Разделительный твёрдый знак
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Гарькуша Юлия Эдуардовна

Урок по русскому языку предназначен для учащихся 4 класса по программе "Перспектива" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx21.89 КБ
Файл test.docx13.88 КБ
Файл urok.pptx235.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

4 «В» класс, Гарькуша Ю.Э.

Тема: Разделительный твёрдый знак.

Цель:  закреплять представление учащихся о единообразии написания морфем; повторять алгоритм проверки орфограммы «Разделительный твёрдый знак»; развивать речь детей при образовании слов посредством приставок.

Формируемые УУД: П. - умение структурировать знания; К. - умение в устной речи выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей; Р. – способность к рефлексии собственной деятельности; Л. – осознание российской гражданской идентичности (знание культуры, языка своего народа).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Итак, прозвенел звонок, начался урок. Глазками проверьте готовность к уроку.

- Садитесь. Откройте тетради. Запишите число (Двадцать шестое ноября). Классная работа.

- В каких словах мы можем допустить ошибку. (…) Где? Какие это слова?  

  1. Актуализация знаний.
  1. Орфографическая минутка

– Запишите словосочетания и предложения.

Ходить гоголем, ходячий больной, дать задний ход, ходить ходуном, ходить на ходулях, ход конём, запасный выход, выходцы из России. Ходовой товар легко продать.

- Какие орфограммы вам встретились при написании? (безударная гласная и парная согласная в корнях слова). Обозначьте орфограммы.

- Какие однокоренные слова вам встретились? Назовите. (…)

- Докажите, что они родственные. (корень - ход) Выделите корень.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте написание. (слайд 2) Оцените соседа.

- Прочитайте про себя ещё раз словосочетания, которые вы написали.

- Что они обозначают? (Задрав нос; не лежачий; отказаться от прежде сказанного, сделанного; сотрясаться очень сильно; высокие шесты, на которые встают и ходят; хитроумный замысел против кого-то; выход на случаи…; переселенец из другой страны; быстро продаваемый).

- Есть ли здесь фразеологизмы? Что это такое? (устойчивая фраза с переносным смыслом). Подчеркните их по линейке. (слайд 3)

2) - Прочитайте глазами буквосочетания. (слайд 4)

- Что объединяет эти буквосочетания? (во всех слогах разделительный ъ)

- Чему учимся на минутке чистописания? (мы учимся красиво, аккуратно и быстро писать, правильно соединять буквы)

- Запишите каждое буквосочетание по 3 раза. Подчеркните самые красивые. Оцените себя.

- Отгадайте загадку:                   

Было сели – стало съели.

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник? (ъ). 

- Кто догадался, какова будет тема нашего урока? (разделительный твёрдый знак) (слайд 5)

   3. Самоопределение деятельности.

– Посмотрите на доску. Расшифруйте схему. (слайд 6)

(твёрдый знак пишется после приставки, оканчивающейся на согласный, перед буквами е, ё, ю, я)

- Какие задачи урока мы сегодня поставим? (вспомнить, в какой части слова пишется твёрдый знак, когда его надо писать, повторить правила правописания. Научиться писать слова с этой орфограммой)

   4. Работа по теме урока.

Упр.159 с. 97

- Рассмотрите иллюстрацию к упражнению.

- Верно ли записаны слова с этой орфограммой?

- Когда после приставки разделительный твёрдый знак пишется, а когда нет? Сформулируйте правило. (…)

- Проверьте себя по рубрике «Узелки на память».

- Составьте план выполнения работы.

(самостоятельная работа, дети составляют и записывают словосочетания по образцу. Взаимопроверка. Оценка)

Упр.160 с.98 (работа в парах)

- Прочитайте алгоритм «Шаги к умению».

- Используя этот алгоритм, продиктуйте друг другу по очереди словосочетания. Обозначьте орфограмму. (Коллективная проверка, одна пара диктует)

    5. Закрепление изученного материала.

Упр.101 с.63 (рабочая тетрадь) (самостоятельная работа, коллективная проверка, оценивание)

   6. Рефлексия.

- Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. В остальных словах соедините приставку со словом. (слайд 8) (взаимопроверка, оценивание)

   7. Подведение итогов

- А сейчас я предлагаю вам взять в руки листочки с тестом и ответить на вопросы.

Тест «Разделительные знаки»          

1. Где пишется разделительный твёрдый знак в словах? Отметь знаком +

                      а) сразу после приставок;

                      б)  в корне и после корня слова.

2. С каких букв должен начинаться корень, чтобы писать разделительный ъ знак? Отметь знаком +

                       а)   с гласных;

                       б) с согласных.

3. На какую букву должна оканчиваться приставка перед  разделительным твёрдым знаком? Отметь знаком +

                        а) на согласную;

                        б) на гласную.

4. Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак? Обведи нужные буквы.

 А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.

Самопроверка (сравнить с ответами)  (слайд 9)  

  1. а; 2. а; 3. а; 4. Е, Ё, Ю, Я)

- Кто правильно ответил на все вопросы, поднимите руку. Кто допустил одну ошибку? Молодцы.

- Какую орфограмму мы повторили на уроке?

- В какой части слова она пишется?

- Какой алгоритм надо применить, чтобы узнать, пишется ли в слове твёрдый знак?

- Всегда ли после приставки перед корнем надо писать твёрдый знак?

    8. Домашнее задание.

Р.т.с.63 упр.100. (слайд 10)

   9. Рефлексия учебной деятельности.

- Кому сегодня показался урок интересным, кто вынес из него полезное  - на полях нарисуйте смайлик с улыбкой, кто не узнал ничего нового – нарисуйте смайлик с прямым ротиком, а кому показался урок бесполезным и скучным – нарисуйте смайлик с грустным лицом.

      10. Оценивание работающих детей.



Предварительный просмотр:

Тест «Разделительные знаки»          

1.        Где пишется разделительный твёрдый знак в словах? Отметь знаком +

                      а) сразу после приставок;

                      б)  в корне и после корня слова.

2.   С каких букв должен начинаться корень, чтобы писать разделительный ъ знак? Отметь знаком +

                       а)   с гласных;

                       б) с согласных.

3.  На какую букву должна оканчиваться приставка перед  разделительным твёрдым знаком? Отметь знаком +

                        а) на согласную;

                        б) на гласную.

4. Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак? Обведи нужные буквы.

 А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.

Тест «Разделительные знаки»          

1.        Где пишется разделительный твёрдый знак в словах? Отметь знаком +

                      а) сразу после приставок;

                      б)  в корне и после корня слова.

2.   С каких букв должен начинаться корень, чтобы писать разделительный ъ знак? Отметь знаком +

                       а)   с гласных;

                       б) с согласных.

3.  На какую букву должна оканчиваться приставка перед  разделительным твёрдым знаком? Отметь знаком +

                        а) на согласную;

                        б) на гласную.

4. Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак? Обведи нужные буквы.

 А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.

Тест «Разделительные знаки»          

1.        Где пишется разделительный твёрдый знак в словах? Отметь знаком +

                      а) сразу после приставок;

                      б)  в корне и после корня слова.

2.   С каких букв должен начинаться корень, чтобы писать разделительный ъ знак? Отметь знаком +

                       а)   с гласных;

                       б) с согласных.

3.  На какую букву должна оканчиваться приставка перед  разделительным твёрдым знаком? Отметь знаком +

                        а) на согласную;

                        б) на гласную.

4. Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак? Обведи нужные буквы.

 А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.

Тест «Разделительные знаки»          

1.        Где пишется разделительный твёрдый знак в словах? Отметь знаком +

                      а) сразу после приставок;

                      б)  в корне и после корня слова.

2.   С каких букв должен начинаться корень, чтобы писать разделительный ъ знак? Отметь знаком +

                       а)   с гласных;

                       б) с согласных.

3.  На какую букву должна оканчиваться приставка перед  разделительным твёрдым знаком? Отметь знаком +

                        а) на согласную;

                        б) на гласную.

4. Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак? Обведи нужные буквы.

 А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать шестое ноября Классная работа

Слайд 2

Ходить гоголем, ходячий больной, дать задний ход, ходить ходуном, ходить на ходулях, ход конём, запасный выход, выходцы из России. Ходовой товар легко продать.

Слайд 3

Ходить гоголем , ходячий больной, дать задний ход , ходить ходуном , ходить на ходулях, ход конём , запасный выход, выходцы из России. Ходовой товар легко продать.

Слайд 4

бъя дъе съё съю

Слайд 5

Разделительный твёрдый знак

Слайд 6

е Ъ ё ю я

Слайд 8

Об… единились , под… езд , по…ехал, под…писать, об…явление, об… езд , с… едобный , от…ехать, по… яснение , с…ёжился, об… новить , за…ехали, раз… ехаться , от…ступить, с…ездить, под… ёмный , раз…единить, с…ехать, вы… яснение , раз… яснение , об…явить, раз…рисовать.

Слайд 9

1. а 2. а 3. а 4. Е, Ё, Ю, Я

Слайд 10

Р.т.с.63 упр.100.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Учимся писать разделительный твёрдый знак (ъ)».

Урок русского языка во 2 классе «Начальная школа XXIвека». Дети учатся самостоятельно формулировать правило правописания слов с разделительным твёрдым знаком. Проводится: наблюдение за позиц...

Разделительный твёрдый знак

Три урока с презентациями...

Конспект урока по русскому языку "Разделительный твёрдый знак.Твёрдый и мягкий знаки"

Урок изучения нового материалаИспользованные технологии:Проектно-исследовательский метод в технологии деятельностного обучения.Тема: Разделительный твёрдый знак.  Мягкий и твёрдый знаки.Цели:...

Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки.

Цели: Деятельностная цель:Ø  Формировать  умения правописания разделительного твёрдого и мягкого  знаков;Содержательная цель:Ø   Усвоить  алгоритма работы с  ра...

Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки.

Цели: Деятельностная цель:Ø  Формировать  умения правописания разделительного твёрдого и мягкого  знаков;Содержательная цель:Ø   Усвоить  алгоритма работы с  ра...

Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твёрдый знак и его работа.

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твердый знак и его работа". Прописаны этапу урока, формируемые УУД на ...

Урок русского языка во 2 классе на тему "Разделительный твёрдый знак. Мягкий и твёрдый знаки."

В технологической карте подробно описан урок русского язхыка, согласно ФГОС начального образования....