Методическая разработка по русскому языку. Тема: "Имя существительное". Повторяем, что знаем"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Долгова Людмила Николаевна

Урок разработан и проведен в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык 4 класс. УМК Л.Ф.Климановой и др. «Перспектива»

Тема: Имя существительное. Повторяем, что знаем.

Тип урока: Актуализация знаний и умений (урок повторения)

Форма урока: Урок – путешествие «В гости к Дедушке Морозу»

Цель: Повторить изученное об имени существительном.

Задачи: 

Обучающая:

  • повторение признаков имени существительного.

Развивающая:

  • развитие устной и объяснительной речи, расширение и обогащение словарного запаса, умение размышлять и формулировать свои мысли, высказывать вслух, воспринимать речь

Воспитательная:

  • воспитание уважения к чужому мнению, умение работать в группе (паре), проводить рефлексию своей деятельности

Формируемые УУД: познавательные: - умение выполнять логические операции сравнения, сопоставления; коммуникативные: – готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; регулятивные: адекватное восприятие корректирующих указаний; личностные: - уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого; освоение социальных норм, правил поведения, ролей  и форм социальной жизни в группе.

Методы работы: интерактивные обучающие структуры: ТАЙМД – ПЭА - ШЭА, СИМАЛТИНИУС РАУН ТЭЙБЛ, ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН, КОНЭРС, ФИНК - РАЙТ РАУНД РОБИН, Билетик на выход, Сигнал готовности, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, слайды, раздаточный материал, мультимедийная презентация, песочные часы, МЭНЭДЖ МЭТ.

Ход урока:

1. Организационный момент

    Самоопределение к деятельности.

    Эмоциональный настрой

-  Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

 – Давайте поприветствуем друг друга и пожелаем всем удачи на уроке. (Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:)

- Желаю успеха большого во всём и везде. Здравствуйте! (Прикосновение всей ладонью руки. (После встречи мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза «Удачи тебе на уроке!»)

2. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А к кому? Отгадайте!

Весь он в золоте сверкает,
Весь искрится при луне,
Елку в бусы наряжает
И рисует на стекле.
Он такой большой проказник –
Ущипнет за самый нос.
Скоро к нам придет на праздник... Кто же это?
Дед Мороз (Слайд 1).              А поедем мы с вами к дедушке на вашей любимой Бибике.  Но для этого нужно отгадать загадки. Кто отгадает, тот и поедет.

1. Хоть сама – и снег, и лед,
а уходит слезы льет.
(Зима.)

2. Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы
И заросли роз?
(Мороз.)

3. Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(Снег.)

4. В мороз – лежит, в тепло – бежит,
Прозрачное, а не стекло,
Пригреешь – собрать не успеешь.
(Лед.)

- Какой частью речи являются данные слова? (Имя существительное)            - Какая будет тема нашего урока сегодня? (Имя существительное)                  - Какую цель вы поставите себе? (Повторить об имени существительном)

- Откройте учебник на с.3 и прочитайте еще раз тему нашего урока.

- Прежде чем начать путешествие, мы должны записать, когда и где мы отправляемся в путь. Запишите в тетрадях число, классная работа и тему урока. (Слайд 2).  Отправляемся в путь.

3. Применение знаний и умений. Работа по теме урока

1) -И первая остановка «Слово» (Слайд 3).

- Что вы знаете об имени существительном? Расскажите об этом партнеру по плечу. Начинает тот, кто выше. (Учащиеся обсуждают вопрос, используя     ТАЙМД - ПЭА – ШЭА

- Сделаем вывод. Что мы знаем об имени существительном? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.

2) –Вторая остановка «Угадай – ка!» (Слайд 4).

- Перед вами слова: заяц, зима, деревня, класс, учитель, игра, окно, утка, ястреб, скрипач.

- На какие две группы можно разделить эти слова? (Одушевленные и неодушевленные)

- На какой вопрос отвечают одушевленные существительные? (Кто?)

Неодушевленные существительные?  (Что?)

- Запишите в тетради эти слова в два столбика.

Сигнал готовности

Взаимопроверка по слайду (Слайд 5)

СИМАЛТИНИУС РАУН ТЭЙБЛ 

ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН.

– Встаньте те, у кого ни одной ошибки. Молодцы!

– Встаньте те, у кого 1 ошибка. Спасибо, садитесь.

– Встаньте те, у кого 2 ошибки. Спасибо, садитесь.

3) Третья остановка «Найди ошибки!» (Слайд 6)

Прочитайте предложения на следующем слайде.

Улетел Орел за город орел.

Наша девочка поля вернулась с Поля.

(Один ученик показывает на слайде ошибки, другие показывают знак согласия или несогласия).

- Почему название города и имя девочки нужно писать с заглавной буквы? (Это имена собственные). А остальные слова? (Нарицательные) (Слайд 7).

- Приведите примеры имен собственных? (Фамилии, имена, отчества людей, названия рек, морей, улиц, городов, сел, кличи животных и т.д.)

- Какое правило вы должны знать при написании имен собственных?

(Имена собственные пишутся с заглавной буквы).

4) Мы все ближе подъезжаем к Деду Морозу

Четвертая остановка «Один – много». (Слайд 8)

     Работа по учебнику.

- Как выдумаете, что мы должны повторить об имени существительном на этой остановке? (Изменение имен существительных по числам)

- Назовите числа имен существительных? (Единственное число и множественное число).

- Откройте учебник на стр. 6. Найдите упр.7. Внимательно прочитайте задание и запишите первую строчку слов.

Проверка. …………………………………………..

(Чтение слов по цепочке)

4. Физкультминутка «Зарядка» (Слайд 9)

- А сейчас мы всех приглашаем на веселую зарядку.

5. Продолжение работы по теме урока.

5) Ну а теперь мы с вами до леса пойдем пешком и пятая остановка к Деду Морозу «Выбери меня». (Слайд 10)

- На этой остановке мы вновь должны вспомнить, на какие еще группы распределяются существительные. В этом вам помогут таблички на углах.

(Обучающая структура КОНЭРС)

- Сейчас самый низкий по росту в классе достает из конверта листочки и раздает всем участникам. Прочитайте слова и подойдите к соответствующему углу.

1. Девочка, роща, яблоня

2. Тростник, конь, дворец

3. Одеяло, яблоко, море

4. Дрожжи, каникулы, ножницы

-У каких существительных нельзя определить род? Почему?

Вывод: Имена существительные относятся к мужскому, женскому и среднему роду. Определить род можно только у существительных единственного числа.

6) – И вот мы в гостях у Дедушки Мороза и Снегурочка рядом. Поможем ребятки нарядить елку Дедушке Морозу. Давайте вспомним, как еще изменяются имена существительные? (По падежам) (Слайд 11)

- Как называется изменение имен существительных по падежам? (Склонением)

- Сколько падежей в русском языке? (6)

- Сейчас мы повесим шарики, вы должны вспомнить названия падежей и на какие вопросы они отвечают.

Электронная физкультминутка «Новый год»

6. Обобщение и систематизация знаний

- Ребята, как вы думайте, смогли ли мы достичь поставленной цели? Все ли мы с вами повторили? Давайте послушаем профессора Самоварова.

Электронное приложение к уроку.

7. Итог.

-Дедушка Мороз встретил нас не с пустыми руками. Каждый из вас сейчас получит подарок. (Слайд 12)

8. Домашнее задание в РТ упр.№ 2, по желанию упр.3 стр.5 (Слайд 13)

9. Рефлексия. Билетик на выход

- Участник № 2 достает белые листочки и раздает всем участникам. На них запишите свое мнение об уроке и поставьте себе оценку. Листочки положите в конверт Деда Мороза.  (Слайд 14)

Приложение 1.

Обучающие структуры Сингапурской методики

ТАЙМД – ПЭА - ШЭА, СИМАЛТИНИУС РАУН ТЭЙБЛ, ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН, КОНЭРС, ФИНК - РАЙТ РАУНД РОБИН, Билетик на выход, Сигнал готовности

ТАЙМД РАУНД РОБИН (Timed Round Robin) – «раунд робин в течение определенного времени» - обучающая структура, в которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга.

КОНЭРС(Corners) – «углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.

СИНГЛ РАУНД РОБИН (Single Round Robin или Round Robin) – «однократный раунд робин» - обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.

МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Мix-Freeze-Group) – обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда  музыка прекращается, и  объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.

РЕЛЛИ РОБИН – (Rally Robin) – обучающая структура, в которой  два участника поочередно oбмениваются короткими ответами  в виде списка.

МЭНЭДЖ МЭТ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В гости к Деду Морозу

Слайд 2

Двадцать второе декабря. Классная работа. Имя существительное.

Слайд 3

Первая остановка « Слово»

Слайд 4

Вторая остановка «Угадай - ка» Заяц , зима, деревня, класс, учитель, игра, окно, утка, ястреб, скрипач.

Слайд 5

Кто? Что? заяц зима учитель деревня утка класс, ястреб игра скрипач окно

Слайд 6

Третья остановка «Найди ошибки! » Улетел Орел за город орел. Наша девочка поля вернулась с Поля.

Слайд 7

Улетел орел за город Орел . Наша девочка Поля вернулась с поля .

Слайд 8

Четвертая остановка «Один - много»

Слайд 9

Физкультминутка «Веселая зарядка »

Слайд 11

Пятая остановка « В ыбери меня! »

Слайд 12

В гостях у Деда Мороза

Слайд 13

Подарок к Новому году

Слайд 14

Домашнее задание в РТ упр.№ 2, по желанию упр.3 стр.5

Слайд 15

С новым годом! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока русского языка. Тема: "Части речи. Повторение".

Повторить теоретический и практический материал по теме. Закрепить понятия, полученные на уроке Окружающий мир....

Учебно-методический комплект по русскому языку тема: "Имя существительное" 2 класс (конспект+презентация)

Конспект урока по русскому языкуТема "Имя существительное"  Цели деятельности учителя: формировать понятие об имени существительном; развивать наблюдательность, речь. Планируемые резуль...

Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением приемов технологии ТРИЗ

Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением  приемов технологии ТРИЗ...

Методическая разработка урока Русский язык. Тема "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Русский язык Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...

Методическая разработка урока русского языка "Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных"

Тема урока: Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительныхТип урока: Решение учебной задачиЦели:- формировать умения отличать собственные и нарицательные имена су...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫК Тема: «Изменение существительных по падежам»

Пояснительная запискаКласс: 4Цель: актуализировать. знания учащихся об изменении имён существительных по падежам.Задачи:обучающие: продолжить формировать представление учащихся о склонении и...