Методическая разработка по русскому языку. Тема: "Имя существительное". Повторяем, что знаем"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок разработан и проведен в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_po_teme_imya_sushchestvitelnoe.doc | 83.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 4 класс. УМК Л.Ф.Климановой и др. «Перспектива»
Тема: Имя существительное. Повторяем, что знаем.
Тип урока: Актуализация знаний и умений (урок повторения)
Форма урока: Урок – путешествие «В гости к Дедушке Морозу»
Цель: Повторить изученное об имени существительном.
Задачи:
Обучающая:
- повторение признаков имени существительного.
Развивающая:
- развитие устной и объяснительной речи, расширение и обогащение словарного запаса, умение размышлять и формулировать свои мысли, высказывать вслух, воспринимать речь
Воспитательная:
- воспитание уважения к чужому мнению, умение работать в группе (паре), проводить рефлексию своей деятельности
Формируемые УУД: познавательные: - умение выполнять логические операции сравнения, сопоставления; коммуникативные: – готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; регулятивные: адекватное восприятие корректирующих указаний; личностные: - уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группе.
Методы работы: интерактивные обучающие структуры: ТАЙМД – ПЭА - ШЭА, СИМАЛТИНИУС РАУН ТЭЙБЛ, ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН, КОНЭРС, ФИНК - РАЙТ РАУНД РОБИН, Билетик на выход, Сигнал готовности, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, слайды, раздаточный материал, мультимедийная презентация, песочные часы, МЭНЭДЖ МЭТ.
Ход урока:
1. Организационный момент
Самоопределение к деятельности.
Эмоциональный настрой
- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
– Давайте поприветствуем друг друга и пожелаем всем удачи на уроке. (Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:)
- Желаю успеха большого во всём и везде. Здравствуйте! (Прикосновение всей ладонью руки. (После встречи мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза «Удачи тебе на уроке!»)
2. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А к кому? Отгадайте!
Весь он в золоте сверкает,
Весь искрится при луне,
Елку в бусы наряжает
И рисует на стекле.
Он такой большой проказник –
Ущипнет за самый нос.
Скоро к нам придет на праздник... Кто же это? Дед Мороз (Слайд 1). А поедем мы с вами к дедушке на вашей любимой Бибике. Но для этого нужно отгадать загадки. Кто отгадает, тот и поедет.
1. Хоть сама – и снег, и лед,
а уходит слезы льет. (Зима.)
2. Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы
И заросли роз? (Мороз.)
3. Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег.)
4. В мороз – лежит, в тепло – бежит,
Прозрачное, а не стекло,
Пригреешь – собрать не успеешь. (Лед.)
- Какой частью речи являются данные слова? (Имя существительное) - Какая будет тема нашего урока сегодня? (Имя существительное) - Какую цель вы поставите себе? (Повторить об имени существительном)
- Откройте учебник на с.3 и прочитайте еще раз тему нашего урока.
- Прежде чем начать путешествие, мы должны записать, когда и где мы отправляемся в путь. Запишите в тетрадях число, классная работа и тему урока. (Слайд 2). Отправляемся в путь.
3. Применение знаний и умений. Работа по теме урока
1) -И первая остановка «Слово» (Слайд 3).
- Что вы знаете об имени существительном? Расскажите об этом партнеру по плечу. Начинает тот, кто выше. (Учащиеся обсуждают вопрос, используя ТАЙМД - ПЭА – ШЭА
- Сделаем вывод. Что мы знаем об имени существительном? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.
2) –Вторая остановка «Угадай – ка!» (Слайд 4).
- Перед вами слова: заяц, зима, деревня, класс, учитель, игра, окно, утка, ястреб, скрипач.
- На какие две группы можно разделить эти слова? (Одушевленные и неодушевленные)
- На какой вопрос отвечают одушевленные существительные? (Кто?)
Неодушевленные существительные? (Что?)
- Запишите в тетради эти слова в два столбика.
Сигнал готовности
Взаимопроверка по слайду (Слайд 5)
СИМАЛТИНИУС РАУН ТЭЙБЛ
ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН.
– Встаньте те, у кого ни одной ошибки. Молодцы!
– Встаньте те, у кого 1 ошибка. Спасибо, садитесь.
– Встаньте те, у кого 2 ошибки. Спасибо, садитесь.
3) Третья остановка «Найди ошибки!» (Слайд 6)
Прочитайте предложения на следующем слайде.
Улетел Орел за город орел.
Наша девочка поля вернулась с Поля.
(Один ученик показывает на слайде ошибки, другие показывают знак согласия или несогласия).
- Почему название города и имя девочки нужно писать с заглавной буквы? (Это имена собственные). А остальные слова? (Нарицательные) (Слайд 7).
- Приведите примеры имен собственных? (Фамилии, имена, отчества людей, названия рек, морей, улиц, городов, сел, кличи животных и т.д.)
- Какое правило вы должны знать при написании имен собственных?
(Имена собственные пишутся с заглавной буквы).
4) Мы все ближе подъезжаем к Деду Морозу
Четвертая остановка «Один – много». (Слайд 8)
Работа по учебнику.
- Как выдумаете, что мы должны повторить об имени существительном на этой остановке? (Изменение имен существительных по числам)
- Назовите числа имен существительных? (Единственное число и множественное число).
- Откройте учебник на стр. 6. Найдите упр.7. Внимательно прочитайте задание и запишите первую строчку слов.
Проверка. …………………………………………..
(Чтение слов по цепочке)
4. Физкультминутка «Зарядка» (Слайд 9)
- А сейчас мы всех приглашаем на веселую зарядку.
5. Продолжение работы по теме урока.
5) Ну а теперь мы с вами до леса пойдем пешком и пятая остановка к Деду Морозу «Выбери меня». (Слайд 10)
- На этой остановке мы вновь должны вспомнить, на какие еще группы распределяются существительные. В этом вам помогут таблички на углах.
(Обучающая структура КОНЭРС)
- Сейчас самый низкий по росту в классе достает из конверта листочки и раздает всем участникам. Прочитайте слова и подойдите к соответствующему углу.
1. Девочка, роща, яблоня
2. Тростник, конь, дворец
3. Одеяло, яблоко, море
4. Дрожжи, каникулы, ножницы
-У каких существительных нельзя определить род? Почему?
Вывод: Имена существительные относятся к мужскому, женскому и среднему роду. Определить род можно только у существительных единственного числа.
6) – И вот мы в гостях у Дедушки Мороза и Снегурочка рядом. Поможем ребятки нарядить елку Дедушке Морозу. Давайте вспомним, как еще изменяются имена существительные? (По падежам) (Слайд 11)
- Как называется изменение имен существительных по падежам? (Склонением)
- Сколько падежей в русском языке? (6)
- Сейчас мы повесим шарики, вы должны вспомнить названия падежей и на какие вопросы они отвечают.
Электронная физкультминутка «Новый год»
6. Обобщение и систематизация знаний
- Ребята, как вы думайте, смогли ли мы достичь поставленной цели? Все ли мы с вами повторили? Давайте послушаем профессора Самоварова.
Электронное приложение к уроку.
7. Итог.
-Дедушка Мороз встретил нас не с пустыми руками. Каждый из вас сейчас получит подарок. (Слайд 12)
8. Домашнее задание в РТ упр.№ 2, по желанию упр.3 стр.5 (Слайд 13)
9. Рефлексия. Билетик на выход
- Участник № 2 достает белые листочки и раздает всем участникам. На них запишите свое мнение об уроке и поставьте себе оценку. Листочки положите в конверт Деда Мороза. (Слайд 14)
Приложение 1.
Обучающие структуры Сингапурской методики
ТАЙМД – ПЭА - ШЭА, СИМАЛТИНИУС РАУН ТЭЙБЛ, ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН, КОНЭРС, ФИНК - РАЙТ РАУНД РОБИН, Билетик на выход, Сигнал готовности
ТАЙМД РАУНД РОБИН (Timed Round Robin) – «раунд робин в течение определенного времени» - обучающая структура, в которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга.
КОНЭРС(Corners) – «углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.
СИНГЛ РАУНД РОБИН (Single Round Robin или Round Robin) – «однократный раунд робин» - обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.
МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Мix-Freeze-Group) – обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.
РЕЛЛИ РОБИН – (Rally Robin) – обучающая структура, в которой два участника поочередно oбмениваются короткими ответами в виде списка.
МЭНЭДЖ МЭТ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Двадцать второе декабря. Классная работа. Имя существительное.
Первая остановка « Слово»
Вторая остановка «Угадай - ка» Заяц , зима, деревня, класс, учитель, игра, окно, утка, ястреб, скрипач.
Кто? Что? заяц зима учитель деревня утка класс, ястреб игра скрипач окно
Третья остановка «Найди ошибки! » Улетел Орел за город орел. Наша девочка поля вернулась с Поля.
Улетел орел за город Орел . Наша девочка Поля вернулась с поля .
Четвертая остановка «Один - много»
Физкультминутка «Веселая зарядка »
Пятая остановка « В ыбери меня! »
В гостях у Деда Мороза
Подарок к Новому году
Домашнее задание в РТ упр.№ 2, по желанию упр.3 стр.5
С новым годом! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка урока русского языка. Тема: "Части речи. Повторение".
Повторить теоретический и практический материал по теме. Закрепить понятия, полученные на уроке Окружающий мир....
Учебно-методический комплект по русскому языку тема: "Имя существительное" 2 класс (конспект+презентация)
Конспект урока по русскому языкуТема "Имя существительное" Цели деятельности учителя: формировать понятие об имени существительном; развивать наблюдательность, речь. Планируемые резуль...
Методическая разработка урока русского языка "Род имен существительных множественного числа"
Конспект урока русского языка для учащихся 3 класса...
Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением приемов технологии ТРИЗ
Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением приемов технологии ТРИЗ...
Методическая разработка урока Русский язык. Тема "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"
Русский язык Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...
Методическая разработка урока русского языка "Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительных"
Тема урока: Нарицательные имена существительные. Правописание нарицательных имен существительныхТип урока: Решение учебной задачиЦели:- формировать умения отличать собственные и нарицательные имена су...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫК Тема: «Изменение существительных по падежам»
Пояснительная запискаКласс: 4Цель: актуализировать. знания учащихся об изменении имён существительных по падежам.Задачи:обучающие: продолжить формировать представление учащихся о склонении и...