Памятка для выполнения работы над ошибками и разборов слов и предложений
методическая разработка по русскому языку (2, 3, 4 класс) на тему
Приведены примеры разбора всех распространенных ошибок в начальной школе, а также порядок выполнения разборов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка
по выполнению работы над ошибками
по русскому языку
1. Ошибки в построении и записи предложений.
Записать без ошибок всё предложение.
2. Точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Поставь в конце нужный знак. Пример: Добрый пример лучше ста слов.
3. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение, подчеркни первую букву. Например: Самая маленькая птичка – колибри.
4. Пропуск, перестановка, замена букв.
Напиши слово 3 раза, раздели на слоги, поставь ударение, подчеркни место ошибки. Пример: строй|ка, строй|ка, строй|ка.
5. Перенос слов.
Раздели слово на слоги для переноса. Покажи все случаи переноса. Пример: ру-чейки, ручей-ки; оси-на.
ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
6. Деление на слоги.
Раздели слова на слоги. Запиши ещё 3 слова с таким же количеством слогов. Пример: во|ро|бей, у|чи|тель, то|ва|рищ, де|жур|ный.
ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
7. Правописание приставки в слове.
Напиши слово верно. Выдели приставку. Образуй от этого слова 3 родственных слова с разными приставками. Пример: приехал, заехал, уехал, переехал.
ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.
Разбор слова по составу (полный вариант).
- Запиши слово. Определи часть речи.
- Выдели окончание. Для этого напиши ниже форму слова.
- Выдели основу.
- Выдели корень. Для этого запиши ниже 1-2 однокореных слова.
- Выдели приставку, суффикс. Подбери и запиши слова с такими же приставкой и суффиксом.
Фонетический разбор слов.
Выпиши слово. Запиши транскрипцию. Укажи количество букв, звуков, гласных звуков, согласных.
Выпиши слово по буквам. К каждой букве запиши звук, который она обозначает и укажи его характеристику: гласный / согласный, звонкий / глухой, твёрдый / мягкий, парный / непарный. Если гласный, то ударный / безударый.
Разбор по членам предложения и частям речи.
Выпиши предложение, подчеркни члены предложения. Над словами сокращенно обозначь, какой частью речи является каждое слово.
Пример: пр. сущ. гл. прил. сущ.
По овражкам заиграли весенние ручейки.
Характеристика предложения (в скобках) по:
- цели высказывания: повеств, побудит., вопросит.
- интонации: воскл., невоскл.
- наличию главных и второстепенных членов: распр., нераспр.
- Наличию грамматических основ: прост., сложн.
Разбор как части речи (морфологический разбор) существительного.
- Запиши слово в данной форме, укажи часть речи, задай вопрос.
- Укажи морфологические признаки.
- Начальная форма (И.п., ед.ч.)
- Постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевленное, род, склонение.
- Непостоянные признаки: падеж, число.
- Каким членом предложения является.
23. Правописание наречий.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в конце слова. Пример: справа, справа, справа.
ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы о, а.
24. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 3 слова с этой же приставкой. Пример: полетели, побежали, подержали.
ЗАПОМНИ! Приставки па не бывает.
25. Правописание суффиксов.
Выпиши слово правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом.
Если суффикс можно проверить, то записать проверочное слово.
Пример: Липовый - дубовый, кленовый, осиновый.
26. Правописание слов с шипящим звуком на конце.
Выпиши слово. Объясни написание слова. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.
Пример: шалаш (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), сторож (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), камыш (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), луч (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.); кипуч (краткое прил.), могуч (краткое прил.), скрипуч (краткое прил.).
ЗАПОМНИ! У существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа и у имен прилагательных в краткой форме после шипящих Ь знак не пишется.
У существительных женского рода 3 склонения после шипящего пишется Ь знак.
27. Мягкий знак (ь) в глаголах неопределённой формы.
Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно. Подбери 2 слова на это правило. Пример: (что делать?) улыбаться, (что сделать) улыбнуться, (что делать?) петь.
ЗАПОМНИ! Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и пишутся с мягким знаком (ь).
8. Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог. Докажи раздельное написание предлога со словом: между предлогом и словом поставь ещё слово. Подбери ещё слово с этим предлогом. Например: к (какому?) берегу; к (крутому) берегу; к (какому?) дому, к (большому) дому.
ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово. У глаголов нет предлогов (на ветку налетел).
9. Предлог перед местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на это правило. Например: у нас, ко мне, с тобой, к нему.
ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
10. НЕ с глаголами.
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это правило. Пример: не был, не выучил, не знал.
ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами пишется отдельно.
11. Словарные слова.
Написать слово 5 раз, поставить ударение, подчеркнуть место ошибки. Пример: ребя́та, ребя́та, ребя́та, ребя́та, ребя́та.
12. Большая буква в именах людей, кличках животных, в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.
Выпиши слово. Подчеркни заглавную букву. Придумай и запиши еще 3 слова на это правило. Пример: Саша, Мурзик, Санкт – Петербург, Россия.
ЗАПОМНИ! С большой буквы имена, отчества и фамилии, клички животных, названия стран, городов, улиц, рек пишутся с большой буквы.
13. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Запиши слово и ещё 3 слова на это правило. Подчеркни слог. Например: жимолость, жил, жизнь, чижи.
ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща пишутся с буквой а, слова с чу-щу пишутся с буквой у.
14. Слова с чк, чн, чщ.
Запиши слово правильно, подбери и напиши ещё 3 слова на это правило. Например: девочка, кочка, ночка, почка.
ЗАПОМНИ! Слова с чк, чн, чщ пишутся без мягкого знака (ь).
15. Мягкий знак – показатель мягкости.
Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак одной чертой, а согласную перед ним - двумя чертами. Запиши ещё 3 слова на это правило. Пример: мальчик, большой, рысь, коньки.
16. Разделительный мягкий знак (ь).
Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак одной чертой, буквы, которые он разделяет – двумя. Напиши ещё 3 слова на это правило. Пример: вьюга, деревья, обезьяна, воробьи.
ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.
17. Разделительный твёрдый знак (ъ).
Запиши слово правильно. Выдели приставку, твёрдый знак подчеркни одной чертой. Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило. Например: съезд, объём, объяснил, подъезд.
ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными: е, ё, я, ю.
18. Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Напиши ещё 2 слова на это правило. Пример: цветы - цвет, гористая - горка, волна - волны.
ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные.
19. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Выпиши слово. Выдели в нём корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово и подбери ещё 3 слова на это правило.
Пример: город - города, мороз - морозы, глазки - глаза, дуб - дубок.
ЗАПОМНИ! Парные согласные нужно проверять как звонкие, так и глухие. Чтобы проверить парный согласный звук в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после этого согласного стоит гласный или согласный звук.
Способы проверки: изменить число (ногти - ноготь, локти – локоть);
- изменить по вопросам (луг - на лугу, лук - в луке);
- назвать ласково (дуб – дубок)
- заменяя существительное глаголом (молотьба - молотить, просьба – просить, ходьба - ходить).
20. Непроизносимая согласная в корне слова.
Запиши слово, подбери к нему проверочное слово, выдели корень. Напиши ещё 3 слова на это правило. Пример: свистнул (свисток), честный (честь), звёздный (звезда), местность (место).
ЗАПОМНИ! Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный.
21. Двойные согласные в корне слове.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 3 слова на это правило. Раздели все слова для переноса.
Пример: груп-па, рас-сказ, кол-лектив, ал-лея, пер-рон, суб-бота.
ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.
22. Двойные согласные, одна из которых является частью приставки (суффикса), другая - корня.
Запиши слово правильно. Выдели приставку (суффикс) и корень. Подбери однокоренное слово, доказывая написание одной согласной. Подбери 2-3 слова на это правило. Например: рассвет (свет), рассказ (сказывать, пересказ), весенний (весна), длинный (длина).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/14/picture-64527-1489440042.jpg)
Памятки по выполнению работы над ошибками по русскому языку и математике
Разработанные памятки помогут учителям и ребятам бороться с ошибками, допущенными в ходе классных, домашних, контрольных и самостоятельных работ по русскому языку и по математике....
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/09/picture-107577.jpg)
Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку
Памятка для работы над ошибками по русскому языку для учеников начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/08/picture-90922.jpg)
Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку.
Предлагаю памятку по выполнению РНО по русскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/08/picture-90922.jpg)
Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку.
Предлагаю памятку по выполнению РНО по русскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/08/picture-90922.jpg)
Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку.
Предлагаю памятку по выполнению РНО по русскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/08/picture-90922.jpg)
Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку.
Предлагаю памятку по выполнению РНО по русскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/08/picture-90922.jpg)
Памятка по выполнению работы над ошибками
Памятка, содержит подробную инструкцию по выполнению РНО по русскому языку....