Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Маргулис Инна Иосифовна

Открытый урок на тему: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока27.67 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку603.5 КБ

Предварительный просмотр:


   
Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

   Задачи:

    1.Образовательная: закреплять умение распознавать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и  женского рода;

     2.Коррекционно-развивающая: развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, познавательную активность, формировать навык самоконтроля и самоорганизации; формировать навык работы с информацией, совершенствовать грамматико-орфографические умения и навыки.

     3.Здоровьесберегающая: профилактика утомления;

     4.Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, повышать учебную мотивацию.

1.Организационный момент.

   Проверка готовности к уроку.

Вступительное слово учителя.

  (Слайд1)

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

2. Повторение знаний об имени существительном.

а)ТЕСТ «Или нет или да, а не знаешь – беда!» ( один ученик за доской).

  • Имя существительное обозначает предмет?
  • Имя существительное отвечает на вопросы какой? Какая? Какие?
  • Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что.
  • Имена существительные изменяются по числам.
  • Существительные имеют 3 рода.
  • Собственные существительные пишутся с маленькой буквы.

Взаимопроверка + - - + +- . У кого всё верно

3. Минутка чистописания

Ж,Ш,Ь,Ч,Щ

- Какая буква лишняя? Почему?

- Что объединяет остальные буквы?

- Какие из них парные?

- Какие орфограммы связаны с этими буквами?

- Как из этих букв обозначают всегда твёрдые звуки?  А какие всегда мягкие?

- Что необходимо контролировать при написании букв? Прописать.

- Что за буква ь?

4. Повторение о функциях мягкого знака. Работа  со схемой. (слайд 2)

http://www.uchportal.ru/_ld/463/s23915024.jpg

- Посмотрите на схему и скажите   Какую работу он выполняет? (Мягкость. Разделяет согласный от гласного)

- Где пишется разделительный мягкий знак.?

- Где пишется мягкий знак – показатель мягкости?

Придумать слова к схеме. Записать. ( Обезьяна, воробьи.  Пальчик, больной, мальчик. Пень, день. )

5. По развитию речи. Работа с пословицами.

Повторенье – мать ученья.

Хорошую речь, хорошо и слушать.

-Как вы их понимаете?

-О чём они? ( Об учёбе)

 -Найдите в пословицах слова и выпишите, где Ь указывает на мягкость согласного.(Слушать, мать)

 -Найдите в пословицах слова и выпишите, где Ь отделяет гласную от согласной.(Повторенье. ученье.)                                

 6.Постановка проблемы. 

 -В какую группу вы запишите слово речь? Почему?

-Для чего в нем пишется ь знак?  (Указывает, что перед нами имя существительное с шипящей на конце Ж.Р.)

Если мы увидели перед собой написанное  имя существительное с шипящей на конце. Как определить род данного имени существительного?( Подставить слова: он, мой - М.Р,. она, моя  - Ж.Р.  или если на конце сущ. после шипящего написан  ь, значит Ж.Р.. если нет – М.Р. )

7. Работа в парах на ноутбуках.  Определить род им сущ.  Распределить слова по корзинам.

8. Объявление темы урока. Слайд 3.

9.АЛГОРИТМ ПРАВОПИСАНИЯ Ь после шипящих  НА КОНЦЕ  ИМ.СУЩ,

  • Определить часть речи
  • Если это существительное, на конце с шипящим- надо определить род
  • Если сущ Ж.р – Ь, если сущ М.р. – Х

После того как ребята скажут правило – алгоритм, появляется слайд 4.

10. Закрепление

А ). Раздаю листочки самоконтроля. Это ещё и индикатор хорошего настроения. Девочкам даю изображение девочки -девочкам, мальчикам - мальчика. На рисунках нет рта. Это будет дорисовано в конце урока. Так ж е на рисунке изображены другие предметы: кот, луч солнца, мышь, мяч, щенок .

Найдите на иллюстрациях имена  существительные с шипящим на конце, объясните их написание.

Б). Работа с предложением. Составьте предложение с одним из слов. Запишите его. Составьте схему.

В).Замени одним слово. Записать слова с объяснением.

- Чёрная птица, вестник наступающей весны. (грач)

- Маленький ребёнок (малыш)

- Его надевают в дождь (плащ)

- Добыча охотника (дичь)

- Человек, лечащий больных (врач)

- Мелкие деньги (мелочь)

- Футбольное соревнование (матч)

Г). Четвёртый лишний. (Запиши лишнее слово. Объясни почему оно лишнее в данной строчке)

Мышь, луч, дичь, молодёжь

Чиж, мяч, ключ, ночь

Печь, рожь, еж, полночь

11. Физкультурная минутка  «ЁЖ» . В последней строчке было лишнее слово ёж. Сейчас мы проведём физкультминутку, которая так и называется «ЁЖ».

Ёжик серенький бежит.

Видит палочка лежит.

Ёж нагнулся, палку взял

Да и дальше побежал.

Вот болото, а по ней

Ёжик с палочкой своей.

Прыг – скок, прыг – скок

Перебрался на песок.

Дальше ёжик наш бежит.

Птенчик жалобно пищит.

Ёжик птенчика берёт

И в гнездо его кладёт.

Лапкой птичкам помахал

И домой он побежал.

12.Работа по учебнику. Упр. 57. Записать слова в два столбика (одушевлённые и неодушевлённые). Вспомнить, какие  им. сущ. одушевлённые, какие неодушевленные. Записать с комментированием цепочкой, объясняя написание мягкого знака.

13.Работа на карточках. Записать слова в единственном числе и объяснить написание Ь:

Шалаши, гаражи, плащи, мыши, вещи, мячи.  ( слова на карточках записаны в «столбик»).

14. Резерв.  Составить деформированные предложения. Слайд 5.

15.Рефлексия

- О чём мы говорили на уроке?

- Всё ли у нас получалось?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Чего не хватает вашему человечку? (улыбки)

Нарисуйте, пожалуйста, рот вашему человечку. Если у вас хорошее настроение, рисуйте улыбку. Если не очень, рисуйте просто ротик. Показываем рисунки с человечком друг другу.

Ставим оценки.

16. Домашнее задание: упр. 53.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке: Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

Слайд 2

Разделительный Обозначает мягкость согласного Ь Ь Ь Ь Роль мягкого знака в словах

Слайд 3

Повторенье – мать ученья. Хорошую речь, хорошо и слушать.

Слайд 4

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Слайд 5

АЛГОРИТМ 1.Читаю или произношу слово. 2. Определяю часть речи. 3. Внимательно слушаю звуки на конце слова. 4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного. 5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу. Если существительное женского рода, то Ь пишу.

Слайд 6

Мыш.., луч.., дич.., молодеж.. Чиж.., мяч.., ключ.., ноч.. Печ.., рож.., еж.., полноч..

Слайд 7

1.по, малыш(?), берегу, бегал, реки. 2.холодный, овраге, ключ(?), в, шумит. 3.на, веселилась, площадке, молодёж(?). 4.плащ(?), от, защитил, дождя, меня. 5.отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

Слайд 8

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра...

Открытый урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Открытый урок русского языка  с применение технологии проблемного обучения...

урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...

урок по русскому языку 3 класс "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Конспект урока по русскому языку по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих".На уроке используется работа в парах,проблемная ситуация,дети учатся сравнивать, анализировать, выдвигать ...

Дидактические карточки "Мягкий знак на конце существительных после шипящих", 3 класс

Дидактические материалы в помощь учителю для индивидуальной работы с учащимися...