Правописание безударных гласных в корне слова
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Маргулис Инна Иосифовна

Конспект урока по Русскому языку по теме: "Правописание безударных гласных в корне слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Урок составила и провела Маргулис Инна Иосифовна – учитель начальных классов МОУ СЖСОШ № 23.

Русский язык. 2 класс.

                      Тема. «Правописание безударных гласных в корне слова».

Цели. Систематизировать знания детей по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова»; закреплять умение выполнять алгоритм действий по решению орфографической задачи; развивать орфографическую зоркость; формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль.

 Оборудование: Учебник «Русский язык. 2 класс» (авт. Л.М. Зеленина Т.Е. Хохлова); карточки с заданиями; компьютер; экран; проектор;  презентация.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

У. Прозвенел и смолк звонок.

    Начинаем наш урок.

    Можно за партой тихонько сидеть,

    А можно отправиться в лес –

    Чудеса посмотреть.

У.  И так мы отправляемся с вами в лес.

II. Сообщение темы урока

У. А для этого отройте учебники на стр.76. Посмотрите на иллюстрацию к упр 38.

У. Где происходит действие?  Кого вы там видите?   Чем занимаются лисята? А лиса?

 Д.( Отвечают на вопросы учителя).

У. Составьте рассказ по данной иллюстрации.

Д. Составляют рассказ по опорным словам, которые есть в учебнике.

 У. А теперь письменно ответьте на вопрос : Где живёт лиса с лисятами?

Д. Записывают предложение в тетрадях, а один ученик на доске.

Лиса с лисятами живут в норе.

У. Сколько в нем орфограмм? Какие орфограммы вы нашли?  Какой орфограммы больше?

Д. Больше безударных гласных.

У. Над какой орфограммой мы сегодня и будем работать?

Д. Безударные  гласные

У. Сегодня на уроке мы поговорим о природе, которая нас окружает, о ее охране и закрепим умение проверять безударные гласные в словах.

У. Какое правило в стихах мы знаем о безударной гласной?

Д. Если буква гласная

    Вызвала сомнение.

    Ты  немедленно её

    Поставь под ударение.

III. Словарная работа

Задание  на  слайде:   Вставь пропущенные буквы. Убедись в правильности решения, обратившись к словарной странице в конце учебника. Подчеркни 2 слова, которые ты советуешь учительнице включить в словарный диктант. Воспользуйся памяткой работы с орфографическим словарем.

Слова на слайде :  в.рона,   м. дведь,  с.бака, в.р.бей,  за.ц, с.ва,  с.рока,  п.тух,  к.р.ва.

У. На какие группы можно разделить предметы, которые обозначают данные слова.

Д.  2 группы : звери и птицы.

  У. Какое слово здесь «лишнее»?

Д. Сова.

У. Почему?

Д. Это не словарное слово.

У. Можем ли мы слово сова записать без раздумий?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Слышится без ударения а, а надо писать о. Проверочное слово – совы.

У. Ребята, а что вы знаете о сове.

Д . Дети отвечают. Один ученик подготовил доклад.

На экран выводится слайд с изображением совы. Ребёнок  очень кратко рассказывает о сове.

IV. Закрепление пройденного материала

Дети отвечают на вопросы, записанные на  экране.  

Как  проверить  безударную гласную в корне ?

С какими двумя способами проверки безударных гласных мы познакомились?

У.  Посмотрите  в учебники на стр 77.   Вам надо разделить текст на предложения. Вспомнить как предложения оформляются на письме. Подумать какие бы вы вставили буквы вместо точек  и объяснить свои действия.  

Работать дети будут в парах.

Это ж..вой уголок тут св..стят чиж.. ш. пят уж.  пищ..т мыш.. пуш..стые крольч..та грызут  м.рковь

Во время проверки выслушиваются ответы цепочкой по 1 предложению от каждой пары.

У. Объясните, к каким словам можно сразу применить правила написания сочетаний жи, ши, ча, ща, а к каким надо подобрать проверочное слово.

У. Какое слово является с проверяемой безударной гласной в корне и как его можно проверить.

Д. Слово «свистят».  Проверочным будет однокоренное слово свист.

 У. Сегодня на уроке вместе с совой мы будем решать орфографическую задачу по проверке безударных гласных в корне слова.


У. Где мы можем проверить безударный гласный? Где опасное место для гласного? Как это проверить?

Д . Ответы детей.

У. Мудрейшая птица на свете - Сова!
  Всё знает, но очень скупа на слова -
  Чем больше услышит, тем меньше болтает,
  Как этого многим
  Из нас не хватает... ( Б. Захадер.)

– Мудрая сова предлагает вам, ребята, проверить свои знания и умения по решению орфографической задачи и пройти несколько этапов проверки безударного гласного в корне слова.

Этап 1. От значения слова – к правильной букве

У. Назовите «лишнее» слово, записанное на доске.

На доске:

вода, подводный, водитель, водяной

Д. Водитель.

У. Докажите, почему слово «лишнее»?

Д. Оно имеет другое значение.

У. Вы отлично справились с заданием, значит, нам легко будет выяснить и значение слов с помощью однокоренных. Объясните значение каждого из слов с помощью однокоренного слова: кого так называют? Задание на экране.

Д. Ленивый человек – тот, кто ленится.
– Грязнуля – тот, кто грязный.
– Силач – сильный человек.
– Чистюля – тот, кто чистый.
– Бегун – человек, занимающийся бегом.
– Малютка – маленький.
– Старушка – старая женщина.
– Хитрец – хитрый человек.

У. Помогло ли вам объяснение значения слова правильно выбрать букву?

Дети отвечают.

– А теперь запишите эти слова вместе с проверочными. Не забывайте подчеркивать вставленную букву.

1-й ряд работает со словами 1-го, 2-го столбиков; 2-й ряд работает со словами 3-го, 4-го столбиков самостоятельно.

Этап 2. «Закрой окошки»

У. Вспомните последовательность выполнения операции.

е
и

з…мляной
л...сты
зв...рек
цв…точки

а
о

пл..ды
тр...ва
гр...за
сл...вечко

и
я

т...нуть
п...так
м...сной
в...зание

– Какие способы проверки вы использовали?

Выслушиваются ответы детей.

V. Физкультминутка

В лесу темно,
Все спят давно.
Все птицы спят,
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг - как полетит!
Совушка - сова. (Дети изображают движения птиц и совы).

VI. Закрепление пройденного материала (продолжение)

Этап 3. Работа корректора  

У. На этом этапе вам предстоит исправлять ошибки. Ваша задача – записать слова правильно. Перед написанием каждого слова надо устно доказать свой выбор. Задание на карточках.

Мосты, каза, вода, слиза, граза, блины,

Дети работают самостоятельно в течение 3 минут. По ходу работы учитель комментирует оценки.

Этап 4. «Я – учитель»

У. Если вы принимаете решение ученика, над словом ставьте «+», если нет, ставьте «–». Тогда рядом пишите проверочное слово. Помните об «окошках» и в нем.

На доске:

п...лил (дрова) – пить, пилить ... пилил

в...селый – весь, веселье ... веселый

– Были ли среди решений правильные? В чем ошибки учеников?

Выслушиваются ответы детей.

Этап 5.  Тест  для  проверки правописания безударной гласной в корне.

1. Безударный гласный звук можно проверить:

а) в приставке;
б) в корне;
в) в суффиксе.

2. Безударный гласный звук в корне слова:

а) побег;
б) столик;
в) старушка;.

3. Родственными словами являются:

а) роль, ролевой, король, роли;
б) рис, рисунок, рисовать, рисовая
(каша) ;
в) ледник, лед, ледяной, заледенеть;

4. Проверочными словами к слову г...ра являются:

а) гарь;
б) горький;
в) горка;
г) загар.

5. Слово дом – проверочное для слов:

а) домино;
б) домашний;
в) домовой;
г) дома.

6. Безударную гласную в корне нельзя проверить в словах: а) мороз; б) зима; в) холод; г) завод.

VII. Итог урока

У. Что мы повторяли на уроке? Удалось ли вам решить встретившиеся орфографические задачи?

Что понравилось вам на уроке?  Что не понравилось ?

Выслушиваются ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.

Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память,  внимание, мышление; повторить ранее изучений материал;  воспитывать ак...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...