Открытый урок в 3 классе "Закрепление знаний о составе слова"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Хусаинова Гульнара Равилевна

Разработка дает возможность совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова, развивать умения образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, разбирать слова по составу, рививать любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_3_klasse.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык в 3 классе по теме «Закрепление  знаний о составе слова»

Программа «Перспектива».

Учебник: «Русский язык. 3 класс» Л.Ф.Климанова

Цели:

  1. Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова
  2. Развивать умения образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, разбирать слова по составу
  3. Прививать любовь к природе

Оборудование:

  1. Картина  «Зима»
  2. Фонограмма – П.И.Чайковский «Декабрь»

     

Ход урока

Орг. момент

Сообщение темы урока

- Сегодня мы продолжим работу над составом слова.

Чистописание

- Какое наступило в природе время года?

- Какие сезонные изменения происходят зимой? ( Стало холодно, вода замерзла,  деревья голые,  стали дни  короткими,  снег выпал)

- Запишите: Сс снег  снежок  снежный

- Какие это слова? (однокоренные)

- Подберите к ним ещё однокоренные слова. (снегопад,   снегоход, снежинка, снеговик).

Словарная работа.

(Видео» Времена года») Музыка какого композитора прозвучала?

(Петра Ильича Чайковского) А что вы знаете о композиторе?        

Все свое творчество Пётр Ильич Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе

Сообщение : подготовленные  ученики.  (Связь с предметом «Окружающий мир»)

Декабрь – это последняя пьеса из времен года. Она называется «Святки».

Это старинный праздник перед Новым годом. В эти праздничные дни девушки обычно устраивали «святочные гадания». Музыка «Декабря» - это вальс: красивый, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Он довольно медленный, вернее задумчивый и немножко грустный. 

Какие приметы , пословицы и поговорки вы подготовили про декабрь? : подготовленные  ученики.  (Связь с предметом «Окружающий мир»)

- Давайте повторим словарные слова на тему «Зима»  Карточки с пропущенными буквами, слайды с этими  словами.

Погода, месяц, декабрь, мороз, ветер (проверка с комментированием)

  1. Работа над предложением (этнокультурный компонент)

1)Составьте и запишите предложение:

В декабре  дует холодный ветер.  (Зима остужает воздух сильными морозами.)

1)Найдите основу  предложения  .

 2)Надпишите  части речи

.3)  Морфологический разбор :  1- ряд находит любое  сущ , 2- ряд. прилагательное, 3- ряд глагол ( по одному ученику  у доски)

 4) Какие орфограммы вы увидели? (Непроверяемые согласные,, безударные  гласные, раздельное написание предлогов)

 5)Выписать словосочетания./Дует ( когда?) в декабре .Ветер ( какой?)холодный./ Что такое словосочетание?

6)Слово ХОЛОДНЫЙ разберите по составу. Повторить алгоритм разбора слов по составу.

1.Холодный (какой?) – это прилагательное.

2.Имя   прилагательное  изменяется по родам, числам  Изменим его, например,

по родам: ХОЛОДНЫЙ ХОЛОДНАЯ, ХОЛОДНОЕ.

Окончание – ый.

Основа слова -ХОЛОДН

3.Подберём несколько однокоренных слов и выделим корень (общую  часть всех

родственных слов): ХОЛОД, ХОЛОДИТ. Корень  слова –ХОЛОД  -

4.Суффикс  -н- . он встречается в словах водный, подлёдный и др.

5.Приставки  нет

Из чего состоят слова? (из корня, приставки, суффикса, окончания)

Какая часть слова самая главная? (корень, т. к. он сохраняется во всех однокоренных словах)

Закрепление темы урока

Упражнение в образовании слов с помощью приставок

-Что вы знаете о приставке? Какие приставки вы знаете?

(это часть слова, стоящая перед корнем, служащая для образования новых слов)

. А сейчас выпишите слова с приставками из пословицы ( слайд)

Снегу надует- хлеба прибудет; вода  разольётся- сена наберётся.

- Какие слова выписали, почему? (надует, прибудет, разольётся , наберётся)

- Какой частью речи являются эти слова? Что вы знаете про них? ( Глаголы пишутся слитно с приставками, перед ними предлогов не бывает)

Физминутка Мы немножко отдохнём

Встанем, глубоко вздохнем

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели

И их все лучи согрели

Чудеса у нас на свете

Стали карликами дети

А потом все дружно встали

Великанами мы стали

Дружно хлопаем, ногами топаем

Хорошо мы погуляли

И немножко все устали

Ребята, а что мы должны помнить, находясь в лесу? (не сорить, не ломать деревья)

- Природа не любит мусора и грязи. Трудно переносит она раны, нанесённые человеком. Ожоги от туристских костров не заживают много лет. Осколки от бутылок, банки загрязняют лес. Берегите его!

Упражнение в образовании слов с различными суффиксами

- Что такое суффикс? (Часть слова, стоящая после корня, служащая для образования новых слов)

- Послушайте загадки, напишите отгадки при помощи суффиксов 

Белые мухи на поле сели (Снег - снежок)

Без рук, без ног рисовать умеет (Мороз - морозец)

Осенью питает, зимой – согревает (Лес - лесок)

 Работа с учебником

  Упр.206 с 116

  Найти слова  к схемам(  по рядам)

1)Перелески, записка, пригородный,

2)мамочка ,дружба, домики

3)записи, засуха, выходы

Итог урока:

- Как вы думаете, зачем нужно уметь находить части слова?

(Чтобы определять, как их правильно писать)

-Что мы сегодня повторили?

Дом. задание  у. 205 учить словарные слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Обобщение знаний о составе слова" 3 класс

Конспект обощающего урока по теме "Состав слова"...

Русский язык 3 класс Урок-аукцион Обобщение знаний о составе слова

Урок-аукцион Обобщение знаний о составе слова...

Разработка урока "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова"

Конспект урока русского языка в 3 классе(1-4)Тема: "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова".Цели.1.Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова....

Урок - кластер "Обобщение знаний о составе слова".

Создать условия для воспроизведения и систематизации знаний учащихся о значимых частях слова; способствовать формированию умения разбирать слова по составу...

Урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о составе слова. Неизменяемые и изменяемые слова. Безопасность на дорогах".

Урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о составе слова. Неизменяемые и изменяемые слова. Безопасность на дорогах"....

Открытый урок по русскому языку: Обобщение знаний о Составе слова 3 класс

Открытый урок по русскому языку: Обобщение знаний о Составе слова 3 классТип урока: обобщающийЦели урока:-обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова (местонахождении в слове, способе ...