Памятка для работы над ошибками. Грамматические разборы
материал по русскому языку (1, 2, 3 класс) на тему

Дорохова Анна Евгеньевна

Памятка для работы над ошибками. Грамматические разборы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для работы над ошибками.

  1. Заглавная буква в начале предложения.

      Напиши это предложение. Подчеркни заглавную букву.

ПРИМЕР: Осенью птицы улетают в тёплые края.

2. Заглавная буква в имени собственном.

      Напиши это слово и придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.

      ПРИМЕР: Анна, Москва, Россия.

3. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.

      Напиши это слово и придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.

      ПРИМЕР: Малыши, чашка, щука.

4. Сочетания –ОРО-, -ОЛО-, -ЧК-, -ЧН-, -ЧТ-, -НЧ-, -НЩ-, -ЩН-.

      Напиши это слово и придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.

      ПРИМЕР: Тучка, ночной, чтение, овощной, шарманщик.

     5. Двойная согласная.

     Напиши это слово и придумай ещё два слова. Подчеркни орфограмму.

      ПРИМЕР: Класс, телеграмма, жужжат.

6. Проверяемая безударная гласная в корне слова.

     Напиши проверяемое слово, затем проверочное. Придумай ещё  2-3 слова на это правило.

     Выдели корень. Поставь ударение. Подчеркни орфограмму.

     ПРИМЕР: Моря- море, трава,  весна.

7. Непроверяемая безударная гласная в корне слова.

      Напиши строчку этого слова. Выдели корень. Поставь ударение.  Подчеркни орфограмму.

      ПРИМЕР:  Малина, малина, малина,  малина.

8. Парные звонкие и глухие согласные.( б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).

     Напиши проверяемое слово, затем проверочное. Придумай ещё  2-3 примера на это правило.

     Подчеркни орфограмму.

     ПРИМЕР: Сугроб- сугробы, лоб, шарф, рукав.

                       Ложка-   ложечка, зубки, рожки.

9. Непроизносимая согласная в корне слова.

     Напиши проверяемое слово, затем проверочное. Придумай ещё  2-3 примера на это правило.

     Выдели корень. Подчеркни орфограмму.

     ПРИМЕР: Честный- честь, грустный, солнце.

10. Предлоги со словами.

     Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание с предлогом.

     Придумай ещё 2-3 примера. Подчеркни предлог.

                пр.                пр.                       пр.

     ПРИМЕР: У дома, у (какого?) дома, у большого дома, на столе, за деревом.

11. Мягкий знак- показатель мягкости согласных.

      Напиши это слово. Придумай ещё  2-3 примера на это правило. Подчеркни орфограмму.

      ПРИМЕР: Коньки, мальчик, соль.

      12. Разделительный мягкий знак.

      Напиши это слово. Придумай ещё  2-3 примера на это правило. Подчеркни орфограмму.

      ПРИМЕР: Варенье, обезьяна, вьюга, воробьи.

13. Мягкий знак после шипящих в именах существительных.

      Напиши это слово. Придумай ещё  2-3 примера на это правило. Определи род имени

      существительного. Подчеркни орфограмму.

                            ж.р.      ж.р.   ж.р.   м.р.

      ПРИМЕР: Мышь, речь, ночь, врач.

14. Мягкий знак в неопределённой форме глаголов перед СЯ.                                                                                                                                                                                                                                       Выпиши слово. Придумай и запиши ещё 2-3 слова на это правило.

                                 3 л.

      ПРИМЕР: купается (что делает?), кувыркается, умывается.

                               н. ф.

                        купаться (что делать?), кувыркаться, умываться.

15. Разделительный твёрдый знак.

      Напиши это слово и придумай ещё 2-3 слова. Выдели орфограмму.          

      ПРИМЕР: Съел, подъезд, съёмка, объяснение.

      16. Правила переноса.

            Напиши это слово и покажи все случаи переноса.

            ПРИМЕР: Клубника, клуб- ника, клубни- ка; семья, се- мья.

      17. Ошибки на пропуски букв, искажение слова, замену букв.

            Напиши это слово, раздели его на слоги, подчеркни гласные. Напиши строчку этого слова.

            ПРИМЕР: Де׀ре׀во, дерево, дерево, дерево, дерево, дерево, дерево.

      18. Слитное написание приставок со словами.

            Напиши это слово и придумай ещё 2-3 слова. Выдели приставку.

            ПРИМЕР: Налетел, побежал, отдал.

      19. Безударная гласная в приставке.

            Напиши это слово образуй ещё 2-3 слова с этой приставкой. Выдели приставку и корень.

            Поставь ударение. Подчеркни орфограмму.

            ПРИМЕР: Побежал,  посмотрел, приехал.

     20. Не с глаголами.

      Напиши глагол с «НЕ» и придумай ещё 2-3 слова. Подчеркни частицу «НЕ».        

            ПРИМЕР: Не бегал, не смотрел, не принёс.

     21. Ошибки на определение главных и второстепенных членов предложения.

            Выпиши предложение, подчеркни главные члены предложения.

            ПРИМЕР: В саду росли красивые цветы.

      22. Запятая при однородных членах предложения.

           Выпиши предложение, поставь запятые между однородными членами предложения.

           Подчеркни   однородные члены предложения.

           ПРИМЕР: В саду поспели яблоки, груши, сливы.

      23. Правописание падежных окончаний имён существительных

          1-го, 2-го и 3-го склонения.

            1. Если имя сущ. стоит в единственном числе:

Выпиши слово, поставь слово в именительный падеж, определи склонение и падеж,

выдели   окончание. Запиши ещё 2-3 примера на это правило.

ПРИМЕР: В тетради  - 3 скл., П.п.,  в постели ,  на  полке  .

2. Если имя сущ. стоит во множественном числе:

Выпиши слово, определи падеж, выдели окончание, запиши ещё 2-3 примера на это правило.

ПРИМЕР: К   ученикам  - Д.п., к  девочкам  , к   землям  .

      24. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши имя сущ., задай от него вопрос к имени прил., определи число, род (у им. прил. в ед. ч.)

и падеж, выдели окончание, запиши ещё 2 примера на это правило.

ПРИМЕР: В лесу (каком?) сосновом- ед.ч., м.р.;   в красивом   доме.

ПРИМЕР: В лесах (каких?)  сосновых- мн.ч., П.п.,  в красивых  домах.

     25. Правописание окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Определи время глагола. Выпиши глагол, поставь его в неопределённую форму;

посмотри не относится ли этот глагол к глаголам исключениям; определи вид, спряжение,

выдели окончание. Запиши ещё2-3 примера на это правило.

ПРИМЕР: Дружит – дружить, несов. в.,2 спр.,  говорит  ,  верит  .

     26. Правописание глаголов в прошедшем времени.

Выпиши глагол, поставь его в неопределённую форму; посмотри, какой суффикс стоит перед ТЬ.    

Тот же суффикс будет и перед Л. Выдели суффикс. Запиши ещё 2-3 примера на это правило.                            

ПРИМЕР: Слушал - слушать, играл.

Грамматические разборы.

1.Фонетический или звуко- буквенный разбор.

Гласных букв 10, но 6 гласных звуков:

а            э            о            ы     у  

я-[ йа],  е-[ йэ],  ё- [йо],  и,     ю- [йу]

Согласные:

Звонкие:   л  м  н  р  й   б  в   г  д  ж  з         

Глухие:                          п  ф  к  т  ш  с    х  ц  ч  щ        

                                            парные

Всегда твёрдые:   ж   ш   ц              

Всегда мягкие:      й    ч    щ

ПРИМЕРЫ:

Лесная1 – лес׀на׀я, 3 сл., 3 гл.,3 согл.                       Поздно1 – позд׀но, 2 сл., 2 гл., 4 согл.                    

л - [ л’] - согл., зв., непарн., мягк.                                      п - [ п ] – согл., глух., парн., тв.

е - [ и ] – гл., безуд.                                 о - [ о ] – гл., уд.

с - [ с ] – согл., глух., парн., тв.                                          з - [ з ] – согл., зв., парн., тв.

н - [ н ] – согл., зв., непарн., тв.                 д - [ - ]

а - [ а ] – гл.,уд.                                                           н - [ н ] – согл., зв., непарн., тв.

я - [ й’] – согл., зв., непарн., мягк.                                     о - [ а ] – гл., безуд.

     [ а ] – гл., безуд.                     6 б., 5 зв.

6 б., 7 зв.

2. Морфемный разбор, или разбор слова по составу.

Найди:

  1. ОКОНЧАНИЕ, изменив слово по  форме (число, род, падеж),обозначь основу
  2. КОРЕНЬ, подобрав однокоренные слова.
  3. ПРИСТАВКУ, сравнив однокоренные слова с приставкой и без неё.
  4. СУФФИКС, сравнив другие слова с суффиксом и без него.

ПРИМЕР:

Проводники2,  пересмотреть2, подснежники2.

3.Морфологический разбор, или разбор слова как часть речи.

Слова имеют постоянные признаки и непостоянные (изменяются).

Н.Ф.- начальная форма

П.П.- постоянные признаки

Н.П.- непостоянные признаки ( в какой форме стоит)

С.Р.- синтаксическая роль ( каким членом предложения является)

ПРИМЕР:

Маленький скворец3 выпал3 из гнезда. Коля принёс больного3 птенца в дом.

Скворец3 ( кто?) – сущ.                         (птенца) больного3 (какого?) – прил.

н.ф.- ( кто?) скворец;        н.ф. – (какой?) больной;

п.п. – одуш., нариц., м.р.,2 скл.;        п.п. --

н.п. – в форме ед.ч., И.п.;        н.п. -  в форме ед.ч., м. р., В.п.;

с.р. – подлежащее.        с.р. – птенца (какого?) больного ( опред.).

Выпал3 ( что сделал?) – глаг.,

н.ф. – (что сделать?) – выпасть;

п.п. – сов. Вид, 1 спр., невозвратн.;

н.п. – в форме изъявит. н., прош. вр., ед. ч., м. р.;

с.р. – сказуемое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Как работать над ошибками"

У учащихся часто возникает вопрос как работать над данной ошибкой. Для помощи составлена памятка "Как работать над ошибками"...

Памятка для работы над ошибками. Русский язык

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку. Памятка предназначена для учащихся 1-5 классов....

Памятка для работы над ошибками. Математика

Данный материал предназначен для учащихся 1-4 классов....

Памятка "Как работать над ошибками"

рекомендации для родителей...

Памятка по работе над ошибками по русскому языку

Памятки находятся у каждого учащегося. Они помогают правильно и чётко организоватьиндивидуальную работу над своими ошибками как в классе, так и дома....

Памятка"Как работать над ошибками". Работай над ошибками регулярно!

Памятка "Как работать над ошибками в начальной школе" предназначена для учеников, родителей и учителей.В данном пособии представлены  основные разделы программы школьного курса по русск...

Памятка для выполнения работы над ошибками и разборов слов и предложений

Приведены примеры разбора всех распространенных ошибок в начальной школе, а также порядок выполнения разборов....