Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Школа России
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В «Русский язык», УМК «Школа России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx.docx | 120.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Козловская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании МС Протокол № ___ от «____ »___________2018г. руководитель МС _________ Бутыркина Е.А. | Согласовано заместитель директора по УВР ________ Леликова О.Н. « ____»_____________2018г. | «Утверждаю» Директор школы Раковский В.С. ___________ Приказ №___________ от «____ »________ 2018г. |
Рабочая программа
учебного предмета
РУССКИЙ ЯЗЫК
на 2018-2019 учебный год
Личковаха Светлана Владимировна – учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
с. Козловка
2018 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Рабочая программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
В результате изучения курса русского языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся
осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения русского языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на ступени начального общего образования:
- научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
- сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;
- получит первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
- знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться:
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
- оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
- определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
- определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
- определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
- различать предложение, словосочетание, слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
- определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
- применять правила правописания (в объёме содержания курса);
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
- безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
- писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание учебного предмета.
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (136 ч)
Повторение изученного (10 ч)
Язык и речь. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Предложение (6 ч)
Однородные члены предложения. Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения. Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово в языке и речи (19 ч)
Слово и его лексическое значение. Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Состав слова. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Части речи. Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Имя существительное (41 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (31 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (9 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (32 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Повторение изученного (18ч)
Связная речь
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Чистописание
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Тематическое планирование
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Класс 4
Учитель Личковаха Светлана Владимировна
Количество часов по учебному плану 136 ч. в неделю 4 часа.
Плановых контрольных работ 9
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
- примерной программы по русскому языку;
- Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Козловская СОШ;
- учебного плана МКОУ Козловская СОШ на 2018-2019 уч. год;
- положения о рабочей программе учебного предмета (курса) МКОУ Козловская СОШ;
- авторской программы по русскому языку Канакиной В.П., Горецкого В.Г., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В. («Школа России» Сборник рабочих программ. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011);
- перечня учебников, утверждённых МКОУ Козловская СОШ на 2018-2019 уч. год.
Программа составлена в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Учебник Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1, 2 / В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение,2014
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Дата | |||||||||||||||||
По плану | По факту | |||||||||||||||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||||||||||||||||
Повторение (11 ч) | ||||||||||||||||||||||
1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. | 1 | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Регулятивные УУД: Регулятивные УУД: | Различать язык и речь. Различать диалогическую и монологическую речь. Называть «волшебные» слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др. Развивать мотивы к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке. Составлять текст по рисунку с включением в него диалога. Называть признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Составлять планы к данным текстам. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Излагать содержание повествовательного текста Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Создавать собственные тексты по предложенным темам с использованием разных типов речи Составлять из слов предложения Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Находить обращение в предложении. Ставить знаки препинания в предложениях с обращениями Находить главные и второстепенные члены предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв Определять в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопроса. Находить в предложении однородные члены предложения. Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью союзов. | Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова каникулыСамостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного. Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста». Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. Находить в предложении обращения. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Моделировать предложения. Работать с памяткой «Разбор предложения по членам». Разбирать предложение по членам. Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании. Выделять в предложении словосочетания. Разбирать предложение по членам предложения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | ||||||||||||||||
2 | Язык и речь. Формулы вежливости. | 1 | ||||||||||||||||||||
3 | Текст и его план | 1 | ||||||||||||||||||||
4 | Обучающее изложение | 1 | ||||||||||||||||||||
5 | Анализ изложения. Типы текстов. | 1 | ||||||||||||||||||||
6 | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации | 1 | ||||||||||||||||||||
7 | Диалог. Обращение. Словарный диктант. | 1 | ||||||||||||||||||||
8 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения | 1 | ||||||||||||||||||||
9 | Контрольный диктант по теме «Повторение» «на входе». | 1 | ||||||||||||||||||||
10 | Словосочетание. Тест: «Предложение. Словосочетание» | 1 | ||||||||||||||||||||
11 | Однородные члены предложения (общее понятие) | 1 | ||||||||||||||||||||
12 | Связь однородных членов в предложениях. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | ||||||||||||||||||||
13 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень» | 1 | ||||||||||||||||||||
14 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе. сложного. Словарный диктант. | 1 | ||||||||||||||||||||
15 | Наши проекты. Тест: «Однородные члены предложения» | 1 | ||||||||||||||||||||
16 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | ||||||||||||||||||||
Слово в языке и речи (19 ч) | ||||||||||||||||||||||
17 | Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение | 1 | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; | Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Работать с толковым словарём учебника, находить в нём нужную информацию о слове. Углублять представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов. | Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи. Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков. со словарем иностранных слов. Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Анализиро-вать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками. Моделировать слова Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. | ||||||||||||||||
18 | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова | 1 | ||||||||||||||||||||
19 | Синонимы, антонимы, омонимы. Словарный диктант. | 1 | Распознавать синонимы, антонимы, омонимы. | |||||||||||||||||||
20 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лекси-ческих группах слов. Тест: «Лексическое значение слова» | 1 | Распознавать фразеологизмы, устаревшие слова | |||||||||||||||||||
21 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова . | 1 | Называть значимые части слова. Находить в словах корень. | |||||||||||||||||||
22 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Тест: «Состав слова» | 1 | Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу | |||||||||||||||||||
23 | Правописание гласных и согласных в корнях слов | 1 | Выполнять звуко-буквенный анализ слова.Объяснять написание гласных и согласных букв в значимых частях слова. | |||||||||||||||||||
24 | Правописание приставок и суффиксов. Словарный диктант. | 1 | Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок. | |||||||||||||||||||
25 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Тест: «Итоговый»
| 1 | Объяснять, когда в словах пишется мягкий знак, а когда твёрдый разделительный знак | |||||||||||||||||||
26 | Обучающее изложение. | 1 | Излагать содержание повествовательного текста | |||||||||||||||||||
27 | Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи | 1 | Называть изученные части речи, делить части речи на самостоятельные и служебные. Находить изученные части речи в тексте. Объяснять, по каким признакам определяют части речи. Находить в тексте наречия. Составлять предложения и текст по репродукции картины. Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | |||||||||||||||||||
28 | Склонение имён существительных и имён прилагательных | 1 | ||||||||||||||||||||
29 | Части речи: глагол, имя числительное. Словарный диктант. | 1 | ||||||||||||||||||||
30 | Наречие как часть речи. | 1 | ||||||||||||||||||||
31 | Правописание наречий. Тест: «Части речи» | 1 | ||||||||||||||||||||
32 | Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» | 1 | ||||||||||||||||||||
33 | Контрольный диктант по теме «Части речи» | 1 | ||||||||||||||||||||
Имя существительное (41 ч) | ||||||||||||||||||||||
34 | Работа над ошибками. Распознавание падежей имён существительных | 1 | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами Определять падеж, в котором употреблено имя существительное Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению. Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению. Называть падежные окончания имён существительных 1-го склонения
Составлять текст-описание. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме Определять, относится ли имя существительное к 2-му склонению. Называть падежные окончания имён существительных 2-го склонения. Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие Определять, относится ли имя существительное к 3-му склонению. Называть падежные окончания имён существительных 3-го склонения. Определять, относится имя существительное к 1-му, 2-му или 3-му склонению. Определять именительный и винительный падежи имени существительного. Различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи имён существительных единственного числа) Определять родительный падеж имени существительного. Доказывать правильность написания падежного окончания Доказывать, что имена существительные стоят в творительном падеже Доказывать правильность написания падежного окончания Определять падеж имён существительных в единственном числе Определять падеж имён существительных в единственном числе Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном падеже. Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (нет яблок, но апельсинов и др.) в родительном падеже. Определять падеж имён существительных во множественном числе с одинаковыми окончаниями Определять падеж имени существительного во множественном числе Определять падеж имён существительных во множественном числе с одинаковыми окончаниями Определять падеж имени существительного во множественном числе
| Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различать имена существительные в начальной и косвенной формах. Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных. Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существи-тельных 1-го склонения Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения. Составлять описательный текст по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя) Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения. Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонения: находить сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения. Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения. Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие Классифицировать имена существительные по склонениям. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения. Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница» Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Сопоставлять формы имен существительных, имеющих окончание е и и . Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи». Определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Сочинять текст-сказку на основе творческого воображения по данному началу. Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употреб-ления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже. Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. | ||||||||||||||||
35 | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных | 1 | ||||||||||||||||||||
36 | Упражнение в распознавании одушевлённых имён существи-тельных в роди-тельном и вини-тельном падежах, в дательном падеже | 1 | Изменять имена существительные по падежам | |||||||||||||||||||
37 | Упражнение в распознавании имён существи-тельных в твори-тельном и предлож-ном падежах. Тест: «Изменение по падежам имён существительных | 1 | ||||||||||||||||||||
38 | Три склонения имён существи-тельных (общее представление). 1-е склонение имён существительных. Словарный диктант. | 1 | ||||||||||||||||||||
39 | Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» | 1 | ||||||||||||||||||||
40 | 2-е склонение имён существи-тельных | 1 | ||||||||||||||||||||
41 | Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения | 1 | ||||||||||||||||||||
42 | 3-е склонение имён существи-тельных3 | 1 | ||||||||||||||||||||
43 | Упражнение в распознавании имён существи-тельных 3-го склонения. Словарный диктант. | 1 | ||||||||||||||||||||
44 | Обучающее изложение | 1 | ||||||||||||||||||||
45 | Анализ изложения. Типы склонения Алгоритм определения склонения имени существительного.Тест: «Три склонения имён существительных | 1 | ||||||||||||||||||||
46 | Именительный и винительный падежи | 1 | ||||||||||||||||||||
47 | Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже | 1 | ||||||||||||||||||||
48 | Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже | 1 | ||||||||||||||||||||
49 | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах | 1 | ||||||||||||||||||||
50 | Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже | 1 | ||||||||||||||||||||
51 | Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. Словарный диктант. | 1 | ||||||||||||||||||||
52 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах | 1 | ||||||||||||||||||||
53 | Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница» | 1 | ||||||||||||||||||||
54 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» | 1 | ||||||||||||||||||||
55 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1 | ||||||||||||||||||||
56 | Склонение имён существительных во множественном числе | 1 | ||||||||||||||||||||
57 | Именительный падеж имён существительных множественного числа | 1 | ||||||||||||||||||||
58 | Родительный падеж имён существительных множественного числа | 1 | ||||||||||||||||||||
59 | Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа. Словарный диктант. | 1 | ||||||||||||||||||||
60 | Обучающее изложение | 1 | ||||||||||||||||||||
61 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. Тест: «Правописание безударных падежных окончаний» | |||||||||||||||||||||
62 | Контрольный диктант по теме «Имя существи-тельное» за 1 полугодие. | 1 | ||||||||||||||||||||
63 | Анализ контрольного диктанта. Наши проекты «Говорите правильно!». Тест: «Итоговый» | 1 | ||||||||||||||||||||
Имя прилагательное (31 ч.) | ||||||||||||||||||||||
64 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; текст; проговаривать последовательность действий на уроке; Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; | Излагать содер-жание повествова-тельного текста по самостоятельно составленному плану. Находить нужную орфогра-ммму на допущен-ную ошибку при письме. Оценивать результаты выпол-ненного задания Определять падеж имени существительного во множественном числе Выполнять морфологический разбор имени существительного. Формирование мотивации к проведению исследовательской работы. Склонять имена прилагательные женского рода. Называть окончания имён прилагательных в каждом из падежей. Выделять окончания имён прилагательных в именительном и винительном падежах Сравнивать окончания родительного и предложного падежей имён прилагательных. Определять падеж имён прилагательных множественного числа Определять падеж имён прилагательных множественного числа. Называть окончания имён прилагательных множественного числа. Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами | Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов Определять род и число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». Правильно писать родовые окончания имен прилагательных. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке. Работать с таблицей «Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на (ий, ья, ов, ин). Работать с памяткой «Как определить падеж имен прилагательных». Определять падеж имен прилагательных и обосновывать правильность его определения. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения». Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины. Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице. Работать с памяткой «Как прави-льно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного. | ||||||||||||||||
65 | Род и число имён прилагательных | 1 | ||||||||||||||||||||
66 | Развитие речи. Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» | 1 | ||||||||||||||||||||
67 | Склонение имён прилагательных. Тест: «Имя прилагательное» | 1 | ||||||||||||||||||||
68 | Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов» | 1 | ||||||||||||||||||||
69 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе, в именительном падеже. Словарный диктант. | 1 | ||||||||||||||||||||
70 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падеже | 1 | ||||||||||||||||||||
71 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | 1 | ||||||||||||||||||||
72 | Именительный, винительный, родительный падежи | 1 | ||||||||||||||||||||
73 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | 1 | ||||||||||||||||||||
74 | Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания . | 1 | ||||||||||||||||||||
75 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода. Наши проекты. | 1 | ||||||||||||||||||||
76 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода | 1 | ||||||||||||||||||||
77 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. Словарный диктант. | 1 | ||||||||||||||||||||
78 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода | 1 | ||||||||||||||||||||
79 | Изложение описательного текста | 1 | ||||||||||||||||||||
80 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе | 1 | ||||||||||||||||||||
81 | Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости» | 1 | ||||||||||||||||||||
82 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа | 1 | ||||||||||||||||||||
83 | Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа | 1 | ||||||||||||||||||||
84 | Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа | 1 | ||||||||||||||||||||
85 | Обобщение по теме «Имя прилагательное». Тест: «Правописание падежных окончаний» | 1 | ||||||||||||||||||||
86 | Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | ||||||||||||||||||||
87 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | ||||||||||||||||||||
88 | Анализ контрольного диктанта. Словарный диктант. | 1 | ||||||||||||||||||||
Местоимение (9 ч.) | ||||||||||||||||||||||
89 | Местоимение как часть речи. Личные местоимения. | 1 | Общее представление о местоимении. Местоимение, его значение и употребление. Личные местоимения 1-, 2-, 3-го лица, единственного и множественного числа. Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные: постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала | Понимать, что такое местоиме-ние. Распознавать местоимения среди других частей речи Понимать, что такое местоимение. Распознавать местоимения среди других частей речи Указывать грамматические признаки местоимений. Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица Определять лицо, число и падеж местоимений. Составлять тексты с включением в них диалога. Определять лицо, число и падеж местоимений | Распознавать личные местоимения среди других частей речи, определять их значение. Работать с таблицей «Личные местоимения», находить в ней информацию в соответствии с поставленной учебной задачей. Распознавать личные местоимения среди других частей речи, определять их значение. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Распознавать личные местоимения среди других слов, определять их признаки. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Работать с рубрикой «Страничка для любознательных». Обсуждать: где в речи употребляется местоимение вы. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки. | ||||||||||||||||
90 | Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. | 1 | ||||||||||||||||||||
91 | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам | 1 | ||||||||||||||||||||
92 | Изменение личных местоимений по падежам. Тест: «Личные местоимения» | 1 | ||||||||||||||||||||
93 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста с элементами описания | 1 | ||||||||||||||||||||
94 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 | ||||||||||||||||||||
95 | Анализ контрольного диктанта. Тест: «Итоговый». | |||||||||||||||||||||
Глагол (32 ч) | ||||||||||||||||||||||
96 | Роль глаголов в языке | 1 | Глагол, значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Чтение и понимание учебного текста, Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала | познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные: постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условия действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности; коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; регулятивные: составление плана и последовательности действий | Определять лицо, число и падеж местоимений. Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами Объяснять роль глаголов в нашем языке. Называть, что обозначают глаголы. Называть вопросы, на которые отвечают глаголы. Называть время, число глагола. Объяснять роль глагола в предложении Объяснять, что такое неопределённая форма глагола. Называть глаголы в неопределённой форме. Называть глаголы в неопределённой форме. Образовывать временные формы от глагола в неопределенной форме. Изменять глаголы по временам. Объяснять, как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе. Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов. Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов». Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.) Определить роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины. Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени. Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов». Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. | ||||||||||||||||
97 | Изменение глаголов по временам. Словарный диктант. | 1 | ||||||||||||||||||||
98 | Неопределённая форма глагола | 1 | ||||||||||||||||||||
99 | Изменение глаголов по временам. Тест: «Глагол» | 1 | ||||||||||||||||||||
100 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану | 1 | ||||||||||||||||||||
101 | Анализ изложения. Спряжение глаголов | 1 | ||||||||||||||||||||
102 | Спряжение глаголов | 1 | ||||||||||||||||||||
103 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | 1 | ||||||||||||||||||||
104 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | |||||||||||||||||||||
105 | I и II спряжение глаголов настоящего времени | 1 | ||||||||||||||||||||
106 | I и II спряжение глаголов будущего времени. Словарный диктант. | 1 | ||||||||||||||||||||
107 | Наши проекты. Тест: «Спряжение глаголов» | 1 | ||||||||||||||||||||
108-110 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 3 | ||||||||||||||||||||
111 | Возвратные глаголы | 1 | ||||||||||||||||||||
112 | Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах | 1 | ||||||||||||||||||||
113 | Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок | 1 | ||||||||||||||||||||
114 | Правописание глаголов в прошедшем времени. Тест: «Правописание глаголов» | 1 | ||||||||||||||||||||
115 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста вопросам | 1 | ||||||||||||||||||||
116 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | ||||||||||||||||||||
117 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. Словарный диктант. | 1 | ||||||||||||||||||||
118-119 | Обобщение по теме «Глагол». | 2 | ||||||||||||||||||||
120 | Изложение повествовательного текста. | 1 | ||||||||||||||||||||
121 | Проверка знаний по теме «Глагол» | 1 | ||||||||||||||||||||
122 | Анализ изложения, тестовой работы. Повторение. | 1 | ||||||||||||||||||||
Повторение (18 ч.) | ||||||||||||||||||||||
123 | Язык. Речь. Текст | 1 | Уметь отличать типы текстов, определять тему и основную мысль текста. Знать признаки однородных членов предложения, уметь находить главные и второстепенные члены предложения, распознавать однородные члены предложения. представление о лексическом значении слова, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов. Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. | Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера; регулятивные: сличение способа действия и его результата с данным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качеств и уровня усвоения | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом | Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности для соблюдения орфоэпических норм. Знание и понимание изученных частей речи. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания, находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания. Обосновывать постановку знаков препинания в конце предложений. Находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности для соблюдения орфоэпических норм. Знание и понимание изученных орфограмм. | ||||||||||||||||
124-125 | Предложение и словосочетание | 2 | ||||||||||||||||||||
126 | Лексическое значение слова. | 1 | ||||||||||||||||||||
127 | Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И. Шишкина «Рожь» | 1 | ||||||||||||||||||||
128-129 | Состав слова | 2 | ||||||||||||||||||||
130 | Части речи. Словарный диктант | 1 | ||||||||||||||||||||
131 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану | 1 | ||||||||||||||||||||
132 | Анализ изложения. Части речи. Тест: «Итоговый» | 1 | ||||||||||||||||||||
133 | Итоговый контрольный диктант «на выходе» | 1 | ||||||||||||||||||||
134 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1 | ||||||||||||||||||||
135 | Звуки и буквы | 1 | ||||||||||||||||||||
136 | Игра «По галактике Частей Речи» | 1 | ||||||||||||||||||||
ИТОГО: 136 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 2 кл Школа России
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...
Рабочая программа по русскому языку (1-4). "Школа России"
Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО....
Рабочая программа по русскому языку по УМК "Школа России" для 3 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, критерии оценивания, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку 2 кл Школа России
В рабочей программе указаны цели и задачи изучения курса ,ууд ,характеристика деятельности учащихся.Программа соответствует комплекту " Школа России" автор Климанова....
Рабочая программа по русскому языку 4класс УМК "Школа России"
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г), примерной программы начального общего образования (2009), Концепции духо...
Рабочая программа по русскому языку 104 кл. ШКОЛА РОССИИ
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развити...
Рабочая программа по русскому языку к комплексу Школа России. ФГОС. 3 класс.
Рабочая прорграмма по русскому языку к учебно-методическому комплексну Школа России для 3 класса. В программе приложени календарно-тематическое планирование уроков, карта контроля и другое....