Конспект урока русского языка в 4 классе "Изменение глаголов по временам" УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Куницына Елена Сергеевна

Конспект урока русского языка в 4 классе "Изменение глаголов по временам" УМК "Школа России" . Цель урока: совершенствование  знания о временных формах глаголов, формирование умения правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов, развитие  умения распознавать спряжение глаголов

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 МБОУ Пречистенская СШ

Конспект урока русского языка

 в 4 классе УМК «Школа России»

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНАМ

Подготовила учитель начальных классов

 Куницына Е.С.

   Цель урока:

совершенствование  знания о временных формах глаголов

формирование умения правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов

развитие  умения распознавать спряжение глаголов

   Задачи:

  • формировать умение правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов;
  • развивать умение распознавать спряжение глаголов;
  • продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
  • развивать умение  правильно  употреблять глаголы;
  • развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку;
  •  развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы;
  • воспитывать взаимопонимание, товарищество;

Тип урока:  введение новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная,   парная, дифференцированная

Используемые технологии, активные формы обучения: 

проблемно-диалогическое обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии, проектная деятельность, информационные технологии, обучение в сотрудничестве.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями

ХОД УРОКА:

Психологический настрой:

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- Прочитайте, о чем вы должны помнить, работая на уроке.

Слайд

Прочитайте девиз урока:

«Учись, смекай, активным будь и к знаниям откроешь путь! (на доске)

- Ребята, чтобы узнать, какова тема сегодняшнего урока,  прочитаем отрывок из стихотворения Алексея Плещеева и ответим на несколько вопросов

 Слайд

 Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

- Какое время года описывается в этих строках?

- Как бы вы его охарактеризовали? Что происходит с природой? (природа оживает, все приходит в движение)

- Прочитайте  слова, которые  помогают нам представить изменения в природе?

- К какой части они речи относятся? (глагол)

-Какой признак глагола их объединяет? (время)

Слайд

Посмотрите ещё раз на эти слова и попробуйте сформулировать тему   урока.

 О чем мы будем сегодня говорить? (об изменении глаголов по временам)

 Сегодня ваши ответы будут фиксироваться в листке результатов и в конце урока каждый высчитает свою среднеарифметическую оценку, полученную за урок. Желаю вам удачи!

Слайд

Прелестница Весна не только растапливает снега, но и открывает пору навигации, когда реки освобождаются ото льда и можно передвигаться на  лодках и  др. судах, говорят, что  водные пути становятся судоходными. Попробуем и мы поставить на свои лодки паруса

Словарный диктант:

Беседа, завтрак,  заморозок, пожелание, космонавт, квартира, лестница, Россия,  шофёр, пшеница

Проверяем   в парах. В случае ошибки, делаем прокол в листке – парусе  на ее месте. Слайд

Оцениваем:

Без дырок – «5»

1-2 дырки – «4»

3 – 4 дырки – «3»

5 и более – вы  не готовы к навигации. Ставьте заплатки на свой парус!

Выставляем оценки в свой листок результатов

- Мы с вами определили тему урока:  изменение глаголов по временам.  Какие цели урока поставите?

 - Сегодня нам предстоит дополнить  наши знания о   временных изменениях  глагола

- Какое событие отмечает не только наша страна в  весеннем месяце апреле?

(полет в космос)

- Кто управляет ракетой?  (космонавт)

– За его здоровьем тщательно следят врачи. Представьте, что вы космонавты (слайд) и вам необходимо пройти медосмотр.

Сейчас я буду снимать с вас кардиограмму. Послушайте утверждения, которые отражают основные понятия по теме «Глагол», если вы  не согласны с предложенным утверждением, ставите в тетради значок –  V , а если  согласны – значок  Λ.

Тест к кардиограмме:

  1. Глагол обозначает действие предмета.
  2. Глаголы изменяются по падежам.
  3.  Не с глаголами пишется раздельно.
  4. Глаголы имеют три спряжения.
  5. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
  6. Глаголы в н. ф., оканчивающиеся на –ить, кроме брить - стелить, относятся ко ΙΙ спряжению.
  7. В предложении глагол чаще всего бывает  подлежащим.
  8.  Инфинитив – это начальная форма глагола.

- А теперь проверим, кто из вас «здоров» и готов слетать в космос. Сравните полученные графики с «кардиограммой», записанной  на доске. Оценивание.

Поставьте себе ещё 5 баллов, если ваша кардиограмма в норме

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Я назову вам глаголы. Вы должны определить время глагола и выполнить определенное упражнение:

Н. в. – руки на пояс;

П. в.  – присядьте;

Б. в. – ходьба на месте

Крутил, несёт, бежал, лает, заговорит, прыгал, прочитает, стоит, болел, пел.

- Вернемся к листочкам – парусам

-Для вас задание: от первых четырех слов  вы должны образовать и записать глаголы неопределенной формы в таблицу на желтом листке у вас на партах. Проверяем. Слайд

Изменение глаголов по временам

Неопределенная форма  глагола

Время глагола

настоящее

прошедшее

будущее

Что делать?

Что делает?

Что делал?

Что будет делать?

Беседовать

беседует

беседовал

будет беседовать

     Завтракать  

завтракает

завтракал

будет завтракать

Что сделать?

-

Что сделал?

Что сделает?

   Заморозить

-

заморозил

заморозит

    Пожелать

-

пожелал

пожелает

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

- Какие глаголы не имеют настоящего времени?

- Какой можно сделать вывод из нашей таблицы?

-Давайте сверим наше предположение  с  учебником УПР. 503

Глаголы  в неопределенной форме отвечающие на вопрос  что сделать? называются глаголами совершенного вида  

Глаголы  в неопределенной форме, отвечающие на вопрос что делать? называются глаголами несовершенного вида  

Для вас задание: распределите данные глаголы на два столбика совершенного и несовершенного вида:

Решать, решить, защищать, защитить, покупать, купить, бросать, бросить, слышать, услышать, видеть, увидеть.

-Какие глаголы мы назовем глаголами совершенного вида?

- Какие из данных глаголов не будут иметь форму настоящего времени?

Упр. 506

С комментированием: ставим вопрос устно к глаголу (все  формы образует ли)

Глаголы посмотрел, пожелтел разобрать по составу на доске.

-От каких  глаголов  нельзя образовать глаголы настоящего времени?

- Выпишите из текста  3  глагола совершенного вида и 3 глагола несовершенного вида,  определите в каком времени  они стоят.

Лучше всего наблюдать скворца рано утром, до восхода солнца, а для этого надо и вставать пораньше. Впрочем, старинная умная поговорка гласит: «Кто рано встал, тот не потерял». Если вы по утрам, каждый день, будете сидеть тихо, без резких движений где-нибудь в саду или в огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко. Попробуйте бросать птице червяков или крошки хлеба сначала издалека, потом все уменьшая расстояние. Вы добьетесь того, что через некоторое время скворец будет брать у вас пищу из рук и садиться вам на плечо. А прилетев на будущий год, он очень скоро возобновит и заключит с вами прежнюю дружбу. Только не обманывайте его доверия. Разница между вами обоими только та, что он маленький, а вы – большой. Птица же создание очень умное, наблюдательное: она чрезвычайно памятлива и признательна за всякую доброту (А. КУПРИН)

Проверка. Если выполнили верно, поставьте себе в листок результатов оценку «5»  и  «4» если есть 1 ошибка.

Оценивание. Выводим себе оценку за урок, посчитав среднеарифметическое своих оценок за урок.

Игра «Четвёртый лишний»

  • трещит, скрипит, заскулит, воет
  • встречает, визжал, поскрипывал, дул
  • прочитает, удивить, запишет, нарисует

ИТОГ. Наш урок подошел к концу.

Какие временные признаки имеют глаголы?

Какие глаголы не образуют форму настоящего времени?

Если вам было все понятно – берем себе  самолетик.

Не все казалось понятным – кораблик.

Требуется помощь – флажок.

Домашнее задание: с.243, упр. 612

Спасибо за урок!

Источники:

1.        Изображения. [Электронный ресурс]. – URL: https://encryptcd.google.com (дата обращения 23.06.2012)

РЕЗЕРВ.

Синтаксическая пятиминутка. Игра «Огоньки».

                              Чтоб ошибок избежать,

                               Зоркость будем развивать.

                               В игре проверить можешь сам

                               Своё внимание к словам.

Проводится игра «Огоньки». На магнитной доске записано предложение: Гибкие ветки берёз густо покрылись смолистыми почками.

Ученики «зажигают огоньки» под изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложение в тетрадь.

После этого проводится разбор предложения по членам предложения

Тест

1. Выберите верное утверждение:

А) Глагол- это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Б) Глагол- это часть  речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

В) Глагол- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

2. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы:

А) что делает? что сделает?

Б) что делаешь? что сделаешь?

В) что делать? что сделать?

3.В каком из данных глаголов пишется окончание -ем?

А) слыш…м;

Б) нарису…м;

В) пил…м.

4. Найдите глагол совершенного вида.

А) лететь;

Б) завязывать;

В) выучить.

5. Найдите глагол будущего времени.

А) напишет;

Б) зеленел;

В) работает.

6. Выбери глагол, который не является исключением.

А) гнать;

Б) терпеть;

В) лететь.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка+презентация "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений обучающихся об изменении глагола по временам; формирование умения определять время глагола.Планируемые  результатыПредметные: знать...

Конспект урока русского языка "Что обозначает глагол" УМК "Школа России" 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Что обозначает глагол?» Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, умения употреблят...

Конспекта урока русского языка "Неопределённая форма глагола" УМК "Школа России" 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Неопределённая форма глагола» Цели деятельности учителя: ознакомление с неопределённой формой глагола; формирование умения распознавать...

Конспект урока русского языка "Неопределённая форма глаголов" (УМК "Школа России" 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫКТема: "Неопределенная форма глаголов" Цели деятельности учителя: 1. Формировать представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной ...

Конспект урока русского языка, тема: «Число глаголов. Изменение глаголов по числам», 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные:     - Уметь правильно ставить вопросы к глагол...

Конспект урока русского языка, тема: «Число глаголов. Изменение глаголов по числам», 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные:     - Уметь правильно ставить вопросы к глагол...

Конспект урока русского языка «Неопределённая форма глагола.» (УМК Школа России 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о глаголах неопределённой формы, развитие речи и мышления.          Планируемые результаты:Предметные: Знать: что такое неопреде...