Внекласснок занятие "Праздник пунктуационных знаков"
план-конспект по русскому языку на тему

Каштанова Алена Александровна

В игровой форме рассказывается о пунктуационных знаках и их роли в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_punktuatsionnyh_znakov.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по русскому языку «Праздник пунктуационных знаков»

Цели занятия:                                                                              (Пимукова М.В.)

  • закрепление знаний младших школьников о пунктуационных знаках и правилах правописания;
  • мотивация изучения русского языка и правильного письма;
  • привитие интереса к приобретению знаний и сплочение детского коллектива.

- Что такое пунктуация?(слово пунктуация от латинского слова пункция(укол),пункт-точка.древние греки в местах остановок после слова делали укол т.е. ставили точку.Кстати слова точка, ткнуть,ткать,пунктуация,затыкать,затычка-однокоренные. Почему же стоит говорить о знаках,мы сегодня постараемся понять.

-Точки,палочки, крючки

 Неприметные значки

 А во время чтения

 Требуют почтения.

- Ребята, сегодня на наш праздник пришли гости. На первый взгляд, это обыкновенные ребята, но в каждом из них затаилась какая-то загадка. Давайте попробуем угадать, какой знак препинания скрывается в конверте.

(У ребят на груди большие бумажные конверты-карманы)

-Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом.
И не знаю, что сказать?
Что ответить? Промолчать?
(
Вопросительный знак.)

(Ученик достает из кармана вопросительный знак)

Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Где? Куда и почему?
Это вам или кому?
Отчего? О ком? О чем?
Что же это и по чём?
Что? Каким? Который? Чья? -
Вот вся логика моя.
Рассуждать везде мастак
Вопросительный мой знак.

-Ну, а это кто такой? Отвечать готовы?

-Рад стараться! Класс! Ура!
Бурным чувствам нет конца!

Не уймет себя никак: Восклицательный знак

-Правильно, ребята, узнать меня пустяк:
Я самый восхитительный, веселый, добрый знак!
Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение, тревогу, восхищение, победу, торжество:
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно!
-Продолжаем знакомство. А ты кто?

-Я всему всегда венец:
Предложению конец.

Кто я? Быстро отгадай
И рассказ свой продолжай.
(Точка.)

Книжку однажды в лапки взяла
Божья коровка, вот это дела!
Долго читала в ней каждую строчку
И, наконец, обнаружила точку.
- Кто умудрился и, главное, как
Снять у меня со спины этот знак?

-Теперь прошу представиться всех остальных. Эти знаки встречались нам не так часто.

-Мы три подружки и сестрички,
Стоим в конце любой странички.
Там, где что-то не сказали,
Или что-то не узнали.
(Многоточие.)
-
Двоеточие
Глазастое
Ходит,
Знаниями
Хвастая:
Так и хочется
Ему
Разъяснить нам
Что к чему:

-Я смысл слова разъясняю,
Я -
тире, я много знаю.
Лягу палочкой
На строчку:
Проходите по мосточку.
-Мы -
кавычки, и вы сразу
Нас узнаете по фразе,
Афоризму, прямой речи.
Нет милее нас на свете.
-Ну, а мы всегда вам рады,
Хоть похожи на преграду:
Если первая откроет,
То вторая всё закроет.
Поясняем иногда,
Что? Зачем? Когда? Куда?

-Вот и все наши гости. Это знаки препинания. Они - элементы письменности, служащие для разграничения языковых единиц, для указания на синтаксические и логические отношения между словами. Знаки препинания еще называют знаками пунктуации. В русском языке разделительные знаки включают конечные (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие) и знаки середины предложения (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие). Выделительные знаки обычно парные (скобки, кавычки). В других языках могут быть и иные знаки препинания. Употребление знаков препинания в каждом языке регулируется правилами пунктуации.

- Надо внимательно относиться к системе знаков препинания.

- Послушайте, какую роль однажды сыграли знаки препинания.(грамматическая сказка)

- А меня вы не забыли?
 Как всегда не позабыли?
- Что же это такое, ещё один знак знак забыли, а он на нас обижается. Вот так всегда многие ребята забывают его в своих сочинениях.

-Кого же мы забыли?

- Кого не пригласили?

-Это та, о которой говорят: Выйдет на дорожку всем подставит ножку.

- Нет,нет! Так говорят её её враги.Она наоборот, помогает людям читать. Там,где она стоит нужно сделать небольшую паузу.

- Ребята,вы догадались,о ком идёт речь? (запятая)

-На крохотное ушко похожа завитушка.

-Где же, мы умеем ставить запятые? ( ответы детей)

- Ну, а сейчас давайте покажем гостям, как мы умеем ставить знаки препинания, поработаем в группах, выполним задания.

1. Раздели текст на предложения, правильно поставь точки.

В реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поёт синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на стене

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла в клетке

ручной щегол поёт поёт салфетки

там на столе лежат коньки

к зиме готовят там очки

лежат для бабушки тетрадки

всегда содержатся в порядке.

2.Расставь запятые по смыслу.

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.

Казнить нельзя помиловать.

Делегация выезжает утром встречайте.

Быть дома нельзя идти в поход.

Установить статую.

3.Тест.

Знаки препинания :

а)        пунктуация

б)        орфография

в)        ассоциация.
Сначала появилась:

а)        точка с запятой

б)        восклицательный знак

в)        точка.
Точка ставится:

а)        в конце восклицательного предложения

б)        в конце вопросительного предложения

в)        в конце повествовательного предложения
В конце восклицательного предложения ставится:

а)        точка с запятой

б)        знак вопроса

в)        многоточие

г)        восклицательный знак.
Чужую речь выделяют в тексте :

а)        кавычками

б)        восклицательными знаками

в)        многоточиями.
Знаки - разделители:

а)        кавычки, скобки

б)        запятая, точка с запятой.
Знаки - выделители:

а)        кавычки

б)        запятая, точка с запятой.

В угловых скобках записывают:

а)        фонемы

б)        транскрипции

в)        часть текста, которую хотят выделить.
Транскрипцию записывают:

а)        в угловых скобках

б)        в квадратных скобках

в)        в круглых скобках.

В конце вопросительного предложения ставится:

а)        знак вопроса

б)        тире

в)        кавычки.

-Вот теперь мы завершаем,
Всех ребят мы поздравляем!
- Милые знаки препинания Поймите, что в русском языке, да и во многих языках мира, вы незаменимы только тогда, когда стоите в нужном месте. Запомните, уважаемые знаки и вы, ребята, что только вместе знаки препинания могут жить в любом рассказе, в любой книге и любой сказке. Всем вам, знаки препинания, найдется свое место в любом тексте на бумаге. Дружите между собой! А вы, ребята, всегда и везде, всю свою жизнь оберегайте знаки препинания, только вы способны сохранить дружбу между знаками. Помните об этом!

Шьет иглой портниха в строчку.
Самолет уходит в точку,
Много, много всех друзей -
Запятую ставь скорей.
Если что-то продолжаем,
Многоточие поставим.
Я, заканчивая строчку,
Ставлю маленькую точку.
Завтра встретимся опять,
Знаки будем повторять.
Вот когда мы все освоим,
Знаний мир в себе откроем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассое мероприятие на тему:"Здесь о том ведётся речь, как глаза свои беречь."

Данное мероприятие я разработала самостоятельно. С последуюшими доработками классного руководителя его можно использовать в 3-5 классах.Презентации я позаимствовала в интернете. Дорогие коллеги буду р...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Праздник пунктуационных знаков"

Внеклассное мероприятие: "Праздник пунктуационных знаков"...

ПРАЗДНИК ПУНКТУАЦИОННЫХ ЗНАКОВ

Праздник пунктуационных знаков для младших школьников...

"Праздник пунктуационных знаков"

Открытый урок по-русскому языку в формате театрализованной постановки...

Внеклассное мероприятие. "Праздник пунктуационных знаков".

Данное внеклассное мероприятие "Праздник пунктуационных знаков"  предназначен для учащихся начальной школы. Занятие можно проводить во время внеурочной деятельности. Это время для: развития творч...

Праздник пунктуационных знаков

Цель:познакомить с пунктуационными знаками.В каких случаях пишутся они,правильно их употреблять в речи и на письме....