстановление деформированного текста: белый, живет, севере, медведь, на.
Зарядка с предложением.
- прочитываю предложение с доски, чтобы дети поняли смысл;
- дети читают вслух, проговаривая орфограммы;
- читают орфографически про себя;
- просматривают его, чтобы глаза запомнили, как пишутся слова, особенно трудные коллективно объясняют все орфограммы;
- закрывают глаза и, мысленно, крупно и разборчиво пишут каждое слово ручкой в воздухе. При этом проговаривают трудные слова орфографически;
- записывают предложение в тетрадь;
- проверяют запись в тетради с записью на доске
Зрительные картинные диктанты.
Показываю лист с девятью картинками, считаю до 10, убираю.
Дети пишут то, что запомнили
Рифмовки по темам.
Солнце, чувство, праздник, Ледокол, дроворуб,
Сердце и проказник. Землемер, книголюб.
Лестница и звездный, Водопад, сенокос,
Здравствуйте и поздний. Снегопад, паровоз.
Дети читают, запоминают, пишут по памяти, выделяя орфограммы
Письмо с пропусками орфограмм или письмо «с дырками».
Письмо «с дырками» двух видов:
1. Пропуски делаются везде, где есть орфограммы.
2. Пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.
Важно учитывать то, что второй способ без отработки первого не принесёт желаемых результатов, приучить школьников обнаруживать все орфограммы в слове, в том числе и еще не изученные.
А без грамматических зарядок, орфографических сказок, «запоминалок», игр, карточек и перфокарт, в которые включаю словарные слова или слова, в которых были допущены ошибки, или слова на какую-то тему просто невозможно проводить урок.

1.3 Формирование орфографической зоркости
Интересно проходит и такая работа по формированию орфографической зоркости, как взаимоконтроль при работе в парах. Делаем это так: учащимся предлагается выполнить упражнение по учебнику или написанное на доске. Первое предложение или слово читает один ученик, называет орфограммы и а полголоса объясняет соседу трудные написания. После этого оба ученика записывают предложение или слово, затем второй ученик ведет пояснение, и так до тех пор, пока не выполнят упражнение. Взаимоконтроль всего процесса почти исключает ошибки в тетради учащихся, формирует их умение рассуждать, обосновывать свой ответ, развивает речь.

Орфографическая зоркость кроме умения находить орфограммы и определять их тип включает в себя также умение обнаруживать допущенные ошибки (свои или чужие). С целью развития этого умения используется приём корректировки письма: это известные самопроверка и взаимопроверка. Например: “проверьте, правильно ли записаны слова с безударными гласными в корне”. Использование взаимной проверки способствует развитию произвольного внимания школьников: они стремятся не допустить ошибки в своей работе и не пропустить их в тетради товарища, сто создает условия для формирования орфографической зоркости. При проверке тетради полезно иногда не исправлять ошибки, а только ставить на полях точки, сигнализирующие о допущенных ошибках на строке, что мы и делаем. Ученик в этом случае самостоятельно находит ошибки, и см исправляет их. А так же коллективное исправление ошибок и объяснение правил правописания дает хороший результат для выработки навыков безошибочного письма.

1.4 Основные направления в коррекционной работе. 

I. Предупреждение ошибок письма на уровне буквы.

1. В русском языке 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Дети должны чётко усвоить понятия “верх”, “низ”, “право”, “лево”. Для осуществления этой цели проводились графические диктанты и игра “Электронная муха”. При работе на уроке письма детям предлагается игра-соревнование “Внимательные глазки”:

2. Выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания на том, в какую сторону написана буква, где расположены её элементы, и в каком количестве. Определение букв “на ощупь”- вызываются дети сразу по несколько человек, необходимо с закрытыми глазами по картонному контуру определить букву, придумать с этой буквой слово.

3. Определение букв, написанных в разном положении, игра “Полубуковка” или “Сломалась буква”.

4. Создание ассоциативных связей. Игра “На что похожа эта буква?”

5. Систематическое придумывание детьми слова на данную букву в определённой позиции: начало, середина, конец слова.

6. Нахождение букв в геометрических фигурах. Игра “Внимательные глазки”. Постройте из палочек на столе все буквы, какие изображены на рисунке.

II. Предупреждение ошибок письма на уровне слога.

  1. Придумывание слов на заданный слог в определённой позиции.
  2. Составление схем слогов с использованием цветных фишек.
  3. Проведение с детьми игры «Живые буквы».В результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука.
  4. Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, от конца и т.д.

Согласитесь, данные виды упражнений традиционно предлагаются авторами различных Азбук, Букварей, учебных пособий по обучению чтению, но вместе с обучающей направленностью, они предупреждают специфические трудности обучения письму. Данные упражнения должны быть систематическими (лучше ежедневными), но непродолжительными, проводить их можно и в дальнейшем уже на уроках русского языка. 

III. Предупреждение ошибок письма на уровне слова.

1. Традиционные упражнения, широко представленные в Азбуке: деление слова на слоги; выделение ударного слога; составление звуковой схемы к слову и придумывание слова к схеме.

2. Придумывание слов к данному слову.

3. Занимательные упражнения со словами.

Данный вид упражнений позволяет рассматривать слово не только как лексическую, грамматическую единицу речи, но и развивать образное мышление, зрительное и слуховое восприятие, внимание и речь.IV. Предупреждение ошибок на уровне словосочетания.

1. Сочетания существительных с прилагательными, глаголами, числительными.( см. приложение)

V. Предупреждение ошибок на уровне предложения.

1. Составление предложений по интонационным схемам, и наоборот.

2. Составление предложений детьми, в которых( см. приложение)

3.Выделение границ предложений в тексте. Сначала дети хлопками выделяют конец смысловой фразы. Затем расставляют точки в предложениях, записанных на доске и карточках (текст написан слитно). И, наконец, детям даётся задание соединить части разорванных предложений. В завершении работы над предложением дети работают над деформированным текстом.

VI. Предупреждение ошибок на уровне текста.

1. Чтение деформированных текстов, где имена существительные заменены картинками.

2. Составление связного рассказа из двух текстов, прочитанных (записанных) вперемежку, либо составление двух текстов из смешанных фраз.

3. Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.

4. Составление рассказов по серии картинок, по одной картине, по заданному началу или концу рассказа, по опорным сигналам.

5. Определение порядка следования предложений, расположенных в нарушенной последовательности.

6. Чтение теста с конца.

Формируя у детей умение полно и грамматически правильно выражать свою мысль, мы тем самым подводим их к работе над своей связной речью, умением писать изложения и сочинения в средней школе.

2. Практические упражнения:

  • упражнения на развитие орфографической зоркости;
  • упражнения на развитие памяти;
  • работа со словарными словами.

1. На доске записаны слова:

зубки поляна касса
тапки трава масса

Задание: выписать слова с проверяемой безударной гласной.

2. При изучении темы “Непроизносимые согласные”:

  • написать по памяти 5 слов с непроизносимыми согласными, подчеркнуть орфограмму;
  • списать с доски слова, которые были пропущены, подчёркивая орфограммы.

3. Игра “Фонарики”:

  • зажги фонарик под изученными орфограммами.

4. Письмо с проговариванием:

  • ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически.

5. Комментированное письмо:

Ученик диктует предложение, объясняя орфограммы.

6. Предупредительный диктант:

Перед диктантом, изложением, сочинением работаем над трудными словами на предыдущих диктанту уроках. Это - словарная работа, творческая работа, чтение слов хором и индивидуально, объяснение, запоминание прочитанного, составление предложений с трудными словами, запись этих предложений.

7. Анализ диктанта:

После проведения диктанта работаем над словами, в которых учащиеся допустили ошибки. На следующий день выписываю их на доску, дети объясняют орфограммы, проговаривают их хором и индивидуально, а затем провожу составленный из этих слов небольшой диктант на 3-5 минут.

На следующий день вновь выписываю те слова, в которых были допущены ошибки, дети их анализируют устно, затем даётся новый диктант. И так до тех пор, пока дети не усвоят все слова.

8. Диктант “Проверяю себя”:

Ученики пишут предложение под диктовку, те слова, в написании которых сомневаются, пропускают. После диктанта дети спрашивают учителя, как нужно написать слова, в которых они сомневались. Учитель напоминает правило, задаёт наводящий вопрос или объясняет правописание слова.

9. Диктант с обоснованием:

Я диктую слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, затем то слово, которое диктует учитель, т.е. обосновывает орфограмму.

10. Диктант с постукиванием:

Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

11. Диктант “Найди слова”:

Диктую несколько предложений и даю задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с непроизносимой согласной, со звонкими или глухими согласными, с безударной гласной, проверяемой ударением.

Все диктанты небольшие по объёму, состоящие из 2–3 предложений.

12. Повторение ранее изученного:

Проводится ежедневно в течение 5 минут. При этом повторяется только одна изученная ранее тема. Например, повторяем правописание разделительных ь и ъ знаков.

В понедельник: ученики пишут 10 слов на данную тему с объяснением.

Во вторник: эти же слова, но под диктовку, без объяснения, проверяю и выписываю слова, где были допущены ошибки.

В среду: пишем слова, где были допущены ошибки и новые слова.

В четверг: небольшой диктант, насыщенный словами с разделительными ь и ъ знаками. Проверяю, снова выписываю ошибки.

В пятницу: из этих слов составляю новый диктант, который пишем.

Если ученики допускают ошибки, значит всю следующую неделю занимаемся повторением этой темы.

Упражнения на развитие орфографической зоркости лучше проводить, постепенно увеличивая степень сложности, например, тема “безударные гласные”:

  1. Подчеркни безударную гласную в корне (окончании) в указанных словах. Докажи её написание.
  2. Выпиши из словосочетания слова с безударной гласной в корне (окончании), докажи правильность выполнения задания.
  3. Выпиши из предложения слова с безударной гласной в корне (окончании), докажи правильность.
  4. Выпиши из текста слова с безударной гласной в корне в один столбик, в окончании – во второй столбик. Обоснуй правильность выполненного задания.
  5. Придумай и запиши три слова с безударной гласной в корне и три слова с безударной гласной в окончании. Докажи правильность выполнения задания.

“При формировании орфографических умений и навыков у учащихся необходимо помнить, что немаловажное значение имеет уровень развития оперативной (кратковременной) памяти”.  Следовательно, необходимо стремиться развивать у детей этот вид памяти.

Упражнения для развития памяти:

1. В классе провожу словарный диктант “Кто больше запомнит”. Данный диктант провожу по методике И.П.Федоренко. Произношу один раз и больше не повторяю цепочку, например, из трёх слов, затем делаю паузу, во время которой дети записывают то, что запомнили. Читаю новую цепочку из трёх слов, и опять пауза. Так происходит, пока не запишем весь диктант. После чего дети подсчитывают количество слов, проверяют друг у друга их написание.

Диктант целесообразно начинать с цепочки, состоящей из 3-х слов. Далее цепочка увеличивается.

Такая работа повышает орфографическую грамотность, увеличивает скорость письма, развивает самоконтроль, положительно влияет на дисциплину.

2. Распространение предложений.

Предлагаю детям предложение, состоящее только из основы. Каждый ученик записывает своё предложение. Затем зачитываем их, выбираем лучшее.

3. Восстановление деформированного текста.

Белый, живёт, севере, медведь, на

4. Зарядка с предложением. 

  • прочитываю предложение с доски, чтобы дети поняли смысл;
  • дети читают вслух, проговаривая орфограммы;
  • читают орфографически про себя;
  • просматривают его, чтобы глаза запомнили, как пишутся слова, особенно трудные, коллективно объясняют все орфограммы;
  • закрывают глаза и, мысленно, крупно и разборчиво, яркими буквами “пишут” каждое слово ручкой в воздухе. При этом проговаривают трудные слова орфографически (если не уверены в написании какого-то слова, откройте глаза, посмотрите на слово);
  • запись предложения в тетрадь, доска с предложением закрывается;
  • предложение открывается, проверяется от последнего слова к первому.

5. Зрительные картинные диктанты.

Показываю лист с девятью картинками, считаю до 10, убираю. Дети пишут то, что запомнили.

6. Рифмовки на доске по темам.

Например, “непроизносимые согласные в корне”:

Солнце, чувство, праздник,
Сердце и проказник,
Лестница и звёздный,
Здравствуйте и поздний.

Сложные слова

Ледокол, дроворуб,
Землемер, книголюб,
Водопад, сенокос,
Снегопад, паровоз.

Дети читают, запоминают, пишут по памяти, выделяя орфограммы.

В русском языке встречается очень много слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова. Работе над этой орфограммой нужно уделить особое внимание. Освоение “словарных” слов трудно даётся младшим школьникам. Работу по их освоению рекомендуется строить в несколько этапов:

1) предъявление слова:

  • чтение загадки, её отгадывание;
  • прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идёт речь;
  • рассмотрение предметной картинки;
  • описание признаков предмета или предъявление слова – синонима.

Дети определяют, какое слово будут изучать.

2) “слуховой” образ слова:

учащиеся проговаривают его хором, по-одному орфоэпически, без выделения слогов, определяют его “трудное” место (ставится орфографическая задача). Если дети умеют определять “трудное” место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

3) запись слова с “окошком”:

записывают слово, пропустив орфограмму, ставя ударение. На месте пропущенной буквы ставится сигнал опасности, например, точка: б.рёза. Затем, после обдумывания, вставляют пропущенную букву, пишут слово ещё раз, теперь уже без пропуска.

Специфическая форма записи слова с пропуском “трудного” места – это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы учащиеся при работе со словами с непроверяемыми написаниями учились, прежде всего, обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость.

4) “зрительный” образ слова:

Обращение к орфографическому словарю или словарю учебника. Это способствует накоплению опыта работы со словарём, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно.

Ключом к грамотности написания словарных слов является многоразовое использование одной и той же группы слов в разных видах работы, например:

  1. Спишите слова, подчеркните выделенные орфограммы (можно не выделять).
  2. В этой же группе слов: спиши, вставь пропущенные орфограммы.
  3. Допиши слова, добавляя слог или сочетание букв.
  4. Запись этих слов под диктовку.
  5. Письмо их по памяти.

 

3. Заключение.

Формирование навыков грамотного письма необходимо. Но, трудность в том, что орфография своим содержанием малопривлекательна для детей и в то же время усваивается она нелегко, приносит многим детям одни лишь неприятности. Из-за боязни ошибок школьник теряет веру в себя, орфография вызывает отрицательные эмоции, которые переносятся на весь предмет “Русский язык”, а иногда и на всю школу. Чтобы избежать этого, я убеждаю ребёнка, что в овладении грамотным письмом нет никакой исключительности, все люди овладевают письмом, в орфографии нет ничего непреодолимого. При обучении опираюсь на чувственное восприятие языка – зрительную и слуховую наглядность: плакаты, картины, записи цветным мелом; образцовое художественное чтение, прослушивание записей, проговаривание слов, звуков, и пр.

Использую интересный по содержанию дидактический материал, подбираю его с постепенным нарастанием трудности, умеренно насыщенный орфограммами.

Стараюсь на уроке создать свободную атмосферу: дети обращаются с вопросами, высказывают своё мнение, соглашаются или спорят друг с другом или со мной.

Оценивая умения и навыки учащихся, стараюсь не выставлять отрицательных оценок за правописание, т.к. они подавляют психику детей, лишают их веры в себя.

Все эти методические приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль, интерес к предмету. Такая система работы над исправлением ошибок и повторением изученного материала позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз. А всё вместе это называется формированием грамотного письма.

Я уверена, что только проведение целенаправленной и систематической работы по формированию орфографической зоркости учащихся может дать положительные результаты: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.

Дети, испытывающие трудности обучения письму, требуют особого внимания. Конечно, они осложняют работу в классе, замедляют общий темп работы, требуют индивидуального подхода в обучении. Им необходима специальная система занятий дома. Поэтому для поддержки родителей совместно с логопедом мною была составлена памятка для проведения коррекционной работы дома . Знание причин трудностей, умение их выделить, своевременная помощь в школе и дома позволяет не осложнять и без того не лёгкий процесс формирования навыка грамотного письма, оградить ученика от дополнительных трудностей. И только совместно разобравшись в истинных причинах затруднений, мы, взрослые, сможем помочь ребёнку их преодолеть. Значительно легче и целесообразнее предупреждать нарушения письма на уроке, чем их потом преодолевать на коррекционных занятиях у специалистов.

 

Литература

  1. Баргамен Н.И. Развитие памяти на уроках русского языка. Начальная школа, 1996, № 1, с.32.
  2. Захарова Н.А. Работа со словами с непроверяемыми написаниями. Начальная школа, 1993, № 11, с. 53–57.
  3. Китаева Т.А. Кратковременный диктант, или кратковременное комментирование. Начальная школа, 1992, № 4, с 21–26.
  4. Репина Л.И. разнообразить задания при работе над словами из “Словаря”. Начальная школа, 1988, № 3, с. 29.
  5. Савельева Н.А., Зинченко И.В. Работа над формированием навыков грамотного письма. Начальная школа, 1992, № 4, с. 26–28.
  6. Савинова А.З. Виды работ по формированию орфографической зоркости. Начальная школа, 1996, № 1, с. 22–27.
  7. Цветкова И.Г. Развитие оперативной памяти и орфографической зоркости у учащихся. Начальная школа, 1996, № 1, с.31–32
  8. Егорова Л. Д. Развиваем память и повышаем грамотность. Начальная школа, 2007, № 1, с. 90-92.
  9.  Павлова О. Г. Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма. Начальная школа, 2000, № 5, с. 61-62
  10. Одегова В. Ф. Развитие орфографической зоркости. Начальная школа, 1989, № 6,с. 20-22
  11. Савельева Н. А., Зинченко В. И. Работа над формированием навыков грамотного письма. Начальная школа, 1992, № 4, с. 26-28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приём списывания как средство формирования орфографического навыка.

Как научить детей правильно и с удовольствием списывать текст...

Формирование орфографического навыка у учащихся младших классов.

Система работы по формированию орфографического навыкы у учащихся младших классов....

«Формирование орфографического навыка на уроках русского языка и литературы»

       До сегодняшнего дня в нашей стране одним из «больших» мест нашей школы остается недостаточная грамотность учащихся, причина кроется не только в трудностях русск...

ПИСЬМО С « СЕКРЕТОМ» (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся по методике В.А.Илюхиной )

ПИСЬМО С « СЕКРЕТОМ» (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся по методике В.А.Илюхиной )...

Развитие мыслительных операций на основе формирований орфографических навыков на уроках письма и развития речи в начальных классах

Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в пись...