Конспект урока русского языка в 4 классе "Изменение глаголов по временам" УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 4 классе "Изменение глаголов по временам" УМК "Школа России" . Цель урока: совершенствование знания о временных формах глаголов, формирование умения правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов, развитие умения распознавать спряжение глаголов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка в 4 классе "Изменение глаголов по временам" | 28.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Пречистенская СШ
Конспект урока русского языка
в 4 классе УМК «Школа России»
ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНАМ
Подготовила учитель начальных классов
Куницына Е.С.
Цель урока:
совершенствование знания о временных формах глаголов
формирование умения правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов
развитие умения распознавать спряжение глаголов
Задачи:
- формировать умение правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов;
- развивать умение распознавать спряжение глаголов;
- продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
- развивать умение правильно употреблять глаголы;
- развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку;
- развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы;
- воспитывать взаимопонимание, товарищество;
Тип урока: введение новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, дифференцированная
Используемые технологии, активные формы обучения:
проблемно-диалогическое обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии, проектная деятельность, информационные технологии, обучение в сотрудничестве.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями
ХОД УРОКА:
Психологический настрой:
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- Прочитайте, о чем вы должны помнить, работая на уроке.
Слайд
Прочитайте девиз урока:
«Учись, смекай, активным будь и к знаниям откроешь путь! (на доске)
- Ребята, чтобы узнать, какова тема сегодняшнего урока, прочитаем отрывок из стихотворения Алексея Плещеева и ответим на несколько вопросов
Слайд
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
- Какое время года описывается в этих строках?
- Как бы вы его охарактеризовали? Что происходит с природой? (природа оживает, все приходит в движение)
- Прочитайте слова, которые помогают нам представить изменения в природе?
- К какой части они речи относятся? (глагол)
-Какой признак глагола их объединяет? (время)
Слайд
Посмотрите ещё раз на эти слова и попробуйте сформулировать тему урока.
О чем мы будем сегодня говорить? (об изменении глаголов по временам)
Сегодня ваши ответы будут фиксироваться в листке результатов и в конце урока каждый высчитает свою среднеарифметическую оценку, полученную за урок. Желаю вам удачи!
Слайд
Прелестница Весна не только растапливает снега, но и открывает пору навигации, когда реки освобождаются ото льда и можно передвигаться на лодках и др. судах, говорят, что водные пути становятся судоходными. Попробуем и мы поставить на свои лодки паруса
Словарный диктант:
Беседа, завтрак, заморозок, пожелание, космонавт, квартира, лестница, Россия, шофёр, пшеница
Проверяем в парах. В случае ошибки, делаем прокол в листке – парусе на ее месте. Слайд
Оцениваем:
Без дырок – «5»
1-2 дырки – «4»
3 – 4 дырки – «3»
5 и более – вы не готовы к навигации. Ставьте заплатки на свой парус!
Выставляем оценки в свой листок результатов
- Мы с вами определили тему урока: изменение глаголов по временам. Какие цели урока поставите?
- Сегодня нам предстоит дополнить наши знания о временных изменениях глагола
- Какое событие отмечает не только наша страна в весеннем месяце апреле?
(полет в космос)
- Кто управляет ракетой? (космонавт)
– За его здоровьем тщательно следят врачи. Представьте, что вы космонавты (слайд) и вам необходимо пройти медосмотр.
Сейчас я буду снимать с вас кардиограмму. Послушайте утверждения, которые отражают основные понятия по теме «Глагол», если вы не согласны с предложенным утверждением, ставите в тетради значок – V , а если согласны – значок Λ.
Тест к кардиограмме:
- Глагол обозначает действие предмета.
- Глаголы изменяются по падежам.
- Не с глаголами пишется раздельно.
- Глаголы имеют три спряжения.
- Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
- Глаголы в н. ф., оканчивающиеся на –ить, кроме брить - стелить, относятся ко ΙΙ спряжению.
- В предложении глагол чаще всего бывает подлежащим.
- Инфинитив – это начальная форма глагола.
- А теперь проверим, кто из вас «здоров» и готов слетать в космос. Сравните полученные графики с «кардиограммой», записанной на доске. Оценивание.
Поставьте себе ещё 5 баллов, если ваша кардиограмма в норме
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Я назову вам глаголы. Вы должны определить время глагола и выполнить определенное упражнение:
Н. в. – руки на пояс;
П. в. – присядьте;
Б. в. – ходьба на месте
Крутил, несёт, бежал, лает, заговорит, прыгал, прочитает, стоит, болел, пел.
- Вернемся к листочкам – парусам
-Для вас задание: от первых четырех слов вы должны образовать и записать глаголы неопределенной формы в таблицу на желтом листке у вас на партах. Проверяем. Слайд
Изменение глаголов по временам
Неопределенная форма глагола | Время глагола | ||
настоящее | прошедшее | будущее | |
Что делать? | Что делает? | Что делал? | Что будет делать? |
Беседовать | беседует | беседовал | будет беседовать |
Завтракать | завтракает | завтракал | будет завтракать |
Что сделать? | - | Что сделал? | Что сделает? |
Заморозить | - | заморозил | заморозит |
Пожелать | - | пожелал | пожелает |
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
- Какие глаголы не имеют настоящего времени?
- Какой можно сделать вывод из нашей таблицы?
-Давайте сверим наше предположение с учебником УПР. 503
Глаголы в неопределенной форме отвечающие на вопрос что сделать? называются глаголами совершенного вида
Глаголы в неопределенной форме, отвечающие на вопрос что делать? называются глаголами несовершенного вида
Для вас задание: распределите данные глаголы на два столбика совершенного и несовершенного вида:
Решать, решить, защищать, защитить, покупать, купить, бросать, бросить, слышать, услышать, видеть, увидеть.
-Какие глаголы мы назовем глаголами совершенного вида?
- Какие из данных глаголов не будут иметь форму настоящего времени?
Упр. 506
С комментированием: ставим вопрос устно к глаголу (все формы образует ли)
Глаголы посмотрел, пожелтел разобрать по составу на доске.
-От каких глаголов нельзя образовать глаголы настоящего времени?
- Выпишите из текста 3 глагола совершенного вида и 3 глагола несовершенного вида, определите в каком времени они стоят.
Лучше всего наблюдать скворца рано утром, до восхода солнца, а для этого надо и вставать пораньше. Впрочем, старинная умная поговорка гласит: «Кто рано встал, тот не потерял». Если вы по утрам, каждый день, будете сидеть тихо, без резких движений где-нибудь в саду или в огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко. Попробуйте бросать птице червяков или крошки хлеба сначала издалека, потом все уменьшая расстояние. Вы добьетесь того, что через некоторое время скворец будет брать у вас пищу из рук и садиться вам на плечо. А прилетев на будущий год, он очень скоро возобновит и заключит с вами прежнюю дружбу. Только не обманывайте его доверия. Разница между вами обоими только та, что он маленький, а вы – большой. Птица же создание очень умное, наблюдательное: она чрезвычайно памятлива и признательна за всякую доброту (А. КУПРИН)
Проверка. Если выполнили верно, поставьте себе в листок результатов оценку «5» и «4» если есть 1 ошибка.
Оценивание. Выводим себе оценку за урок, посчитав среднеарифметическое своих оценок за урок.
Игра «Четвёртый лишний»
- трещит, скрипит, заскулит, воет
- встречает, визжал, поскрипывал, дул
- прочитает, удивить, запишет, нарисует
ИТОГ. Наш урок подошел к концу.
Какие временные признаки имеют глаголы?
Какие глаголы не образуют форму настоящего времени?
Если вам было все понятно – берем себе самолетик.
Не все казалось понятным – кораблик.
Требуется помощь – флажок.
Домашнее задание: с.243, упр. 612
Спасибо за урок!
Источники:
1. Изображения. [Электронный ресурс]. – URL: https://encryptcd.google.com (дата обращения 23.06.2012)
РЕЗЕРВ.
Синтаксическая пятиминутка. Игра «Огоньки».
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Своё внимание к словам.
Проводится игра «Огоньки». На магнитной доске записано предложение: Гибкие ветки берёз густо покрылись смолистыми почками.
Ученики «зажигают огоньки» под изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложение в тетрадь.
После этого проводится разбор предложения по членам предложения
Тест
1. Выберите верное утверждение:
А) Глагол- это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Б) Глагол- это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
В) Глагол- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
2. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы:
А) что делает? что сделает?
Б) что делаешь? что сделаешь?
В) что делать? что сделать?
3.В каком из данных глаголов пишется окончание -ем?
А) слыш…м;
Б) нарису…м;
В) пил…м.
4. Найдите глагол совершенного вида.
А) лететь;
Б) завязывать;
В) выучить.
5. Найдите глагол будущего времени.
А) напишет;
Б) зеленел;
В) работает.
6. Выбери глагол, который не является исключением.
А) гнать;
Б) терпеть;
В) лететь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка+презентация "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений обучающихся об изменении глагола по временам; формирование умения определять время глагола.Планируемые результатыПредметные: знать...
Конспект урока русского языка "Что обозначает глагол" УМК "Школа России" 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Что обозначает глагол?» Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, умения употреблят...
Конспекта урока русского языка "Неопределённая форма глагола" УМК "Школа России" 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Неопределённая форма глагола» Цели деятельности учителя: ознакомление с неопределённой формой глагола; формирование умения распознавать...
Конспект урока русского языка "Неопределённая форма глаголов" (УМК "Школа России" 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫКТема: "Неопределенная форма глаголов" Цели деятельности учителя: 1. Формировать представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной ...
Конспект урока русского языка, тема: «Число глаголов. Изменение глаголов по числам», 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные: - Уметь правильно ставить вопросы к глагол...
Конспект урока русского языка, тема: «Число глаголов. Изменение глаголов по числам», 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные: - Уметь правильно ставить вопросы к глагол...
Конспект урока русского языка «Неопределённая форма глагола.» (УМК Школа России 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о глаголах неопределённой формы, развитие речи и мышления. Планируемые результаты:Предметные: Знать: что такое неопреде...